Сделай Сам Свою Работу на 5

VI. 12. Возрождение (XV-XVII вв.)





Эпоха «титанов» (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боттичелли). Возврат интереса к человеку, его индивидуальности, гуманизм. Возрождение в Испании, Франции, Англии, Германии: различия в прическе, гриме, макияже.

Композиция грима: естественная красота, брови и ресницы обесцвечены; большой открытый лоб, тон грунтовки – «теплых» («весна-осень») оттенков. В прическе – элементы греческой классики, но более усложненная – с массой локонов, украшенных жемчугом, сеточками, лентами, прозрачными вуалями.

В идеалах красоты сохраняются идеалы «Высокой Готики», с соединением новых тенденций, которые отражали интерес к классическим идеалам Древней Греции. «Высокая Готика» – это безбровое лицо, с преувеличенно большим лбом. Идеалы Древней Греции преимущественно отразились в характере прически; открытых, завитых, сложно декорированных, золотисто-рыжих волосах. Здоровый и «тёплый» колорит кожи лица, его «открытость», естественная красота - являются символами женской красоты.

Композиция женского грима: естественная красота, брови и ресницы обесцвечены. Пластика женского лица – овальная, соответствовавшая греческой классике. Общий тон персиково-золотистых оттенков, как при макияже «весна-осень» или «оливковой зимы», т.е. слегка желтовато-зеленоватый цвет, характерный для южан. Открытый, большой лоб, почти безбровое и без ресниц лицо, с небольшим, но женственным ртом, создавали уникальный женский образ эпохи Возрождения, характерный для Италии XV-XVI вв. Так как красивым считался высокий лоб, волосы надо лбом сбривались на ширину двух пальцев. Волосы должны быть золотисто-рыжими или красновато-рыжими (тициановыми).



Своеобразной особенностью женских причесок является их «перегруженность» локонами, жемчугом, сеточками, прозрачными вуалями, но с некоторыми элементами греческого силуэта. Волосы должны быть золотисто-рыжими или красновато-рыжими (тициановыми).

Мужские идеалы красоты: естественность, мужественность, но и утонченность (придворная). По большей части это гладкое лицо (без усов и бород); итальянская причёска «колба», испанская, короткая стрижка, или полу длинные локоны. Популярны береты, плоские красные шапочки.



Идеалы этой эпохи как женской, так и мужской в XVI, XVII в.в. стали различными в странах Европы (Италии, Франции, Англии, Испании).

Своеобразной особенностью женских причесок является их «перегруженность» локонами, жемчугом, сеточками, прозрачными вуалями, но с некоторыми элементами греческой классики.

Мужские идеалы красоты – это естественность, мужественность, но и утонченность (придворная). По большей части это гладкое лицо (без усов и бород); итальянская причёска «колба», испанская, короткая стрижка, или полудлинные локоны. Популярны береты, плоские красные шапочки.

Идеалы этой эпохи как женской, так и мужской красоты, внешнего облика в XVI, XVII в.в. были различными в странах Европы (Италии, Франции, Англии, Испании).

 

История прически. Возрождение( И.С.Сыромятникова. – М.: ИСКУССТВО, 2008, с. 91 – 124).

Италия. По произведениям живописи, скульптуры, поэзии можно представить идеал красоты того времени. Образцом совершенства и подражания стали античные статуи. Из описаний, писем, воспоминаний возникает образ красавицы с золотистыми волосами, матовым и естественным цветом лица, яркими глазами. Флорентийские и венецианские женищины, которые послужили моделями для портретов великих художников (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боттичелли), олицетворяли ценимый в эпоху Ренессанса тип красоты, которая отражала здоровье и силу.

В мужчине ценились высокий рост, хорошее сложение, резкие черты лица, выражающие волю, сильный характер, мужество. Мужчины должны быть ловкими, сильными выносливыми, образованными и иметь изящные манеры.



