Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегическая линия профилактики пьянства и алкоголизма -обучение переводу информации из подсознания в сознание.





Такой перевод со временем приведет к умению проходить все стадии творчества.

Профилактика, как известно, отличается от лечения: в лечении, в частности, большую роль играет устранение последствий физиологических привычек.

Женщина, настрадавшаяся от алкоголизма мужа и очень хорошо знающая из своей жизни, что это такое, говорит о зяте, который днем работает в НИИ, а по ночам пишет рассказы «Пишет, так хоть не пьет!»

Она не одобряет ночное бодрствование, считает подобные занятия не практичными, не очень нужными, но терпит их- как бы не было увлечений худших!

Между прочим, в своих словах, сталкивающих, казалось бы столь разные стороны жизни, она оказывается правой.

Если пишет, т. е. умеет или учится или учился переводить информацию из подсознания в сознание, или, проще говоря, умеет выражать в слове то, что его волнует, основы потребности в употреблении алкоголя нет (если эти основы рассматривать с предлагаемых позиций). Более того, он заинтересован и в ясном сознательном мышлении, поскольку по личному опыту знает, что оно подготавливает прозрения со всеми благоприятными эмоциями, следующими за ними.



То же можно сказать о художнике, об изобретателе, о любом другом человеке, вышедшем на уровень систематически проявляющегося творчества в любой сфере деятельности.

Такой человек может «принимать алкоголь» за компанию, иногда в соответствии с традициями, но основы для пьянства и алкоголизма в его душе нет, выпивки противоречат его самовыражению, оно лучше, полнее, естественнее осуществляется с помощью других средств.

Отрицательные физиологические последствиярегуляции психологических состояний с помощью алкоголя или ее «побочные эффекты» остаются, они со временем накапливаются, кроме того,

существуют определенные трудности этой регуляции, связанные с определением («подбором») дозы алкоголя.

Определяя действие алкоголя на психику в целом можно провести множество разграничительных линий ( \ - обозначение этих линий в тексте):

под влиянием алкоголя, стимулируется выражение «неформальных чувств», неформальное общение, употребление небольших доз алкоголя расслабляет человека, но \ возникающие под его действием состояния близки к черезмерной «любвеобильности», развязности, расторможенности сексуального поведения;



более свободное выражение чувств близко к \ выражению огрицательных эмоций, в том числе агрессии, которая может достигать желания «прицепиться» к любому человеку, может доходить до дискредитации любых ценностей и представлений;

за счет сосредоточения внимания на ситуации действие алкоголя близко к \ ослаблению логического (отвлеченного, обобщающего) мышления, т.е. к снижению мышления по типу органического поражения головного мозга, в особенности при передозировке выпивки, при плохом качестве алкогольных суррогатов;

ситуационное и обратимое снижение уровня мышления \ соседствует со стойким снижением мышления, а оно, в свою очередь связано с деградацией личности;

стимуляция физиологических функций действием алкоголя близка к \ снижению иммунитета в отсутствии алкоголя или под его влиянием;

выражение неформальных, дружеских, «компанейских» чувств \ 5лизко к попаданию в зависимость от компаний, в том числе, как эбычно выражаются, «сомнительных» компаний;

непосредственное, свободное поведение \ близко к необдуманным, импульсивным поступкам, нарушениям поведения.

Иногда пробуждение творчества характеризуют словами «из юд земли забил родник». Если использовать эту метафору, то чожно заметить, что у некоторых людей ручеек от него запружен,


«ключевая вода» скапливается, алкоголь оказывается тем средством, которое «запруду» прорывает.

Хлынувшая вода может размывать берега. Тот, чье подсознание освобождается от контроля со стороны сознания слишком быстро, чьи подсознательные движения смешиваются с предрассудками, может совершать поступки, опасные для себя и для других.



Разграничительных линий, отделяющих хорошее от плохого или допустимое от недопустимого много, удержаться в равновесии, отделяющем одно от другого, трудно,при длительном и регулярном употреблении алкоголя это практически

Невозможно.

