Сделай Сам Свою Работу на 5

Сердечно-легочная реанимация у детей в условиях амбулаторной стоматологии





 

§ Признаки состояния клинической смерти:

Ø Отсутствие сознания;

Ø Отсутствие дыхательных движений;

Ø Бледность кожных покровов с мраморностью и нарастающим цианозом (особенно видимых слизистых);

Ø Широкие, не реагирующие на свет зрачки;

Ø Отсутствие пульса на сонной артерии;

Ø Отсутствие тонов сердца при аускультации.

Неотложность проведения мероприятий является залогом их эффективности. Время для начала реанимационных мероприятий – 3-4 минуты, далее могут произойти необратимые изменения в коре больших полушарий головного мозга – функциональная декортикация!

 


Общее в реанимации детей и взрослых - использование традиционных методов (АВС);

Особенность реанимации у детей заключается в том, что особое внимание уделяется пунктам «А» и «В», т.к. остановка сердца в большинстве случаев является финалом постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Часто отмечается длинная фаза «предостановки», что определяет необходимость ранней диагностики данной фазы. В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей.



Для амбулаторной стоматологии наиболее вероятными причинами обструкции дыхательных путей может быть аспирация инородного тела (см. раздел «Неотложная помощь при аспирации инородного тела в педиатрии») и аллергическая реакция в виде отека Квинке или анафилактического шока (см. раздел «Неотложная терапия аллергических состояний в педиатрии»). Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях. Если остановка дыхания сочетается с одновременной остановкой сердца, то искусственное дыхание и наружный массаж сердца нужно начинать одновременно.

 

 

 


2 э

 

Этапы педиатрической реанимации:

Этап I - Обеспечение проходимости дыхательных путей.



1. При определении обструкции верхних дыхательных путей и апноэ очистить воздухоносные пути от инородных предметов и рвотных масс: пальцами, обернутыми бинтом, носовым платком следует удалить тампоны, кровь, слюну, ватные валики, рвотные массы, для чего дополнительно может быть использована резиновая груша или электроотсосом. В период очищения ДП целесообразно использовать положение ребенка на боку с опущенной головой. Детей грудного возраста следует, держа за ножки, переворачивать головой вниз, после чего ребенка снова укладывают на спину с запрокинутой назад головой.

2. Уложить ребенка на спину на жесткую поверхность, лучше с приподнятым ножным концом, и запрокинуть голову назад, т.к. частой причиной дыхательной обструкции является западение языка у ребенка с потерей сознания. Расстегнуть ворот одежды, оголить шею и грудь.

§ При достаточном мышечном тонусе достаточно запрокидывание головы (нижняя челюсть выдвинится сама и откроются дыхательные пути) (рис.2);

 
 

       
 
Рис. 2
 
   
Рис. 3


§ При недостаточном тонусе – запрокидывание головы следует сочетать с выдвижением нижней челюсти вперед (рис.3), т.к. вследствие полной релаксации мускулатуры происходит дистальное смещение и отвисание нижней челюсти, западение корня языка, что является причиной механической асфиксии.

§ После освобождения дыхательных путей следует проверить, насколько эффективно дышит пациент (присмотреться, прислушаться, проследить за движениями грудной клетки и живота).



На проведение данных мероприятий следует затратить как можно меньше времени! Если обеспечение свободной проходимости дыхательных путей не привело к восстановлению самостоятельных дыхательных движений, следует переходить к искусственному дыханию.

Этап II – обеспечение искусственной вентиляции легких. (ИВЛ). Особенность ИВЛ у детей, особенно раннего возраста: маленький диаметр дыхательных путей определяет большое сопротивление вдыхаемому воздуху, что требует вдохи делать медленными с частотой дыхательных циклов, соответствующих возрасту ребенка (табл.36).

Таблица 36

ИВЛ в педиатрии (начальные и последующие этапы её проведения)

 

Этапы ИВЛ Возраст ребенка
Старше 8 лет 1-8 лет До 1 года До 1 месяца
Начальные вдохи Два эффективных вдоха по 2 сек. каждый Два эффективных вдоха по 1-1,5 сек. каждый Два эфективных вдоха по 1-1,5 сек. каждый Два эфективных вдоха по 1сек. каждый
Последующие вдохи 10-15

 

Способы ИВЛ в педиатрии: «рот в рот», «рот в нос», «изо рта в рот через воздуховод», «маска-респиратора-мешок-рот».


Дыхательная поддержка у детей до года осуществляется таким образом, что оказывающий помощь своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис.4).

       
   
Рис.5
 
Рис.4
 
 
 

 


У детей старшего возраста реанимирующий предварительно двумя пальцами (или своей щекой) зажимает нос пациента , а своим ртом накрывает его рот (рис.5), вдувая воздух через рот ребенка. Нижнюю челюсть придерживать в выдвинутом положении. С целью соблюдения гигиены,на нос и рот ребенка наложить платок или марлю.

Проводящий искусственное дыхание встает сбоку от ребенка и с частотой, соответствующей возрастной частоте дыхания (24 – для детей старшего возраста и 3- для новорожденного) вдувает ему через нос или рот выдыхаемый воздух. При всех способах, кроме способа «маска-респиратора-мешок-рот», используется выдыхаемый реаниматором воздух, содержащий 16% кислорода, что вполне достаточно для обеспечения хорошей оксигенации циркулирующей крови и предупреждения гипоксии головного мозга.