В 13-15 вв. Италия становится центром европейской политики и экономики. Её удобное географическое положение способствовало развитию торговли, расцвету городов. Создаются благоприятные условия для развития капитализма. Появляется крупные мануфактурные предприятия, развивается ткацкая промышленность, банковская систем. Италия центр этой промышленности: Неаполь, Флоренция, Венеция, Генуя, Милан, Рим. Патриархальная феодальная аристократия постепенно вытесняется новым классом – буржуазией.

В эпоху Возрождения Италия испытывала влияние мод соседних стран. Северные города придерживались французских мод; южные сохраняли свою индивидуальность; город-государство Венеция, поддерживающая торговые отношения с Востоком, находилась под влиянием восточной моды. Законодательницей итальянских мод в костюме и причёске 15 века становится Флоренция, а с 1530 года и до конца 16 века итальянцы следуют испанской моде. Предпочтение отдаётся сочетанию ярких красок, сочных цветов. Освобождённые от церковных запретов, горожане изощрялись в костюмах и причёсках, которые богато украшались драгоценностями. Жизнерадостная мода Возрождения помогла итальянцам забыть о тяжёлых головных уборах средневековья. Женские волосы, считавшиеся прежде греховным соблазном, сделалась предметом воспевания и поклонения художников и поэтов.

Выдвижение Флоренции как законодательницы моды в 15 веке объясняется её ролью в политической, экономической и культурной жизни страны. С 1469 по 1492 год полновластным правителем (синьором) Флоренции был Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, - поэт, меценат, способствовавший развитию культуры и искусства. Здесь жили Андреа Верроккьо, учитель Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди, Доменико Гирляндайо, Пьетро Перуджино, Пьеро де Козимо.

Во второй половине 15 – начале 16 века законодательницей мод становится Венеция. Новые моды сложились в богатых купеческих семьях, и распространялась среди знати. Венеция сохранила традиции ренессансной культуры, свободомыслия, антифеодальные настроения. В Академии искусств и Дворце дожей были собраны редкие коллекции произведений искусства. Здесь творили Веронезе, Тициан, Джорджоне, Тинторетто, Гварди, Каналетто, Тьеполо. Здесь сложилась своя школа живописи. Работы этих художников стали мировыми шедеврами.

Мужские причёски. Мужские флорентийские причёски всех сословий были одинаковыми по силуэту. Волосы были длинными и пышно завитыми. Самым распространённым был шарообразный силуэт. Длина локонов достигала плеч. На лбу выстригалась прямая чёлка. Иногда волосы разделялись прямым пробором или зачёсывались назад. Завивка была разной – волнообразной или мелкой, крутой. Была популярной причёска «колба»: волосы укладывались в широкий валик концами внутрь, обрамлявший всё лицо. Носили и прямые незавитые волосы. По-прежнему можно было увидеть «пейзанскую» (под горшок) стрижку, как в средние века. Все эти причёски не менялись на протяжении многих лет. Оставались они и после того, как законодательницей мод стала Венеция.

В это время длина волос в мужской причёске постепенно становится короче, но остаётся популярной «колба». С появлением высокого воротника причёска значительно укорачивается.

Лица чисто выбривались. Зрелые мужчины и старики отпускали бороды и усы. Главным условием красоты бороды являлся её равномерный цвет. Так, с появлением седины её подкрашивали, а затем и полностью обесцвечивали, придавая ей белизну, зачастую с голубым оттенком. Единой формы бороды не было. Каждый исходил из индивидуального вкуса, моды. Некоторые носили только усы. С 70-х годов 15 века стали носить бакенбарды, которым придавали округлую форму и завивали. Молодые люди носили или одни усы или только бакенбарды.

Женские флорентийские прическипоражали замысловатостью. Вернулись причёски средневековья. Причёски разных областей Италии были различны, но их всех объединяло одно – длинные завитые распущенные волосы. Их перестали скрывать под головным убором. Причёски всех сословий отличались лёгкими изящными линиями. Подражая античным образцам, дамы свёртывали волосы наподобие греческих узлов. Но со временем простота линий ушла. На смену ей пришла затейливость и витиеватость, изысканность и декоративность. Причёски стали индивидуальны, в них отражался вкус и фантазия исполнителя. Эти причёски, состоящие из кос, локонов, требовали уже высокого мастерства. Сложные комбинации из волос обильно украшали лентами и нитями жемчуга.