Положительное действие алкоголя на психику человека можно сравнить с островком, окруженным болотом. Причем со временем островок уменьшается, болото вокруг него увеличивается.

То, что сказано об алкоголе, разумеется, относится и к наркотикам, которые, по сути, являются тем же регулятором, но более сильным, с большим разрушающим действием на организм и большими риском «перерегулировок» (передозировок).

О замене роли, которую выполняли наркотики в жизни некоторых людей, ролью творчества фактически пишут К. Гроф и С. Гроф (1996). Холотропное дыхание - лишь средство, помогающее осуществить соответствующий переход.

ЕСЛИ ЛЮДИ НЕ ЗАХОТЯТ ОСВАИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО, СТРЕМЯСЬ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ЦЕЛЯМ И ДОСТИЖЕНИЯМ, ЖИЗНЬ БУДЕТ ЗАСТАВЛЯТЬ ИХ ДЕЛАТЬ ЭТО ПУТЕМ НАКАЗАНИЙ, СО ВСЕМИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЭТОГО.

Изложение психологических знаний, делающее мышление читателя более гармоничным

Перевод информации из подсознания в сознание осуществляется в состоянии, близком к балансу в работе сигнальных систем. Творчество близко состоянию указанного баланса, иначе оно нарушается. Из этого следует, что психологические тексты, излагающие новые представления по психологии творчества, должны быть написаны языком»

Близким к балансу нервосигнального (художественного) и второсигнального (рассудочного) мышления, в них должна быть фиксирована (отражена) и образно-художественная сторона того, о чем идет речь, и интерпретация рассматриваемых явлений с логико-понятийной стороны.

Если говорить о необходимости и полезности баланса в работе сигнальных систем или близких к этому состояний для нормального развития личности, вряд ли кто-то серьезно будет возражать против этого и доказывать, что необходимы и полезны односторонние состояния, тем более длительные. Положение о балансе в работе сигнальных систем как хорошей психологической норме можно считать принятым. Но от этого положения часто нет перехода к соответствующему построению психологических текстов.

Стоя на одном берегу реки (II), можно показывать на другой (I) и говорить: тот берег тоже хорош, на нем тоже стоит бывать! Он может принести пользу...

Или можно после переправы на другой берег и обратно говорить то же самое.

С точки зрения слов ничто не меняется.

С точки сути разница велика.

Аналогично, находясь в рамках понятийно-логического мышления (II), можно говорить о том, что образное мышление (I) тоже хорошо, что его стоит учитывать, хорошо в него погружаться! Оно может приносить большую пользу познанию... При этом оставаться в плену понятийно-логического мышления.

Или можно говорить то же самое, но при этом переключаться, перевоплощаться, переходить из одного состояния в другое. Есть разница?

Кто живет, а кто только говорит, что надо жить?

Более того, кому доступны оба берега, доступно еще и третье - плавание по реке или движение в потоке, который ограничивается берегами. Если иметь в виду аналогии, то третье - это интуитивно-эвристическое мышление, возникающее на основе взаимодействий образного мышления и мышления понятийно-логического.


Если общее положение о балансе в работе сигнальных систем соответствует стилю изложения и отражено в тексте, можно говоритьо конгруэнтности, т. е. соответствии учения и формы его изложения или об органическом единстве учения и стиля изложения.

Если такого соответствия нет, поведение психологов несколько странно.

Однажды в Томской области в болотистом лесу мы искали клюкву. Впереди нас шел опытный проводник, которому мы верили. В руке у него была толстая палка, он весело болтал и вел нас вперед. Все было бы хорошо, но через несколько часов мы пришли туда, откуда вышли. Мы не на шутку встревожились и снова двинулись вперед. Я стал наблюдать за проводником. Тяжелая палка тянула его в сторону и, если наблюдать на большом расстоянии, становилось отчетливо видно, что он идет по дуге в сторону. Теперь уже мы были более осторожными, по пути клали пучки травы на ветки. По меткам вернулись в лесную избушку.

