Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель «Пяти сил конкуренции»





Важным следствием обособления производителей в системе общественного разделения труда является конкуренция. Термин «конкуренция» (лат. concurrо — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства, в котором достижение блага одним субъектом предполагает определенные потери для другого (в цене или объеме продаж), соперничество за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции. Сам смысл рыночной экономики — это взаимодействие, при котором один в рыночной сделке неизбежно выигрывает, а другой проигрывает. В конкуренции среди покупателей выигрывает тот, кто покупает больше или по более высокой цене; в борьбе между продавцами выигрывает тот, кто продает больше по более низким ценам (иногда демпинговым).

И. Кирцнер, Ф. Махлуп, Ф. Хайек, исследуя природу конкуренции, различали конкуренцию в широком смысле слова (как рыночный процесс) и в узком смысле слова (как рыночную ситуацию). Объективным свойством конкуренции является наличие полной информации о соперниках (их издержках, технологии, качественных параметрах, ценах и т.д.) для того, чтобы иметь возможность совершенствоваться, превзойти их качественные и количественные параметры и победить на рынке. Такая конкуренция представляет собой процесс, в ходе которого развертывается соперничество и определяется победитель. На таком понимании работающей конкуренции строились исследования А. Смита, А. Маршалла, Б. Кларка, Дж. Стиглера и др.



В условиях совершенной конкуренции на рынке нет процесса конкурирования: каждый субъект рынка делает примерно то же самое, что и другой, у них примерно одинаковые издержки, качество и цена продукции, и бессмысленно предпринимать какие-либо усилия для того, чтобы превзойти других субъектов рынка, поэтому необходимость полной информации становится неактуальной (О. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и др.). Конкуренция как ситуация представляет собой спокойное признание решения рынка в отношении цены, поэтому конкуренция в широком смысле слова «уничтожает» конкуренцию в узком смысле слова, и наоборот.

Существуют объективные условия для возникновения конкуренции между субъектами рыночной экономики:



– наличие множества равноправных рыночных субъектов, поведение каждого из которых не влияет на уровень цены;

– полная экономическая обособленность каждого из них;

– зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

– противоборство между рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Рыночная конкуренция по своему содержанию противоречива:

1. Конкуренция оказывает положительное влияние на экономическое развитие: способствует достижению равновесия спроса и предложения, снижению цен, стимулированию покупательского спроса. Если бы в рыночной экономике не существовало возможности получить относительный выигрыш в результате предприимчивости, экономии затрат или маркетинговых операций, то в ней пропали бы важнейшие стимулы развития: повышение производительности труда, экономические новации и др., поскольку они в условиях рынка связаны с конкуренцией.

Не случайно конкуренция рассматривается как экономический закон рыночного хозяйства и мощный двигатель общественного прогресса. В условиях конкуренции предприниматели заинтересованы в совершенствовании техники, технологии, снижении затрат, расширении объема и ассортимента продукции, повышении ее качества, улучшении менеджмента и маркетинга (предпродажного и послепродажного обслуживания), эффективном использовании имеющихся ресурсов, в знании конъюнктуры рынка. Конкуренция позволяет лучше употребить ограниченные ресурсы и лучше удовлетворить потребности покупателей.

2. В условиях конкуренции один может проиграть, другой — выиграть, поэтому отношения конкуренции порождают и внутреннее противоречие рынка, связанное с взаимным отчуждением людей — каждый по отношению к другому становится конкурентом. Постоянная борьба за лучшие условия производства и реализации продукции неизбежно порождает стрессы, агрессивность, обнищание некоторой части населения. Наличие отношений конкуренции делает неизбежной имущественную дифференциацию производителей, которая, в свою очередь, становится важнейшим стимулом рыночной экономики.



3. Конкуренция порождает действие центробежных сил, поскольку обеспечивает свободу, независимость и процветание рыночных субъектов. В то же время конкуренция порождает и центростремительные тенденции, которые обусловливают необходимость объединения усилий для защиты своих национальных интересов от конкуренции иностранных фирм, а также для защиты от нечестной конкуренции со стороны всесильных монополий.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

– нацеленность производителя на запросы потребителя для получения прибыли;

– стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;

– дифференциация товаропроизводителей;

– давление на производство, распределение ресурсов между отраслями национальной экономики в соответствии со спросом и нормой прибыли;

– ликвидация неконкурентоспособных предприятий;

– стимулирование снижения цен и повышения качества продукции.

Известный английский экономист М. Портер, известный своими исследованиями проблем конкуренции, предложил модель «пяти сил конкуренции», к которым отнес:

– соперничество среди конкурирующих продавцов;

– конкуренцию со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены;

– угрозу появления новых конкурентов;

– экономические возможности и торговые способности поставщиков;

– экономические возможности и торговые способности покупателей.

Предложенная им модель позволяет конструировать соотношение конкурентных сил на любом товарном рынке. Она характеризует условия, в которых функционируют каждый конкурентный рынок и его хозяйствующие субъекты.

В теоретическом анализе выделяют следующие виды конкуренции:

– функциональная (конкуренция определенного товара);

– видовая (по цене и качеству);

– межфирменная (среди отдельных фирм);

– внутриотраслевая и межотраслевая;

– совершенная и несовершенная.

