Психологические знания, изложенные в гармоничной форме, легче применять на практике.
Изложение психологических знаний должно быть более индуктивным или просто индуктивным, строиться по типу: примеры 1, 2, З... далее - обобщение. При таком изложении ясны пути, которыми от обобщений можно вернуться к жизни (через приведенные примеры, а также по аналогии с ними). В этом случае приближенно очерчиваются границы приложения общих знаний к практике.
Н. Бор (1961, с. 51 - 94) в дискуссиях с А. Эйнштейном о проблемах юории познания в атомной физике подчеркивал, что для четкого определения понятий необходимы четкие описания тех явлений, на основе которых понятия определяются, при решении трудной задачи он в псевдореалистическом стиле рисовал установки
для измерения того, что происходит на уровне частиц, не доступных восприятию.
Ясное описание основ определения понятия позволяет осознавать границы применимости понятия, соотносить одни понятия с другими, хотя иногда кажется, что образные описания на имеют к этому отношения.
Для того чтобы отметить легкость перехода от общих рассуждении к конкретным психологическим явлениям, можно рассказать притчу о водных лыжах.
Интересно чувствуешь себя, когда вслед за быстроходным катером несешься на водных лыжах. Вода держит тебя и «не проваливается». Поднимаешь одну лыжу и бьешь ею по воде:
разлетаются брызги, вода твердая, как асфальт! Все кажется неправдоподобным.
Но вот катер сбрасывает скорость, ты едешь вперед, удивляясь этому чуду, даже интересно: будет ли вода «мягкой»?!
Скорость замедляется, и ты быстро погружаешься в воду, из которой и выбраться-то с лыжами не легко!
Когда «несешься», увлекаемый теоретическими рассуждениями, факты, наблюдения, чувства становятся недоступными. Даже интересно: столько наблюдал, столько чувствовал и общие рассуждения не связываются ни с чем, остаются общими, отвлеченными!
Стоит замедлить скорость рассуждении, сосредоточиться на одном умозаключении, и ты быстро приближаешься к фактам, наблюдениям, чувствам, можешь сопоставлять общее положение и реально наблюдавшееся, реально слышанное, реально ощущавшееся.
Способ налаживания контакта отвлеченных рассуждении и реального достаточно прост: замедлить скорость рассуждении, попытаться сосредоточиться на одном из них, после этого вспомнить о том, что в связи с ним видел, слышал, чувствовал.
Кратчайшее изложение психологии заключено в притче любого содержания, потому что она показывает гармонию в мышлении и ее создание из частей: образно-чувственной и понятийно-логической.
Физики говорят, что всю электродинамику можно вывести из одной формулы. Притча - это «формула», из которой может быть выведена основная часгь психологии.
Кроме увлечения рассудочными, аналитическими подходами, теорией, оторванной oi жизни, в психологии иногда проявляется и противоположная крайность, крайность «ползучего эмпиризма». В эпитете «ползучий» есть нечто, отражающее реальность - один образ цепляется за другой, один факт без объяснения следует за другим, эмпирическое видение реальности словно «ползет», распространяясь дальше и дальше.
Распространение этого явления в свое время подчеркивал А. Н. Леоптьев(1975,с.4):
«Парадокс состоит в том, что вопреки всем теоретическим трудностям во всем мире сейчас наблюдается чрезвычайное ускорение развития психологических исследований - под прямым давлением жизни. В результате противоречие между громадностью фактического материала, скрупулезно накапливаемого психологией в превосходно оснащенных лабораториях, и жалким состоянием ее теоретического, методологического фундамента еще более обострилось. Небрежение и скепсис в отношении общей теории психики, распространение фактологизма и сциентизма, характерные для современной американской психологии (и не только для нее!), стали барьером на пути исследования капитальных психологических проблем».
Антитеоретическое настроение звучит, например, в следующих словах американских психологов.
«Мы называем себя людьми, создающими модели. Суть нашей деятельности заключается в том, чтобы уделять очень мало внимания тому, что люди говорят о своей деятельности — и огромное внимание тому, что они делают. А затем мы строим модель их действий. Мы не психологи, а также не теологи и не теоретики. Мы не имеем никакого представления о "действительной" природе вещей, и нас не очень интересует, что такое "истина". Задача моделирования - находить полезные описания. Поэтому если нам случится заявить, что нечто известное вам из научных исследований или статистики не соответствует
действительности - то поймите, что здесь вам предлагается иной уровень опыта. Мы не предлагаем вам ничего истинного - только полезное^ (Бэндлер Р., ГриндерД., 1992, с. 13).
Явно пренебрежительное отношение к теории проявлял Ф. Перлз, хотя в действительности разрабатывавшиеся им подходы гештальтпсихологии основывались на ряде теоретических положений, и это подчеркивает, например, К. Рудестам (1990 с.140).
Разобраться во всем разнообразии подобных мнений можно с помощью рис. 40.
В действительности Ф. Перлз, Р. Бэндлер, Д. Гриндер анализируют много и последовательно, излагают материал логичнее, обоснованнее, чем многие их предшественники. Когда они говорят резкие слова в адрес теории, имеется отграничение того, чем они занимаются, от теоретизирования.
Рис. 40. От крайностей к золотой середине
Предположим, задача человека - производить бутерброды. Но для производства поступает много масла и мало хлеба. Количество производимых бутербродов, если речь идет о нормальных пропорциях, будет ограничено количеством хлеба.
Если производителю бутербродов поставляют много хлеба и мало масла, количество бутербродов будет ограничено количеством масла. Все просто и очевидно.
Метафора намекает на то, что в соотношении двух других потоков - потока образов и потока размышлений - количество притч с истолкованием определяется соотношением того и другого и ограничивается тем, что меньше. Поэтому людям с несимметричным развитием мышления изобретать метафоры труднее.
Говорить притчами во время обучения - это значит передавать что-то кроме содержания знаний, это значит учить возможной взаимодополнительности образно-чувственного отражения мира и его логико-понятийного осмысления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|