Сделай Сам Свою Работу на 5

Тамбадатхика Чорагхатака Ваттху. Притча о Тамбадатхике





Сахассамапи че вача

Анаттхападасамхита

екам аттхападам сеййо

йам сутва упасаммати.

 

Стих 100

Одно разумное слово лучше тясячи бессмысленых слов, никак не связанных

с достижением Нирваны, если, услышав его, человек успокаивается.

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (100) в связи с историей о Тамбадатхике, палаче воров.

Тамбадатхика прослужил палачом воров при правителе пятьдесят пять лет, но тогда он был уже на пенсии. Однажды, приготовив рисовую кашу, он пошел на реку искупаться; собираясь поесть приготовленный рис по возвращении. Когда он как раз собирался поесть, к его двери за подаянием подошел тхера Шарипута, который только что вышел из длительного погружения в Концентрацию (джана самапатти). Увидев тхера, Тамабадатхика подумал: «Всю свою жизнь я казнил воров; я должен теперь предложить пищу этому тхера». Поэтому он пригласил тхера Шарипутру вой­ти и почтительно предложил ему рисовой каши.


После трапезы тхера учил его Дхамме, но Тамабадатхика не мог уделять этому должное внимание, так как был очень взволнован, вспомнив свое прошлое, когда он был палачом. Когда тхера узнал об этом, он осторожно спросил у Тамбадатхики, убивал ли он воров, потому что сам хотел этого, или потому что ему приказано было убивать. Тамбадатхика ответил, что убивал, так ему приказал это сделать правитель, сам же он не имел желания убивать. Тогда тхера спросил: «Если это так, то разве ты виновен?» Тогда Тамбандатхика пришел к выводу, что, если он не в ответе за прохие поступки, то он не виновен. Тогда он успокоился и попросил тхера повторить его объ­яснение. Когда он стал слушать Дхамму с большим вниманием, он был очень близок к достижению Сотапатти Магга, и достиг уже анулома нана[118]. По окончании проповеди Тамбадатхика проводил тхера Шарипутру немного и вернулся домой. По дороге коро­ва (которая на самом деле была демоном в обличье коровы) забодала его до смерти.



Когда Будда пришел на собрание монахов в тот вечер, они сообщили ему о смер­ти Тамбадатхики. Когда Будду спросили, где же он переродился, то он ответил, что, хотя Тамбадатхика и совершал злые поступки, когда был жив, но, так как он понял Дхамму, услышав ее от тхера Шарипутры, и перед смертью достиг анулома нана, он переродился в мире богов Тушита. Монахи спросили, как человек, совершивший так много зла, мог получить столько хорошего, всего лишь один раз прослушав Дхамму. Будда же сказал им, что длина проповеди не имеет значения, так как даже одно ра­зумное слово может принести много пользы.



Затем Будда произнес следующий стих:

 

Одно разумное слово лучше тысячи бессмысленных слов, никак не связанных

с достижением Нирваны, если, услышав его, человек успокаивается.

 

Бахийадаручирийа Ваттху. Притча о Бахийадаручирийе

Сахассамапи че гатха анаттхападасамхита

екам гатхападам сеййо йам сутва упасаммати.

 

Стих 101

Один стих лучше тясячи бессмысленых стихов, никак не связанных

с достижением Нирваны, если, услышав его, человек успокаивается.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (101) в связи с историей о Бахийадаручирийе.

Группа купцов вышла в море на корабле; их корабль потерпел крушение в море и все, кроме одного, умерли. Единственный выживший купец ухватился за доску и вскоре доплыл до земли в порту Суппарака. Так как был он голым, он привязал доску к своему телу, взял чашу и сел на месте, где люди могли его видеть. Прохожие дали ему рису и рисовой каши; некоторые приняли его за арахата и стали восхвалять его. Кто-то принес одежду, но он отказался, боясь, что, если он будет одет, люди будут меньше подавать ему. Кроме того, так как некоторые люди говорили, что он арахат, он через время и сам в это поверил. Так как он придерживался неверных взглядов и вместо одежды использовал доску, он стал известен как Бахийадаручирийа.



В то время Махабрахма, который был его другом в одной из его прежних жизней увидел, что он идет по ложному пути, и решил, что наставить Бахийу на путь истинный было его долгом. Так, Махабрахма подошел к нему ночью и сказал: «Бахийа, ты ведь еще не стал арахатом, более того, ты даже не обладешь теми качествами, которые необходимы, чтобы стать арахатом». Бахийа помотрел на Махабрахму и сказал: «Да, я должен признать, что я не арахат, как ты и сказал. Теперь я понимаю, что поступил неправильно. Но есть ли теперь в мире настоящий арахат?» Махабрахма сказал ему, что в Саватти живет Гогама Будда, арахат, который по-настоящему просветлен.

Бахийа, осознав глубину своей вины, очень расстроился и всю дорогу до Саватти бежал. Махабрахма помогал ему своей сверхсилой, так что путь в целых сто двадцать йоджан он пробежал за одну ночь. Бахийа нашел Будду, когда он шел за подаянием с другими монахами, и почтительно последовал за ним. Он умолял Будду научить его Дхамме, но Будда ответил, что, так как они еще не закончили сбор подаяния, то время для проповеди еще не настало. И снова умолял Бахийа: «Достопочтенный господин, никто не знает, какая опасность угрожает моей или вашей жизни, поэтому, пожалуйс­та, поговорите со мной о Дхамме». Тогда Будда узнал, что Бахийа прошел расстояние в сто двадцать йоджан за одну ночь, и что он исполнен радости от встречи с Буддой. Поэтому он и не хотел говорить о Дхамме сразу же, он хотел, чтобы Бахийа успоко­ился и смог слушать достаточно внимательно. Тем не менее, Бахийа неустанно умолял его. Поэтому, когда они стояли у дороги, Будда сказал ему: «Бахийа, когда ты видишь предмет, думай только о том, что видишь; когда ты слышишь звук, думай только о том, что слышишь; когда ты слышишь какой-то запах, ощущаешь вкус или касаешься чего-то, думай только о запахе, или вкусе, или прикосновении; а когда ты думаешь о чем-то, думай только о предмете своих мыслей».

Услышав эту проповедь, Бахийа достиг просветления и попросил у Будды разре­шения стать монахом. Будда сказал ему достать одежды, чашу и все остальное, что нужно монаху. Когда он пошел за этим, его до смерти забодала корова, которая на самом деле была людоедкой в образе коровы. Когда Будда и другие монахи вышли после еды, они увидели, что Бахийа лежит мертвый на куче мусора. По указанию Будды, его тело кремировали и положили кости в ступу.

Вернувшись в монастырь Джетавана, Будда сказал монахам, что Бахийа достиг Нир­ваны. Он также сказал, что если говорить о скорости достижения Познания Магга (абхинна), то Бахийа был самым быстрым, самым лучшим (Етадаггам). Монахи очень удивились тому, что сказал Будда, они спросили его, где и когда Бахийа стал арахатом. На это Будда ответил им: «Бахийа достиг просветления, когда слушал мои наставления, которые я да­вал ему по дороге за подаянием». Монахи удивлялись, как можно достичь просветления, прослушав всего несколько предложений о Дхамме. Тогда Будда сказал им, что количество слов и длина предложений не имеют значения, если они приносят пользу.

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Один стих лучше тысячи бессмысленных стихов, никак не связанных

с достижением Нирваны, если, услышав его, человек успокаивается.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.