В начале15 века во Флоренции появляются лёгкие, изящные причёски. Самая популярная из них – «флорентийская коса». Для неё все волосы разделялись прямым пробором, зачёсывались полукругами на щёки, на затылке заплеталась коса, ровная по толщине по всей её длине. Её перевязывали лентами, шнурами, бусами. Косу часто вкладывали в кожаный футляр или сетку, которая заканчивалась кисточкой. Важным элементом её были небольшие локоны, свисающие по обеим сторонам лица. Иногда волосы собирали на затылке в пучок, перевязывали крестообразно и распускали по спине широкой, слегка волнистой прядью. В таких причёсках делали прямой пробор, височные пряди коротко подстригались и, слегка подвитые, напускались на щёки. Все эти причёски требовали очень густых волос, и дамы прибегали к искусственным косам, локонам (постижу). (Портрет Симонетты Веспучи. Сандро Боттичелли).

Девушки причёсывались просто, заплетая на затылке одну косу и укладывая её венчиком вокруг головы, или заплетались две косы, распускались завитые волосы по плечам. Причёски украшали шёлковыми лентами, цветами, нитками жемчуга, серебряными блёстками, Иногда волосы носили в изящных серебряных сеточках, расшитых жемчужинами, подвязывали лентами, жгутами на затылке. Волосы крупно завивали.

Замужние женщины тоже заплетали волосы в косы, укладывая их в виде ракушек спиралями над ушами. Часто волосы покрывали бархатными шапочками, вуалями, сетками из лент. Иногда на причёски сверху сетки надевали шёлковый толстый валик в форме кольца. Объёмные валики крепили на высокие шапки закруглённой формы. Была причёска с футляром для косы из белого шёлка, обмотанным чёрной лентой крест-накрест.

Причёски итальянок менялись и под воздействием испанских мод. Современник писал, что гладкая причёска очень подходила к умным прекрасным лицам флорентийских патрицианок, придавая им вид превосходства и уверенности в себе. Часто распущенную длинную прядь, перевитую лентами, также называли косой, т.к. волос из-под ленты не было видно. Причёски венецианок были различны, но их можно объединить в два основных типа: завитые локоны, закреплённые шпильками, перевитые украшениями; причёски с косами, уложенными по-разному.

Во второй пол 15 века крупнейшим центром мод была Венеция - богатейший город того времени. Эстетическим идеалом венецианского общества того времени была величавая пышность, спокойствие, солидная медлительность, округлость форм.

В конце 15 века в Венеции получила широкое распространение причёска с завитыми в виде полумесяца прядями, расположенными надо лбом. Иногда причёска напоминала небольшие рожки наподобие серпа Венеры.

Увлечение светлыми волосами привело к тому, что в Венеции на крышах стали строить будки без крыши. В них женщины, защищённые от любопытных глаз, сидели часами, выжигая на солнце смоченные разными составами волосы.

Венецианские причёски также замысловаты и изящны. Женщины носили причёску типа «колбы», только пряди были более длинными. Часто волосы забирались в сетку, которая спускалась до плеч с темени. Делались причёски типа тюрбана, при этом на темени укладывали высокие пучки жгутов кос. Как и во Флоренции, венецианки носили налобные украшения и цветы. Самым модным цветов волос был рыжий и золотистый. Для выхода на улицу служило домино и маска.

Для выхода на улицу мужчины иногда надевали домино - тонкий халат с огромными рукавами, карманами, капюшоном и полумаской. Чёрные полумаски - привилегия дворянства.

Венецианские моды продолжались 50 лет. В начале 16 века в Венецию проникают французские моды. Французские моды достигли наивысшего развития в середине 16 века. В конце 16 века они стали вытесняться испанскими модами.

