Распределение изучаемых отношений
В целях изучения реального распределения рассматриваемых отношений проводился специальный опрос.
Учащиеся физико-математической школы (ФМШ) Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) НГУ и слушатели ИППК НГУ, имеющие высшее образование, письменно отвечали на следующие вопросы:
7. Что важнее для творчества: общение со многими людьми или уединение?
Что важнее: интерес к объекту познания или интерес к субъективно-психологическим состояниям, связанным с творчеством ?
Что правильнее: заниматься одним делом в творчестве или быть творческим во всем?
Что важнее в творчестве: удовлетворение от достигнутого или постоянное обновление результатов, стремление все сделать лучше?
Что важнее, правильнее в творчестве: ориентироваться на оценки со стороны окружающих или на самооценку?
Должен ли автор раскрывать себя лично в произведении, рассказывать о себе или как бы прятаться за произведением, говорить о других, но не о себе?
7. Что более реалистично: ждать доброжелательное отношение к творчеству со стороны окружающих или оукидать недоброжелательное отношение, критику и нападки?
Опрос проводился до изучения испытуемыми соответствующего раздела психологии.
Полученные ответы разделялись по уровням.
Низкий уровень развития отношений- односторонние отношения. В ответах испытуемых на указанные вопросы представлены однозначно-односторонние определения отношений. При этом в большинстве случаев ответы так или иначе обосновывались испытуемыми. Уровень обозначался римскими цифрамиI, II.
Цифрой 1 обозначались те отношения, которые предположительно связаны с преобладанием у испытуемого первой сигнальной системы, образного отражения мира. ЦифройIIобозначались отношения, предположительно связанные с преобладанием второй сигнальной системы, понятийно-логического мышления.
Отношения оценивались как относящиеся к переходному уровню, если в ответах испытуемых односторонние отношения признавались правильными для разных условий или разных ситуаций, их обозначение:I - II.
Высокий уровень развития отношений определялся тогда, когда в ответах испытуемых проявлялся баланс возможных противоположных отношений или их синтез. В ответах испытуемых указывались такие формы поведения, которые соединяли в себе противоположности, одно и другое рассматривалось во взаимодополнении, в гармонии. Обозначение уровня: римская ЦифраIII.
Всего было опрошено одиннадцать девятых классов ФМШ, общее число учащихся - 276 и 33 слушателя ИППК. В табл. 8 и 9 Для сравнения приводятся данные одного класса ФМШ (25 чел.) и Данные слушателей ИППК (33 чел.). Знаком «*» в этих таблицах помечены различия данных учащихся ФМШ и слушателей ИППК, статистически достоверные на уровне р < 0,05, определявшиеся путем сравнения ответов на соответствующие вопросы.
Таблица 8
Выборочные данные, характеризующие отношения учащихся ФМШ к сторонам жизни, связанным с творчеством
№
| Краткая характеристика отношений личности
| I
%
| III
%
| II
%
| 1-П
%
|
| Общение / уединение
| 24*
|
|
|
|
| Внимание объекту / субъективным состояниям
| 36*
|
| 8*
|
|
| Творчество во всем / в одном
|
|
|
|
|
| Удовлетворение от достигнутого / обновление
|
|
|
|
|
| Ориентация на оценку со стороны окружающих / на самооценку
| 20*
|
| 8*
|
|
| Раскрываться в произведении / «прятаться» за ним
|
|
| 28*
|
|
| Ожидание доброжелательного отношения к творчеству / ожидание
|
|
|
|
|
| критики
|
|
|
|
|
| Суммарные данные по всем перечисленным личностным отношениям
|
|
|
|
|
Различия достоверны (р < 0,05) в ответах на вопросы 1, 2, 6, как и ожидалось, у слушателей ИППК отношения чаще сбалансированы.
Различия ответов также достоверны по вопросу 5, но в ИППК сбалансированных отношений меньше (39 % в сравнении с 48 % в ФМШ). Слушатели ИППК придают большее значение самооценке, отклоняясь от уравновешенного отношения, учитывающего противоположности.
