Регулирование соотношения сигнальных систем
От перегрузки умственной работой к балансу
Возьмите кисти, масляные краски, подготовленное полотно и попробуйте нарисовать горы. Небо, оттенки цветов на склонах, вдали и вблизи.
Обращая внимание на рисование. Вы будете создавать установку на представление реальности и она станет укрепляться. Вы вынуждены видеть цвет и тренироваться в его различении.
Все это усиливает работу первой сигнальной системы.
Через некоторое время проявится «инерция» этого усиления или, если человек был выведен из равновесия в сторону отвлеченности, теоретизирования, заумности, это скажется благотворно на его мышлении, а затем и на поведении.
Похожие эффекты создаются во время наблюдения поплавка на рыбалке. Задумался, отвлекся? Следовательно, не успел среагировать на поклевку.
Деятельность «заставляет» быть внимательным, порождает эффекты устойчивого внимания к воспринимаемому, явно регулирует соотношение в работе сигнальных систем.
Мысль после этого становится ярче, яснее, определеннее, реалистичнее, результативнее. Это отмечал, например, С. Т. Аксаков (1987).
Подобную роль может выполнять игра на сцене, походы в лес, заботы об одежде и другие виды деятельности, предполагающие внимание к художественно-образному отражению окружающего мира.
От выраженного преобладания первой сигнальной системы к балансу
Рис. 27, иллюстрирующий соотношение нагрузок умственной работы и видов отдыха от нее, можно читать и в одну и в другую сторону.
Пример. Во время зимних школьных каникул отец с 11-летней дочерью едет из Академгородка в Новосибирск, в городе они посещают снежный городок, вместе идут в кино, смотрят интересный художественный фильм. Возвращение тоже связано с неформальным общением» дома. Все это прекрасно переключает на художественно-образное отражение мира. позволяет отдохнуть от работы.
Но, чтобы после такого полного впечатлений отдыха вернуться к сосредоточенной умственной работе, требуется время.
В начале учебного гида школьникам, для того чтобы отвлечься от массы впечатлений, поглощающих и рассредоточивающих их внимание, нередко необходимы особенно интенсивные занятия умственной работой, такие занятия со временем приводят их к собранному, уравновешенному состоянию.
Передача умственной работы подсознанию
Многие люди, занимающиеся умственным трудом, страдают из-за того, что умственные действия становятся навязчивыми, не выключаются. Это не однократно отмечалось в литературе, в очередной раз на это обратил внимание, например, Р. Бэндлер (1992).
В подобном состоянии можно смело переключаться на практические виды деятельности, отодвигая от себя умственную работу, пренебрегая ею или «игнорируя» ее. Делать это следует после того, как соответствующая умственная работа «раскручена» надлежащим образом, т. е. все условия решаемых задач прослеживаются в уме легко. В этом случае высокоавтоматизированные умственные действия не исчезают, они обычно вытесняются в подсознание и могут продолжаться там в автоматическом режиме, не мешая практической деятельности.
«Навязчивость» умственных действий (назойливость, утомление от них, невозможность избавиться) обернется своей хорошей стороной, может запустить ход процесса кристаллизации новых представлений в подсознании.
Поэтому, если Вы выучили определенные последовательности Умственных действий, если все в них стало известным и привычным, если они надоели и не приводят к результату, проявите смелость вытеснения произвольной умственной работы в Подсознание: переключитесь на другие дела! Дела не умственного Характера, но - практические.
Свободное самовыражение
Баланс в работе сигнальных систем необходим, но он недостаточен, это предпосылка творчества, но не оно само.
Баланс в работе сигнальных систем находит свое выражение завершается в творчестве, лишь через творчество он (в области отражения данного явления) становится устойчивым.
Наблюдения показывают, что в обычной жизни чаще всего встречаются следующие формы свободного самовыражения, с помощью которых с большей или меньшей эффективностью осуществляется перевод информации из подсознания в сознание:
1. Через устную речь. Человек стремится «выговориться», выразить то, что «у него на душе накипело».
