Методы регулирования монополии
Остриё антимонопольного законодательства с самого начала было направлено не против крупных фирм вообще, а против фирм, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Речь идёт о захвате ресурсов (сырья, энергоносителей и т.п.); слиянии и поглощении компаний, соглашении между компаниями о разделе рынков сбыта продукции. Используя подобные средства, фирма может изолировать область своей деятельности от конкурентов и будет рассматриваться как монополия. Следовательно, сама по себе монопольная власть как таковая не является противозаконной, однако антимонопольное законодательство считает недопустимым определённые действия, направленные на исключение соперников из конкуренции.
Во всех странах есть специальные системы контроля за антимонополистической деятельностью, действует антимонопольное законодательство, созданы специальные государственные органы.
В США – Федеральная торговая комиссия, в Германии – Федеральное управление по делам картелей, в Болгарии – Антимонопольная комиссия. В России создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (или просто Антимонопольный комитет Российской Федерации). К основным задачам Антимонопольного комитета относятся:
ü содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
ü предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
ü государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Антимонопольная политика представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путём сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Заметим, что главная проблема в реализации этой политики – ограничение монополистических тенденций олигополии.
Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить своё поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной.
Существует два основных инструмента регулирования монополии государством:
1 Регулирование ценами. Предполагает установление фиксированных (директивных) цен.
2 Налоги и дотации. Введение предела в положение конкурента, а именно, любой объем предлагается по одной и той же цене. При этом, линия директивной цены равна AR=MR. Как следствие, Pf=MC.
1 инструмент. Если на продукцию монополии, максимизирующей прибыль, установить верхний предел цены ниже ее рыночного уровня, то может возрасти не только спрос, но и предложение.
Рисунок 9.5 – Регулирование монополии посредством установления
верхнего предела цен
Установленный Pf приведет к росту S, а именно совокупной прибыли монополиста. Однако, приближение цены будет вести к дефициту на рынке.
2 инструмент - налоги и дотации.
Налог смещает кривую предельных издержки вверх и увеличивает цену, а субсидия, наоборот, смещает кривую вниз (уменьшает МЕ) и как следствие - уменьшает цену.
Т+МС → нов МЕ (с налогом)
МС- S → нов МQ (с дотацией)
Рисунок 9.6 – Регулирование монополии посредством введения налога
Вопросы для обсуждения.
1. Как определяется оптимум монополистической фирмы?
2. Каковы общественные издержки монополизации
3. В чес смысл антимонопольного регулирования и какие инструменты используются для снижения общественных потерь при монополизации рынков?
4. Назовите примеры ценовой дискриминации из реальной экономической практики
Задачи и упражнения.
1. Функция издержек фирмы-монополиста: ТС = 0,5Q2 +2Q. Функция спроса на продукцию фирмы: Р = 10 - 0,5Q. Определите цену, при которой прибыль фирмы максимальна, и степень ее монопольной власти.
2. Пусть функция издержек фирмы-монополиста равна TC(Q) = Q2 + 60. Функция спроса на товар фирмы: QD = 30 - 2Р. Определите объем производства, цену, общую выручку, экономическую прибыль монополиста и его монопольную власть
3. В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска 2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Произведите необходимые расчеты и на их основании сделайте вывод относительно степени монополизации отрасли.
ТЕМА 10. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|