Достоверных различий между исследуемыми группами по ответам на вопросы 3, 4, 7 нет. И в ФМШ и в ИППК часто проявляются отношения несбалансированные: стремление к творчеству во всем, стремление к постоянному обновлению результатов, ожидается критика творчества со стороны окружающих.
Таблица 9
Выборочные данные, характеризующие отношения слушателей ИППК к сторонам жизни, связанным с творчеством
№
| Краткая характеристика отношений личности
| I
%
| III
%
| II
%
| 1-11
%
|
| Общение / уединение
| З*
|
|
|
|
| Внимание объекту / субъективным состояниям
| 12*
|
| 33*
|
| •З
| Творчество во всем / в одном
|
|
|
|
|
| Удовлетворение от достигнутого / обновление
|
|
|
|
|
| Ориентация на оценку со стороны окружающих / на самооценку
| З*
|
| 48*
|
|
| Раскрываться в произведении / «прятаться» за ним
|
|
| 6*
|
|
| Ожидание доброжелательного отношения к творчеству / ожидание критики
|
|
|
|
|
| Суммарные данные по всем перечисленным личностным отношениям
|
|
|
|
|
С помощью t-критерия определялась также достоверность различий двух групп по всей совокупности анализируемых отношений (результаты приведены в таблице 10). Знаком «*» помечены различия, достоверные на уровне р < 0,05.
Из приведенных данных следует, что увеличение числа сбалансированных(III) отношений от учащихся ФМШ к слушателям ИППК идет в основном за счет сокращения '«первых» крайних вариантов отношений(I).
ТаблицаЮ
Достоверность различий
Переменная
| Среднее число выборов у учащихся ФМШ
| Среднее число выборов у слушателей ИППК
| Значения t-критерия
| I
| 2,24
| 1,05
| 2,91*
| Ш
| 2,24
| 3,58
| -2,68*
| II
| 2.00
| 1,58
| 1,12
| 1-П
| 0,72
| 0,84
| -0,44
|
Обнаружилось также, что «первые» варианты в отношениях, связанных с творчеством, на статистически достоверном уровне коррелируют с художественностью, т. е. с преобладанием первой сигнальной системы. Соотношение сигнальных систем у испытуемых определялось по методике Б. Я. Первомайского (1974). Линейный коэффициент корреляции г = 0,45 , связь достоверна на уровне р < 0,05.
«Вторые» выборы, обозначениеII, с преобладанием второй сигнальной системы, по Б. Я. Первомайскому, не коррелируют. Возможно, это связано с тем, что уровень активности второй сигнальной системы, определяемый по данной методике, детализирован меньше, чем уровень активности первой сигнальной системы.
Из табл. 8 видно, что относительно зрелыми отношениями в массе учащихся ФМШ являются отношения «общение / уединение» и «ориентация на оценку со стороны окружающих / самооценку» -48 % составляют варианты отношений высокого уровня.
В результате корреляционного анализа выяснилось, что некоторые изучаемые отношения на статистически достоверном уровне связаны между собой (выборка 25 учащихся ФМШ).
Проявление сбалансированных отношений «общение / уединение» связано со сбалансированными отношениями «раскрываться в произведении / прятаться за ним» (корреляция г = 0,52, р < 0,05). Общение предполагает определенную степень раскрытия себя; во время уединения человек как бы прячется от лоугих, возможно, отношение к общению похожим образом проявляется в отношении к произведению.
Сбалансированные отношения «общение / уединение» коррелируют со сбалансированными отношениями «ожидание доброжелательности / критики» (г = 0,50, р < 0,05). Зрелое проявление одного отношения связано со зрелым другим отношением. Тот, кто чередует общение с уединением, как правило, понимает, что творчество воспринимается окружающими и доброжелательно и критически.
Сбалансированные отношения «творчество во всем / в одном» коррелируют со сбалансированными отношениями «раскрываться в произведении / прятаться за ним» (г = 0,45, р < 0,05).
Сбалансированные отношения «творчество во всем / в одном» коррелируют со сбалансированным «ожиданием доброжелательности / критики» (г = 0,67, р < 0,05).
Сбалансированные отношения «раскрываться в произведении / прятаться за ним» связаны со сбалансированными отношениями «ожидание доброжелательности / критики» (г = 0,68, р < 0,05).