Французские моды до сих пор называются шекспировскими потому, что герои-аристократы шекспировских пьес экипировались именно по французским модам.

Франц. моды возникли среди буржуазных протестантских кругов. В сер. 16 века во Франции велись войны между католиками и протестантами. Протестантизм был проявлением критической мысли буржуазии, кот. поставила под сомнение некоторые положения католической церкви. Протестанты были людьми строгих и даже ханжеских моральных правил, были противниками развлечений, театров и танцев. Поэтому они выступили против непристойных флорентийских костюмов, Последние были мало удобны для верховой езды в военных походах, в кот. постоянно участвовали протестанты. В связи с этим протестанты и создали новый мужской костюм, отвечавший требованиям скромности и удобства. Этому способствовало новое изобретение - вязаные чулки.

Жительницы Неаполя придумали себе особую причёску – волнистых волос, которые короткими прядями зачёсывались на щёки; на затылке пряди подвязывались лентами и каскадом ниспадали на спину.

Причёски куртизанок отличались от причёсок знати и горожанок. Они состояли из двух толстых жгутов, уложенных надо лбом (на макушке) в виде баранок, одна над другой в одной плоскости. На лоб спускалась густая, сильно завитая чёлка из мелких кудряшек. Волосы на затылке гладко зачёсаны.

Много внимания уделяли окрашиванию волос в рыжевато-золотистый цвет, увековеченный на полотнах Тициана. В эпоху Возрождения вошли в моду духи. Сильный аромат, крепкий запах не считался плохим вкусом. Широко использовалась косметика.

Женский костюм состоял из камизы и робы. Рукава были широким с напуском. Подпояска была по талии или выше талии. На ногах носили остроносые туфли без каблуков.

 

 

Доминик Паке. История красоты.М.: Астрель, 2001.

Открытие и распространение рецептов античности.

Переводы античных манускриптов способствовали проникновению в Европу рецептов Древнего Рима. Эти знания возрождают прежнее отношение к телу человека, основанное на законах гармонии. Итак, средневековый канон красоты ушёл в прошлое, уступив место канону зрелой, цветущей, пухленькой женщины. «Сочная красота» зрелой женщины взяла верх над красотой подростка. Идеал воплощается в облике полнотелой красавицы с нежной кожей естественного цвета. (Тициан: «Венера перед зеркалом»). Средоточием вожделений поклонников женской красоты по-прежнему оставалась блондинка с отбелённой кожей.

Изобретение книгопечатания. Книга Нострадамуса «Трактат о белилах, румянах и сладостях» (1555). Он возвращается к греческому пониманию различий между «косметикой» и «коммотикой» и узаконивает заботы по уходу за телом.

Мания канонов

В эпоху Возрождения человеческое тело превращается в произведение архитектуры. Разделённое на составные части, оно, словно расплавленный металл, отливается в идеальную форму, но сама эта форма не остаётся застывшей. По канонам Поликлета голова должна семь с половиной раз «укладываться» в длине тела, по канонам Лисиппа - восемь с половиной. Дюрер и Леонардо да Винчи разрабатывают новый эталон красоты, подчиняющийся простым эмпирическим законам так называемого «золотого сечения», коим должны соответствовать все части человеческого лица. Так: расстояние по вертикали между подбородком и кончиком носа должно быть равно трети всей длины лица, такое же расстояние должно быть между кончиком носа и линией бровей, и, соответственно, такое же расстояние должно отделять брови от корней волос.

Красота выверялась законами математики, ибо всё тело человека с головы до пят было разделено на части, для каждой из которых определялись точными размерами и пропорции.

У дамы три «вещи» должны быть белоснежными (кожа, зубы, руки), три - красными (губы, щёки, ногти), три - чёрными (глаза, брови, ресницы), все части тела должны соответствовать семи, девяти или тридцати трём канонам идеального телосложения.

