Развитие творческого поведения и изменения взаимоотношений с окружающими
Для начала рассмотрим самые простые варианты. Отношения творческой личности с менее развитыми окружающими можно пояснить с помощью рис. 39.
Рис. 39. Стадии развития и «маршруты» мышления
Слева на рисунке изображены наиболее значимые «маршруты» мышления такого человека, у которого преобладает образное мышление: интерес - оценка впечатления — радость по поводу его «постижения» — «проверка» (на основе чувственной оценки) -действия на основе впечатлений.
Справа отражены наиболее значимые «маршруты» мышления человека, у которого преобладает мышление понятийно-логическое:
интерес - наблюдения - правильные аналитические выводы в связи с анализируемым явлением - радость по поводу выводов ~ их проверка - действия на основе аналитических выводов и логики.
В центре изображены движения мысли и все психологические перевоплощения, характерные для творческой личности.
Творчество проявляется по-разному на стадии начала, быстрого роста, замедления, поэтому и взаимоотношения творческой личности с окружающими следует рассматривать с учетом его развития.
а) Медленное начало. Взаимоотношения с окружающей средой, рассматриваемой в столь простом варианте, в начале развития творчества, по существу, конфликтны. Эти конфликты могут проявляться в различных формах, в том числе в пассивных, в виде ухода от окружающих.
Тот, в . ком творчество пробудилось, борется сам с собой, поскольку привычка следовать по II пути, пути рассудочного мышления действовала в нем многие годы (см. рис. 39).
Он же борется и с окружением, которое, активизирует стороны мышления (стороны жизни души), действие которых развивающаяся
творческая личность старается ограничить, «затормозить» (см. рис. 39 - слева и справа).
Слова одного из консультируемых (речь идет о схеме, изображенной на рис. 39): «Когда Вы нарисовали эту схему на доске, я понял, почему в обществе некоторых людей я замыкался. Бывало, слови из меня клещами не вытянешь. Они стимулировали левые и правые движения, а я стремился к третьему - среднему, поэтому невольно тормозил в себе, как иногда говорят, "движение .мысли" по коротким путям, заодно затормаживал и все общение с ними, не реагировал на их слова. В общении с ними я впадал, можно сказать, в состояние какой-то тупости.
Это состояние возникало, когда рядом были чрезмерно практичные, приземленные люди, все внимание которых было направлено на что-нибудь конкретное или, наоборот, когда рядом был человек чересчур директивный, настроенный на теорию, агрессивный в теоретических рассуждениях».
Люди, находящиеся рядом, если так можно сказать, с «определяющейся» творческой личностью, стремятся сохранить свое психологическое постоянство, свою психологическую определенность («психологический гомеостаз»), поэтому они могут так или иначе выражать неприязнь к тем движениям души, которые им еще не близки: к самонаблюдению, к «какому-то там подсознанию», от которого «неизвестно чего ждать» и «ко всему такому прочему».
Слова и отстаиваемые позиции в подобных столкновениях могут быть разными, главное состоит в различиях психологического строя внутренних действий, они-то и обусловливают несогласия, расхождения.
В начале развития творческой деятельности и внутренние, и внешние конфликты сильны, у становящейся творческой личности нет другого выхода, кроме отталкивания от своих прежних привычек, конфронтации с теми, кто не вышел на третью стадию развития, стадию полного прохождения процесса творчества.
Новые внутренние действия слабы и непривычны, старые и провоцируемые извне сильны!
Можно задать простой вопрос: кто из «персонажей»,
символически изображенных на рис. 39, будет быстрее «проходить» свой маршрут? Левый? Правый? Средний? Чьи умственные действия могут протекать быстрее?
Первым пройдет свой маршрут тот, кто живет на уровне «вижу - слышу - чувствую», вторым - тот, кто рассуждает логически. Творческая личность будет последней, поскольку для нее «дистанция» длиннее.
В общении и взаимодействии это будет означать, что первый и второй будут систематически опережать третьего!
Опережение в словах и действиях обычно связано с лидерством!
По идее лидером должен быть тот, кто систематически выдает творческие решения высокого класса, но в общении и непосредственном взаимодействии те, кто мыслят проще, не доходя до определенных стадий творчества опережают, причем в начале развития творческой деятельности опережают практически всегда!
Начальная стадия развития творчества - это стадия борьбы и с собой и с окружением.
Цель этой борьбы (в начале она обычно отчетливо не осознается и не определяется) - создать условия для беспрепятственного прохождения через все стадии творчества, для достижения состояний свободы, состояний погружения в себя (грез), для творческого самовыражения, с большими или меньшими потерями, компромиссами, но эти условия создать!
Можно сказать, что во взаимоотношениях творческой личности с окружающей средой происходит нечто подобное тому, что происходит в так называемой «культурной идентификации».
Аткинсон, Мортен и Сью разработали пятиступенчатую модель культурной идентификации (Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Дау-нингЛ., 1990, с. 524, 525). Их модель, применявшаяся для рассмотрения поведения этнических групп, можно экстраполировать на рост самосознания творческой личности (для упрощения аналогии некоторые слова в цитатах пропущены).
«Стадия 1. На этом уровне группа верит в доминирующие в данном обществе культурные ценности».
«Стадия 2. Диссонанс. Группа или отдельный человек обнаруживает, что ситуация не такова, как принято считать.
Становятся очевидными несоответствия между тем, что человек может делать и тем, что ему позволяется... Человек может начать подвергать сомнению ценности, которые он раньше поддерживал, и почувствует необходимость противопоставить себя застывшим истинам, диссонирующими с живой жизнью».