Для характеристики современных товарных рынков особенно важны такие виды конкуренции, как ценовая и неценовая конкуренция. Конкуренция ценовая — ведение конкурентной борьбы посредством продажи товаров по ценам более низким, чем у конкурентов. Конкуренция неценовая — соперничество между товаропроизводителями, при котором основными путями завоевания и удержания рынка являются повышение качества продукции при той же цене, улучшение условий продажи товаров, удлинение гарантийных сроков. В антимонопольных актах используют также понятия честной (законной) и нечестной конкуренции. Последняя, как правило, признается незаконной или граничащей с беззаконием, поскольку направлена на ослабление конкуренции или умышленное доведение до банкротства соперников с использованием методов как экономических, так и внеэкономических (лоббирование, промышленный шпионаж, террор и др.).

Поведение фирмы на рынке зависит от числа присутствующих на нем производителей и определяется реальной способностью каждой фирмы влиять на условия реализации продукции, объемы и цены товара. Чем меньше отдельная фирма оказывает влияние на рынок, тем более конкурентным он считается. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого влияния на рыночную цену. В такой ситуации отраслевая цена определяется рыночным спросом и предложением. Однако в действительности крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и конкурентного ценообразования, что было впервые подмечено в работах П. Сраффы, Э. Чемберлина, Дж. Робинсон.

Для составления реальных прогнозов фирмы должны знать отраслевую структуру рынка, совокупный объем продаж товаров и поведение других фирм в отрасли. Структура рынка в отрасли зависит от условий конкуренции между фирмами. Рыночные структуры могут классифицироваться по!разному в зависимости от целей анализа. Экономическая теория выделяет рыночные ситуации в соответствии с совершенной и несовершенной конкуренцией. Эта научная абстракция охватывает большинство реально существующих рыночных структур. Выделение признаков и характерных черт совершенной и несовершенной конкуренции является важным условием для анализа рыночных структур с позиций степени их экономической власти на рынке. К рынку совершенной конкуренции относятся фирмы — чистые конкуренты, к рынку несовершенной конкуренции — чистые монополии (монопсонии), олигополии (олигопсонии), рынки с монополистической конкуренцией.

Диалектическое единство монополии и конкуренции, свойственное рыночной организации хозяйства на всех этапах его развития, реализуется в функционировании национальных экономик и в третьем тысячелетии. Многие современные исследователи, вслед за Э. Чемберлином («Теория монополистической конкуренции», 1933) и Дж. Робинсон («Экономическая теория несовершенной конкуренции», 1933), не склонны жестко отделять монополию от конкуренции, т.к. анализ монополии поглощает анализ конкуренции. Любая монопольная структура предполагает одновременно два взаимосвязанных способа хозяйствования: конкурентный («невидимая рука рынка») и регулируемый («видимая рука государства»). С появлением монополий конкурентная борьба разворачивается и в монополизированных отраслях разнообразными методами: лишением доступа к источникам сырья и ресурсам, транспортным коммуникациям, рынкам сбыта, кредитам, патентам, квалифицированной рабочей силе путем переманивания персонала и т.д.

Ученые У. Баумоль, Дж. Панзар, Р. Виллинг в 1982 г. разработали теорию квазиконкурентных рынков. Квазиконкурентный (соревновательный) рынок, или рынок работающей конкуренции, возможен и в рамках монопольных отраслей. Данная теория рассматривает рынки с небольшим числом крупных фирм, для которых созданы условия, вынуждающие действовать конкурентно. Понижение или устранение входных барьеров усиливает реальную угрозу входа на рынок и ограничивает монопольную власть хозяйствующих субъектов в отрасли, стимулирует их развитие по конкурентному сценарию. Во избежание потери доминирующего положения на рынке монополия будет вынуждена придерживаться уровня конкурентной цены, что значительно снизит негативный монопольный эффект.

Квазиконкурентный рынок может сочетать в себе высокий уровень концентрации производства с чертами конкурентного рынка. В силу этого он отвечает специфике отраслевой структуры трансформируемой экономики с доминированием крупных предприятий, не требует демонополизации и принудительной ликвидации монополистов. В такой ситуации сокращается сфера охвата рынков традиционной антимонопольной политикой, со стороны государства вмешательство в квазиконкурентные рынки сводится к снятию административных барьеров входа согласно модели Демсеца. Все это способствует появлению потенциальных конкурентов, ориентации политики государства на усиление конкурентных аспектов монопольных рынков.

Конкуренция квазиконкурентных рынков требует переориентации критериев антимонопольной политики, замены «давления» на крупные предприятия политикой их поддержки. Принцип определения монопольной власти на основе данных концентрации производства и продаж в отраслях целесообразно дополнить критерием стимулирования эффективной управляемой конкуренции. Поскольку монопольные эффекты имеют место в различных отраслях, российская экономика обладает значительным потенциалом развития рынков с работающей конкуренцией. Реализация эффективной модели организационно-экономической трансформации монопольных отраслей на базе управляемой конкуренции будет способствовать продвижению к смешанной рыночной экономике с крупными хозяйственными субъектами и активной ролью государства.

Рассмотрим более подробно экономические процессы и стратегию фирм, относящихся к разным конкурентным структурам рынка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.