Он понят театром. Смысл спектакля не выражается одной фиг
У р о й , —он живет в движении идеи спектакля, в его конфликте,
В системе образов.
Историческая перспектива была бы сохранена и в том случае,
Если бы Божеумов был еще мощнее и страшнее, ибо в спектакле
Есть Кистерев в исполнении О. Борисова. Этот человек,
Пройдя войну, потеряв здоровье, вынес из военного опыта поразительную
Ж а ж д у справедливости, мгновенную и резкую реакцию
На неправду. Лирический подтекст его характера —до слез
Нежная любовь ко всему живому, к человеку, конечно, прежде
Всего. Эта ранимость питает его ненависть к таким, как Божеумов.
О. Борисов создал трагический образ.
Наконец, историческая перспектива поддерживается и обозначается
И в образе Чалкина, которого играет Б. Рыжухин, человеке,
Нашедшем в себе силы противостоять Божеумову, встать
На разумную точку зрения, увидеть за общим отдельное, за
Пунктом правил —судьбу человека.
Сюжетные линии дополнены в режиссуре Товстоногова еще
Одним, чрезвычайно для него и для спектакля существенным,
Мотивом, не новым, но коренным для его творчества. Историю
Деятелей районного масштаба режиссер рассматривает в жанре
Народной драмы. Все дела и поступки сверяются с судьбой ж и телей
Села. Потому-то оказываются важны в спектакле и сцена
Обмолота хлеба, и бабка с причитаниями, и бывший кулак, и
Смиренность Адриана Фомича, уверенного, что истина сама по
Себе возобладает. Оформление художника М. Ивницкого поддерживает
Эту эпичность замысла режиссера. Тяжко висит
Небо, тяжко, как на торжественных памятниках, лежат складки
≪играющего≫ занавеса. В этом же ключе звучит талантливая
Музыка В. Гаврилина.
Для режиссера важно также соединить прошлое и настоящее.
Наглядно обозначить перспективу, вывести наше сегодняшнее
Из нашего прошлого, показать их нерасторжимую связь и
Преемственность. Отсюда публицистическая интонация К. Лаврова
В роли взрослого Евгения Тулупова, оценивающего свою
Молодость, отсюда и наивная искренность молодого Женьки
В исполнении Ю. Демича. Ему трудно рядом с Верой, которую
Опыт жизни научил практической трезвости. Н. Тенякова вписывает
Этот характер в тот эмоциональный слой спектакля, который
Создает О. Борисов в роли Кистерева. Она сестра ему по
Духу, по ясности взгляда, по непримиримости ко лжи.
Автор довольно обстоятельной статьи в журнале ≪Театр≫
В. Семеновский назвал свою рецензию ≪Правду! И еще кроме
Правды.. Если мы верно уловили требовательную интонацию
Этого заголовка, то критику одной правды мало, нужно что-то
Еще. А не много ли будет? Не достаточно ли, как это сделали
1 ≪Театр≫, 1975, № 3.
Режиссер и автор, добиться именно правды —жизни, истории,
Искусства?
Далее в статье есть ряд положений, которые кажутся спорными.
Выяснить их нужно не для того, чтобы поправлять критика,
Его право судить так или иначе, а только ради уяснения
Смысла спектакля. По поводу образа Женьки у В. Тендрякова
(а Товстоногов с ним полностью солидарен, так что замечания
критика равно относятся и к спектаклю) В. Семеновский пишет:
≪Он хочет быть порядочным человеком... Однако внутри понятия
≪порядочность≫ —своя вселенная, не мешало бы в ней
Определиться. Причем это сделать нельзя лишь за счет борьбы
с Божеумовым: он, так сказать, за скобками порядочности≫.
Это замечание похоже на замечание другого критика (Р. Азе-
р а н ) : ≪...оставим в стороне мешки сорной пшеницы —они
Довольно искусственно и нарочито взяты автором для конструирования
сюжета≫.1
Почувствуем себя на месте режиссера —≪мешки≫ оставим
В стороне, Божеумова исключим, ибо по отношению к нему
Нельзя заявить о своей позиции, и получим великолепно бесконфликтную
Драматургию, в которой один порядочный будет
Уверять другого быть еще порядочнее.
