Сердечно-легочная реанимация у детей в условиях амбулаторной стоматологии
§ Признаки состояния клинической смерти:
Ø Отсутствие сознания;
Ø Отсутствие дыхательных движений;
Ø Бледность кожных покровов с мраморностью и нарастающим цианозом (особенно видимых слизистых);
Ø Широкие, не реагирующие на свет зрачки;
Ø Отсутствие пульса на сонной артерии;
Ø Отсутствие тонов сердца при аускультации.
Неотложность проведения мероприятий является залогом их эффективности. Время для начала реанимационных мероприятий – 3-4 минуты, далее могут произойти необратимые изменения в коре больших полушарий головного мозга – функциональная декортикация!
| |
Общее в реанимации детей и взрослых - использование традиционных методов (АВС);
Особенность реанимации у детей заключается в том, что особое внимание уделяется пунктам «А» и «В», т.к. остановка сердца в большинстве случаев является финалом постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Часто отмечается длинная фаза «предостановки», что определяет необходимость ранней диагностики данной фазы. В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей.
Для амбулаторной стоматологии наиболее вероятными причинами обструкции дыхательных путей может быть аспирация инородного тела (см. раздел «Неотложная помощь при аспирации инородного тела в педиатрии») и аллергическая реакция в виде отека Квинке или анафилактического шока (см. раздел «Неотложная терапия аллергических состояний в педиатрии»). Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях. Если остановка дыхания сочетается с одновременной остановкой сердца, то искусственное дыхание и наружный массаж сердца нужно начинать одновременно.
2 э
Этапы педиатрической реанимации:
Этап I - Обеспечение проходимости дыхательных путей.
1. При определении обструкции верхних дыхательных путей и апноэ очистить воздухоносные пути от инородных предметов и рвотных масс: пальцами, обернутыми бинтом, носовым платком следует удалить тампоны, кровь, слюну, ватные валики, рвотные массы, для чего дополнительно может быть использована резиновая груша или электроотсосом. В период очищения ДП целесообразно использовать положение ребенка на боку с опущенной головой. Детей грудного возраста следует, держа за ножки, переворачивать головой вниз, после чего ребенка снова укладывают на спину с запрокинутой назад головой.
2. Уложить ребенка на спину на жесткую поверхность, лучше с приподнятым ножным концом, и запрокинуть голову назад, т.к. частой причиной дыхательной обструкции является западение языка у ребенка с потерей сознания. Расстегнуть ворот одежды, оголить шею и грудь.
§ При достаточном мышечном тонусе достаточно запрокидывание головы (нижняя челюсть выдвинится сама и откроются дыхательные пути) (рис.2);
§ При недостаточном тонусе – запрокидывание головы следует сочетать с выдвижением нижней челюсти вперед (рис.3), т.к. вследствие полной релаксации мускулатуры происходит дистальное смещение и отвисание нижней челюсти, западение корня языка, что является причиной механической асфиксии.
§ После освобождения дыхательных путей следует проверить, насколько эффективно дышит пациент (присмотреться, прислушаться, проследить за движениями грудной клетки и живота).
На проведение данных мероприятий следует затратить как можно меньше времени! Если обеспечение свободной проходимости дыхательных путей не привело к восстановлению самостоятельных дыхательных движений, следует переходить к искусственному дыханию.
Этап II – обеспечение искусственной вентиляции легких. (ИВЛ). Особенность ИВЛ у детей, особенно раннего возраста: маленький диаметр дыхательных путей определяет большое сопротивление вдыхаемому воздуху, что требует вдохи делать медленными с частотой дыхательных циклов, соответствующих возрасту ребенка (табл.36).
Таблица 36
ИВЛ в педиатрии (начальные и последующие этапы её проведения)
Этапы ИВЛ
| Возраст ребенка
| Старше 8 лет
| 1-8 лет
| До 1 года
| До 1 месяца
| Начальные вдохи
| Два эффективных вдоха по
2 сек. каждый
| Два эффективных вдоха по 1-1,5 сек. каждый
| Два эфективных вдоха по 1-1,5 сек. каждый
| Два эфективных вдоха по 1сек. каждый
| Последующие вдохи
|
| 10-15
|
|
|
Способы ИВЛ в педиатрии: «рот в рот», «рот в нос», «изо рта в рот через воздуховод», «маска-респиратора-мешок-рот».
Дыхательная поддержка у детей до года осуществляется таким образом, что оказывающий помощь своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис.4).
У детей старшего возраста реанимирующий предварительно двумя пальцами (или своей щекой) зажимает нос пациента , а своим ртом накрывает его рот (рис.5), вдувая воздух через рот ребенка. Нижнюю челюсть придерживать в выдвинутом положении. С целью соблюдения гигиены,на нос и рот ребенка наложить платок или марлю.
Проводящий искусственное дыхание встает сбоку от ребенка и с частотой, соответствующей возрастной частоте дыхания (24 – для детей старшего возраста и 3- для новорожденного) вдувает ему через нос или рот выдыхаемый воздух. При всех способах, кроме способа «маска-респиратора-мешок-рот», используется выдыхаемый реаниматором воздух, содержащий 16% кислорода, что вполне достаточно для обеспечения хорошей оксигенации циркулирующей крови и предупреждения гипоксии головного мозга.