Некоторые нарушения баланса в отношениях личности, связанных с творчеством, также связаны между собою.
Чем больше ожидается критика, тем больше человек склонен «прятаться» за произведением (г = 0,54, р < 0,05). Другими словами искажение одного отношения связано с искажением другого.
Удовлетворение от достигнутого (одностороннее отношение) связано с обращением к оценке окружающих (г = 0,40, р < 0,05). Поскольку, как упоминалось, отклонение в «первую» сторону связано с полюсом художественности по Б. Я. Первомайскому, некоторые отклонения в отношениях личности в одну сторону оказываются взаимосвязанными.
Стремление к обновлению результатов отрицательно коррелирует с экстраверсией по Г. Айзенку (г = 0,50, р < 0,05). Человек интровертированного типа чаще не удовлетворен полученными результатами и стремится их обновлять.
Можно привести примеры определений сбалансированных отношений, данные школьниками.
Общение / уединение: «Одинаково важно. Общение - узнаешь различные точки зрения, которые могут быть очень-очень полезны в творчестве. Уединение - никто не мешает самому думать, а то лезут тут всякие со своими советами да предложениями, пока всех выслушаешь, забываешь собственную мысль (идею)» (Д.).
Оценка / самооценка: ориентироваться «на самооценку, если творческий человек - профессионал, и на оценку тех людей, которые преуспели в этом деле лучше этого человека. Оценки профессионала полезнее, чем оценки человека, который в этих вещах не разбирается» (Р.).
Отмеченные отношения прямо касаются повседневной жизни учащихся, поэтому они наиболее сбалансированы. На ответы школьников влияет и то, что у большинства из них родители или знакомые занимаются научным творчеством, живут в научном центре.
Несбалансированным в этой группе учащихся оказалось отношение: «творчество во всем / или в одном».
Если иметь в виду массу учащихся, проявляется стремление к творчеству во всем, что можно рассматривать как признак переоценки собственных возможностей или как результат ориентировки во многом до выбора профессии.
Пример позиции: «Каждый человек должен быть всесторонне развитым, "многогранным", по-моему, не стоит замыкаться, "заклиниваться" на чем-то одном, человек должен уметь делать многое (в жизни пригодится)» (Г.).
Связано с этим отношением и преувеличенное стремление к обновлению результатов.
Заметно менее сбалансированным оказалось отношение «ожидание доброжелательного отношения к творчеству / ожидание критики». Критика ожидается чаще, чем доброжелательное отношение.
Пример позиции: «Следует ожидать недоброжелательность, так как Вам будут либо завидовать, либо считать, что они MO?yW сделать лучше» (Д. В.).
Разумеется, по тому и другому отношению личности имеются учащиеся, дающие определения вполне сбалансированные.
Примеры: «Если в одном деле получается очень хорошо, то надо делать его, чтобы дальше продвинуться, чем могут остальные. А делать много дел в разных областях, но мало в них продвигаться неправильно, это может делать каждый.
Но для продвижения в одной области хорошо бы знать и уметь в остальных... хотя бы начала» (Л.).
Ожидание доброжелательного / недоброжелательного отношения: «Реалистично ждать критику, готовиться защищать свое творение. Но именно защищать, отстаивать свою позицию, мнение и т. д. Но не надо бояться критики! Не надо ее пугаться! Ведь могут быть и те, кому понравится твое произведение. И ведь должны же такие быть, иначе для чего, для кого ты творил? Нужна мера такая, чтобы не впасть в апатию» (О.).
Опрос позволяет выявить те отношения личности, которые нуждаются в коррекции в наибольшей степени, что может, в частности, осуществляться с помощью дискуссий. Если обнаруживается, что мнения поляризованы - основа для дискуссии в группе испытуемых есть. Строго количественный подход здесь не обязателен: и несколько учащихся, если они убеждены в правильности своей позиции, могут стимулировать движение группы к компромиссу (синтезу противоположностей).
Во время опросов обнаруживаются большие индивидуальные различия: от практически всех сбалансированных отношений у данного учащегося до отсутствия таковых (по меньшей мере в тех словесных определениях, которые давались).
