Алогизм —палуба ведь через несколько минут скроется
Под водой. Уходили с корабля моряки долго, сосредоточенные,
Под молчаливыми взглядами провожающих, торжественно застывших
Со вскинутой для приветствия рукой, под щемящие
звуки вальса ≪Тоска по родине≫. Уходил один, второй, третий,
Кто-то с узелком вещичек, кто-то с корабельным псом. Казалось,
Что режиссер теряет чувство меры. Но именно этот бесконечный
Ряд героев и заключал в себе трагическое ощущение конечности
Прощания.
≪Гибель эскадры≫ с ее вниманием к каждому персонажу и
Эпическим размахом общего характерно трансформировала саму
Тему героя: суровая трагедия оказалась созвучной недавнему
Еще опыту войны, в ней оживал мужественный дух защитников
Ленинграда, народный подвиг, героизм миллионов.
Дружно встреченная похвальными отзывами критики, ≪Гибель
эскадры≫ получила и свою порцию справедливых упреков,
Которые сводились к тому, что замысел режиссера не всегда находил
Опору в актерской игре. Однако, каковы бы ни были
Актерские недостатки спектакля, он стал прямым предшественником
≪Оптимистической трагедии≫, произведения рубежного
В истории нашего театрального искусства.
≪Оптимистическая трагедия≫ в постановке Товстоногова (режиссер
Спектакля Р. Агамирзян, художник А. Босулаев, композитор
Кара Караев) была показана на сцене Ленинградского
Театра им. А. С. Пушкина в 1955 году и имела такой полный,
Единодушный и, может быть, даже неожиданный успех, какой
В истории нашего театра получали считанные спектакли.
≪Оптимистическая трагедия≫ утверждала непобедимость идеи
Социалистической революции, историческую правоту дела Коммунистической
Партии, преемственность революционных традиций.
Это партийное качество спектакля следует особенно подчеркнуть,
Ибо оно внутренне определяет и само художественное
новаторство ≪Оптимистической трагедии≫ в постановке Товстоногова.
Образ дороги, пути, безостановочного движения многозначительно
Выражал исторический оптимизм этого спектакля, еще
Более расширял смысл названия пьесы.
≪Оптимистическая трагедия≫ на сцене Театра им. А. С. Пушкина
Раскрыла все основные сюжетные мотивы пьесы, придав
Им остросовременное звучание. Однако сюжет пьесы не обрел
Бы такой глубины и объемности, если бы не был сомкнут в спектакле
С темой личности, ее подлинной и мнимой свободы.
В столкновениях Комиссара и Вожака, Алексея и Вайнонена,
Во всех взаимосвязях героев спектакля утверждалась мысль
о сознательной дисциплине, революционной организованности
Как действительном условии раскрепощения личности. Речь
В спектакле шла о формировании нового типа человека, ощущающего
Себя не одиночкой, анархистски противостоящей миру,
Не песчинкой в людском море, а личностью, чьи интересы переплетены
И соотнесены с главным в движении человечества.
Спектакль, который, казалось бы, мог быть решен только за
Счет массовых сцен, игравших в нем такую в а ж н у ю роль, спектакль
Монументальных, обобщенных пластических форм оказался
В то же время насыщенным актерскими удачами, среди
Которых удача Ю. Толубеева в роли Вожака стоит на первом
Месте, но не заслоняет других. И. Горбачев —Алексей, О. Лебзак
—Комиссар, А. Соколов —Сиплый, А. Ян —Вайнонен,
В. Эренберг —командир корабля играли с настоящим проникновением
В стилистику спектакля, в существо характеров своих
Героев. Запоминались многие эпизодические роли: Н. В а л ь я н о — главарь пополнения анархистов, Е. Александровская —старая
Женщина, М. Екатерининский —первый офицер и другие.
Спектакль ясно выраженного, ≪железного≫ режиссерского рисунка
Оказался в такой же степени актерским спектаклем.
Постановщик спектакля Г. Товстоногов, режиссер Р. Агамирзян,
Художник А. Босулаев, композитор Кара Караев, артисты
Ю. Толубеев, О. Лебзак, А. Соколов и И. Горбачев подробно,
По горячему следу рассказали о ходе работы над спектаклем
в книгах: ≪Оптимистическая трагедия≫ (пьеса Вс. Вишневского
На сцене Ленинградского государственного академического
театра им. А. С. П у ш к и н а ) , Л . —М . , 1956; ≪Полк обращается
к потомству≫, Л . —М . , 1960.