«Стадия 3. Сопротивление и погружение в проблему. Человек или группа людей синтезирует в своем сознании мысль о неконгруэнтности общества и реагирует ненавистью и недоверием. На этой стадии характерны значительные усилия ... в борьбе с угнетением... Группа (или человек - примеч. А. Г.) начинает фокусировать внимание на своих собственных культурных интересах».
Слова «ненависть» и «недоверие» сильны, однако в начале развития творческой личности, как показывают наблюдения, подобные чувства к окружающим проявляются не редко. Более того, неприязнь ко многим окружающим, если она возникает, нередко проявляется в течение ряда лет. Происходящее в этих случаях можно сравнить с так называемой «реакцией эмансипации» у подростков. Хотя все кажется простым, - юноше (или девушке) надо научиться быть самостоятельным (самостоятельной), - борьба с прежними авторитетами, со старшими может занимать несколько лет, причем нередко она приобретает гротескные или даже нелепые черты, что связано с недостатком психологических знаний, с неумением правильно вести себя и другими причинами.
б) Быстрое развитие творческой деятельности. Со временем тот, кто вступает на стезю творчества, так или иначе создает условия для творчества, он «притирается» к окружающей среде, «дозирует» общение с различными людьми, отыскивает свои временные ниши для самовыражения (рано утром, поздно ночью, во время прогулок, поездок или иначе), ему уже труднее помешать.
Постепенно корректируются отношения личности (в направлениях, обозначенных в гл. 4), в частности, большее значение придается уединениям.
Благоприятные или хотя бы приемлемые условия для творчества помогают быстрому росту числа получаемых Результатов.
Если проводить аналогию с культурной идентификацией, происходящее напоминает ее следующую стадию.
«Стадия 4. Углубление взглядов. Человек снова встречается с неконгруэнтностью (несоответствиями) жизни ... может обнаружить, что некоторые (люди из других групп - примеч. А. Г.) ... отзывчивы и надежны. Количество и качество общения возрастает, и человек может испытать чувство близости к противоположным группам. Внутренняя и внешняя группы, к которым принадлежит человек, могут придти в противоречие друг с другом» (Аткинсон, Мортен, Сью, цит. по: АйвиА. Е. и др., 1990, с. 524).
в) Замедление творческой деятельности. Иначе складываются взаимоотношения с окружающими тогда, когда центр усилий творческой личности перемещается на внедрение полученных результатов в жизнь.
Внедрение результатов работы в жизнь делает творчество завершающимся, оно предполагает общение, сотрудничество с разными людьми; взаимодействие с окружающими людьми восстанавливается, оно уже строится в связи с творческой деятельностью и на ее основе.
Следование интуиции или поведение, направленное на «самодействующую кристаллизацию», к этому времени становится привычным, проявляется в различных условиях, гибко.
На этой стадии развития может измениться отношение к односторонним людям: те односторонние воздействия, которые раньше «выбивали из колеи», могут «будоражить» или «расшевеливать», активизировать поиск нового, сформированы стереотипы обхода чуждых, травмирующих влияний. Человек живет в мире своих произведений, представлений и идей, у него складывается и развивается собственное мировоззрение. Отношение к окружающим становится более доброжелательным. Аналогия:
«Стадия 5. Четкое выражение своей позиции и осознание себя в мире. Человек находит удовлетворение в культурной идентификации... исходит из чувства удовлетворения собой и группой, к которой принадлежит, для того чтобы плодотворно действовать в доминирующей системе и противостоять ей» (Аткинсон, Мортен, Сью, цит. по: АйвиА. Е. и др., 1990, с. 525).
Можно сказать несколько слов об умеренности ведения других по пути развития.
Не может дерево шелестеть листвой или цвести, если ему надо еще только расколоть скорлупу семечка, из которого оно произрастает. На стадии прорастания у него «другие задачи». Не может дерево цвести, если у него не выросли ветви и оно не укоренилось.
Если побегу «предложить» зацвести, он «должен» это отвергнуть, следование этому совету было бы разрушительным для него. В соответствии со стадией развития, на которой оно находится, растение «должно отвергнуть» несвоевременное предложение, даже если оно из его будущего и даже если оно - из его лучшего будущего (подразумевается аналогия с человеком). Оно не готово принять «новое знание», оно «обязано» отвергнуть его в целях самосохранения.
Условно говоря, если растение отвергнет преждевременное знание или отодвинет его от себя, то сохранится и тем самым создаст условия для достижения этого знания (стадии развития) когда-нибудь в будущем, может быть, через большое время.
Психологическое развитие человека тоже имеет свои стадии.
Поэтому, во-первых, надо быть готовым к тому, что любое, самое высокое по значению знание, кто-то не примет; во-вторых, неприятие знаний не следует рассматривать как повод для «борьбы» или повод для «перевоспитания» человека; вероятнее всего, это неприятие следует рассматривать как диагностический признак, позволяющий предположить, что человек ещене готов к переходу на следующую стадию развития, к восприятию новых знаний.
Единственное и самое правильное, что он может сделать, если ему предлагают преждевременно перейти на следующую стадию развития, обращая при этом внимание на «красоты» и прелести этой стадии, ее преимущества и достоинства, единственное самое правильное и разумное, что может сделать человек в этой ситуации, - это отвергнуть предложение или отодвинуть предложение от себя. Отодвинуть от себя - это немножко меньше, чем отвергнуть, это означает приблизительно следующее: пусть другие будут такими, пусть это хорошо (хотя бы в чем-то это нельзя не признать), но это не для меня.
Глава 8. Выводы из психологии творчества
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|