Сделай Сам Свою Работу на 5

Драматического Александр Вампилов. Безвременная его





гибель острейшей болью отозвалась в сердцах деятелей театра:

с ним связывались светлые надежды...

Большой драматический театр поставил две его пьесы: на

малой сцене А. Товстоногов поставил в 1972 году ≪Провинциальные

анекдоты≫, на большой сцене в 1974 году Г. Товстоногов — ≪Прошлым летом в Чулимске≫.

Еще ничего не началось, еще закрыт занавес, а щемящая

Тревога входит в зал: неторопливо, задумчиво выводит старую

песню высокий женский голос: ≪Это было давно, лет пятнадцать

назад, вез я девушку трактом почтовым...≫

Режиссер вынес эпиграфом к спектаклю ≪Прошлым летом

в Чулимске≫ песню, которую напевают между делом герои спектакля,

Жители маленького таежного местечка. И сама песня — местная, сибирская, и скромное одноголосие исполнения придавали

Зачину спектакля дух естественного демократизма. Герои

Решали свои личные и семейные дела, которые под пером писателя

И взглядом режиссера обретали для зрителей значительный

Нравственный смысл. Так было уже однажды —на памятной

премьере ≪Пяти вечеров≫ А. Володина.



Художник Э. Кочергин, с которым Товстоногов в последние

Годы работает много и плодотворно, окружил сцену темными

Вековыми деревьями, замкнул действие в глуши. Это может

быть даже ≪медвежий угол≫. Художник и режиссер тут полем

И ч н ы —им важно отгородить, чтобы показать общность, локализовав

Место событий, открыть их широкий внутренний смысл.

Раннее утро около маленького буфета. Входит Валентина

(С. Головина), официантка в этом заурядном буфетике, и принимается

Чинить заборчик, ограждающий маленький зеленый

Кусочек среди вытоптанной земли. Просыпается старый охотник

Еремеев (О. Борисов), пришедший ночью из тайги и постеснявшийся

Будить знакомых среди ночи. Приходит первый

Посетитель —бухгалтер райздрава Мечеткин (Н. Трофимов)

И привычно ворчит по поводу позднего открытия буфета.

Пришла и хозяйка торговой точки Анна Васильевна (В. Ковель).

Пришел ее муж, инвалид войны Афанасий (Е. Копелян),

С радостью встретил Еремеева и потребовал от жены выпивки.



Ради встречи с другом, да и после вчерашнего не лишнее. Вспыхнул

Первый резкий, но привычный скандал: так громко, напористо,

Но внутренне равнодушно разговаривают на ежедневные

Темы, так безнадежно повторяют то, что давно ясно без всяких

Разговоров. Анна (В. Ковель) легко переходит от угроз и проклятий

В адрес Еремеева, который спровоцировал эту утреннюю

Выпивку, к деятельному сочувствию: столько лет работал человек,

Но не сообразил вовремя собрать нужные для пенсии

Справки. Сам же старик в исполнении О. Борисова совсем спокоен,

Ему как-то все равно —будет пенсия или не будет пенсии.

Вот только совет подать в суд на дочь, чтобы взыскать с нее

на содержание отца, он отклоняет решительно и непреклонно.

Этого он не сделает.

А потом чуть позже сошел вниз от своей сожительницы следователь

Шаманов (К. Лавров), сошел, прячась, хотя чего тут

Прятаться, тут не спрячешься, тут все на ладони. И пошла на

Работу аптекарша Зина (Л. Крячун), для которой этот потерявший

Себя Шаманов —последняя надежда.

Абсолютная достоверность всего происходящего на сцене,

Пристальное внимание к малейшему душевному повороту, каж59

Дому жесту и взгляду, затягивает и затягивает, чтобы через все

Сложности сюжета и взаимных обид и претензий героев подвести

К главной мысли, к главному событию.

Валентина тихо и безответно любит Шаманова, а ее любит

Сын Анны Пашка (Ю. Демич), приехавший сюда на время из



Города. Он любит давно, тяжко, властно, как собственник, как

Удачливый человек. Воспользовавшись стечением обстоятельств,

Пашка овладевает Валентиной, которая в этот момент потеряла

Всякую веру в смысл жизни, ибо ей показалось, что Шаманов

Ее обманул, пообещал прийти на свидание —и не пришел. (На

Самом же деле Зина просто не передала попавшую ей в руки

Записку).

Все сплетения сюжетных мотивов спектакля, весь пафос автора

И режиссера звучали призывом к чуткости, доброте, к духовности.

