Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR<Q(ATCmin).
С другой стороны, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной конкуренции. Нельзя также игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции.
Неполная загрузка (резерв) производственных мощностей при монополистической конкуренции определяется как разница между возможным Q при монополистической конкуренции и совершенной конкуренции.
∆ Q= Qск- Qмк
Избыточная производственная мощность является платой за дифференциацию продукта.
Избыточная мощность в отраслях с монополистической конкуренцией означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких средних издержках. То же количество товара можно было бы произвести меньшим числом фирм отрасли, причём каждая производила бы больше продукции при минимально возможных средних издержках. Таким образом, можно было бы использовать меньше ресурсов, чтобы произвести тот же выпуск. Однако равновесие при минимально возможных средних издержках производства возможно только тогда, когда продукт является стандартизированным. Стандартизация, которая является одной из отличительных черт совершенной конкуренции, подразумевает, что кривая спроса для фирмы является совершенно эластичной, так что в долгосрочном равновесии
каждая фирма получает нулевую экономическую прибыль при выпуске, соответствующем min LRAC . Отсюда следует, что дифференциация продукта, которая подразумевает наклоненные вниз кривые спроса на продукцию отдельных продавцов, несовместима с экономией ресурсов. Избыточная мощность является зачастую частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции.
Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции
Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.
Реклама является методом неценовой конкуренции. Расходы на рекламу увеличивают средние, общие и предельные издержки фирмы.
Существует множество рыночных ситуаций, когда по разным причинам применение рекламы вызывает либо рост либо падение объемов продаж, что является ее отношением на величину издержек.
Рассмотрим графически ситуацию, объясняющую либо возможность уменьшения издержек либо их увеличение.
Если фирма использует рекламу, то увеличение ее издержек - функция прибыли будет выглядеть след. образом:
P=TR-TC/Cm реклама; dif)
dif-степень дифференциации
Рисунок 10 – Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции
АС2 – издержки с рекламой;
СD – величина на увеличение.
Сторонники рекламы считают, что реклама расширяет производство и понижает издержки реализации на единицу продукции, т.е. товар за счет рекламы будет продавать сам себя. Это возможно за счет реализации эффекта масштаба.
Критики рекламы доказывают, что она увеличивает издержки и изменяет объем производства.
Вопросы для обсуждения.
1. В чем разница в определении оптимума в условиях монополистической конкуренции для краткосрочного и долгосрочного периодов?
2. Является ли правило равенства предельной выручки и предельных издержек необходимым для монополистического конкурента?
3. Найдите аргументы в пользу рекламы как эффективного конкурентного инструмента на рынках дифференцированного продукта.
4. Обоснуйте общественные издержки и выгоды существования дифференциации продуктов на отраслевых рынках.
Задачи и упражнения.
1. Функция средних затрат фирмы — монополистического конкурента на своем рынке: АС= 3Q - 2. Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: Q = 52 - 2Р. После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили Срекл = 0,5Q2 + 6Q, остаточный спрос увеличился и составил Q = 104 - 2Р. Определите прибыль фирмы до и после проведения рекламной кампании и сделайте выводы об ее эффективности.
2. Компания по производству детской обуви работает на рынке монополистической конкуренции. Совокупная выручка от продаж и общие затраты на производство зависят от объема выпуска: TR(q) = 270q - 20q2, TC(q) = 30q + 10q2. Определите параметры долгосрочного равновесия.
3. Фирма действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход этой фирмы описывается формулой: MR = 20 – 2q, ее предельные издержки: МС = 3q.Минимальное значение долгосрочных средних издержек АСmin = 11. Каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|