|
Поголовная смерть одного,
Даже малого племени
Есть бесславный конец всего человечества!
Останови, состав, останови!
Иначе - ты виноват, ты, ты, ты виноват!..
ШЕЛ ТРЕТИЙ ГОД ВОЙНЫ...
Рассказ старой калмычки
Ботха Содыковна Шоваева - ровесница века. По жизни ее прокатилась жестокая история нашей страны. У нее было семь детей. Голод, болезни, война, высылка унесли шестерых. Муж пропал на фронте без вести...
Видела и пережила все мыслимое и немыслимое, а рассказывает об этом просто... Вспоминает без горечи и слез - все выплакала, а к горю привыкла: не одна она страдала, у иных, вспоминает она, жизнь была еще страшнее...
- 28 декабря 1943 года... Этот день я хорошо помню, да и не только я, память о нем вошла в кровь каждого калмыка и рождающиеся сегодня тоже помнят этот день.
С вечера все было спокойно, никто ни о чем не тревожился. А наутро у каждой двери стоял солдат. На улицу никого не пускали. В комнате сварили чай, попили. Начали убираться в доме. Обычные хлопоты... Ближе к обеду нам велели быстро-быстро собираться. Куда, зачем - ничего не говорили.
Мы ничего не знаем, ни о чем не догадываемся, что случилось - в толк не возьмем. Ясный день на дворе, а людей силком из домов выгоняют - побыстрей, побыстрей. Солдаты ничего не говорят. Правда, те, что к нам зашли, посоветовали взять с собой побольше вещей и еды. А что, куда, зачем - молчат.
Вместе с нами в то время жил младший брат моего мужа, Сергей Шоваев. Он был ранен где-то на Кавказе, из госпиталя приехал на побывку. Сергея и его сверстников призвали в армию после оккупации и сразу отправили на фронт. Из всех призванных в живых только он остался. Так вот он, когда стали всех на улицу выгонять, надел шинель, вышел во двор и стал доказывать солдатам, что он фронтовик, что вернулся после ранения в отпуск, что найдет на них управу. Оставили солдаты нас в покое, пошли к соседям. А я тороплюсь, собираюсь в неведомую дорогу, все из рук валится, то за одно хватаешься, то за другое - никогда не приходилось уезжать из дома. Но все-таки кое-что собрать успела, другим даже еды не удалось захватить, не говоря уже о теплых вещах, а ведь на дворе зима - канун Нового года и впереди нас ждали морозы, и какие морозы!
Всех жителей улицы собрали в одном доме, на краю. Дом маленький, люди едва уместились, вещи пришлось оставить под открытым небом. Кучи мешков, сумок, наспех связанных узлов. Сидим, кто на полу, кто на лавках. На руках дети - мал-мала меньше. Из мужчин самые старшие - Сергей, ему восемнадцать исполнилось, и Давид Бюрчинов, племянник, пятнадцати-летний мальчик. Сидим, потихоньку переговариваемся, вдруг вспомнила, что забыла и оставила дома чигян (кислое молоко) и табак...
- Ой, да что ты переживаешь? - говорит мне знакомый старик. - Вечер же скоро, домой, наверное, пойдем. Вот и возьмешь свой чигян...
Да, до последнего момента мы думали, что вернемся домой. Этот чигян и табак долго потом снились мне, уже в Сибири. Там ведь молока вообще не было, а стакан махорки можно было купить, если повезет, за 30 - 40 рублей, не меньше.
А потом услышали шум машин, из окна увидели три больших грузовика. "Студебеккеры" - так называли эти американские машины, - помощь союзников во время войны. Подогнали их прямо к дому.
Загружались спешно. Из-за недостатка места, выкидывали вещи. Нам пришлось оставить громоздкий узел с валенками.
Ох, село ты наше! Плохо ли, хорошо ли жили - мы там родились. В тридцатом году колхоз создали. "Чик хаалх" ("Правильный путь") назывался. Работали, зарабатывали свои трудодни, шли по этому пути. И в оккупации были. Фашисты последнее отбирали, да мы и сами готовы были последнее отдать, лишь бы не приставали. Ничего, яйца возьмут и уедут. Однажды остановился у нас эскадрон. Одни калмыки, а во главе их немец. Чужие калмыки, не наши. Людей они не тронули, но забрали с собой нашего лучшего скакуна. Хороший был скакун, до войны выставляли мы его на скачки от всего села. Холили его, берегли. От немцев бы уберегли, а от калмыков этих немецких разве убережешь!
К ночи привезли нас в Дивное. Остановились. Места более-менее знакомые. Начали успокаиваться. Но опять взревели моторы, тронулись дальше. Подъехали к железнодорожной станции. Под скупым светом станционных фонарей темнел длинный состав - товарняк, и густые цепи немногословных солдат. "Студебеккер" развернулся и задом подался к раскрытому вагону. Прямо с кузова грузовика мы перешли в затхлое дурно пахнущее нутро "теплушки". В углу под окном стояла печка. Потихоньку стали размещаться, укладывать детей. Было не до разговоров. А моторы шумели неумолчно. Двое суток грузовики привозили все новых и новых людей. Состав постепенно наполнился. Здесь я и услышала впервые слово "спецпереселенцы".
Долго ли, коротко ли ехали мы в этом вагоне, обжились. Научились на "буржуйке" готовить еду. Варили на этой печке, держа кастрюлю в руках.
На ходу-то ведь не отпустишь - упадет. Куда везут, - не знаем. Так и ехали.
Привезли в какое-то татарское село и оставили там, рассовав в первые попавшиеся дома. Почти три месяца прожили мы там. Меткость русской пословицы про непрошенного гостя ощутили на собственной шкуре. И клеймо "врагов народа" впервые обожгло там. По весне повезли нас дальше. Уже было ясно, что везут в Сибирь, в неведомую землю. Среди нас была одна женщина - Гага Сахылова, так она с самого начала догадывалась, куда держит путь наш эшелон.