Психологи напоминают такого проводника. Они говорят о том, что надо идти прямо, но заворачивают направо или налево, в зависимости от того, куда их «тянут» имеющиеся у них психофизиологические особенности. Хотя дело, может быть, состоит в недостаточной зрелости психологических знаний.

Чтобы в общих чертах определить зрелое психологическое знание, можно воспользоваться рисунком винтовой лестницы (см. рис. 13), который приводился для объяснения развития личности.

Уход влево - внешнее отражение явления на уровне впечатлений и чувств, на уровне наблюдений.

Уход вправо - размышления об интересующем явлении, отдельные правильные выводы, касающиеся интересующего явления.

Вершина винтовой лестницы - баланс образно-чувственного и понятийно-логического отражения явления; всестороннее понимание явления увязано с представлением о нем, представление сформировано под влиянием размышлений и целостно. В связи с этим уровнем можно также говорить о синтезе противоположных

представлений об изучаемом явлении, которые на этом уровне оказываются взаимодополнительными.

Абстрактно-аналитические, обобщенные, отвлеченные знания необходимы, но они недостаточны.

В качестве иллюстрации того, что в психологии не все обстоит наилучшим образом, можно привести результаты опроса.

После определения гармоничного мышления, как такого, в котором художественно-образная сторона дополняется логико-понятийной интерпретацией того, о чем идет речь, и иллюстрации такого мышления с помощью записей М. М. Пришвина слушателям ИППК задавался следующий вопрос:«чтение литературы по психологии в большом количестве гармонизирует Ваше мышление или делает его дисгармоничным?»

Результаты оказались следующими. Из 30 опрошенных б человек (около 20 %) указали, что длительное чтение литературы по психологии делает их мышление дисгармоничным; 21 человек (около 70 %) указали и то и другое в зависимости от обстоятельств и характера литературы; 1 женщина указала, что чтение литературы по психологии делает ее мышление гармоничным; 2 человека дали ответы неопределенные. Можно привести пример «среднего» ответа.

«Я не читаю психологическую литературу в большом количестве. Обычно я просматриваю новую или рекомендованную литературу и делаю короткие заметки. Если что-то оказывается необычным, спорным или нетривиальным, я читаю книгу целиком. Серьезную книгу разбираю вторично по разделам. В целом, чтение психологической литературы гармонизирует мышление, особенно чтение литературы, написанной в разных стилях. Вообще говоря, действительно гармоничный психологический текст хорошо взвешен, он, как правило, изобилует литературными пассажами, жизненными историями или историческими событиями. Для меня образцы литературного стиля в психологии это: Юнг К. Г., Ницше Ф., Левин К., Фрейд 3., Джеме У.

Некое чувство дискомфорта возникает, если усиленно питаться научными статьями, опубликованными в специальных журналах. Учебники вообще читать невозможно (здесь я


полностью солидарен с Б. Шоу, который высказался по поводу учебника, чти это книга, которую невозможно читать). Учебник начисто разрушает мышление.

Очень благотворное влияние оказывает чтение первоисточников, в которых прослеживается процесс мышления, а не проявлен только результат» (А. Г.).

В ряде случаев слушатели ИППК отметили, что чтение литературы по психологии делает их мышление дисгармоничным.

Если анализировать стили представления психологических знаний, то можно заметить, что знания, изложенные языком односторонней рассудочности,не надежны. Это можно показать с помощью примеров.

(То же относится к текстам, написанным чисто художественным языком без изложения общих мыслей, на которые они намекают, но это отдельный вопрос, и он может обсуждаться в другой раз).

Приведем пример общего рассуждения из книги известного

автора.

«Как человек ведет себя, как он действует, какими индивидуальными свойствами он обладает, как он развивается -это проблемы общей психологии, условно иногда определяемой как индивидуальная психология».

С первого взгляда трудно определить, верно это высказывание

или нет.

Рассмотрим то же высказывание в соединении с конкретными описательными примерами.

«На улице была весна, ярко светило солнце. Девушка подошла к юноше, взглянула на него и слегка покраснела. Преодолев робость, она взяла юношу под руку.

