Становление процесса понимания боли у детей (McGrath., Craig K., 1989)
Возраст
| Восприятие боли ребенком
| 0 – 3 мес
| Невнятное понимание боли. Память на боль не имеет решающего значения. Преобладает реакция на раздражение.
| 3 – 6 мес
| Реакция на боль сопровождается плачем
| 6 – 18 мес
| Явное понимание возможного болевого раздражения. Словесное определение боли. Локализация некоторых видов боли.
| Дети до 6 лет
| Боязнь боли, концентрация мыслей на ней, эгоцентризм, “специфическая” логика.
| 7 – 10 лет
| Концентрирует свою деятельносать на основе детского понимания окружающей обстановки. Использует поведенческую психологическую стратегию.
| Старше 11 лет
| Формально логическое мышление на основе абстрактного мышления. Увеличивает использование ментальной психологической стратегии
|
Исследования показали, что дети 3-7 лет в виду повышенной направленности на чувственные переживания, острее воспринимают такие раздражители, как интонации врача и его белый халат во время процедур, в результате чего болевые реакции у них могут усиливаться.
В возрасте 7-12 лет, благодаря формированию конкретно-операционного мышления, оценка самой боли уже включает не только сенсорные и эмоциональные, но и ситуативные параметры.
Дети старше 12 лет обладают уже достаточным абстрактным мышлением и способностью к самоанализу и рефлексии: они понимают, что помогает справиться с болью, а что усиливает её.
Следует учесть, что существуют различия в восприимчивости к боли в зависимости от пола человека.Из хирургической практики известно, что девочки и женщины в первые дни послеоперационного периода чаще жалуются на боль чем мальчики и мужчины (Puntillo, Weiss, 1994). При проведении стоматологических процедур также отмечено, что женщины испытывают более интенсивные болевые ощущения, чем мужчины (Morin et al., 2000). При предъявлении одинаковых по интенсивности болевых раздражителей у женщин объективный показатель боли (расширение зрачка) выражен больше (Ellermeyer, Westphal W, 1995). Специальное исследование проведенное на новорожденных показало, что девочки проявляют более выраженную мимическую реакцию в ответ на болевое раздражение, чем мальчики (Guinsburg et al., 2000). Считается, что особенности восприятия боли у мужчин и женщин обусловлены гормональными различиями между полами.
Девочки испытывают хроническую боль чаще чем мальчики и наибольшая частота случаев хронической боли у девочек отмечается в 12-14 лет.В интраоперационном и постоперационном периодах женщины нуждаются в большем обезболивании, чем мужчины, что, по-видимому, следует учитывать и при работе с детьми разного пола.
Учитывая наличие боли, связанной с самим патологическим процессом в челюстно-лицевой области, а также возможной болезненностью при проведении стоматологического лечения, вопрос о контроле и управлении болью в детской стоматологической практике приобретает особо важное значение. Опыт детства может сделать человека в большей или меньшей степени восприимчивым к боли. Отсутствие обезболивания и рационального контроля над болью в детстве может помешать установлению партнерских отношений врач-пациент во взрослой жизни.
Среди причин боязни стоматологического лечения у взрослых может быть так называемая «память детства», когда боязнь сформировалась при первых визитах к стоматологу, когда пациент был ребенком и не смог рационально (с участием разума) отреагировать на обстановку лечебного приема и манипуляции врача (В.В.Бойко, 2003). Если на страх и переживания ребенка врач не проявляет адекватной, правильной реакции, а в худшем варианте усугубляет эти состояния, то у пациента обычно на всю жизнь остается негативный стоматологический опыт, который приводит к сильным стрессам во время визитов в стоматологическую клинику, оказывает значительное влияние на общее состояние, а в ряде случаев повышает риск осложнений, обусловленных развитием негативных реакций (Бойко В.В. и др.,2009).
