Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление процесса понимания боли у детей (McGrath., Craig K., 1989)





Возраст Восприятие боли ребенком
0 – 3 мес Невнятное понимание боли. Память на боль не имеет решающего значения. Преобладает реакция на раздражение.
3 – 6 мес Реакция на боль сопровождается плачем
6 – 18 мес Явное понимание возможного болевого раздражения. Словесное определение боли. Локализация некоторых видов боли.
Дети до 6 лет Боязнь боли, концентрация мыслей на ней, эгоцентризм, “специфическая” логика.
7 – 10 лет Концентрирует свою деятельносать на основе детского понимания окружающей обстановки. Использует поведенческую психологическую стратегию.
Старше 11 лет Формально логическое мышление на основе абстрактного мышления. Увеличивает использование ментальной психологической стратегии

 

Исследования показали, что дети 3-7 лет в виду повышенной направленности на чувственные переживания, острее воспринимают такие раздражители, как интонации врача и его белый халат во время процедур, в результате чего болевые реакции у них могут усиливаться.

В возрасте 7-12 лет, благодаря формированию конкретно-операционного мышления, оценка самой боли уже включает не только сенсорные и эмоциональные, но и ситуативные параметры.



Дети старше 12 лет обладают уже достаточным абстрактным мышлением и способностью к самоанализу и рефлексии: они понимают, что помогает справиться с болью, а что усиливает её.

Следует учесть, что существуют различия в восприимчивости к боли в зависимости от пола человека.Из хирургической практики известно, что девочки и женщины в первые дни послеоперационного периода чаще жалуются на боль чем мальчики и мужчины (Puntillo, Weiss, 1994). При проведении стоматологических процедур также отмечено, что женщины испытывают более интенсивные болевые ощущения, чем мужчины (Morin et al., 2000). При предъявлении одинаковых по интенсивности болевых раздражителей у женщин объективный показатель боли (расширение зрачка) выражен больше (Ellermeyer, Westphal W, 1995). Специальное исследование проведенное на новорожденных показало, что девочки проявляют более выраженную мимическую реакцию в ответ на болевое раздражение, чем мальчики (Guinsburg et al., 2000). Считается, что особенности восприятия боли у мужчин и женщин обусловлены гормональными различиями между полами.



Девочки испытывают хроническую боль чаще чем мальчики и наибольшая частота случаев хронической боли у девочек отмечается в 12-14 лет.В интраоперационном и постоперационном периодах женщины нуждаются в большем обезболивании, чем мужчины, что, по-видимому, следует учитывать и при работе с детьми разного пола.

 

Учитывая наличие боли, связанной с самим патологическим процессом в челюстно-лицевой области, а также возможной болезненностью при проведении стоматологического лечения, вопрос о контроле и управлении болью в детской стоматологической практике приобретает особо важное значение. Опыт детства может сделать человека в большей или меньшей степени восприимчивым к боли. Отсутствие обезболивания и рационального контроля над болью в детстве может помешать установлению партнерских отношений врач-пациент во взрослой жизни.

Среди причин боязни стоматологического лечения у взрослых может быть так называемая «память детства», когда боязнь сформировалась при первых визитах к стоматологу, когда пациент был ребенком и не смог рационально (с участием разума) отреагировать на обстановку лечебного приема и манипуляции врача (В.В.Бойко, 2003). Если на страх и переживания ребенка врач не проявляет адекватной, правильной реакции, а в худшем варианте усугубляет эти состояния, то у пациента обычно на всю жизнь остается негативный стоматологический опыт, который приводит к сильным стрессам во время визитов в стоматологическую клинику, оказывает значительное влияние на общее состояние, а в ряде случаев повышает риск осложнений, обусловленных развитием негативных реакций (Бойко В.В. и др.,2009).