По результатам опросов учащихся в сумме получилось 67 % несбалансированных отношений, из них 26 % в одну сторону, 29 % -в другую сторону, 12 % - чередование несбалансированных отношений. Эти показатели очень высоки!
Личностные отношения, проявляющиеся в творчестве, у многих Учащихся не сбалансированы.«Среднестатистический» учащийся чри попытках перейти к самостоятельной творческой Деятельности будет сталкиваться с большим числом внутренних препятствий и ограничений.
Беседы и наблюдения показывают: несбалансированные °тношения тормозят творчество. Или создают в нем лишнее напряжение, например, направленное на преодоление воображаемого недоброжелательного отношения. Напряжение может возникать вследствие чрезмерного стремления к обновлению результатов без «положительного подкрепления» достигнутого и т.д.
Если иметь в виду то, что некоторые отношения корректируются годами, на что, анализируя свои отношения, обращал внимание известный психолог Карл Роджерс (1994, с. 251 - 279), становится ясно, что в области формирования личностных отношений необходимо соответствующее обучение.
Глава 5. Творчество и образ жизни
Баланс видов деятельности в образе жизни человека, занимающеюся творчес1вом, имеет очень важное значение. Чтобы подчеркнуть это, рассмотрим звено творчества, условно обозначаемое словами «перевод информации из подсознания в сознание».
Вспомним слова ученого-химика Ф. А. Кекуле: «Я повернул кресло к камину и погрузился в дремоту. Атомы мелькали у меня перед глазами. Их длинные ряды, переплетенные самым причудливым образом, находились в движении, извиваясь и крутясь, как змеи. Но что это? Одна из змей ухватила себя за хвост, и этот образ насмешливо завергелся у меня перед глазами. Я очнулся как бы от вспышки молнии: весь остаток ночи я потратил, работая над следствиями моей гипотезы... Давайте учится грезить, господа!»
Змея, ухватившая себя за хвост, подсказала идею кольцевой структуры бензола. «Гипотеза» появилась в весьма своеобразном виде!
Сделаем мысленный эксперимент: в том состоянии, которое охарактеризовал Ф. А. Кекуле, увеличим образную составляющую. Получим, например, следующее: змея... гора... кусты... травы-скалы... лишайник на камнях... хорошая компания... приятные воспоминания... скачущие веселые собаки... ручей... лога... ягоды... Вариантов подобных воспоминаний может быть множество, но суть не в этом. Суть в том, чю стоит увеличить образную составляющую состояния - идеи на будет, будут одни воспоминания, более или менее приятные. Образное мышление характеризуется переключением от образа к образу по соположению (соседству), и дно уводит от каких-либо идей.
Теперь, имея в виду тот же пример Кекуле, мысленно усилим сторону логического мышления, фиксации на идеях, сторону рассудочности, связанную с идеями критику, самокритику. Получим, например, следующее. Уставшему химику в конце рабочего дня или в начале ночи начинают грезиться змеи. Во-первых. это не относится к серьезным размышлениям о свойствах химических веществ. Во-вторых, это скорее всего говорит о том, что ему пора отдохнуть. Пора выкинуть чепуху, которая лезет в голову, принять лекарство или лечь спать. С точки зрения правил и режима дня, следует критически оценивать такого рода ненормальности, которые могут случаться, следует себя контролировать.
Вариантов «рассуждении», или, точнее, быстро мелькающих соображений может быть множество, но суть понятна: стоит усилить (увеличить) рассудочную составляющую состояния, идеи не будет. Образ будет просто проигнорирован, критически оценен с позиций правил поведения, мысль общего характера уведет в сторону от образа.
Вывод из приведенных мысленных экспериментов ясен:
творчество в его важном звене - переводе информации из подсознания в сознание - есть тонкое, дозированное соотношение образного мышления (правополу тарного, первосигнального) и рассудочного, рационального (левополу'тарного, второсигнального) «контроля» того, что происходит в образах, «дешифрования» этого или описания на Уровне слов и понятий. Стоит в этом тонком динамическом равновесии усилить любую сторону, в том числе сторону рассудочного контроля, восприятия нового представления, даже если оно сформировалось в подсознании, не будет.