Как пишет Аньоло Фиренцуола, «красота становится гармонией, проистекающей из идеального сочетания пропорций». Воззрения этого бенедиктинца к 1510 году уже прочитавшего целую серию публичных лекций, посвящённых красоте, обрели силу законов.

Совершенная красота, по Аугусто Нифо, состоит из пяти элементов, соответствующих пяти чувствам: из формы, гармонии, сладостной пленительности, приятной нежности и мягкости осязания.

Человеческое тело подчинялось строгим законам пропорционального соответствия всех частей друг другу и правилам золотого сечения. Лицо, грудь, руки, ноги - все части тела предназначены для прославления страсти, но страсти узаконенной эстетическими нормами.

Руководствуясь достаточно расплывчатым идеалом, прекрасные дамы, чьи пропорции ему не соответствовали, без устали принялись при помощи косметики и прочих уловок творить призрачную, искусственную красоту, которую одна только Революция взорвала и смела.

Привезя во Францию итал. идеал красоты Екатерина Медичи становится прародительницей красоты эпохи барокко. Красавица может быть признана таковой, если у неё золотистые волосы, и они добиваются в искусстве осветления волос несравненного мастерства. Отбелённая свинцовыми белилами матовая кожа, зубы, натиравшиеся смесью истолчённого красного коралла, винного камня, сушёной каракатицы, персиковых косточек и корицы, - всё это придавало лицу нежность, изысканность и чистоту.

В Венеции женщины подкрашивали грудь, а некоторые белили и румянили тело целиком по примеру куртизанок. Они могли также отбеливать руки смесью мёда, горчицы и миндаля.

Начали появляться на лицах и мушки, скрывавшие родинки и прыщи.

В конце 16 века появляется сухой способ ухода за телом, т.е. к притиранию всех частей тела надушенными предметами туалета. Повсеместное увлечение духами.

В это время в языке появляется слово «макияж», которое до ХХ века сохранит негативный оттенок и значение «уловки, обмана».

 

 

13. Испания. 16 -17 вв. (Возрождение)

Идеалы красоты. Судя по портретам этого времени (Веласкес, Эль Греко, Сурбаран), испанцы представляли идеал красоты мужчины как сочетание храбрости и мужества. Высокие, с худощавой фигурой, крупными и острыми чертами лица, густой шапкой тщательно причёсанных волос, обязательным наличием усов и острой небольшой бородки, холёными белыми руками.

Женщины должны были иметь белую кожу, без оттенка желтизны, чёрные пышные вьющиеся волосы, стройную фигуру, гордую плавную походку; ценили в женщине остроумие, умение вести себя в обществе, играть на различных музыкальных инструментах. При дворе женщины лицо белили и румянили. Ненакрашенное лицо считалось некрасивым, отсутствие косметики – признаком дурного тона.

Мужская причёска. Все мужские причёски представляли собой короткую стрижку, т.к. в моде были высокие воротники типа фрезы, «мельничных жерновов». Именно в Испании появляется мужская ступенчатая стрижка, на лбу чёлка из мелких локонов.

Носили и причёски из полудлинных волос, подвитых концами внутрь (колбе). Часто можно видеть причёски с зачёсанными назад волосами, уши при этом оставались открытыми. Длина волос достигала плеч.

В Испании мода на парики не была массовой, их носили только щёголи. Парики закупали во Франции. Мужчины простолюдины носили причёску «пейзан», «в кружок» или причёски с косичками, заправленными в маленькую бархатную сеточку, которая свешивалась на плечо или спину. На конце иногда завязывали бант. При коротких причёсках носили пышные бакенбарды, которые подстригали, завивали. Одни носили заострённую бороду, другие чисто брились. Эти заострённые бородки в Европе стали называть «эспаньолками». При помощи специальных ножниц и щипцов бороде придавалась клинообразная форма. Носили бороду и других форм. Дополнением бороды были усы с концами, которые торчали как пики. Встречались и многоярусные усы. Гранды носили усы «бравадо»: концы усов закручивались кверху двумя длинными пиками. Концы усов специально смолили или фабрили. С 40 годов 16 века усы становятся ещё длиннее. Было много разных фасонов усов и бороды.

