Такие подвиги не награждают орденами, о них незачем писать
в газетах. Но пьесы о них писать надо. И играть их надо≫.2
Защищая ≪Пять вечеров≫, а позднее и ≪Мою старшую сестру
≫. Товстоногов отнюдь не абсолютизировал обозначенное ими
Направление в драматургии, не противопоставлял его другим
Линиям, прежде всего героической, но утверждал, что направление
Это имеет принципиальное значение, ибо дает реалистическому
Искусству возможность вторгнуться в еще одну важную
Сферу жизни.
Точность режиссерского мышления, входящая в понятие таланта,
Оттачивается и углубляется прежде всего на современной
Драматургии, и именно на такой, которая предлагает новые пути,
Новый способ драматургического решения. Сценически такая
1 ≪Театр≫, 1959, № 12, с. 78.
Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 37.
Драматургия утверждается только в том случае, если режиссер-
Первопостановщик находит к ней точный художественный
ключ. ≪Недавно у меня была репетиция одной современной пьес
Ы , —писал Товстоногов, —где автором уловлена эта черта современного
человека —≪закрытость≫ чувств... Там речь идет
О любви. Два человека встречаются. Не виделись семнадцать
Лет. Когда-то любили друг друга. Но вместо того, чтобы показать,
Как происходит это, чтобы постепенно перед нами вырастала
Картина прошлого, чтобы мы только догадывались о том,
Что творится в сердцах этих людей, нам уже на первой минуте
Продемонстрировали открытое чувство любви, и было ясно: она
Без него не может жить.
Это не случайная ошибка. И происходит она потому, что
Мы все еще находимся в плену привычного, в плену старых театральных
Представлений и мало думаем о современности в глубоком
и всеобъемлющем значении этого понятия≫.1
Легко понять, что речь тут идет о репетиции ≪Пяти вечеров≫,
Где главные роли репетировали и играли в спектакле Зинаида
Ш а р к о и Ефим Копелян, успех которых многое определил в утверждении
Современного стиля актерского искусства.
Разумеется, вполне можно понять позицию тех, кто опасался,
что идейно-стилистическая тенденция ≪Пяти вечеров≫, да еще
в ее приниженно-бытовом сценическом варианте, станет главенствующей
В нашем театре.
Сам Товстоногов отнюдь не считал, что так должно быть,
Ибо неизменно высказывался в пользу реального художественного
Многообразия в искусстве. Достоинство пьесы Володина
Он видел не в точном воспроизведении быта, узнаваемости интонаций
И житейских взаимоотношений. Это было качество
Пьесы, весьма им ценимое. Но достоинство он нашел в том, что
Пьеса открывала для него возможность осветить быт поэзией,
Лирикой и таким образом сценически открыть значительность
Нравственных проблем, затронутых драматургом.
Новое качество режиссуры, выявившееся в ≪Пяти вечерах≫,
Было не только в степени достоверности, в атмосфере редкой
Естественности и органике актерской игры, но в том, что бытовую
Пьесу, сюжет которой в пересказе будет выглядеть почти
Банально, он воспроизвел с необычайной лирической одухотворенностью.
Корни этого реализма в ранних чеховских спектаклях
МХАТ, в чеховской поэтике, недаром первая половина 1960-х
Годов отмечена чеховскими спектаклями.
Новая суть режиссерского подхода, новая грань реализма
Была не в стилистике, а прежде всего в способе художественного
Освоения характера человека, не в одной искренности, не
В верности формам жизни (искренни и правдивы были многие
Спектакли), но в том, что конфликт здесь проходил через душу
Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 56.
Героя и герой сам перестраивался, преодолевал в себе преграды,
Избавлялся от предрассудков и осознавал свое место в мире,
Свою значительность и свое достоинство. Герой Товстоногова
Выступал аналогом лирическому герою в поэзии.
(Заметим попутно, что И. Смоктуновский в роли Мышкина
И 3. Ш а р к о в роли Тамары явственно обозначили новый актерский
Стиль в БДТ. Предыдущий период классично завершил
В. Полицеймако ролью баснописца Эзопа в ≪Лисе и винограде
≫). 3. Ш а р к о —Т а м а р а и Е. Копелян —Ильин великолепно
Раскрыли в характерах своих героев драму преодоления самих
Себя, показали, как тяжело и трудно восстанавливается человек,
Потерявший надежды, и как прекрасен он в счастье.
