Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы, определяющие спрос на экономические ресурсы





 

Экономические ресурсы, как и товары, могут быть взаимозаменяемыми. Существует возможность использования различных комбинаций ресурсов. Для выбора оптимального сочетания ресурсов (факторов) следует сравнивать рыночную цену каждого ресурса производства с предельным продуктом, который производится с помощью этого ресурса. Таким образом, фирму интересует не только (и не столько) предельный продукт ресурса, но и денежная сумма, которая может быть выручена от реализации этого продукта.

Критерием эффективности использования того или иного ресурса в производстве является показатель стоимости предельного продукта ресурса VMPa. Стоимостью предельного продукта ресурса a называется произведение предельного физического продукта этого ресурса на цену единицы выпускаемой продукции:

VMPa = MPa · P, (1)

где МРа — предельный продукт ресурса а (прирост продукции при увеличении ресурса а на одну единицу); Р — цена единицы продукта.

Пример. Предположим, пять рабочих производят 1000 изделий (деталей). При увеличении работников до шести изделий будет произведено в количестве 1100, следовательно, МРа ресурса труда составит 100.



Стоимость предельного продукта труда показывает ценность продукции, произведенной дополнительным работником, когда эта продукция уже продана.

Однако стоимость предельного продукта ресурса а (VMPa) не всегда показывает, на сколько увеличивается выручка фирмы при увеличении количества применяемого ресурса. Так как спрос на ресурсы носит производный характер, фирма должна рассчитывать доход от продажи продукции, произведенной с помощью дополнительных ресурсов, так же, как и предельный продукт ресурса. Прирост выручки, приносимый предельным продуктом ресурса а (MRPa), определяется как произведение предельного физического продукта ресурса а на предельную выручку:

MRPa = MPa · MR, (2)

где MR — предельная выручка.

Из выражений (1) и (2) видно, что VMPa = MRPa при условии, когда P = MP (цена равна предельной выручке). Известно, что предельная выручка равна цене при совершенной конкуренции. На монополизированном рынке (при несовершенной конкуренции) MR < P (предельная выручка меньше цены), т.к. кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон, значит, производство каждой следующей единицы продукта снижает цену на весь объем продукта.



Фирма при определении количества потребления каждого ресурса должна учитывать издержки приобретения любой дополнительной единицы данного ресурса, т.е. предельные издержки ресурса MEa. Предельные издержки ресурса а представляют собой прирост затрат, вызванный приобретением дополнительной единицы ресурса. Когда рынки, на которых фирмы покупают потребляемые ими ресурсы, являются совершенно конкурентными, предельные издержки на ресурсы всегда равны цене единицы ресурса. Такая ситуация может возникнуть, когда фирма является одной из немногих соревнующихся за покупку какого-то конкретного ресурса и когда то количество ресурса, которое использует фирма, является лишь незначительной частью общего объема его потребления. Фирма, максимизирующая прибыль, будет привлекать дополнительные единицы ресурса а до тех пор, пока приращение общих затрат не превысит приращения общей выручки, т.е. фирма будет привлекать к производству такое количество единиц ресурса а, при котором MRPa = MEa.

Предположим, что фирма не может влиять на цены используемых ресурсов, т.е. на рынке ресурсов имеет место совершенная конкуренция, тогда, располагая ресурсами a, b, можно определить условие оптимизации объема ресурсов для фирмы — совершенного конкурента: MRPa = Pa, MRPb = Pb или VMPa = Pa, VMPb = Pb. Это условие практическое.

Спрос конкурентной фирмы на один переменный ресурс отражен на рис. 8.1. Функция спроса на ресурс а имеет отрицательный наклон в связи с действием закона убывающей производительности. Предельный продукт ресурса а (MPa) тем больше, чем меньше используется ресурса. Таким образом, чем больше используется какого-либо ресурса, тем меньше его отдача, т.е. предельный продукт.



 

Рис. 8.1. Линия спроса конкурентной фирмы

на один переменный ресурс

 

Линия стоимости предельного продукта ресурса а (рис. 8.2) имеет отрицательный наклон, т.к. цена для конкурентного предприятия — величина заданная. Линия стоимости предельного продукта ресурса а будет одновременно линией спроса конкурентной фирмы на единицу предельного продукта ресурса а, т.е. они совпадают. Следовательно, чем выше цена на ресурсы, тем меньше его покупают фирмы.

