Совершенная конкуренция и экономическая эффективность
Совершенная конкуренция эффективна, поскольку выполняются как условия производственной эффективности, так и эффективности распределения ресурсов.
Производственная эффективность: в данном случае любой объем производства производится с наименьшими средними издержками, как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном периоде.
- нулевая Пэк ………………………………(8.8)
Эффективное распределение ресурсов: достигается, если невозможно перераспределить ресурсы таким образом, чтобы в результате хотя бы одно домохозяйство улучшило, а другие не ухудшили свое положение
В экономической теории наиболее часто используется 2 критерия эффективности:
· принцип максимизации совокупного выигрыша участников экономического процесса и
· критерий эффективности по Парето.
Принцип максимизации совокупного выигрыша (в наиболее общей формулировке) гласит: размещение (ресурсов или благ) среди группы людей, чьи предпочтения демонстрируют отсутствие эффекта дохода (т.е. являются квазилинейными) является эффективным тогда, когда максимизируется совокупный выигрыш всех участвующих лиц.
Конкретизируем этот принцип применительно к анализу частичного равновесия в условиях совершенной конкуренции. Здесь участвующими лицами рыночных сделок являются: потребители товара, следовательно мы должны определить их выигрыш (т.е. потребительский излишек); производители товара, значит, мы должны определить их выигрыш (т.е. излишек производителей).
Выигрыш потребителей– разность между максимальной суммой денег, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара, и их действительными расходами, основывающимися на текущей рыночной цене на этот товар. Для потребителей в совокупности – это площадь между кривой спроса и линией рыночной цены. Выигрыш производителей– для каждой единицы товара представляет собой разность между рыночной ценой, получаемой производителями, и предельными издержками её выпуска. Для рынка в целом выигрыш производителей является площадью над кривой предложения, ограниченной сверху линией рыночной цены
Применительно к данной конкретной ситуации мы можем переформулировать принцип максимизации совокупного выигрыша следующим образом. Эффективность на отдельном рынке достигается, когда продукт становится доступным в количествах, которые делают суммарной выигрыш производителей и потребителей этого продукта максимальным за определённый период времени.
Конкурентное равновесие и Парето-эффективность. Экономическая ситуация является Парето-эффективной, если не существует способа улучшить благосостояние любого из экономических агентов, не ухудшив при этом состояние любого другого экономического агента. Достижение Парето-эффективности является желательной вещью, хотя и не единственной целью экономической политики. Если благо производится и обменивается между двумя этими экономическими агентами по любой цене между ценой спроса и ценой предложения, тогда можно улучшить положение их обоих. Таким образом, любое количество, меньшее, чем равновесное количество не может быть Парето-эффективным, поскольку будет существовать, по меньшей мере, 2 человека, положение которых может быть улучшено.
Аналогично, при любом выпуске, большем, чем ,равновесное Q количество денег, которое некто пожелал бы заплатить за дополнительную единицу блага будет меньше, чем цена, которую продавец соглашается получить за эту единицу. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции производится Парето-эффективное количество благ. Вывод: таким образом, в рыночной экономике в условиях совершенной конкуренции реализуется принцип Парето, который состоит в следующем: ресурс используется эффективно, т.е. распределяется оптимально, если благосостояние хотя бы одного индивида нельзя улучшить, не ухудшив при этом состояния другого индивида.
Вопросы для обсуждения.
1. Почему на совершенно конкурентном рынке у фирмы средняя и предельная выручки равны между собой и совпадают с ценой?
2. Почему конкурентная фирма не может сама устанавливать цену, а является ценополучателем?
3. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма не получает экономическую прибыль?
4. Объясните особенности кривой предложения конкурентной фирмы.
Задачи и упражнения.
1. В совершенно конкурентной отрасли действуют 250 фирм, разбитых на три группы. Предельные издержки 100 фирм первой группы описываются уравнением MСt = 100Qt+ 1, 100 фирм второй — МСt = 200Qt + 2, 50 фирм третьей — МСt =100Qt+ 1 Функция спроса на рынке описывается уравнением
Q = 25 - Р. Найдите равновесную цену и объем продаж на рынке.
2. В отрасли 20 фирм, все они имеют одинаковые производственные функции и функции издержек TC(Q) = 3qi3 - 2qi2 + qi; qi измеряется в млн. шт.; ТС — в млн. руб. Определите, при какой рыночной цене и общем отраслевом объеме производства рынок будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия.
3. Издержки одной типичной фирмы, работающей на конкурентном рынке, зависят от объема выпуска q как ТС = 5Q2+ 2Q. Рыночная цена на продукцию фирмы 12 руб. Определите, будет ли фирма получать экономическую прибыль или нести убытки; какой уровень рыночной цены позволит фирме получать нормальную прибыль в долгосрочном периоде.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|