2. Через свободный рисунок, к которому невольно, зачастую обращаются школьники и студенты.
3. Через импульсивные, слабо контролируемые поступки, действия, свободное, спонтанное поведение.
4. Через восприятие разнообразных впечатлений и слов, представляемых средствами массовой информации и узнавание в них своего, значимого. Это можно назвать переводом информации из подсознания в сознание лишь условно, чаще это смутное, фрагментарное угадывание того, что волнует и беспокоит.
5. Через специализированные способы самовыражения, например письменную речь. Этот способ самовыражения является заметно более редким, чем предыдущие, и может быть отнесен к категории профессиональных, таких, как свободное самовыражение через музыку, через скульптуру, через живопись, через изобретение и другое, требующее специальной подготовки.
Все способы свободного самовыражения имеют свои достоинства и недостатки.
Так, устная речь хороша тем, что звучит в общении с собеседником, но она обычно не фиксируется.
Если собеседник явно отличается по стилю мышления или не чувствует интуитивные движения, то неосторожным словом, действием он может самовыражение нарушить.
Самовыражение через устную речь нередко связано с многословием.
Свободный рисунок ближе, чем слово, правому полушарию мозга. Замечено, что при активной работе левого, «логически мыслящего» полушария у школьников часто возникает тяга к рисованию. Рисунок, если он не искажается вмешательством сознания, может выражать то, что «застряло» в подсознании наиболее близким ему языком образа.
Но рисунок с точки зрения интерпретации, смысла и значения обычно многозначен. Даже прямую линию разные люди интерпретируют по-разному: электрический провод, дорога, гипотенуза треугольника, линия, по которой склеен конверт, склон горы, след летящего самолета и т. д. Нередко рисунки остаются не расшифрованными и сознанием недопонятыми.
Свободное поведение легко путается с произволом, объясняется еще меньше. В качестве способа выражения интуитивных движений оно может быть наиболее рискованным, поскольку обычно не включает в себя «репетиции», проверку правильности решений.
Восприятие подсказок, значимых для подсознания из средств массовой информации, это обычно полуперевод, поскольку подсказки часто сцеплены с наносным, поверхностным и ненужным. Интересно свободное самовыражение через письменную речь. Выражение интуитивных движений через письменную речь может объединять художественно-образное и понятийно-логическое в жизни личности.
Записи - это слова, т. е. то, что «устраивает» левое полушарие, в них - смысл, их можно анализировать. Записи отражают при самовыражении интуитивного то, что человек чувствует, актуальное для него, они соответствуют требованию «здесь и теперь».
Свободные записи, начинающиеся с воспоминаний, могут объединять прошлое, настоящее и будущее. Они, если пользоваться терминологией Д. Н. Овсянико-Куликовского (1989, с. 29 - 65), могут отражать действительную интеграцию «двух душ» — «мыслящей души» и «чувствующей души». Не только «моральные чувства» - «скрепы души», но пульсации новых представлений, создаваемых в стиле синтеза знаний, значимых для личности (в этом «заинтересованность» одной сферы психики) и общезначимых (в этом «требование» другой сферы психики), тоже - «скрепы души».
Жизнь идет вперед и содержание интегративных представлений постоянно обновляется.
Это символизируется, например, тем, что биография поэта отражается в его стихах.
Записи в стиле синтеза знаний, значимые для личности, не могут быть только «правильными», «строгими», «аналитичными», «точными», последовательными, потому что все эти требования -требования «логического рассудка», т. е. одной стороны отражения мира.
Работы в стиле синтеза знаний должны отражать текущий момент времени, быть «актуальными» в смысле сегодняшнего дня, отвечать на сильные эмоции и впечатления, передавать душу наблюдаемых картин, событий, действий других людей и своих собственных. Они «должны» включать в себя и дополнительное, характерное для «правого полушария», связанное с «актуальным» или текущим отражением видимого, слышимого и чувствуемого.