- Чует мое сердце, в Сибирь нас везут, - говорила она.
С детства довелось Гаге хлебнуть горя под самую завязку. Сирота. Рано вышла замуж, да в скором времени овдовела. Второй раз вышла замуж за богатого. Только справили свадьбу, как раскулачили их семью в зиму двадцать девятого и выселили в Сибирь. Там все ее новые родственники вместе с мужем погибли. Холод и голод свое дело сделали. Уж не знаю, как она выжила, как выбралась оттуда, русского языка не зная, в дороге не разбираясь, только через год-два вернулась в родные места. Ожила.
Снова вышла замуж за парня Сахылова, сироту, чабаном работал в колхозе. Зажили счастливо, две дочки народились, в тридцать втором году, когда смерть косила направо-налево, сумели выстоять. А тут война, оккупация. Когда фашистов из Калмыкии выгнали, радовались мы, думали - все, теперь за работу... Все-таки, как крепок человек, сколько тягостей приходится на его долю, а все равно терпит, живет. Люди говорили, что Гага Сахылова и во второй раз в Сибири выжила, и дочек вырастила. Где она, что делала, не знаю, пути наши там разошлись. Последний раз с ней в "теплушке" встречалась.
В Омске прожили мы несколько дней в тесном маленьком клубе. Ждали парохода. В первую партию не попали. Может, и к счастью. Тех калмыков, что на первом пароходе отправили, говорят, поселили на Ямале. Не знаю, выжил ли кто из них. Старшим в той партии был калмык Боктаев из Ульдючин. А нас на втором пароходе повезли за Ханты-Мансийск. За все время, что шли по Иртышу и Оби, на палубу не разрешили выйти, держали в трюме как какой-то опасный груз. Кипяток выпьешь и плывешь дальше.
Ни стула, ни стола. Багаж свалили в кучу и рядом примостились. Народу было много. В трюме темно. Ни лечь, ни встать, мест свободных не было. Приходилось сидеть прямо на полу. У дверей милиционеры стояли, пропускали только по одному человеку.
Сколько воды утекло с тех пор? Думала, когда забуду такое? А теперь вспоминаешь то время - что-то уже и забылось. Сорок пять лет прошло.
Сколько дней шли по реке, - не помню. Высадили нас на пустом берегу. Рядом тайга, кругом - ни души. Потом узнали, что в нескольких километрах ниже по течению есть деревня. Неприютным было наше новое место жительства. Не раз с тоской вспоминали об оставленных домах, продуктах, теплых вещах, которые в суматохе да спешке не смогли захватить с собой. Могли и помереть: от холода, с голодухи - если бы не работа. А работа была простая - лес рубить. Потом нужно было срубленные деревья тащить к станции, загружать в вагоны – и все на своей спине. А вагон-то какой высокий - и бросить сил нет и отпустить бревно боишься. Стволы-то сибирские, толстые: упадут - придавят. За работу давали хлеб - 700 граммов. У не работающих норма была меньше - 300 граммов. На это и жили. Охотиться и ловить рыбу нам, спецпереселенцам, запрещалось.
Там, на берегу Оби встретила я знакомую - русскую женщину Олю. Ее родителей в 1929 году раскулачили и выслали сюда. Ей тогда еще и десяти не было.
- Вам еще хорошо живется, - говорила мне Оля. - Бараки теплые, норму хлеба в 700 граммов дают. А нас лютой зимой высадили на этот берег посреди снега. Хочешь - строй дом какой-нибудь, хочешь - помирай. Я маленькая была, но помню. А муки давали - по 50 граммов на работающего. Так мы на лесопилке опилок наберем, с мукой перемешаем, чтобы теста побольше было.
Много полезных советов дала нам Оля. Может, благодаря ей, мы и к суровой зиме быстрее привыкли, и с постоянным чувством голода свыклись.
Как-то раз состоялся в бараке после работы такой разговор. Один старик уверял всех, что когда-нибудь и для калмыков настанут лучшие времена, что мы вернемся в родные степи. Верил он сильно в это. А другой ему в ответ смеялся и говорил, что этому не бывать.
- Все мы погибнем здесь, - кричал он.
Отчего-то запал мне в душу этот разговор. И вот что интересно: тот, что не верил в лучшую долю, действительно так и погиб там, в Сибири. А тот, который уверял всех, что мы вернемся, до сих пор жив, моего возраста он или чуть старше.
О тех временах есть у калмыков хорошая песня - "Бар сарии хорн нээми" ("Двадцать восьмое декабря") называется. Сколько слышала ее - всегда плакала. Автор ее - народ. Вот ведь штука какая: живот пустой, холодно, голодно, одна мысль в голове - выжить, и не до песен, кажется, - а пели. Душа рвалась... До сих пор снятся мне те холодные зимы. Все думаю. Почему выселили нас? Не знаю. Не понимаю. Жили мы в Калмыкии хоть и не очень богато, но с достатком. План выполняли. Выселили нас, - мы вконец обеднели. А если люди бедные, государство от этого разве станет богаче? Нет, государству от насильного выселения калмыков никакого доходу не прибавилось.
Сейчас уже все говорят, что Сталина эта работа. А тогда, весной пятьдесят третьего, когда вождь народа умер, все плакали. И я плакала и дети мои. Кто-то, помню, рассмеялся, так его чуть не побили. Вот такие времена были: ничего не знали, только верили - в справедливость, в родину, в Сталина...
Запись Э.ШАМАКОВА
Комсомолец Калмыкии. 1988. 21 июля
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|