Сделай Сам Свою Работу на 5

Предприятие и фирма. Классификация фирм





Фирма (в узком смысле) (от итал. firma = подпись = «торговое имя коммерсанта», сегодня это «институт») — это основная хозяйственная единица рыночного типа, зарегистрированная в какой-либо ее правовой норме.

Это институт организационно-управленческого типа, преобразующий ресурсы в продукцию, имеющий расчетный счет в банке, самостоятелен в решении основных экономических вопросов.

Материальное благополучие владельцев фирмы зависит от ее доходов. Фирмы могут преследовать множество целей: максимизацию прибыли; минимизацию убытков; максимизацию объемов производства; максимизацию свободного времени предпринимателя и др.

Но одновременно все эти цели достигнуты быть не могут. Фирма в данный момент может выбрать только одну цель. Чаще всего считается, что фирма выбирает цель максимизировать прибыль.

Существует опасность отождествлять фирму с предприятием.

Предприятие — это производственное подразделение, в составе фирмы и не являющееся юридическим лицом.

Природа фирмы раскрывается в признаках троякого значения.

Во-первых, фирма — это технико-производственная единица экономики в виде совокупности универсальных средств производства, необходимых для производства конкретного товара, оказания услуги.



Во-вторых, это экономическая единица, деятельность которой строится на базе взаимоотношений с другими рыночными субъектами на принципах эквивалентного обмена. То есть фирма, получая выручку, должна возместить все издержки и получить прибыль для саморазвития.

В-третьих, это социальная единица, представляющая собой коллектив работников, объединенных кооперацией труда. Между работниками формируются отношения, посредством которых фирма включается в организацию труда.

Главная функция фирмы — преобразование ресурсов в продукт, услуги, необходимые потребителям.

Конченая цель — максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

В современной экономике рыночных стран насчитывается примерно 60 млн. фирм, 99% которых относится к сфере малого и среднего бизнеса. Почти половина из них функционирует в США. В России с началом рыночных реформ также быстро растет количество разнообразных фирм — в торговле, промышленности, сфере услуг, финансовом секторе, в других-отраслях экономики. В плановом хозяйстве бывшего Советского Союза насчитывалось в общей сложности около 40 тысяч предприятий.



Появление и широкое распространение фирм относят к периоду доиндустриальному, т. е. первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производствами организационной формой предпринимательской деятельности. В результате, начиная с нуля в начале 90-х гг. на середину 2005 г. число малых предприятий достигло около миллиона. Рост числа малых и средних предприятий, начиная с 2003 г. стал составлять по 100-150 тыс. в год. Нужно также учитывать, что число индивидуальных предприятий, без образования юридического лица, составляя 4,5-5 миллионов, дает основу для пополнения числа малых и средних предприятий. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.

Существует общая классификация фирм по критериям.

1. По виду хозяйственной деятельности:

1) промышленные, где 50% продукты данного предприятия;

2) торговые;

3) строительные;

4) финансовые;

5) транспортные и т. п.

2. По форме собственности:

1) частные;

2) государственные:

а) публичные (общественные) — это бюджетные организации, которые финансируются из бюджета. Руководители назначаются;

б) коммерческие — ориентация на прибыль, но в отличие от частных фирм имеют льготы по субсидиям, по доступу к ресурсу, информации;



в) смешанные (разные виды) — частные фирмы, у которых контрольный пакет акций принадлежит государству.

3. По отраслевому принципу:

1) моноотраслевые;

2) диверсифицированные (многоотраслевые), наиболее устойчивые — концерны, которые сохраняют свой профиль и специализацию. Конгломераты же не сохраняют своей специализации, они не устойчивые и создаются для спекулятивных операций.

4. По территориальному принципу:

1) национальные;

2) транснациональные корпорации, которые действуют в рамках мирового хозяйства (международные концерны). Роль велика — «вторая экономика».

5. По организационно-правовому принципу:

1) товарищества;

2) общества.

6. По размерной структуре:

1) крупные;

2) средние;

3) мелкие.

Исполнение системного метода анализа дает классификацию фирм по рыночной стратегии.

Любая фирма может выбрать себе определенную стратегию на рынке и стремиться максимально удовлетворить определенный круг покупателей, предлагая дополнительные выгоды, отвечающие потребностям именно этих покупателей, и, соответственно, требуя за это более высокую цену.

1. Приспособительная стратегия характеризует поведение мелких фирм-коммутантов («серые мыши») в локальном сегменте. Они сильны своей многочисленностью и гибкостью, имея мелкий и мельчайший размер капитала.

Поэтому характерна специфика:

а) повышенная гибкость к рыночной конъюнктуре, так как капитал невелик: поэтому мотив — выжить любой ценой;

б) постоянная нацеленность на прибыль ради чего готовы на все, на любые средства, учитывать любые изменения потребительского спроса, часто копируя продукты корпорации. Поэтому этот сегмент называют «бесплодным»;

в) источник силы — небольшой размер предприятия, что позволяет маневрировать, меняя виды деятельности.

