Сделай Сам Свою Работу на 5

Цирковые маски. Ретроспектива. Клоунская маска





Одним из слагаемых клоунских масок всегда индивидуальная алогичная логика комедийного персонажа. Играя яркие буффонные сценки, комики стремятся осмыслить внутренний мир своих комических героев, детально разрабатывают свое отношение к жизни, и зрители видят на сцене не застывшую размалеванную маску, а живого современного человека, которого волнуют большие и малые проблемы. Клоунская маска: внешний вид, грим, манера поведения, голос, костюм и даже репертуар клоуна. Клоунские маски: Карандаш (Румянцев), Олег Попов, Юрий Никулин и Шуйдин, Андрей Николаев, Александр Родин, Маковский,и Ротман и др. (Советский цирк).

«Клоун» - латин. «colonus» - мужик, деревенщина. Клоун – синтез буффонов, ныне не существующих.

Балаганные артисты: итальянские арлекины, французские Пьеро, немецкие Ганвурсты, английские пантомимисты, русские «деды» были связаны с народным площадным театром, с теми фарсами, которые разыгрывались в Средневековье. Не все смогли привыкнуть к цирковой арене, обозреваемой со всех сторон, к лошадям, опилкам, ритму, более жестким требованиям цирка. В конце 19 века начинается подъем клоунады. Усилилась общественная, социальная сущность клоунских номеров.



Клоун – слово магическое. Клоун – воплощение цирка.

Клоунада – искусство сложное и тесно связанное с индивидуальностью артиста и поэтому его столько, сколько самих клоунов. Клоун – прямой потомок средневекового шута. Он не столько мим, сколько акробат.

Белыйклоун – от Пьеро.

Рыжий – от Арлекина.

В понятие «клоунская маска» входит все: внешний вид, грим, манера поведения, голос, костюм и даже репертуар.

Клоун – большой ребенок. Взаимная симпатия детей и клоуна. Дети не умеют сдерживаться, они лакмусовая бумажка успеха клоунады.

Характер клоунской маски раскрывается в первой выходной репризе. Юмор, природа клоунской маски не мешает артистам показывать остросатирические темы, играть отрицательных типов.

Впервые персонаж, носящий имя «клоун» вышел на сцену английского театра в 16 веке. В пьесах – это простой человек, слуга, который был одет в синюю куртку дворового или в красновато–коричневую – крестьянина. Цвет - положение в обществе. Он должен быть смешным и неуклюжим, наивным. Шекспир специально оставлял в пьесах пустоты, которые заполняли клоуны комичными трюками, в интермедиях, не связанных с действием.



В 18 веке в Англии и Франции стали появляться стационарные цирки. Современный цирк родился в середине 18 века. Филипп Астлей в 1770 году, в Лондоне, около вокзала Ватерлоо, показал вольтижировку на одной и двух лошадях. Его костюм: красная куртка, короткие штаны из чертовой кожи, и в треуголке с плюмажем. Затем он ввел канатоходцев, прыгунов и жонглеров.

Первые цирковые клоуны – «неумелые» наездники, крестьяне. Первые клоуны-наездники: Портер и Фортунелли. Первый пеший клоун – Саундерс. Дебют у Астлея. Начинал с дрессированными собачками. Участвовал в номере. В 1779, школа верховой езды превратилась в Амфитеатр верховой езды. Появился купол. Размеры манежа (диаметр = 23 м.). Затем осмеянию подверглись и аристократы, которые гордятся своим положением, а на лошади сидеть не умеют.

Во Франции, 7 июля 1782 году, открыл цирк англичанин Филипп Астлей. Первые цирки – это шапито.На манеже сошлись два типа комиков: первый – вышел из конной клоунады, второй – паяцы – из театра и из драматической пантомимы.

Манеж – своим появлением обязан лошадям. Очень ценилось искусство верховой езды. Здесь соединилось искусство гистрионов, жонглеров 13-14 веков, площадки рыцарских игр, школы верховой езды (обязательно на круглых манежах). Наездник-акробат, затем наездник-акробат-клоун. Вначале актеры играли и в театре и в цирках.

На клоунаду во французском цирке громадное воздействие оказала маска Пьеро, которую создал Дебюр



 


о.

Вначале на манежах цирков клоуны разыгрывали сценки из репертуара комедии дель арте. Затем они стали овладевать приемами цирковой выразительности: акробатикой, дрессурой, эквилибристикой, верховой езды, жонглированием и др.

Коверные, т.е. у ковра – клоуны пародисты комики в номерах, выходцы из униформистов, заполняли паузы, это Рыжий. Произошло это во второй половине 19 века, когда появился настил, ковер для других номеров, который закрывал опилки. Задача коверного соединить все номера представления, оттеняет впечатление от исполненного номера. Затем выходит клоун – соло, с номером. Есть клоуны – мимы, буффоны, музыкальные эксцентрики, конная клоунада.

 

Грим. Белый. Есть два типа клоуна. Это - Белый и Рыжий

Белый клоун ведет свою родословную от Пьеро, а тот, в свою очередь, от персонажа комедии дель арте. Средневековые артисты тоже посыпали лицо мукой.

Грим Белого достаточно прост. Это белое лицо. Метки, штрихи выполняются в красных и черных цветах. Рот сравнительно невелик. Кончик носа может быть красным. Большой бутафорский нос Белому не положен. Обтягивающий голову колпак, подобно эластичному чулку, плотно прижимает волосы и является непременным аксессуаром маски классического Белого.

