Сделай Сам Свою Работу на 5

Ванаваситиссасаманера Bаттxy. Притча о саманера Тиссе из лесного монастыря

Анна хи лабхупаниса

Анна ниббанагамини

Еваметам абхиннайа

Бхиккху Буддхасса савако

Саккарам набхинандеййа

вивекаманубрухайе[93]

Стих 75

Воистину путь,ведущий к мирским достижениям,

расходится с Путем в Нирвану.

Полностью осознавая это, монах, ученик Будды,

Не должен радоваться мирским достижениям и почету,

Hо посвящает себя уединению,

отрешенности и достижению Нирваны.

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес этот стих (75) в связи с историей о Тиссе, саманера, который жил в лесном монастыре.

Тисса был сыном богатого человека из Саватти. Его отец постоянно предлагал подаяние Главному ученику Шарипутре в своем доме, поэтому Тисса еще ребенком много paз встречал Главного Ученика. В возрасте семнадцати лет он стал вновьвступившим (саманера) под руководством Главного Ученика Шарипутры. Когда он жил в монастыре, многие его родственники приходили к нему и приносили подарки и полношения. Саманера считал эти визиты очень утомительными, поэтому, получив от Будды тему медитации, он ушел в лесной монастырь. Когда кто-либо из жителей деревни предлагал ему что-нибудь, Тисса просто говорил: «Да будь ты счастливым, да освободись от жизненных неурядиц» (Сукхита хотха, Дуккха муччатха), и шел дальше своей дорогой. Во время пребывания в лесном монастыре он усердно меди­тировал и по прошествии трёх месяцев достиг просветления.

После васса, Почтенный Шарипутра в сопровождении Почтенного Маха Моггалланы и других старших учеников отправился с разрешения Будды навестить са­манера Тиссу. Все жители деревни вышли поприветствовать Почтенного Шарипутру и сопровождающих его четырёх тысяч монахов. Они также попросили Почтенного Шарипутру прочитать им проповедь, но он отказался, вместо этого он направил своего ученика Тиссу, чтобы тот прочитал проповедь жителем деревни. Однако жители сказали, что их учитель Тисса может сказать только «Да будь ты счастливым, да освободись от жизненных неурядиц», — и попросили Главного Ученика назначить другого монаха. Но Почтенный Шарипутра настаивал на том, что именно Тисса должен прочитать проповедь о Дхамме, и сказал Тиссе: «Тисса, расскажи им о Дхамме и покажи им, как достичь счастья и освободиться от жизненных неурядиц».



Так, повинуясь воле учителя, саманера Тисса вошёл на помост, чтобы прочитать проповедь. Он объяснил слушателям значение множеств (кхандха), основ чувств и объектов чувств (айатана), увековечивания Учения (Бодхипаккхна Дхамма), Пути, ведущего к просветлению и Нирване и т.д. В конце же он подытожил: «Так те, кто достигают просветления, освобождаются от жизненных неурядиц и живут в Вечном Мире; остальные же всё также блуждают в цикле перерождений (сансара)».

Почтенный Шарипутра похвалил его за то, что он так хорошо рассказал о Дхамме. Уже приближался рассвет, когда он закончил свое изложение, и жители деревни были очень впечатлены. Некоторые из них были удивлены тем, что саманера Тисса так хорошо знает Дхамму, но также были они разочарованы, что раньше он так мало говорил с ними о ней. Другие же были счастливы и довольны тем, что саманера оказался таким учёным, и подумали, что им очень повезло, что он находится среди них.

Будда, обладающий сверхсилой, увидел из монастыря Джетавана эти две группы людей и предстал перед ними. Он появился, чтобы выяснить недоразумение первой группы жителей. Будда прибыл в то время, когда жители готовили обед для мона­хов, поэтому у них появилась возможность предложить его и Будде. По окончании трапезы Будда обратился к жителям деревни: «О, мирские ученики, вам так повезло, что среди вас находится саманера Тисса. Я, мои главные ученики и другие монахи сейчас здесь с вами именно по причине его пребывания здесь». Эти слова заставили их понять, как им повезло, что с ними находится саманера Тисса, и они были удов­летворены. Тогда Будда прочитал жителям деревни проповедь, и монахи и впоследс­твии многие из жителей достигли плода Сотапатти.

По окончании проповеди Будда вернулся в монастырь Джетавана. Вечером мо­нахи похвалили Тиссу перед Буддой, сказав: «Почтенный Господин, саманера Тисса выполнил очень трудное задание; здесь в Саватти он был обеспечен подарками и подношениями, однако же он отказался от всего этого, чтобы уйти и жить в стро­гости в лесном монастыре». Будда же ответил им: «Монахи! Монах, в деревне ли, в городе ли, не должен жить ради даров и подношений, если монах отказывается от всех мирских достижений и возможностей и прилежно предается Дхамме в одино­честве, он обязательно достигнет просветления».

Затем он произнес следующий стих:

 

Воистину, путь, ведущий к мирским достижениям,

расходится с Путем в Нирвану.

Полностью осознавая это, монах, ученик Будды,

Не должен радоваться мирским достижениям и почету,

Но посвящает себя уединению,

отрешенности и достижению Нирваны.

 


 

ГЛАВА 6

Пандитавагга — О Мудрецах

 

Paдxaттxepa Baттxy. Притча о тхера Радхе

Нидхинамва паваттарам

йам пассе ваджджадассинам

пиггайхавадим медхавим тадисам пандитам бхадже

тадисам бхаджаманасса сеййо хоти на папийо.

 

Стих 76

Следуй за мудрецом, который отчитает тебя за ошибки,

так же, как следуешь ты указаниям в поисках зарытого сокровища.

Такое следование за мудрецом,

всегда будет благом, а не препятствием.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес этот стих (76) в связи с историей о тхера Радхе, который был старым бедным брахманом.

Радха был бедным брахманом, который жил в монастыре, оказывая небольшие услуги монахам. За его услуги ему давали еду, одежду и другие необходимые вещи, но не предлагали ему стать монахом, хоть он и очень хотел этого.

Однажды рано утром, когда Будда обозревал мир своей сверхсилой, он увидел, что бедный брахман готов к просветлению. Поэтому Будда пошел к бедняку и узнал от него, что монахи монастыря не хотят, чтобы он тоже стал монахом. Тогда Будда позвал к себе монахов и сказал им: «Есть ли здесь монах, который может вспомнить что-нибудь хорошее, что сделал для него этот человек?» На этот вопрос Почтенный Шарипутра ответил: «Достопочтенный господин, я помню случай, когда этот старый человек принес мне немного риса». «Если это так, — сказал Будда, — не должен ли ты помочь своему благодетелю освободиться от жизненных неурядиц?» Тогда Поч­тенный Шарипутра согласился, чтобы старик стал монахом и сам стал его настав­ником. Почтенный Шарипутра направлял старого монаха, а старый монах строго следовал наставлениям. Через несколько дней старый монах достиг просветления.

Когда Будда пришел к монахам в следующий раз, они рассказали ему, как строго старый монах соблюдает наставления Почтенного Шарипутры. Будда же сказал им, что монах должен быть послушен наставлениям, как Радха, и не должен обижаться, если его ругают за ошибки или неудачи.

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Следуй за мудрецом, который отчитает тебя за ошибки,

Также как следуешь ты указаниям в поисках зарытого сокровища.

Такое следование за мудрецом,

Всегда будет благом, а не препятствием.


 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.