Некоторые упрекали спектакль в пропаганде уныния. Но
Он был содержательно оптимистичен, направлен против пессимизма,
Ибо утверждал человека властелином своей судьбы.
Автор пьесы писал впоследствии: ≪Обвинения в приземленности
и очернительстве были, разумеется, потешны... Лишь ненормальный
Психически человек может утверждать своим творчеством,
Что жизнь ужасна. Т о л ь к о —п о м о г а т ь жить. Потому
что другой жизни —вместо этой, лучше этой —не будет≫.1
Восходящий к чеховской традиции поэтический реализм Товстоногова
Координировался с тем, что искали и утверждали
Тогда же некоторые другие режиссеры, прежде всего О. Ефремов
в ≪Современнике≫.
В работе над первыми спектаклями в Большом драматическом
театре (и с особой ясностью в работе над ≪Пятью вечерами
≫) уточнялись многие важные принципы творчества режиссера.
В первую очередь в области создания образной структуры
Спектакля, его режиссерской партитуры и в работе с актером.
Новый взгляд на героя, новая грань реализма требовали
Своих выразительных средств и приемов. Очевидно, что та или
Иная линия в искусстве укрепляется, имеет перспективу развития
Только в том случае, если мировоззренческие, идейные мотивы
Творчества, доказав свою общественную актуальность, выступают
В неразрывном единстве с соответствующими им художественными
Средствами.
Театр —громоздкое искусство, ему всегда нужно время, чтобы
Из отдельных озарений, случайных открытий, счастливых совпадений
Темпераментов и мыслей художников, под воздействием
Времени, его общественных движений постепенно вызрел качественно
Новый этап в реалистическом отражении действительности.
Театр —коллективное искусство еще и в том смысле, что
Его общий творческий облик формируют разные художники.
Как бы ни были значительны открытия того или иного режиссера,
В эстетическом и историческом смысле у него находятся
Предшественники и попутчики, ибо театральное искусство
А. В о л о д и н. Для театра и кино. М., 1967, с. 308—09.
Делают вместе многие, составляя общую мозаику каждый из
Своего цвета. Театру, как виду искусства, для нормального развития
Важно не только многообразие художественных направлений,
Эстетически спорящих между собой, но и многообразие индивидуальностей
В русле одного творческого принципа.
Новый этап открывали спектакли Г. Товстоногова и О. Ефремова,
А. Эфроса и М. Туманишвили, полемически его обогащали
Спектакля Ю. Завадского, Б. Равенских и Р. Симонова,
Позднее Ю. Любимова.
Сам Товстоногов как художник понимал, что дело не только
В успехе того или иного спектакля, но в судьбе направления.
Это понимание было особенно острым в тех случаях, когда
Речь шла о сценическом успехе современной пьесы, ибо ее неуспех
Мог поставить под сомнение правомерность принципа.
Классику в таких случаях защищает ≪академическое≫ уважение,
О чем Товстоногов прямо говорил на профессиональных встречах
И в общей печати. В Ленинграде он встретился летом 1962 года
С участниками режиссерской лаборатории Н. П. Охлопкова — оппонента в недавнем жарком споре. Сам факт этот по-своему
Красив —два больших художника готовы спорить друг с другом,
Но раз речь идет об искусстве, они согласны выслушать со
Вниманием ч у ж у ю речь, пустить оппонента к ученикам.
Отвечая на один из вопросов, Товстоногов говорил тогда:
≪Для меня сейчас очень важны спектакли Володина. За него
Идет сейчас борьба, идет полемика. Его неуспех будет неуспехом
Не только данного театра, а целого направления. Он мне
Представляется самым современным автором, при всех его потерях.
Это не Чехов, но это что-то по-новому сказанное о сегодняшнем
Человеке. Поэтому особенно волнует —выйдет спектакль
или не выйдет. Если не выйдет ≪Горе от ума≫ —это одно
дело, а проигрыш Володина —это большой проигрыш≫.1
Спектакли ≪Пять вечеров≫ и ≪Варвары≫ не случайно стоят
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|