Как человек ведет себя, как он действует, какими индивидуальными свойствами он обладает, как он развивается -это проблемы общей психологии, условно иногда определяемой как-индивидуальная психология».

Может быть, это проблемы возрастной психологии?

Сделаем другую подстановку.

«Мужчина связался с компанией картежников и алкоголиков. Несколько раз дрался. Несколько раз находился в заключении. Через

годы стал тихим, но окончательно спился. Стал безликим, обыкновенным алкоголиком.

Как человек ведет себя, как он действует, какими индивидуальными свойствами он обладает, как он развивается -это проблемы общей психологии, условно иногда определяемой как индивидуальная психология».

Или проблемы, о которых идет речь, - медико-психологические?

Мало того, что смысл общей части меняется в зависимости от конкретных образов, которые имеются в виду, даже краткого упоминания конкретных образов достаточно, чтобы понять, что общее высказывание не верно ни в том, ни в другом случае.

Научная лаборатория работает, все ездят в экспедиции, выступают на семинарах, шеф пишет книгу, в которой очень хорошо представлены общие слова, причем все члены лаборатории знают конкретный опыт, стоящий за общими словами. Книга кажется насыщенной идеями и информационно-емкой.

Проходит пять лет, лаборатория разъезжается, приходят новые сотрудники, берут книгу и не знают, что подразумевалось за текстом, какие факты и наблюдения. Многое в тексте не отражено. Общие слова становятся неинтересными и несут мало информации.

Изложение материалов без фиксации художественно-образной, эмпирической, описательной стороны изучаемых явлений не надежно. Информация плохо передается от человека к человеку и, следовательно, во времени. Труды становятся неинтересными и во многом непонятными даже через месяцы и годы, тем более они непонятны и неинтересны через десятилетия.

С помощью «подстановки» конкретных примеров можно убедиться, что общие слова, в которых поначалу трудно разобраться, не правильны.

На основе приведенного примера можно догадываться, что фиксация художественно-образной, эмпирической, описательной стороны изучаемых явлений имеет значение дляпонимания


изучаемых явлений, т. е. имеет определенныйэвристическийпотенциал.

Пример. В книге Р. Фишера и У. Юри (1992 с. 26). высказывается следующая мысль по поводу переговоров: «По мере того как каждая сторона начинает соперничать с другой в великодушии и желании идти навстречу, досгижение соглашения становится вполне вероятным. Однако оно может не быть разумным». Казалось бы, доказать эту мысль довольно трудно.

Р. Фишер и У. Юри упоминают рассказ ОТенри о бедной супружеской паре, когда любящая жена продает свои волосы и покупает мужу красивую цепочку для часов, а муж, не знающий об этом, продает свои часы для того, чтобы купить жене красивый гребень. После этого примера все становится понятным мгновенно, кроме того, можно отметить, чтознания, представленные в гармоничной форме, лучше запоминаются. Это важно иметь в виду в связи с информационной перегрузкой учащихся и студентов.

В 1966/67 учебном году в Новосибирском государственном университете академик А. Д. Александров читал лекции о науке и нравственности.

Между прочим, он рассказал притчу о медведе и пасечнике, иллюстрирующую то, что не всегда лучшие стремления, добрые намерения приводят к лучшим действиям (история восходит к басне И. А. Крылова «Пустынник и медведь»).

Кроме этого, он приводил множество блестящих общих рассуждении.

Прошло 2 года. Содержание лекции подзабылось, но притча помнилась хорошо.

Прошло 5 лет, 10 лет, впечатление - то же и еще контрастнее. Через 20 и 35 лет притча остается в памяти.

Можно в сокращенной форме пересказать притчу.

У медведя был лучший друг - пасечник. Он угощал медведя медом, и тот в нем души не чаял.

Однажды пасечник уснул. Медведь сидел рядом, оберегая своего друга. На лоб пасечнику села муха.

Медведь не мог стерпеть того, что его другу кто-то мешает. Он взял булыжник и стукнул по мухе ..

Не всегда бействия, управляемые хорошими намерениями, приводят к хорошим результатам.