Мужские причёски начала 17 века, несмотря на общеевропейское влияние французского двора в области моды, изменяются мало. И позднее удлинённые французские парики типа «бинетт», «пудель», «грива льва» не находят массовых поклонников.

Женские причёски, по сравнению со средневековыми, претерпели изменения. Законодательницами мод стали королевы. Силуэт причёски изменился из-за перемены формы воротников. Среди придворных дам распространяются высокие причёски, пучки на макушке, валики надо лбом. Часто причёски делали на каркасах из проволоки, на которые крепили волосы. Причёски делались в большинстве из завитых волос. Благодаря каркасам в форме груши, сердца, кегли, яблока появились высокие причёски с такими же названиями. Эта причёска состояла из нескольких видов локонов. На лбу, висках завивали лёгкие, мелкие локоны, верхнюю часть причёски делали более массивной из буклей или трубчатых локонов. Причёски этого типа во времена господства испанской моды широко распространились в Европе. Аристократки носили причёску «куафиа де папос», состоявшую из прямого пробора и кос, уложенных баранками на щеках, плоско. Причёска получила такое название из-за своей степенности и строгости. Эта причёска просуществовала недолго. Её сменила ещё более чопорная причёска. В такой причёске волосы разделялись прямым пробором, гладко приглаживались на две стороны, а на затылке взбивался или прикреплялся объёмный пучок. Были и сложные причёски, вместо кос укладывали на щёки объёмные полушария – бандо.

Очень эффектны были причёски королевы Изабеллы Португальской, жены испанского короля Карла 1. Одна из них изображена на полотне Тициана «Портрет Изабеллы Португальской» (1535). Волосы разделены прямым пробором, гладко зачёсаны на виски, лоб открыт, от висков идут плотно заплетённые и уложенные на ушах косы с завитыми прядями, которые закручены в ракушки; на теменной части - также два ряда кос, плотно прилегающих к голове и идущих от уха до уха. По пробору приколота брошь.

Девушки носили волосы распущенными, украшали их налобными обручами или широким валиком кольцеобразной формы из пёстрой материи, лент или повязок. Часто волосы заплетали в косы и укладывали в высокие пучки на теменной части, убирали в золотые или серебряные тонкие сетки. С распространением высоких воротников волосы стали подкалывать на макушке длинными золотыми шпильками, убирать в расшитые жемчугом сетки, закалывать гребнями.

Дамы высшего сословия носили парики и часто окрашивали природные волосы в другие цвета. Мода на парики пришла из Мадрида. Причёски париков были сложные – на голове воздвигалась целая башенка из проволоки, лент, перьев и кружев. Лицо дамы, густо набелённое и нарумяненное, «тонуло» в этом нагромождении. Добавлением были драгоценности – нити и камни.

Свободолюбивый характер испанского народа проявился и в женских причёсках. Об этом свидетельствует причёска «боевой конь». Она делалась наподобие конского хвоста: волосы высоко завязывались на макушке и падали волной на спину и плечи. У основания волосы переплетались жгутом и лентой. Иногда «хвост» разделялся на две части. Волосы подвивали спиралеобразными локонами, добавляли искусственные пряди.

Характерной чертой испанских причёсок были завитки, уложенные на лбу и щеках. Знатные дамы носили пришитые к головным уборам букли и локоны разного цвета. Часто причёски и парики обильно посыпали цветными порошками. Особенно эффектно смотрелась фиолетовая и золотая пудра на чёрных волосах.

Девушки из народа носили распущенные по плечам и спине волосы.

Замужние женщины собирали их в низкие пучки, закалывая гребнем, а на щёках или на лбу были чёткие завитки. Эта причёска стала классической для испанок всех сословий.

Белая или цветная кружевная мантилья, закреплённая красивым гребнем, была очень популярна у женщин всех сословий. Украшением часто были живые цветы, особенно красные розы. Это символ любви и красоты независимой и гордой Кармен.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.