 

Психотерапевтические методы

Контроля боли у детей

Особенность и сложность педиатрической практики во взаимоотношениях с пациентами существовали всегда и заключается в том, что врач вынужден одновременно общаться с двумя субъектами – ребенком и сопровождающим его лицом, с каждым из них - на их уровне ( Е.Г.Киселева, Д.А. Кузьмина, 2005). Родители ребенка должны быть полностью информированы о современных возможностях обезболивания, а также знании как поступать в момент оценки боли самим ребенком. Существенным компонентом подобных протоколов является оценка ситуативных переменных, способных усилить болевой ответ и дистресс у ребенка. Использование психотерапевтических методов помощи предполагает активное включение в этот процесс родителей, медперсонал(а иногда и самих детей), специально обученнным особым техникам; в других – опытными психологами и психотерапевтами (Клипинина Н.В., 2007).

Преодоление или смягчение влияния ситуационного компонента предполагает, например, проведение следующих мероприятий:

1. использование методов отвлечения ребенка от процедуры разными способами, в зависимости от возраста ребенка, его увлечений и интересов; для грудных детей и детей младшего возраста в качестве отвлечения используется телесный контакт с малышом. Тактильное отвлечение используется и с более взрослыми детьми: с помощью давления на какую-нибудь точку тела, поглаживаний, похлопываний;

2. создание специальной обстановки в помещении, где проходят болезненные медицинские манипуляции с ребенком,

3. пошаговое информирование маленького пациента и его родителя о том, что будет происходить во время процедуры, что ребенок будет видеть и слышать.

4. не использовать фразу «тебе не будет больно», так как само понятие боли не должно фигурировать в общении с пациентом в принципе ! Не настраивать ребенка на саму возможность боли при стоматологическом вмешательстве!

5. усилить позитивное влияние в момент проведения процедур путем использования шуток, четких команд и похвалы ребенка при их выполнении и т.д.;

6. включение самого маленького пациента в проведение процедуры: ребенку можно предложить, например, держать какой-либо медицинский инструмент; важно давать ребенку ощущение свободы,

7. полезным бывает иногда проигрывание предстоящей ситуации, такое моделирование предстоящей ситуации уменьшает значимость процедуры, снимает тревогу (десенсибилизация), а также дает понимание ребенку, какого поведения от него ожидают окружающие, а какое поведение будет оценено как негативное,

8. для многих детей помощь а преодолении боли оказывают различные вознаграждения и призы,

9. использовать прямое словесное внушение для формирования глубокого понимания и осознания необходимости своевременного лечения зубов с учетом возраста (стадии интеллектуального развития) маленького пациента.

 

Среди рекомендаций по аналогичному сдерживанию боли у детей для медицинского персонала выделяют следующие:

1. проводить мероприятия в спокойной и доброжелательной атмосфере;

2. быть уверенным и избегать извинений, оправданий, критики;

3. избегать разговоров с коллегами, родителями, студентами (особенно о побочных действиях процедуры);

4. стараться избегать стрессовых влияний (например, резких звуков); не перестраховываться во время проведения процедур.

 

 

Особенности местной анестезии в детской стоматологии


Выбор метода обезболивания осуществляется в зависимости от клинической картины (состояния зуба), возраста ребенка и технических возможностей его осуществления.

Методы обезболивания

1. Неинъекционные:

· физические методы (охлаждение, использование электрического тока);

· электрофорез анестетика;

· аппликационный метод.

 

2. Инъекционная анестезия:

· инфильтрационная;

· проводниковая.

3. Безыгольная струйная анестезия.
4. Местная анестезия с седативной подготовкой.
5. Местная анестезия в сочетании с поверхностным наркозом.
Местная анестезия проводится после:

· психологической подготовки;

· физиологического отвлечения или

· медикаментозной подготовки.

Наиболее популярны анестетики на основе артикаина (Септанест, Ультракаин, Убистезин) и мепивакаина (Скандонест). Учитывая сосудорасширяющее действие , он используется в сочетании с вазоконстрикторами (например, эпинефрин). Однако применение эпинефрина не показано у детей до 5-тилетнего возраста, а также страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и эндокринной патологией.

Фармакологическая подготовка детей с целью коррекции эмоционального состояния ребенка перед операцией удаления зуба применяется широко. Медикаментозными средствами предоперационной подготовки, применяемыми в настоящее время, чаще являются растительные успокоительные средства (капли валерианы, пустырника) и транквилизаторы. Дозировки отдельных лекарственных препаратов представлены в таблице 4.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.