Притчу вполне можно отнести и к обращению с состояниями транса (грез). Не учитывая реальные состояния тех, с кем общаются, люди часто не ведают, что творят.

В речных двустворчатых раковинах встречаются жемчужины, в среднем в одной из 400. В Красном море, для того чтобы добыть жемчужину, нырялыцик опускается под воду до 800 раз. К счастью, в раковине иногда обнаруживается несколько жемчужин.

Так же редки во многих научных текстах вкрапления гармоничного мышления. Если текст разделить на абзацы, гармоничные «текстовые конструкции» тоже во многих изданиях обнаружатся в среднем один раз на 400. Или реже...

Роль, подобную роли конкретных случаев или примеров, которые оказываются общезначимыми, в тексте могут играть и рисунки. Их можно разделить на натуралистические и символические.

Символические рисунки близки к мысли, они - словно выражение мысли в графической форме. По отношению к общим рассуждениям рисунки выполняют роль «переключателей», влияют на подвижность мышления в плане: понятийно-логическое -образное. Но они часто «не достают» до чувственно воспринимаемой реальности, так как отражают ее в символической, обобщенной форме. Поэтому при всей помощи выражению мысли, а также ценности они могут создавать иллюзию конкретности.

Для улучшения изложения психологических преде гавлений символические рисунки следовало бы дополнять натуралистическими, устанавливающими связи с конкретной реальностью (вспоминаются рисунки А. С. Пушкина в рукописях стихов) или дополнять их натуралистическими описаниями, единичными примерами.

Подчеркнуть значение гармоничных форм изложения можно с помощью понятия синергизма (синергии).

Понятие «синергизм» в научный обиход психологов, как отмечает А. Г. Маслоу (1999, с. 211), ввела Рут Бенедикт в 1941 г.


Синергизм внутри человека означает интеграцию различных действующих в нем сил, в частности подсознательного и сознательного.

А. И. Крейк (2001) подчеркивает синергийные возможности активизации личности. При этом линия возможного повышения синергийных эффектов вследствие соединения (взаимодополнения) художественно-образного мышления и мышления понятийно-логического им не упоминалась.

Изложение знаний в стиле притч с истолкованием строится в соответствии с законами синергетики. Ту же роль могут выполнять примеры из жизни, рисунки, соединенные с их логико-смысловой интерпретацией.

Шум волн... песок... крупные камешки на берегу... деревья... голубое небо... запах влаги... брызги от волн...

Можно сказать, что эти слова «якорят» состояния человека, связанные с морем, т. е. по механизмам условных рефлексов напоминают о них, обычно успокаивают, улучшают настроение.

В подобных описаниях создается контакт подсознания и сознания, даже если нет ясного перевода информации из одной сферы в другую, при этом часто трудно выделить слова, которые напоминают о давних ощущениях больше всего. Однако подобные включения в текст усиливают его воздействие на читателя. Соединение художественно-образных описаний и их логико-понятийных интерпретаций создает эффекты, превосходящие простую сумму двух, создаетсинергийные эффекты активизации мышления, активизации личности.

Если вспомнить высказывания А.Ф. Лазурского о том, что талантливость и гениальность человека связана с большей «одаренностью» человека психической энергией, круг замкнется:

мышление, повышающее психологическую синергию, повышает психологическую энергию человека, энергия делает его более активным и деятельным.

В этой связи также вспоминаются предположения Б. Г. Ананьева (1968, с. 274) о том, что полушария головного мозга в своих взаимоотношениях могут порождать дополнительную энергию. Речь идет, возможно, даже не о «порождении» энергии в

прямом смысле слова, а. о возможности согласованного, содружественного действия полушарий, когда энергии как бы не слагаются, а умножаются одна на другую, порождают третье, большее. В обычном поведении энергии полушарий головного мозга могут и вычитаться или проявлять себя независимо одна от другой. хотя эта «независимость» всегда относительна.

Из психофизиологии мозга известно, что при смене активности полушарий головного мозга небольшая активность одного из них помогает следующей за ней активности другого (и наоборот). Но, если активность одного из полушарий становится очень большой, оно может угнетать активность другого.