В это широкое понятие эмоционально конкретно входила

И драма Шаманова, который потерял цель в жизни, внутренне

Опустился после того, как не нашел в себе мужества

Выступить в суде и отстоять справедливость. И драма одиночества

Мечеткина, пусть мелкого и не совсем приятного, но человека

Же. И драма А н н ы и Афанасия, который, любя жену, никак

Не может простить ей, или хотя бы не напоминать, что

Пашка не его сын. Спектакль утверждал, что всякое насилие

Бесплодно и бесчеловечно —в том числе и насилие любовью

Зины над Шамановым, П а ш к и над Валентиной. И даже насилие

над самим собой —отчетливо понимаешь, что Шаманов, ≪сломавшись

≫, исключив из своей жизни меру общественной оценки

поступка, уйдя ≪в себя≫, стал нравственным предателем. До финала,

Когда он решит ехать в суд и тем самым вернет себе самого

Себя, он проходит непрерывную цепь предательства —по

Отношению к Валентине, к Зине и даже к самому себе: вкладывая

Свой служебный пистолет в руки Павла, он предает себя,

Он готов тут на самоубийство руками другого.

Эта сложная сценическая жизнь есть у каждого героя,

И сила спектакля в том, что он не пропустил ни одного изгиба

И поворота духовной биографии каждого героя.

Маленькие истории жителей Чулимска, случившиеся прошлым

Летом, вывели к глубоким и сложным нравственным проблемам

Времени.

Критик М. Седых писала по поводу спектакля ≪Прошлым

летом в Чулимске≫: ≪Товстоногов относится к драме Валентины

Как к трагедии. Она обретает размах, но теряет реальность.

Становится символом, но разрушается плоть. Она может потрясти,

но не позволяет сострадать≫.1

Товстоногов может, видимо, согласиться с этой мыслью. Режиссер

И задумывал именно трагедию. Это жанровое решение

1 ≪Театр≫, 1974, № 9, с. 58.

отметили все критики. ≪Сыгранный как бытовая драма, —писал

Критик И. Золотусский,—спектакль вместе с тем возвысился до

внутренней трагедийности≫.1 Оно вытекало из обостренного отношения

К самой сердцевине пьесы А. Вампилова, из ее нравственного

Максимализма, который проверяется образом Валентины

И воплощается в этом характере. Трагический, идеальный

Характер призван был контрастировать с тем глухим бытом,

Заскорузлостью отношений и мировосприятия, которые царят

Вокруг Валентины.

Режиссер готов понять причины слабости Шаманова, эгоизма

Зины, одичания Пашки, мелочности Мечеткина, душевной

Жестокости Афанасия, скопидомства отца Валентины и каждому

В отдельности даже простить. Однако все вместе они могут создать

Нравственный климат, несовместимый с нашими моральными

Идеалами. Самый сильный сигнал тревоги дает в искусстве

Трагедия.

В. Климцев, напечатавший в ≪Комсомольской правде≫ под

рубрикой ≪Рецензирует читатель≫ заметку о сборнике пьес

А. Вампилова, верно заметил, что ≪бытовое и личное у Вампилова

всегда обнаруживает свою социальную подоплеку≫.2

Ни Товстоногов, ни Вампилов не разделяют чрезмерно оптимистическую

Позицию, предполагающую мгновенное исправление

Нравов под влиянием даже самого прекрасного во всех

Отношениях человека. Трагический спектакль понуждает задуматься,

Он вызывает душевную боль, которая обостряет внутреннее

Зрение. С драматургией А. Вампилова, да простят это

Сравнение, видимо, будет повторяться сценическая история чеховской

Драматургии —произведения А. Вампилова не поддаются

Исчерпывающему прочтению, они многозначны, глубоки

И художнически объективны: он прежде всего стремится понять

Жизнь и человека. Такое наблюдение кажется верным, во всяком

случае для ≪Провинциальных анекдотов≫, ≪Прошлым летом

в Чулимске≫ и ≪Утиной охоты≫. Каждый серьезный режиссер

Может найти здесь мотивы, которые он посчитает актуальными.

Нетрудно представить себе и несколько иную трактовку

пьесы ≪Прошлым летом в Чулимске≫, которая будет по-своему

Правомерной,—спектакль с романтической героиней. Товстоногов

Склонен принять трезвую и жестковатую интонацию драматурга.

Ему более близка эта линия в литературе, недаром

Вскоре он ставит В. Ш у к ш и н а и В. Тендрякова.

В ≪Энергичных людях≫ В. Шукшина, в этой ≪повести для

театра в жанре сатиры≫ (1974), Товстоногов без особого труда

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.