Обсыпанное лицо мукой, делало его черты лица более яркими. Нарисованные сажей (углем) высокие брови и полоски «слез» под глазами придавали лицу глупое или плаксивое выражение. Красный кончик носа и мочки ушей, неуверенная походка – пьяницы. На голове у Белого – колпак (средневековый шут). Костюм – комбинезон, куртка и брюки, напоминающие галиф, доходили до колена – далее чулки и туфли без каблуков на мягкой подошве. Вначале он шился из ситца, затем парча, бархат, атлас. Первые такие костюмы были у Дуровых.

До 80 – х 19 века Белые клоуны выступали только соло. Читали монологи, шутки сатирического характера, дрессировка, жонглирование, акробатика. С 80х 19 в. Рыжие и Белые стали выступать вдвоем. Первые: Футтит и Шоколад.

Белые клоуны: Футтит, Антонэ, Франсуа Фрателлини, Рико. Каждый изображал определенный характер, гиперболизированный, условный.

Маска Белого обязательно либо очень зловеще красивая (это не Пьеро), либо слегка комичная. Белый – это потомок Пьеро – персонаж, действующий в старинном французском фарсе. Первый Белый – Серж.

Футтит – Деспотичный, упрямый хозяин. Изображал очень умного человека, но был весьма недалек и легко попадал впросак.

В дуэте Рико и Алекс: Рико – Белый - никогда не распекал своего товарища, а были оба добры и великодушны.

Белый + Рыжий = антре (номер).

Футтит и Шоколад знаменовали начало новой эры и развития клоунады. До этого у клоунов не было постоянного партнера. Успех клоунады: 1) способность клоуна и Рыжего разыгрывать комедийные сценки, 2) дополнять друг друга, 3) гармонично сочетать эти качества.

Рыжий.Рыжий – это «козел отпущения», объект шуток. Он готов все сносить, все исполнять, станет партнером клоуна, подающего ему нужные реплики. Он задает несуразные вопросы, создает комические ситуации, путаницу. Это прообраз маски Арлекина из итал.комедии масок.

В европейском цирке существовал еще типаж – Бродяги.В российском цирке Бродяги не было, а типаж этот назывался коверным. Но, в отличие от Бродяги, у которого лицо всегда темное, загорелое, коверные гримируются по-разному. Обычно коверные прибегают к простейшему гриму, вроде ярких больших веснушек или яркого румянца. Почти всегда коверные надевают бутафорский нос, как Рыжий. Клоуны используют иногда и большие уши.

Парик – принадлежность костюма, облика клоунов-буффонов, Рыжих. Современные клоуны их редко надевают. Чаще красят или смешно стригут волосы, или бреются, часто используется нелепый головной убор.

ПервыйРыжий - Том Беллинг – американ. наездник, выступавший в цирке Э.Ренца.

Рыжие: Шоколад, Беби, Грок, Завата, Поль и Альбер Фрателлини.

Рыжий Август – его происхождение покрыто тайной. Это одна из загадок цирка. Есть предположение, что в немецком цирке Р.Бриллофа – выступал клоун Август Вебер, образец настоящего клоуна. Его искусство ценил и Эрнест Ренц, владелец своего цирка в Германии.

Во Франции Рыжего звали – Огюст (старательный идиот), в Италии – Тони,в Германии – Ганвурст, В России – паяц,

Глупый Август – Том Беллинг, самый популярный комик этого времени (1870). Он любил выпить и уже почти не выступал и, с перепуга, когда Ренц (директор) заставил его выступить, начал падать на свой костюм, запутался в нем на сцене, рукава болтались, нос красный. Том Беллинг в жизни был рыжим. В этом облике и в этом амплуа он становится великим Рыжим. И все стали подражать ему.

Цирковой грим. Маски. Белый и Рыжий. Клоун

Амплуа Августа или Рыжего клоуна было творением многих комиков. Именно поэтому Август появляется почти одновременно в разных цирках, но выглядел по-разному: то преувеличенно мешковатый костюм униформиста, то во фрак, но также мешковатый и обвислый, то в гротесковый костюм конюха. Его красноватый нос выдавал пристрастие хозяина к спиртным напиткам, а копна рыжих волос была смеховым символом, которая придавала персонажу характер хитрого, коварного, подлого и глупого человека. В этом была дань древней традиции, закреплённой в народной пословице: «Рыжий да красный – человек опасный». Не секрет, что о рыжих издавна слагали анекдоты, сказки, пословицы. Рыжеволосые и в мифах были богами коварными. Согласно египетскому мифу об Осирисе, носитель злого начала был рыжекудрый Сет, который убил своего брата Осириса. В Средние века рыжий цвет волос – это цвет адского пламени, только за это могли сжечь на костре. В России рыжих людей тоже не жаловали. Поэтому смеяться над ним на арене цирка было безопасно. Это был единственный способ, когда можно было выплеснуть негативные эмоции,

посмеяться над другим, т.е. «дураком». В конце 80 –х гг. 19 века маска Рыжего приобрела большую популярность и в России. У нас в России первым Рыжим был Билли Гайден.

Постепенно накапливался материал для интермедий. Рыжий выступает у ковра, когда его либо убирали, либо стелили. Отсюда его стали называть Ковёрным. Он лез во все дела, разыгрывал артистов, смешно их копировал, заполнял паузы, соединял воедино программу представления.

Маленький Уолтер, Том Беллинг – одни из первых Рыжих клоунов. Тома Беллинга в 1880 году именуют Августом.

Белый – король арены, но до начала 20 века. Положение Белого – даёт право артисту старшинства. В начале 20 века, убедившись, что Белый отныне зависит от него, от Рыжего, Рыжий начинает отстаивать свои права и может уже работать без Белого. Некоторые Белые, например Антоне, последний самовластный клоун футтитовской традиции, до последнего сопротивлялся попыткам Рыжего к увеличению значения его роли.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.