Выбор в условиях неопределенности
В принятии рациональных решений важную роль играет информация. Как и все экономические блага информация, как правило, ограничена. В условиях совершенной конкуренции утверждалось, что потребители и производители имеют полную информацию об экономических переменных, относящихся к выбору. Но в современных условиях, когда действует несовершенная конкуренция, неполная информация имеет свои последствия при принятии решений. Одним из последствий является то, что приходится рисковать. Неопределенность, приводя к значительным расходам сил, средств, времени и энергии, неоптимальному распределению товаров и ресурсов, становится серьезным препятствием на пути к эффективному рынку.
В современных условиях асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе. Под асимметричной информацией понимается такая ситуация, в которой часть участников сделки владеет точной и исчерпывающей информацией, в то время как другие участники не владеют ею. Так, например, продавцы продуктов знают об их качестве лучше, чем покупатели; работники знают о своих способностях к труду больше, чем предприниматели; менеджеры знают свои возможности полнее в сравнении с собственниками фирм.
Одним из первых ученых, обративших внимание на проблему неопределенности в рамках современной экономической теории, был американский экономист Фрэнк Найт (1885—1974). Он различал два типа вероятности: 1) математическую, или априорную, и 2) статистическую.
Априорная вероятность -это абсолютно однородная классификация случаев во всем идентичных.
Статистическую вероятность можно определить лишь эмпирически. Например, вероятность возникновения пожара в данном конкретном здании. Конечно, имеется определенная статистика, однако она относится к другим зданиям города, каждое из которых имеет свою специфику. Здесь трудно отделить случайное от необходимого и практически невозможно устранить все случайные факторы. Здесь нет полной однородности внутри выделяемого класса, отсутствуют равновероятные альтернативы и поэтому нельзя точно определить вероятность с помощью априорных математических вычислений. Статистическая вероятность -это эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями, неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив.
Риск – это оцененная любым способом вероятность.
Неопределенность - это то, что не поддается оценке.
Вероятность (probability) — возможность получения определенного результата. Следует различать объективную и субъективную вероятность.
ü Объективная вероятность — это вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление (определяет среднее значение вероятности).
ü Субъективная вероятность— это вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата.
(15.1)
где хi — возможный результат,
πi— вероятность соответствующего результата, (15.2)
Допустим, билет в автобусе стоит 10 руб., а штраф за безбилетный проезд — 100 руб. Если вероятность проверки билета 1/10, то ожидаемое значение результата от безбилетного проезда равно Е(х) = 0,9 10 - 0,1 100 = -1 руб. Таким образом, ездить "зайцем" в данных условиях нерационально - убытки, скорее всего, превысят выгоду.
Отклонение— это разница между действительным результатом и ожидаемым. Если мы не располагаем необходимой информацией, то ожидаемый результат может значительно отличаться от действительного. Допустим, один человек знает, что в урне находятся только белые и черные шары. Для него субъективная вероятность вытащить белый или черный шар равна 50%. Если другой человек точно знает, что в урне белых шаров в 4 раза больше, чем черных (80% - белых и 20% - черных), то для него субъективная вероятность вытащить белый шар равна уже 80%, и черный - соответственно 20%.
Дисперсия — средневзвешенная величина квадратов отклонений действительных результатов от ожидаемых:
В данном случае дисперсия равна:
(15.3)
где - дисперсия;
хi - возможный результат;
πi - вероятность соответствующего результата;
Е(х) - ожидаемое значение.
Отношение к риску различно у разных людей. Есть люди, склонные к риску, есть его противники, а также те, кто к нему безразличен, нейтрален.
1. Противником рискасчитается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат рядунеопределённых, рисковых результатов. У противников риска низкая предельная полезность дохода.
2. Нейтральным к риску считается человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами. Для человека, нейтрального к риску, важна средняя прибыль. Поскольку она будет равна нулю (отклонения взаимно погашаются), то такая игра не вызовет у него интереса.
3. Склонным к риску считается человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату. Любители риска получают удовольствие от азартной игры. К ним относятся люди, которые готовы отказаться от стабильного дохода ради удовольствия испытать судьбу. Обычно они переоценивают вероятность выигрыша. Так как ставки возрастают с ростом дохода, то графически предрасположенность к риску может быть интерпретирована как парабола, резко поднимающаяся вверх.
Существует 4 способа снижения риска:
1- диверсификация - метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого;
2- объединение риска или страхование – метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки (лежит в основе страхования);
3- распределение риска – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики;
4- поиск информации – предполагает снижение риска за счет ее получения и позволяет сравнить ожидаемые от получения информации предельные выгоды с ожидаемыми предельным издержками, связанными с ее получением.
Асимметричная информация бывает двух видов.
1. Первый вид возникает обычно в момент подписания контракта или в процессе торговой сделки и связан со скрытыми характеристиками.
Скрытые характеристики- это что-либо, что одна сторона трансакции знает о себе или предмете сделки, а другая сторона не знает, но хотела бы знать. Так, например, на финансовом рынке коммерческим банкам, предоставляющим кредиты, зачастую сложно определить, к какому типу относится заемщик: платежеспособному или нет. Ситуации, в которых принадлежность агентов рыночной сделки к тому или иному типу не может быть установлена путем непосредственного наблюдения, приводят к такому явлению, как неблагоприятный отбор.
2. Второй тип асимметричной информации возникает после подписания контракта и связан со скрытыми действиями, когда одна из сторон соглашения не может напрямую наблюдать действия другой стороны, направленные против нее. Такого рода проблема существует, например, у многих фирм, дающих полную гарантию на проданный товар, потому что покупатель может не обременять себя аккуратной эксплуатацией товара, осознавая, что в случае поломки компания покроет его ущерб полностью. Таким образом, неинформированная сторона соглашения несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Это явление, связанное со скрытыми действиями, получило название «моральный риск».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|