Одного рассудочного и одного понимания мало, хотя для качественного отражения чувствуемого оно необходимо в роли дополнения, порождающего третье.
Хорошие стихи включают в себя ритм, рифму, хорошее звучание, отражают актуальное, выражают чувства, отвечают моменту (I), но также точны, последовательны с точки зрения мысли. Они есть «сумма» размышлений или их итог или «квинтэссенция» размышлений (It). Иначе говоря, они, пользуясь выражением Д. Н. Овсянико-Куликовского (1989), отвечают «запросам» или «чаяниям» «обоих душ»: и «мыслящей души» и «чувствующей души» (III).
Когда С. Т. Аксаков (1987) пишет о рыбалке, он тоже объединяет свой опыт с общезначимым, то же делает Дж. Даррел (1998) когда пишет о ловле животных для зоопарка и т. п.
Если взрослый человек развивается, творчество в стиле синтеза, рассматриваемое не только с точки зрения объединения различных соображений в едином представлении, но и синтеза - в смысле объединения сторон внутренней жизни - становится для него жизненно необходимым.
Интеграцию сторон внутренней жизни человека можно сравнить с потоком, причем потоком пульсирующим или с двумя потоками, сливающимися в одно целое. И то, что это поток, но не одно состояние, определяется сменой событий дня. изменением соотношений в мире, развитием всех его частей, взаимодействием этих частей и его развитием на этой основе далее.
Работы в стиле синтеза - основа психологического здоровья, поскольку они «примиряют» стороны души, точнее, объединяют их или дают возможность выразиться им в одном, едином представлении, ощутить гармонию и единство в себе, согласие внутренних сил, сосредоточение на одном хотя бы временно. Затем все в душе опять «разъединяется». Через некоторое время синтез, объединение отыскивается снова.
Разъединение необходимо для двух частей души, они разные и более полно развиваются каждое в своем направлении. Но и объединение тоже необходимо, периодически, регулярно, в лучшем случае, по-видимому, проявляется мера того и другого.
Пример: Н. К. Рерих - художник; его картины прекрасны; их много; в них - одухотворенное видение природы и, следовательно, они - выражение Духовных движений, они же - Духовное обращение художника к зрителю, они стимулируют Духовную жизнь зрителя.
В чем-то, наверное, и Н. К. Рериха не до конца удовлетворяет живопись, если он обращается к слову, пишет литературные произведения. Письменная речь позволяет многое отразить четче и °пределеннее, она же позволяет передавать и образы ^Дожественные.
Чтобы художник жил Духовно, его творчество должно быть Регулярным, вновь и вновь возрождающимся.
Полноценные уединения
Исходя из определения сбалансированных отношений образ ^изни творческой личности должен быть так устроен, чтобы он обеспечивал, наряда с полноценным общением, полноценные уединения (гл. 4). Что это означает на практике?
Половины дня в уединении для настоящей творческой работы чаще всего не достаточно.
Беседы и наблюдения, а также данные литературы позволяют сделать следующий вывод: для того чтобы обеспечить эффективное продвижение в творческой работе, своеобразный «прорыв» в ней, желательнопробыть в уединении трое суток, посвятив ей все силы и внимание.
Первые сутки обычно уходят на освобождение от следов прежних переживаний и впечатлений, даже если человек старается настроиться на работу.
Во второй день появляется возможность сосредоточиться на задачах, вникнуть в них, озаботиться ими.
Следует отметить, что речь идет о глубокой озабоченности интересующими явлениями, о таком интересе, о таком настрое, который затрагивает подсознание. Если это удается, следующая за днем ночь позволяет беспрепятственно идти кристаллизации новых представлений в подсознании.
Для того, чтобы свободно выразить результачы работы подсознания, желательно уделить этому день.