Постановщику представлялось, что спектакль должен отражать
≪духовный опыт, мировоззрение, мысли и представления
зрителей 1956 года, сегодняшних советских людей≫. Стремясь
К этой цели, этой сверхзадаче спектакля, режиссёр полагал, что
Достичь ее можно лишь тогда, когда услышишь в общем хоре
Героев индивидуальные и неповторимые человеческие голоса.
≪Мы з н а л и ,—писал Товстоногов,—что если не сделаем этого,
Го наша задача окажется ограниченной созданием своего рода
Музыкально-сценической оратории, реквиема, быть может, очень
Торжественного и волнующего, но слишком отвлеченного и лишенного
Того, что составляет сущность театральной поэзии — реального человека с его судьбой, его делом, с его отношением
с другими людьми≫.1
В этом была закономерность, вытекавшая из художественной
Природы спектакля, который отметил новый рубеж в развитии
Реалистического метода нашего театра.
Новое качество режиссуры, заключавшееся в непривычном
Соотношении условного режиссерского образа и безусловности
Актерской игры, обрело действенное художественное качество
В контакте с высокой общественной задачей, поставленной перед
Искусством историческим развитием.
≪Социальный заказ≫ времени обращал взгляд художника
К проблемам личности и народа, их роли и ответственности,
К ведущим силам исторического развития. В этом смысле выбор
≪Оптимистической трагедии≫ был безошибочным, ибо пьеса
Вс. Вишневского аккумулировала в себе актуальные проблемы
Времени в форме народной трагедии, равно как безошибочным
Был творческий замысел режиссера, в котором актерскому цеху
Отводилась центральная роль.
В ≪Оптимистической трагедии≫ многозначительно сошлись
И синтезировались две, казалось бы, противоположные линии
нашего театра: режиссерская —≪строительская≫, волевая и акт
е р с к а я —традиционная в академическом варианте. Союз оказался
Плодотворным, еще раз подтвердив собирательную сущность
Стиля спектакля, вобравшего многое из предшествовавшего
Театрального опыта. Недаром спектакль дал обильный
Материал для размышлений о диалектике традиций и новаторства.
К работе над пьесой Вс. Вишневского Товстоногов подошел
В непростой период своей творческой жизни. Четыре года, про-
1 ≪Оптимистическая трагедия≫. Л .—М., 1956, с. 54—5.
шедшие со дня премьеры ≪Гибели эскадры≫, были наполнены
Энергичной работой, в которой значительные удачи соседствовали
с огорчительными промахами. ≪Новые люди≫ и ≪Помпадуры
и помпадурши≫ вновь давали ощутить всесильную
Власть постановщика, способную проникнуть в мир автора и
воспроизвести его на сцене. ≪Первая весна≫ по роману Г. Николаевой,
непосредственно предшествовавшая работе над ≪Оптимистической
трагедией≫, дала радость встречи с материалом,
В котором зазвенела искренняя и чистая нота, обнаружились
самостоятельный характер, неожиданная острота общественной
Проблематики. Но были в эти четыре года не давшие радости
≪Донбасс≫ и ≪Степная быль≫, архаичные с момента рождения.
В большом мире советского театра обозначились важные
Перемены: прошли первые пьесы В. Розова, бурной полемикой
прошумели арбузовские ≪Годы странствий≫, резко обозначились
Несхожие режиссерские почерки. Товстоногов на какой-то миг
оказался в тени, пожалуй, только ≪Помпадуры и помпадурши≫,
Поставленные в Театре комедии, могли войти в ряд памятных
спектаклей того времени (≪Достигаев и другие≫ в Театре
им. М. Н. Ермоловой, ≪Васса Железнова≫ в Малом театре,
≪Тени≫ в Театре им. Ленсовета и московском Театре
им. А. С. Пушкина, ≪Гроза≫ в Театре им. Вл. Маяковского,
в с е —1952 года, ≪Баня≫ в Театре с а т и р ы —1953 год, ≪Гамлет≫
в Театре им. Вл. Маяковского, ≪Годы странствий≫ в Театре
им. Ленинского комсомола, ≪Дело≫ в Театре им. Ленсовета,
≪В добрый час≫ в ЦДТ, в с е —1954 года).
≪Оптимистическая трагедия≫ показала, что творческая пауза
Не была бесплодной.
≪Оптимистическая трагедия≫ вышла на первое место среди
Спектаклей тех лет по силе обобщения, глубине проникновения
В сложные взаимосвязи истории и современности, по знаменательности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|