Сначала производят 3-5 энергичных вдуваний, чтобы расправить легкие, при этом соизмеряя свои физические усилия с возможностями легких ребенка, чтобы избежать их травмы (разрыв альвеол). А также чрезмерного раздувания желудка, что у детей младшего возраста значительно снижает дыхательную функцию легких. После каждого вдувания воздуха реаниматор должен дать возможность ребенку самостоятельно произвести пассивный выдох за счет эластичности тканей легких и грудной клетки.

При недостаточном разгибании головы вдуваемый воздух может попадать преимущественно в желудок, что заметно по выбухающей эпигастральной области. В этом случае следует повернуть голову и плечи ребенка в сторону, приготовиться очистить ротовую полость вновь и осторожно нажать на эпигастральную область. Затем вернуть ребенка в прежнее положение, не забыв при этом подложить валик под шею.

Искусственную вентиляцию легких удобно проводить комплектом «мешок-маска» или ручным респиратором, выпускаемым отечественной промышленностью. Маску накладывают на нос и рот ребенка и придерживают большим пальцем левой руки у спинки носа ребенка, указательным пальцем – у рта, а остальными тремя пальцами подтягивают нижнюю челюсть и запрокидывают голову назад. Правой же рукой ритмично сдавливают мешок, из которого подается атмосферный воздух.

 
 
Не забывать, что после остановки дыхания только через минуту происходит остановка сердца. Быстро начатая ИВЛ может предупредить полную остановку сердца, позволит повысить тонус сердечных сокращений и избежать проведения наружного массажа сердца.

 

 


ЭТАП III: для определения наличия (отсутствия) циркуляции определить следующие показатели:

Ø Наличие пульса на сонной артерии,

Ø Окраска кожных покровов и слизистых оболочек,

Ø Ширина зрачков.

Определение пульса на крупных артериях ребенка:

§

Рис. 9
Рис.8
       
   
 

У детей до года пульс определяется на плечевой артерии, т.к. широкая и короткая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии – (рис. 8);

 

 

§ У детей старшего возраста, как и у взрослых ,– на сонных артериях (рис. 9)

 

Пульс определяется с ближайшей к реаниматору стороны. Указательный и средний пальцы накладывают на щитовидный хрящ и скольжением латеральнее по поверхности шеи находят сонную артерию; причем пальпировать её надо не кончиками пальцев, а пальцами плашмя, не сдавливая артерию. Если пульсация на сонной артерии четко определяется, то продолжают легочную реанимацию до восстановления самостоятельного дыхания, появления двигательной реакции и возвращения полного сознания.

Если пульсация на сонной артерии слабо выражена или не определяется, а также сохраняется или нарастает бледность кожных покровов, их цианоз и широкие зрачки, все это свидетельствует об остановке кровообращения, что требует перейти к 4-му этапу реанимационной помощи.

 
 
Отсутствие пульса – показание к проведению искусственного кровообращения с помощью наружного массажа сердца!Наружный массаж сердца никогда не должен выполняться без ИВЛ!!!

 

 


Этап IV: искусственное кровообращение, осуществляемое способом закрытого (наружного) массажа сердца. При наружном массаже сердца толчкообразным надавливанием на нижнюю половину грудины, сжимаются желудочки сердца между грудиной и позвоночником, что приводит к изгнанию крови в аорту и легочную артерию. Ритмичные толчкообразные сдавливания грудины (компрессии) обеспечивают непрерывность кровотока в системе сердце-головной мозг. После прекращения давления на грудину грудная клетка в силу своей эластичности быстро расправляется, что обеспечивает заполнение сердца новой порцией крови. Ребенок при этом должен находиться на жесткой поверхности!

Полное сжатие сердца и выжимание из него соответствующей порции крови достигается при прогибании грудины внутрь грудной клетки (к позвоночнику) на 4-5 см. При этом эффективный кровоток составляет всего 20-40% от физиологического, поэтому прекращать наружный массаж сердца можно лишь на несколько секунд.

Наружный массаж сердца проводится строго по срединной линии грудины в нижней её части, отступя на 2 поперечных пальца вверх от края мечевидного отростка.

Правила компрессии у новорожденных и грудных детей:

§ область сдавления грудной клетки – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины;

§

Рис.10
 
 

у детей до года расположение 2-х или 3-х пальцев на груди (рис.10), либо – охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий.

 

Ø Если ребенок большой и 3 пальца не создают адекватной компрессии, то используется проксимальная часть ладонной поверхности кисти одной или 2-х рук (рис.11).


 
 
Механические приборы для компрессии у детей не используются! Прекардиальный удар в педиатрическрй практике не применяется!


Рис.11

 

Табл.37
 
 

Придавливают к позвоночнику только грудину, а не всю грудную клетку. Благодаря хорошей податливости грудины и эластичности хрящевой ткани грудной клетки у детей наружный массаж сердца проводится достаточно эффективно. Глубина и частота компрессий должны соответствовать возрастным периодам ребенка (см. табл. 37).

 

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.