Сказанное можно доказать любым примером осознания нового представления в просоночном состоянии или в состоянии «рассеянного внимания». Будь то пример А. Мигдала с приснившейся цирковой наездницей и цветами - образ подсказал °бразование новых частиц в ядерном ускорителе, грезы Д. И. Менделеева и периодическая система элементов, идеи Г. Гельмгольца, приводившие к решению задач «в часы неторопливого подъема по лесистым горам», или любые другие примеры. Происходящее можно изобразить на рис. 26.
Рис. 26. Баланс сторон мышления и занятия человека
Логика, смысл, слова в обычном состоянии «перетягивают»; в просоночном состоянии, во время тренировки при общем расслаблении и в других подобных состояниях преобладают образы, интонации, ощущения.
Интересно характеризует предтворческое состояние Ф. Перлз (1995, с. 255, 256). Он сравнивает его со взлетом самолета с корабля.
В начале пилот, разогревая моторы, держит самолет на тормозах. Это можно сравнить с преобладанием логики, сознательного мышления и сдерживанием образов.
Затем, когда тяга моторов достигает большой силы, летчик отпускает тормоза и взлетает. Если тормоза в нужный момент не отпустить, все эти действия смысла не имели бы.
В отношениях левого и правого полушарий мозга тоже существуют отношения торможения. И преобладающая активность иди, как говорят, доминантная, сдерживает, если не подавляет деятельность субдоминантную.
Происходящее в просоночном состоянии или в бодрствующем состоянии при расслаблении, когда представление, сформированное в правом полушарии, воспринимается левым, изображено на рис. 5. В тех случаях, когда из подсознания (от чувствуемых образов) в сознание «стучится» значимое представление, «задевая» сознательные рассуждения и тем самым «намекая» на свою значимость, сдерживающее влияние понятийно-логического мышления ослабевает, происходит смена «лидера», сфера словесного мышления теперь уже воспринимает, фиксирует, отражает то, что сформировано в сфере образов и чувств (сформировано не без предыдущей помощи логического мышления).
Можно привести еще одну удачную аналогию, характеризующую состояния, связанные с творчеством. «Кабина лифта имеет противовес, так что необходима лишь весьма незначительная сила мотора, чтобы привести его в движение. Это иллюстрирует факт, что там, где большие силы находятся в равновесии, достаточно применить лишь небольшую добавочную силу, чтобы произвести значительные изменения» {Перлз Ф., 1995, с.254).
При характеристике в целом процесса творчества высказывалось .предположение, что переходить в состояние человека с преобладанием образного мышления, затем - в состояние человека с преобладанием понятийно-логического мышления, а также находиться в состоянии среднем, промежуточном между тем и другим могут люди близкие к среднему состоянию (см. рис. 7). На них могут оказывать существенное влияние малейшие изменения в образе жизни, изменения соотношения видов деятельности, которым они уделяют внимание.
Кроме того, длительные занятия умственной работой могут формировать стабильную установку на понятийно-логическое мышление. Стабильная установка тормозит внутренние переключения, внутренние перевоплощения, т. е. сыграв свою положительную роль, тормозит творчество Противостоять ей, возвращаться к желательной внутренней подвижности помогает обращение к видам деятельности, требующим большего художественного, практического мышления. Эти виды деятельности создают дополнительный «противовес», помогающий перевоплощениям. Это также подчеркивает связь творчества и правильного образа жизни.
Можно привести похожий вывод: «...для того чтобы быть творческой личностью, человек должен уметь находить баланс между синтетическим, аналитическим и практическим мышлением. Воспитывая у наших студентов правильную установку ко всем этим способностям, мы воспитываем личностную установку, характерную для творческих личностей. Эта личностная установка не менее важна, чем сама способность мыслить творчески» (Schank R. S., 1988, цит. по: Стернберг Р., Григоренко Е., 1997, с. 199).
При этом изменение эмоционального отношения к действующей установке также может влиять на ее инертность или смену установок (Краснорядцева О. М., 1986).