Психотерапевтические методы
Контроля боли у детей
Особенность и сложность педиатрической практики во взаимоотношениях с пациентами существовали всегда и заключается в том, что врач вынужден одновременно общаться с двумя субъектами – ребенком и сопровождающим его лицом, с каждым из них - на их уровне ( Е.Г.Киселева, Д.А. Кузьмина, 2005). Родители ребенка должны быть полностью информированы о современных возможностях обезболивания, а также знании как поступать в момент оценки боли самим ребенком. Существенным компонентом подобных протоколов является оценка ситуативных переменных, способных усилить болевой ответ и дистресс у ребенка. Использование психотерапевтических методов помощи предполагает активное включение в этот процесс родителей, медперсонал(а иногда и самих детей), специально обученнным особым техникам; в других – опытными психологами и психотерапевтами (Клипинина Н.В., 2007).
Преодоление или смягчение влияния ситуационного компонента предполагает, например, проведение следующих мероприятий:
1. использование методов отвлечения ребенка от процедуры разными способами, в зависимости от возраста ребенка, его увлечений и интересов; для грудных детей и детей младшего возраста в качестве отвлечения используется телесный контакт с малышом. Тактильное отвлечение используется и с более взрослыми детьми: с помощью давления на какую-нибудь точку тела, поглаживаний, похлопываний;
2. создание специальной обстановки в помещении, где проходят болезненные медицинские манипуляции с ребенком,
3. пошаговое информирование маленького пациента и его родителя о том, что будет происходить во время процедуры, что ребенок будет видеть и слышать.
4. не использовать фразу «тебе не будет больно», так как само понятие боли не должно фигурировать в общении с пациентом в принципе ! Не настраивать ребенка на саму возможность боли при стоматологическом вмешательстве!
5. усилить позитивное влияние в момент проведения процедур путем использования шуток, четких команд и похвалы ребенка при их выполнении и т.д.;
6. включение самого маленького пациента в проведение процедуры: ребенку можно предложить, например, держать какой-либо медицинский инструмент; важно давать ребенку ощущение свободы,
7. полезным бывает иногда проигрывание предстоящей ситуации, такое моделирование предстоящей ситуации уменьшает значимость процедуры, снимает тревогу (десенсибилизация), а также дает понимание ребенку, какого поведения от него ожидают окружающие, а какое поведение будет оценено как негативное,
8. для многих детей помощь а преодолении боли оказывают различные вознаграждения и призы,
9. использовать прямое словесное внушение для формирования глубокого понимания и осознания необходимости своевременного лечения зубов с учетом возраста (стадии интеллектуального развития) маленького пациента.
Среди рекомендаций по аналогичному сдерживанию боли у детей для медицинского персонала выделяют следующие:
1. проводить мероприятия в спокойной и доброжелательной атмосфере;
2. быть уверенным и избегать извинений, оправданий, критики;
3. избегать разговоров с коллегами, родителями, студентами (особенно о побочных действиях процедуры);
4. стараться избегать стрессовых влияний (например, резких звуков); не перестраховываться во время проведения процедур.
Особенности местной анестезии в детской стоматологии
Выбор метода обезболивания осуществляется в зависимости от клинической картины (состояния зуба), возраста ребенка и технических возможностей его осуществления.
Методы обезболивания
1. Неинъекционные:
· физические методы (охлаждение, использование электрического тока);
· электрофорез анестетика;
· аппликационный метод.
2. Инъекционная анестезия:
· инфильтрационная;
· проводниковая.
3. Безыгольная струйная анестезия. 4. Местная анестезия с седативной подготовкой. 5. Местная анестезия в сочетании с поверхностным наркозом. Местная анестезия проводится после:
· психологической подготовки;
· физиологического отвлечения или
· медикаментозной подготовки.
Наиболее популярны анестетики на основе артикаина (Септанест, Ультракаин, Убистезин) и мепивакаина (Скандонест). Учитывая сосудорасширяющее действие , он используется в сочетании с вазоконстрикторами (например, эпинефрин). Однако применение эпинефрина не показано у детей до 5-тилетнего возраста, а также страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и эндокринной патологией.
Фармакологическая подготовка детей с целью коррекции эмоционального состояния ребенка перед операцией удаления зуба применяется широко. Медикаментозными средствами предоперационной подготовки, применяемыми в настоящее время, чаще являются растительные успокоительные средства (капли валерианы, пустырника) и транквилизаторы. Дозировки отдельных лекарственных препаратов представлены в таблице 4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|