Сделай Сам Свою Работу на 5

Такие подвиги не награждают орденами, о них незачем писать





в газетах. Но пьесы о них писать надо. И играть их надо≫.2

Защищая ≪Пять вечеров≫, а позднее и ≪Мою старшую сестру

≫. Товстоногов отнюдь не абсолютизировал обозначенное ими

Направление в драматургии, не противопоставлял его другим

Линиям, прежде всего героической, но утверждал, что направление

Это имеет принципиальное значение, ибо дает реалистическому

Искусству возможность вторгнуться в еще одну важную

Сферу жизни.

Точность режиссерского мышления, входящая в понятие таланта,

Оттачивается и углубляется прежде всего на современной

Драматургии, и именно на такой, которая предлагает новые пути,

Новый способ драматургического решения. Сценически такая

1 ≪Театр≫, 1959, № 12, с. 78.

Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 37.

Драматургия утверждается только в том случае, если режиссер-

Первопостановщик находит к ней точный художественный

ключ. ≪Недавно у меня была репетиция одной современной пьес

Ы , —писал Товстоногов, —где автором уловлена эта черта современного

человека —≪закрытость≫ чувств... Там речь идет



О любви. Два человека встречаются. Не виделись семнадцать

Лет. Когда-то любили друг друга. Но вместо того, чтобы показать,

Как происходит это, чтобы постепенно перед нами вырастала

Картина прошлого, чтобы мы только догадывались о том,

Что творится в сердцах этих людей, нам уже на первой минуте

Продемонстрировали открытое чувство любви, и было ясно: она

Без него не может жить.

Это не случайная ошибка. И происходит она потому, что

Мы все еще находимся в плену привычного, в плену старых театральных

Представлений и мало думаем о современности в глубоком

и всеобъемлющем значении этого понятия≫.1

Легко понять, что речь тут идет о репетиции ≪Пяти вечеров≫,

Где главные роли репетировали и играли в спектакле Зинаида

Ш а р к о и Ефим Копелян, успех которых многое определил в утверждении

Современного стиля актерского искусства.

Разумеется, вполне можно понять позицию тех, кто опасался,



что идейно-стилистическая тенденция ≪Пяти вечеров≫, да еще

в ее приниженно-бытовом сценическом варианте, станет главенствующей

В нашем театре.

Сам Товстоногов отнюдь не считал, что так должно быть,

Ибо неизменно высказывался в пользу реального художественного

Многообразия в искусстве. Достоинство пьесы Володина

Он видел не в точном воспроизведении быта, узнаваемости интонаций

И житейских взаимоотношений. Это было качество

Пьесы, весьма им ценимое. Но достоинство он нашел в том, что

Пьеса открывала для него возможность осветить быт поэзией,

Лирикой и таким образом сценически открыть значительность

Нравственных проблем, затронутых драматургом.

Новое качество режиссуры, выявившееся в ≪Пяти вечерах≫,

Было не только в степени достоверности, в атмосфере редкой

Естественности и органике актерской игры, но в том, что бытовую

Пьесу, сюжет которой в пересказе будет выглядеть почти

Банально, он воспроизвел с необычайной лирической одухотворенностью.

Корни этого реализма в ранних чеховских спектаклях

МХАТ, в чеховской поэтике, недаром первая половина 1960-х

Годов отмечена чеховскими спектаклями.

Новая суть режиссерского подхода, новая грань реализма

Была не в стилистике, а прежде всего в способе художественного

Освоения характера человека, не в одной искренности, не

В верности формам жизни (искренни и правдивы были многие

Спектакли), но в том, что конфликт здесь проходил через душу



Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 56.

Героя и герой сам перестраивался, преодолевал в себе преграды,

Избавлялся от предрассудков и осознавал свое место в мире,

Свою значительность и свое достоинство. Герой Товстоногова

Выступал аналогом лирическому герою в поэзии.

(Заметим попутно, что И. Смоктуновский в роли Мышкина

И 3. Ш а р к о в роли Тамары явственно обозначили новый актерский

Стиль в БДТ. Предыдущий период классично завершил

В. Полицеймако ролью баснописца Эзопа в ≪Лисе и винограде

≫). 3. Ш а р к о —Т а м а р а и Е. Копелян —Ильин великолепно

Раскрыли в характерах своих героев драму преодоления самих

Себя, показали, как тяжело и трудно восстанавливается человек,

Потерявший надежды, и как прекрасен он в счастье.