Они не несут затраты на науку, и поэтому их цены ниже, чем у корпораций. В последние годы корпорации стали эти фирмы брать под свою крышу и отдают им операции вспомогательного производства. Роль их — это соединительная ткань в экономике, ее стабилизации, особенно в удовлетворении индивидуального спроса.

Смена конкурентной стратегии «бесплодных» связана с двумя типами их поведения.

1. Продолжать быть такими, какими они есть.

2. По мере накопления денежных средств коммутанты меняют свою конкурентную стратегию. Особенно часто это имеет место там, где коммутанты приобретают опыт в копировании чужих достижений новой технологии. В частности, они используют короткий срок патентной защиты в сфере здравоохранения, легкой промышленности, а также там, где сложно проследить защищенность товара патентом.

2. Патиентная — «хитрые лисы» — нишевая стратегия характеризует поведение узкоспециализированных устойчивых фирм среднего и крупного размера капитала:

а) нет крупного капитала, но есть ориентация на изготовление необычной и незаменимой уникальной продукции для узкого круга потребителей, которых не устраивает стандартный продукт. Например, снаряжение или часть снаряжения для горнолыжного спорта, или сверхпрочные цепи для электропил;

б) постоянная нацеленность — не допустить на свой рынок новые фирмы, создавая барьеры:

- уникальные технологии, хотя степень новизны невысокая, поэтому сбыт гарантирован;

- особые условия реализации продукции;

- ограничен доступ к ресурсам;

в) источник силы — элитные рабочие, хорошее оборудование, опыт мелкосерийного производства, иногда уникальность продукции. В целом выполняют роль минимонополии, перед которой бессильны и мелкие, и крупные конкуренты;

г) смена конкурентной позиции связана с двумя типами поведения патента:

- оставаться в той нише, где производится специализированный продукт;

- по мере накопления капитала сменить конкурентную стратегию с целью выхода на технику виолентов.

3. Виоленты имеют силовую стратегию («гордые львы», «могучие слоны», «неповоротливые бегемоты»). Это крупные монопольные фирмы.

Характерна специфика. Стратегия, предполагающая огромные накопления капитала и производственных мощностей, которые используются в трех направлениях.

1. Накопление мощностей с целью производства стандартной массовой и дешевой продукции. Постоянные издержки невысоки.

2. Значительные затраты на НИР, но нововведения носят характер новый, новейший, но не прорывной. Лица, которые работают в сфере нововведений, очень высокой квалификации.

3. Стратегия в управлении.

Источник силы: массовое производство, НИОКР — обширная сеть сбыта, в которую входит и старый, и новый товар.

Пример: «Сони», лидер в бытовой электроники. Первая запустила в массовое производство транзистор, домашний магнитофон, компакт-диски и т. д. В России совместное предприятие «Хруничев-Логхи» наладило производство ракетоносителей для тяжелых коммерческих спутников. Используется тактика «Ловкого второго» — это, когда новизна технологии становится второстепенной, на первом месте сбыт, а отсюда политика сетевого маркетинга. Создаются специальные структуры, которые следят за достижениями других лидеров, с целью создания аналога (имитации).

Технологические преимущества могут переродиться в недостатки — на слишком крайних заводах, так как возникают «узкие места»: вспомогательные контрольные и другие работы отстают от роста производительности главных технологических линий, т. е. экономия сменяется дезэкономией (может быть, где предприятие сравнительно небольшое) на масштабах производства: по мере дальнейшего роста размеров предприятия издержки на производство единицы продукции возрастают.

4. Ласточки — осуществляют эксплерентную стратегию пионерного характера в поведении небольших фирм — новаторскую.

Специфика:

а) создание принципиального нового рынка, рынка новой продукции и технологий. Или радикальное преобразование старых сегментов рынка. Пример: биотехнологии, безотходные технологии;

б) постоянная нацеленность — извлечение выгод из первоначально единоличного присутствия на рынке с учетом высокой степени риска, и больших затрат на науку. Поэтому ни одна из этих фирм не может функционировать без массированной поддержки государства;

в) источник силы — научный потенциал (кадры и разработки), баснословная прибыль в случае реализации проектов. Обычно после реализации проекта происходят изменения стратегии и переход в другие группы.

5. Близко к эксплерентной стратегии венчурная фирма — это коммерческая организация по:

а) разработке НИОКР с целью получения новой продукции;

б) на консультациях компаний, которые имеют научно-технические новшества.

Специфика их деятельности, рискуют прогореть, если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка. Поэтому они стремятся быстрее завершить разработку данного продукта, чтобы перейти к разработке другого.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.