Сделай Сам Свою Работу на 5

Зинского, памятная ласточка новых успехов нашей литературы





и театра, за ней в ≪послужном списке≫ Товстоногова стоит

≪Оптимистическая трагедия≫, принесшая режиссеру и ленинградскому

Театру им. А. С. Пушкина триумфальный успех.

Следующими работами Товстоногова в области классики

были ≪Униженные и оскорбленные≫ (1956) в Театре им. Ленинского

Комсомола, поставленные совместно с И. Ольшвангером,

и ≪Идиот≫ в Большом драматическом театре (1958). Переход

От Щедрина к Достоевскому мог бы показаться неестественно

Резким, пристрастия режиссера несколько противоречивыми,

если не иметь в виду, что ≪Помпадуры≫ были поставлены по

предложению ≪чужого≫ театра. Но более важно иметь в виду

Не эту производственную сторону дела, а внутреннюю, творческую,

Определяющую истинные пристрастия и дорогу режиссера

Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 304—05.

в это время. Товстоногов был ≪болен≫ Достоевским, он был ему

Нужен, чтобы найти желанный синтез психологической наполненности

И театральной образности.

≪Униженные и оскорбленные≫ —спектакль обнаженной социальной



Мысли, резких сценических контрастов и внутреннего

Гнева. Он настойчиво требовал сочувствия к человеку. Его

Гуманизм был неистовым и страстным. Поэтому режиссера не

Устраивал финал романа, его утешительная интонация, христианское

Смирение Ихменевых. Товстоногов хотел закончить спектакль

Открытым вопросом ко всем, кто готов потревожить свою

совесть: ≪Да почему это? Почему бедны люди? .. И хочется

Всем сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дите, чтоб

Не было вовсе слез от сей минуты ни у кого, и чтобы сейчас же,

сейчас же это сделать, не отлагая и несмотря ни на что...≫

Эти слова произносил в спектакле Иван Петрович, взяв их

У Дмитрия Карамазова.

≪Идиот≫ был спектаклем о Мышкине, и по изначальному замыслу,

И по величию актерской работы И. Смоктуновского. Он

внутренне связан с ≪Униженными и оскорбленными≫ не только

Именем автора, но и темой, которую подхватывает князь М ы ш кин

У бедного литератора Ивана Петровича.



Как и Иван Петрович, Мышкин болезненно страдал от зла

Сильных мира сего, от униженности и зависимости, в которую

попадают люди. Но Мышкин товстоноговского ≪Идиота≫ —деятельный

Противник зла, его стремление принести добро, противопоставить

Злу добрую волю было действенным, активным.

Товстоногов оказался одним из первых режиссеров, которые

После длительного перерыва взялись за сценическое воплощение

Произведений Достоевского. Сложный художественный мир Достоевского

Долго не поддавался верному идейно-эстетическому

Истолкованию.

В спектаклях Товстоногова Достоевский предстал страстным

Гуманистом и глубоким философом. Чтобы поставить эти спектакли,

Нужен был широкий взгляд на философскую и моральную

Проблематику его произведений, нужна была смелость,

Чтобы противопоставить свое понимание весьма устойчивым литературоведческим

Концепциям, художнически тонкое ощущение

Актуальности звучания мотивов Достоевского. Спектакли

Товстоногова возвращали Достоевского русскому театру,

А с учетом трудной его судьбы в нашей критике можно сказать

И шире —всей русской театральной культуре.

Товстоногов сам инсценировал роман ≪Идиот≫ Достоевского.

Дело тут не в том, что режиссер делает себе ≪удобно≫, тут первоначальный

творческий акт, начало замысла, его сердцевина:

Что поставить в центр, в чем увидеть связи старого романа и

сегодняшнего времени. Сценическая история ≪Идиота≫ почти



Целиком связана с образом Настасьи Филипповны. Товстоногов

Сделал главным героем князя Мышкина. Однако он не вырывал

Его из сложных ситуаций романа, не обособлял ради сюжетной

Компактности. Он поставил его в центр борьбы: не вне, не над,

А в самой гуще борьбы взглядов, самолюбий, денег, карьер,

сжигающих чувств. ≪Роман Достоевского,—пишет Н. Берковс

К и й , —проникнут предвосхищением того, чем может стать человеческое

Общество в своей этике, в своих внутренних отношениях

≫.1

Эту —едва ли не центральную для Товстоногова тему и воплощал

Его спектакль, а прежде всего исполнитель роли М ы ш кина

И. Смоктуновский. Для выполнения такой задачи нужен

Был актер того типа, который в критике будет определен как

≪интеллектуальный≫, ≪исповедальный≫. ≪Актер исповедовался

В чем-то очень сокровенном,—пишет по поводу игры Смоктуновского

К р и т и к .—П р и этом исповедь Смоктуновского носила

интеллектуальный характер...≫2

Спектакль Товстоногова, казалось бы, не нес в себе новаторства

Постановочного толка, не обладал абсолютной художественной

Цельностью,—к р и т и к и отмечали ряд несовершенств

В постижении исполнителями стиля автора, но все были единодушны

в том, что ≪спектакль Г. Товстоногова с И. Смоктуновским

Во главе будет особо отмечен в истории нашего театра и

в истории усвоения Достоевского нашей культурой≫ (Н. Берковский).

Сейчас, по прошествии почти двадцати лет, трудно непосредственно

Уловить эмоциональное, возбуждающее действие этого

Спектакля. Но оно было, и было громадным. Товстоногов выступал

Как новатор мысли, как человек, с особой остротой и без

Какого-либо упрощения связавший нравственные искания русской

духовной культуры со своим временем. ≪Идиот≫ был спектаклем

Глубочайшего и активного гуманизма —это была позиция

Театра, режиссера.

Впрочем, и с точки зрения собственно сценической, ≪технологической

≫ спектакль имел немаловажное значение в творческом

Развитии режиссерских принципов и приемов Товстоногова.

Здесь были продолжены поиски того режиссерского метода,

Который смотрит на спектакль как на роман жизни.

Режиссер искал способ придать непрерывность течению сценической

Жизни, сделать логичными и незаметными переброски

мест действия, сценически передать движение героев, ибо ≪у автора

очень многое происходит как бы на ходу...≫ В результате

Поисков, отказа от вращающегося сценического круга родилось

То решение, которое принципиально удовлетворяло постановщика.

Оно было связано с реакциями, с эмоциональным состоянием

главного героя. Оно стало существенным. ≪Вот М ы ш к и н , — рассказывал впоследствии режиссер,—начинает монолог, ме1

≪Театр≫, 1958, № 6, с. 74.

Ю. С м и р н о в - Н е с в и ц к и й . Ключ к образу. Л., 1970, с. 41.

няется освещение, луч прожектора освещает только лицо, и...

Наш герой неожиданно для самого себя (именно это обстоятельство

Подчеркивает автор) обнаруживает, что он очутился в темном

подъезде гостиницы ≪Весы≫, где его ждет роковая встреча

С Р о г о ж и н ы м . . . Этот прием, который, кстати, пришел не сразу,

Стал принципом решения спектакля, когда мы, как бы следуя

За Мышкиным, переходим от картины к интермедии, а от интермедии

вновь к следующей сцене≫.1

Немаловажное значение имел спектакль и для развития той

линии актерского искусства, которую в ≪Идиоте≫ определил

И. Смоктуновский. Режиссер угадал в нем Мышкина, укрепил

Его манеру, придал индивидуальным качествам талантливейшего

Артиста значение глубокое и —как выяснилось после премьеры

—всеобщее, принципиальное. Можно сегодня, однако,

сказать и о том, что спектакль ≪Идиот≫, при всем конкретно-

Историческом взгляде на роман, которым руководствовался постановщик,

Был замкнут в кругу нравственных проблем. Герои

≪Идиота≫ стояли перед лицом собственной совести. В следующем

Спектакле классического репертуара режиссер поставил

Героев перед лицом истории.

Случилось это не сразу, прошло два года, прежде чем Товстоногов

выпустил горьковских ≪Варваров≫. После ≪Идиота≫

Товстоногов ставит подряд ≪Оптимистическую трагедию≫ в Праге

и Будапеште, потом в своем театре пьесу А. Николаи ≪Синьор

Марио пишет комедию≫, ≪Трассу≫ И. Дворецкого, удивительные

≪Пять вечеров≫. За ними идут ≪Варвары≫.

Вторая половина 1950-х годов была в театральном искусстве

Временем плодотворным и творчески напряженным. Укрепляя

Связи с действительностью, театр пристально вглядывается

В жизнь, точно устанавливая связи человека с временем, обществом,

Историей.

Это был тот театральный воздух, которым дышал каждый,

В том числе и Товстоногов, человек необычайно чуткий к общественным

И театральным движениям.

Суммируя опыт режиссеров, активно в эти годы работавших,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.