Сначала производят 3-5 энергичных вдуваний, чтобы расправить легкие, при этом соизмеряя свои физические усилия с возможностями легких ребенка, чтобы избежать их травмы (разрыв альвеол). А также чрезмерного раздувания желудка, что у детей младшего возраста значительно снижает дыхательную функцию легких. После каждого вдувания воздуха реаниматор должен дать возможность ребенку самостоятельно произвести пассивный выдох за счет эластичности тканей легких и грудной клетки.
При недостаточном разгибании головы вдуваемый воздух может попадать преимущественно в желудок, что заметно по выбухающей эпигастральной области. В этом случае следует повернуть голову и плечи ребенка в сторону, приготовиться очистить ротовую полость вновь и осторожно нажать на эпигастральную область. Затем вернуть ребенка в прежнее положение, не забыв при этом подложить валик под шею.
Искусственную вентиляцию легких удобно проводить комплектом «мешок-маска» или ручным респиратором, выпускаемым отечественной промышленностью. Маску накладывают на нос и рот ребенка и придерживают большим пальцем левой руки у спинки носа ребенка, указательным пальцем – у рта, а остальными тремя пальцами подтягивают нижнюю челюсть и запрокидывают голову назад. Правой же рукой ритмично сдавливают мешок, из которого подается атмосферный воздух.
| | Не забывать, что после остановки дыхания только через минуту происходит остановка сердца. Быстро начатая ИВЛ может предупредить полную остановку сердца, позволит повысить тонус сердечных сокращений и избежать проведения наружного массажа сердца.
| |
ЭТАП III: для определения наличия (отсутствия) циркуляции определить следующие показатели:
Ø Наличие пульса на сонной артерии,
Ø Окраска кожных покровов и слизистых оболочек,
Ø Ширина зрачков.
Определение пульса на крупных артериях ребенка:
§ У детей до года пульс определяется на плечевой артерии, т.к. широкая и короткая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии – (рис. 8);
§ У детей старшего возраста, как и у взрослых ,– на сонных артериях (рис. 9)
Пульс определяется с ближайшей к реаниматору стороны. Указательный и средний пальцы накладывают на щитовидный хрящ и скольжением латеральнее по поверхности шеи находят сонную артерию; причем пальпировать её надо не кончиками пальцев, а пальцами плашмя, не сдавливая артерию. Если пульсация на сонной артерии четко определяется, то продолжают легочную реанимацию до восстановления самостоятельного дыхания, появления двигательной реакции и возвращения полного сознания.
Если пульсация на сонной артерии слабо выражена или не определяется, а также сохраняется или нарастает бледность кожных покровов, их цианоз и широкие зрачки, все это свидетельствует об остановке кровообращения, что требует перейти к 4-му этапу реанимационной помощи.
| | Отсутствие пульса – показание к проведению искусственного кровообращения с помощью наружного массажа сердца!Наружный массаж сердца никогда не должен выполняться без ИВЛ!!!
| |
Этап IV: искусственное кровообращение, осуществляемое способом закрытого (наружного) массажа сердца. При наружном массаже сердца толчкообразным надавливанием на нижнюю половину грудины, сжимаются желудочки сердца между грудиной и позвоночником, что приводит к изгнанию крови в аорту и легочную артерию. Ритмичные толчкообразные сдавливания грудины (компрессии) обеспечивают непрерывность кровотока в системе сердце-головной мозг. После прекращения давления на грудину грудная клетка в силу своей эластичности быстро расправляется, что обеспечивает заполнение сердца новой порцией крови. Ребенок при этом должен находиться на жесткой поверхности!
Полное сжатие сердца и выжимание из него соответствующей порции крови достигается при прогибании грудины внутрь грудной клетки (к позвоночнику) на 4-5 см. При этом эффективный кровоток составляет всего 20-40% от физиологического, поэтому прекращать наружный массаж сердца можно лишь на несколько секунд.
Наружный массаж сердца проводится строго по срединной линии грудины в нижней её части, отступя на 2 поперечных пальца вверх от края мечевидного отростка.
Правила компрессии у новорожденных и грудных детей:
§ область сдавления грудной клетки – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины;
§ у детей до года расположение 2-х или 3-х пальцев на груди (рис.10), либо – охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий.
Ø Если ребенок большой и 3 пальца не создают адекватной компрессии, то используется проксимальная часть ладонной поверхности кисти одной или 2-х рук (рис.11).
| | Механические приборы для компрессии у детей не используются!
Прекардиальный удар в педиатрическрй практике не применяется!
| |
Придавливают к позвоночнику только грудину, а не всю грудную клетку. Благодаря хорошей податливости грудины и эластичности хрящевой ткани грудной клетки у детей наружный массаж сердца проводится достаточно эффективно. Глубина и частота компрессий должны соответствовать возрастным периодам ребенка (см. табл. 37).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|