Впрочем, В. Семеновский заканчивает свою статью важными
словами, к которым стоит присоединиться: ≪...какая мощная,
мерная поступь! Какая способность добиваться всеобщего доверия
—той основательностью своего отношения к действительности,
Которая любые, хотя бы и самые злободневные или, напротив,
мучительно-личные вопросы выводит на пространство несуетного
обзора закономерностей бытия≫.
≪Обзором закономерностей≫ можно назвать и одну из самых
Последних работ Товстоногова —у ж е упоминавшийся спектакль
≪Протокол одного заседания≫ А. Гельмана. Товстоногов не мог
Пройти мимо этой пьесы. Она из его ряда, из его мира. Не потому
Только, что она злободневна и входит в список пьес, которые
Сегодня привлекают внимание своей живой связью
С проблемами современного производства. Думаю, что, при всей
Актуальности, Товстоногову не был близок Чешков, родоначальник
династии ≪новых деловых людей≫ в искусстве. Потапов
Же ему ближе, хотя на первый взгляд между героями много
Общего.
И все ж е . . . Потапов не так индивидуалистичен, он откровенный
Коллективист, в нем сконцентрировались близкие Товстоногову
Черты, он говорит о своем, но задевает всех, он говорит
То, что у многих на языке. Он реализует нашу гражданскую
Потребность жить и работать лучше. Он прост, наконец.
А. Пустохин и играет простого человека, который решил для
Себя простую, но жизненно в а ж н ую задачу. Он даже как бы
1 ≪Ленинградская правда≫, 1975, 7 апреля.
Удивлен тем, что его вопрос вызвал такую полемику. Товстоногова,
Как и всегда, интересует в первую очередь не только сам
Характер, режиссер уверен, что раз он верно задан, то проявится
Обязательно, а то поле напряжения, которое он вызывает,
Та идея, которую следует утвердить в системе образов, в процессе
Решения конфликта.
Товстоногов нашел для спектакля интересное техническое
Решение: круг сцены движется с почти незаметной скоростью.
Не сразу понимаешь, что же произошло —никто с места не
Вставал, а все сразу переместились в пространстве.
Он не искал, разумеется, трюкового эффекта, прием образен
По сути. В нем ход времени, незаметный, но неумолимый. Прием
Изобразителен по существу, ибо всякий раз выдвигает в круг
нашего внимания, берет крупным планом тех, кто в данный момент
Высказывает свою заветную мысль, мысль поворотную во
Внутреннем сюжете пьесы. Товстоногов намеренно беспафосен
в этом спектакле. Он задает вопросы, не форсируя своих ответов.
Он знает, как трудны эти ответы. Спектакль, проиграв
В изобразительности, в динамике, приобрел редкое свойство — он втягивает героев и зрителей в неторопливые размышления.
Вернее сказать, герои, размышляя, втягивают зрителей в этот
Процесс.
Конечно, режиссера интересует не собственно производственный
Сюжет, а та нравственная проблематика, которая на
Этом сюжете возникает, если, конечно, понимать нравственность
Как активность жизненной позиции, сознательное отношение
К общественному долгу. А. Гельман написал именно о повышении
Нравственного уровня делового человека, а стало быть и
Всей производственной жизни. Постановщик отлично знает и
Убедительно показывает нам, что герои этой истории обыкновенные
Люди, вы их видите каждый день. И каждый день, спросив
их о деле, вы получите ответ, разъясняющий их личную позицию:
Пожимая плечами, разводя руками или извинительно
Поднимая брови, они говорят вам о том, что дело идет не совсем
Так, как хотелось бы, но лично они тут ни при чем. Товстоногов
Раскрывает в спектакле процесс прихода к истине самой обыкновенной,
Которая так легко затуманивается, оправдывается,
Затушевывается в жизни, в обиходе. Тут конфликт не только
В самом сюжете, не только в столкновении государственной
Точки зрения рабочего Потапова с теми, кто готов на приписки
И всяческие ухищрения, лишь бы сохранить благополучие. Тут
Конфликт расширен, дополнен напряжением неожиданной прямоты,
Когда от человека требуют прямого ответа на вопрос, который
Задавать как бы не принято. И ответ требуется самый
Простой.
Этот спектакль более всего обращен к залу, он царапает и
Будоражит, задавая свой такой простенький, казалось бы, вопрос.
Однако ≪простой≫ вопрос общественно значим, а потому
Спектакль, бередя каждого, касается всех. Его эмоциональное
Воздействие раскрывает в каждом готовность проголосовать за
Предложение Потапова, продумав и прочувствовав всю реальную
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|