 

Рис. 8.2. Линия стоимости предельного продукта ресурса

 

Спрос конкурентной фирмы на один из нескольких переменных ресурсов показан на рис. 8.3. Даны кривая стоимости предельного продукта ресурса VMPa и цена данного ресурса Р1. При цене Р1 фирма потребляет количество ресурса а1. Допустим, произошло снижение цены до Р2, тогда фирма будет потреблять больше ресурса (а2). Если бы речь шла о товаре, этим можно было бы ограничиться. В данном случае закономерность иная, т.к. задействованы и другие факторы.

 

Рис. 8.3. Линия спроса конкурентной фирмы

 

Допустим, что в результате снижения цены ресурса а и увеличения его потребления повысился предельный продукт ресурса b, хотя он мог и понизиться. Тогда фирма будет стремиться еще больше увеличить объем потребления ресурса а. В результате линия стоимости предельного продукта ресурса а VMPa сдвигается вправо и вверх. В этом случае спрос не совпадает с кривой VMPa, линия спроса проходит через точки, соответствующие а1 и а3.

Факторы, определяющие положение линии спроса на один из нескольких переменных ресурсов:

1. Изменение спроса на выпускаемую продукцию. Положение линии спроса на ресурс зависит от спроса на продукт, производимый с использованием этого ресурса. Изменение спроса на продукт, производимый посредством ресурса (т.е. изменение кривой спроса на продукт), повлечет за собой изменение спроса на этот ресурс. Увеличение спроса на продукт сдвигает линию спроса на ресурс вправо-вверх, и наоборот, снижение спроса на продукт сдвигает линию спроса на ресурс влево-вниз.

2. Изменение цен на другие ресурсы. Снижение цены ресурсов, заменяющих данный ресурс, приводит к снижению спроса на данный ресурс, т.е. к сдвигу кривой спроса вниз, а рост цены заменяющих ресурсов приводит к росту спроса на данный ресурс, т.е. к сдвигу кривой спроса вверх. Для дополняющих ресурсов ситуация носит обратный характер: снижение цены дополняющих ресурсов приводит к увеличению спроса на данный ресурс, т.е. к сдвигу кривой спроса на ресурс вверх, а увеличение цены дополняющих ресурсов вызывает снижение спроса на ресурс, т.е. к сдвигу кривой спроса на ресурс вниз.

3. Изменение технологии. Если улучшение в технологии увеличивает предельный продукт данного ресурса, тогда кривая спроса сдвигается вправо, и наоборот.

По мере того как улучшение в технологии сдвигает вниз кривую затрат фирмы, изменяется количество ресурсов, необходимое для производства заданного объема продукции. Иногда технология заставляет увеличить спрос на один ресурс и снизить спрос на другой. Обычно новая технология сокращает количество всех ресурсов, необходимое для производства единицы продукции, однако со временем увеличение спроса на продукт может окупить сокращение количества ресурса, потребляемого для производства единицы продукции. В результате процесса технологического изменения и роста может быть увеличение объема спроса на данный ресурс.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Влияют ли рынки факторов производства на решение вопросов о том, что, как и для кого производить? Аргументируйте свой ответ.

2. От чего зависит спрос на факторы производства? Почему его называют производным спросом?

3. Что может вызвать рост спроса на ресурс?

4. По каким причинам кривая спроса на факторы производства смещается вправо и вверх? Влево и вниз? Почему эта кривая в любом случае имеет отрицательный наклон?

5. В чем состоят особенности оценки факторов производства?

6. Чем определяется объем переменного производственного ресурса, который фирма, максимизирующая прибыль, решает приобрести, когда она покупает этот ресурс на совершенно конкурентном рынке?

7. Как спрос отрасли на ресурс связан со спросом на ресурс состороны каждой отдельной фирмы? Как можно получить кривую рыночного спроса на ресурс?

 

 

ТЕМА 9. РЫНОК КАПИТАЛА

ПЛАН

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.