Некоторые упрекали спектакль в пропаганде уныния. Но

Он был содержательно оптимистичен, направлен против пессимизма,

Ибо утверждал человека властелином своей судьбы.

Автор пьесы писал впоследствии: ≪Обвинения в приземленности

и очернительстве были, разумеется, потешны... Лишь ненормальный

Психически человек может утверждать своим творчеством,

Что жизнь ужасна. Т о л ь к о —п о м о г а т ь жить. Потому

что другой жизни —вместо этой, лучше этой —не будет≫.1

Восходящий к чеховской традиции поэтический реализм Товстоногова

Координировался с тем, что искали и утверждали

Тогда же некоторые другие режиссеры, прежде всего О. Ефремов

в ≪Современнике≫.

В работе над первыми спектаклями в Большом драматическом

театре (и с особой ясностью в работе над ≪Пятью вечерами

≫) уточнялись многие важные принципы творчества режиссера.

В первую очередь в области создания образной структуры

Спектакля, его режиссерской партитуры и в работе с актером.

Новый взгляд на героя, новая грань реализма требовали

Своих выразительных средств и приемов. Очевидно, что та или

Иная линия в искусстве укрепляется, имеет перспективу развития

Только в том случае, если мировоззренческие, идейные мотивы

Творчества, доказав свою общественную актуальность, выступают

В неразрывном единстве с соответствующими им художественными

Средствами.

Театр —громоздкое искусство, ему всегда нужно время, чтобы

Из отдельных озарений, случайных открытий, счастливых совпадений

Темпераментов и мыслей художников, под воздействием

Времени, его общественных движений постепенно вызрел качественно

Новый этап в реалистическом отражении действительности.

Театр —коллективное искусство еще и в том смысле, что

Его общий творческий облик формируют разные художники.

Как бы ни были значительны открытия того или иного режиссера,

В эстетическом и историческом смысле у него находятся

Предшественники и попутчики, ибо театральное искусство

А. В о л о д и н. Для театра и кино. М., 1967, с. 308—09.

Делают вместе многие, составляя общую мозаику каждый из

Своего цвета. Театру, как виду искусства, для нормального развития

Важно не только многообразие художественных направлений,

Эстетически спорящих между собой, но и многообразие индивидуальностей

В русле одного творческого принципа.

Новый этап открывали спектакли Г. Товстоногова и О. Ефремова,

А. Эфроса и М. Туманишвили, полемически его обогащали

Спектакля Ю. Завадского, Б. Равенских и Р. Симонова,

Позднее Ю. Любимова.

Сам Товстоногов как художник понимал, что дело не только

В успехе того или иного спектакля, но в судьбе направления.

Это понимание было особенно острым в тех случаях, когда

Речь шла о сценическом успехе современной пьесы, ибо ее неуспех

Мог поставить под сомнение правомерность принципа.

Классику в таких случаях защищает ≪академическое≫ уважение,

О чем Товстоногов прямо говорил на профессиональных встречах

И в общей печати. В Ленинграде он встретился летом 1962 года

С участниками режиссерской лаборатории Н. П. Охлопкова — оппонента в недавнем жарком споре. Сам факт этот по-своему

Красив —два больших художника готовы спорить друг с другом,

Но раз речь идет об искусстве, они согласны выслушать со

Вниманием ч у ж у ю речь, пустить оппонента к ученикам.

Отвечая на один из вопросов, Товстоногов говорил тогда:

≪Для меня сейчас очень важны спектакли Володина. За него

Идет сейчас борьба, идет полемика. Его неуспех будет неуспехом

Не только данного театра, а целого направления. Он мне

Представляется самым современным автором, при всех его потерях.

Это не Чехов, но это что-то по-новому сказанное о сегодняшнем

Человеке. Поэтому особенно волнует —выйдет спектакль

или не выйдет. Если не выйдет ≪Горе от ума≫ —это одно

дело, а проигрыш Володина —это большой проигрыш≫.1

Спектакли ≪Пять вечеров≫ и ≪Варвары≫ не случайно стоят

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.