Г. В. Залевский (1976) показал, что в фиксированных формах поведения может возникать нарушение их структуры в плане сращения средств и цели. Правильный образ жизни, кроме восстановления баланса в работе сигнальных систем, по-видимому, возвращает к реальному ощущению целей умственной работы, помогает оценивать действие установки на понятийно-логическое мышление со стороны.
Перевод информации из подсознания в сознание можно также пояснить с помощью метафоры «искра между пластинами».
На двух металлических пластинах, разделенных небольшим воздушным пространством, накапливаются разные электрические заряды - положительный и отрицательный. Если заряды становятся достаточно большими, между пластинами проскакивает искра.
Пластины можно сравнить с образно-чувственным отражением какой-либо области реальности, с одной стороны, и с размышлениями о ней - с другой.
Искра — Вдохновение, которое приносит в сознание новые представления. (Метафора кие что упрощает, но кое что позволяет высветить, на чем-то заострить внимание).
Поскольку третья стадия развития возникает после второй. пластины не одинаковы. Одна и) них заметно больше, чем другая.
Возникновение и сила разряди лимитируется малой пластиной.
Пусть толщина пластин символизирует степень активности каждой из сторон мышления, С7епень активности правого и левого полушарий мозга, тогда активность интуитивно-эвристического мышления окажется в большей степени зависящей от активизации правого полушария, чем от фоновой, всегда имеющейся активности левого.
Следует заметить, что стороны мышления часто работают не одинаково.
Преподавателям с высшим образованием, проходящим обучение в ИППК НГУ по специальности «социальная психология», в частности, задавался следующий вопрос:Сталкивались ли Вы с проблемами «зацикливания» на умственной работе? Если да, то что лучше всего делать, чтобы выйти из этого состояния?
Все опрашиваемые (52 человек) отметили, что с проблемами такого рода сталкивались. Это же отметили у себя 90 % из 267 учащихся ФМШ.
В других исследованиях {Галин А. Л., 1979) стабильная установка на понятийно-логическое мышление выявлялась в 37 % случаев. Несмотря на большие различия данных, явление застревания на произвольной умственной работе следует считать значимым.
Одностороннее поведение тормозит творчество.
Для исследования этого вопроса студентам 1-го курса факультета естественных наук НГУ во время занятий по психологии в средине второго семестра задавался следующий вопрос:четыре ^ры занятий в день - что лучше всего делать, чтобы ^остановить работоспособность, хорошее психологическое caмoчyвcmвue?
Выборочные варианты ответов таковы:
- Прогулка по лесу два часа.
- Посмотреть художественный фильм.
- Провести вечер с друзьями.
- То же - после недели ус пленных занятий? Ответы:
- Вечер в театре.
- Однодневный поход.
- Полноценное воскресенье: длительный сон, нормальное питание, прогулки, заниматься своими делами, может быть, вечером - дискотека.
- Месяц усиленных занятий?
- Поездка домой на два - три дня.
- Несколько «полноценных воскресений».
- Поход на несколько дней.
- Побыть день одному, затем с друзьями - дня два.
- Три дня на природе.
- Семестр усиленных занятий?
- Интенсивный отдых с друзьями в течение недели.
- Неделя абсолютного отдыха от занятий, отдыха активного и пассивного.
- В течение десяти дней: два часа легкой музыки, два часа чтения, компьютерные игры - четыре часа и сон с восьми вечера до десяти утра.
- Месяц дома: огород, велосипед, рыбалка, купание, отдых на природе.
В дальнейшем для более детального изучения рассматриваемого вопроса были составлены краткие описания нагрузок умственной работы и видов отдыха от нее:
Исследование было продолжено в ФМШ и ИППК НГУ-Испытуемым дважды зачитывались характеристики видов деятельности по приведенным описаниям; они должны были оценить нагрузку умственной работы, а затем отдых от нее по 10 -балльной шкале.
Занятия в течение семестра, сессия, десятидневный поход и отпуск в деревне по инструкции оценивались по 100 - балльной шкале.
Прогулка
Возле городка хорошо протоптаны тропинки. Идешь по зимнему лесу. Изредка попадаются прохожие, некоторые гуляют с собаками. Кругом -заснеженные сосны, березы. Воздух чист. Тихо. Бродишь по лесу около полутора часов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|