Из этого следует ценное правило поведения, но, для того чтобы сделать его психологическим и применить на практике, следует определить «амплитуду» желательной смены активности полушарий, причем определить ее субъективно-психологически.

Несмотря на то что в этих вопросах многое не понятно, ясно, что краткие истории (примеры) и их истолкования или притчи с истолкованиями соответствуют диапазону отношений полушарий, когда одно активизирует другое. Из этого следует метод нормализации состояния некоторых консультируемых, состоящий, если говорить коротко, из чтения, изучения притч, затем их составления, применения соответствующих подходов к решению своих проблем.

Возможности разъяснения психологических проблем с помощью притч велики.

Если смотреть на качели сбоку, то при переходе от левого крайнего положения к правому крайнему возникает состояние полета. В момент перехода от образов к рассуждениям тоже возникает ощущение полета, но не физического, но умственного, может быть, в некоторых случаях -Духовного.

Человек не является существом полностью гармоничным, но может ощущать полет хотя бы мгновения.

Другой вариант на ту же тему.

С точки зрения физики свет на микроуровне может быть представлен и в виде волны (непрерывное) и в виде частицы (дискретное). Правильными оказываются оба подхода к его

21-


изучению, они дополняют друг друга. Это положение было сформулировано Н. Бором и именуется «принцип дополнительности».

Если обращаться к тексту, то непрерывное — это последовательность событий, как они есть в их естественных взаимосвязях, дискретное — извлечение разных событий, предметов и явлений из разных мест по принципу смыслового сходства, вычленения смыслов, действия с ними.

Можно сказать, что Духовный свет подобен свету физическому: чтобы возник его проблеск, в тексте образное (непрерывное, описательное) должно дополняться смысловым (дискретным, аналитическим).

Третий пример.

Канатоходец с шестом в руках может находиться на канате сколько, сколько захочет, прогуливаясь по нему. Почему это возможно? Потому, что двигаясь, он не старается находиться в жестком равновесии, но совершает микроколебания около идеальной середины, отклоняясь от нее на небольшую величину то влево, то вправо.

То же можно сказать о гармонии в мышлении. Если ее понимать как жесткую, например рассудочную и лишь приближающуюся к конкретным явлениям, в равновесии не удержишься, уйдешь в сторону, будешь находиться в плену логики. Если рисовать образы, намекая на мысль, не высказывая ее, тоже уйдешь в сторону, останешься в плену образа.

Уравновешенность в мышлении достигается, если есть переключения от образов к рассуждениям и обратно.

Один из недостатков психологических знаний, иногда проявляющийся у начинающих психологов и у психологов, повышающих квалификацию, - неумение приложить знания к практике.

Отчасти это можно объяснить часто встречающимися особенностями развития сигнальных систем, выражающимися в том, что люди легко переводят знания из первой сигнальной системы (от наблюдений) во вторую сигнальную систему (описание на уровне слов) и хуже делают это в обратном направлении. Но в

значительной мере этот недостаток обусловлен и структурой изложения знаний, в которой просто не показаны связи: образ (чувство ситуации) - общие рассуждения и обратно.

В этом смысле знания часто отрывочны: приводятся некие общие рассуждения, причем пути перехода от них к реальности не показаны. По предположению они настолько просты, что для интеллектуалов очевидны. Однако они очевидны лишь для авторов рассуждении, да и то не всегда; опыт показывает, что для другого такого же интеллектуала общие слова и рассуждения зачастую служат поводом для того, чтобы запутаться или недопонять общие рассуждения (в плане возможных приложений к практике).

Абстрактное знание - это полузнание.

Иногда говорят или пишут о том, что обобщенные абстрактно-аналитические рассуждения - «высшее знание», оно не доступно прямому наблюдению, оно специфически-человеческое. То и другое достоинство может быть отнесено и ксинтезу абстрактно-аналитических рассуждении и образного отражения реальности. Такой синтез достигается после абстрактно-аналитических размышлений и вбирает их в себя, он тоже «специфически-человеческий», кроме того, он создает представления, соответствующие реальности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.