На фоне повседневного общения и обычных разнообразных дел можно делать короткие записи (подобно тому, как об этом пишет Д. Карнеги: заметки на квитанциях, на пачке сигарет, на полях газеты и т. п.) и «коллекционировать» их, но создать целое из таких записей на фоне различных дел и забот трудно или невозможно.
Иногда роль. подобную уединению, выполняет сильная мотивация. Если желание получить результат является сильным или очень сильным, человек может не замечать окружающее, оно для него как бы не существует, в этом случае и на фоне обычной жизни могут создаваться условия, похожие на желательные для творчества, однако это требует большого напряжения, значительных затрат энергии и потому дос гигается редко.
Если уединения на трое суток по тем или иным причинам создавать трудно, их можно практиковать раз в два - три месяца.
Можно припомнить множество примеров, свидетельствующих о том, что для создания новых представлений. роста личности необходимы уединения и часто длительные. Ян Парандовский, изучавший творчество писателей, замечает, что они нередко завидуют монахам.
Уединения необходимы, однако длительные уединения многому в обыденной жизни противоречат.
В идеале противоречие между потребностями творчества и интересами обычной жизни должно быть разрешено, преодолено. Трое суток уединения в неделю - один из вариантов разрешения указанного противоречия. С точки зрения обычной жизни и ее интересов этот вариант поведения достижим: если иметь в виду работу преподавателя, большинство дел, за исключением мелких и таких, которые могут выполняться на фоне уединения и погружения в ингенсивную творческую работу, может быть выполнено за четыре дня недели. Следующие за этим три дня уединения -вариант поведения для творчества близкий к идеальному!
Важно определить идеальный вариант образа жизни, обеспечивающего наилучшие условия для творчества, двигаться к его достижению можно сообразуясь с имеющимися возможностями.
Следует отметить, что на начальных стадиях развития творчества условия, близкие к идеальным для него. создаются крайне редко. В доказательство этого можно привести данные опроса учащихся ФМШ.
Учащимся предлагалось, имея в виду всю прожитую жизнь, указать самое большее время, которое им пришлось находиться в Уединении.
Распределение ответов 52 учащихся приведено в табл. 15.
Данные таблицы показывают, что с условиями длительного Уединения (трое суток и больше) по приближенной оценке Сталкивается около 2 % учащихся. Похожие результаты получаются и при опросе взрослых.
Уединение - не цель, но средство создания новых представлений. Иногда, по-видимому, похожие результаты можно Получить и с помощью более простых средств.
Таблица is Максимальное время, проведенное в уединении
№ п/п
| Обозначение периода времени
| Число учащихся
|
| Только сон
|
|
| Длительный сон
|
|
| Сон и 2-3 часа
|
|
| Сон и 3-4 часа
|
|
| Днем в течение 5-6 часов
|
|
| Днем в течение 8 часов
|
|
| Днем в течение 10-12 часов
|
|
| Ночью 13 часов
|
|
| Целыми днями
|
|
| В течение 15 часов
|
|
| Сутки
|
|
| В течение 1,5 суток
|
|
| В течение двух суток
|
|
| В течение пяти суток
|
|
М. Зденек (1997, с. 112) цитирует слова Р. Брэдбери о том, что рано утром он любит находиться в состоянии полудремы. В этом состоянии у него рождаются прекрасные метафоры, и, если хватает сил, он вскакивает с кровати и записывает их. Подобное поведение воспроизводят многие люди, занимающиеся научным или художественным творчеством.
Если преобразовать это наблюдение с рекомендацию, с учетом обычной занятости людей, можно предложить следующее.
Если Вы обычно встаете в 7 утра, попробуйте ввести в режим дня следующее изменение.
Поставьте будильник на 6. 30. Когда он зазвенит, переведите его на 7, чтобы можно было находиться в расслабленном состоянии (не проспать запланированный подъем и не заботиться о времени). Лучше, если бумага и ручка или карандаш будут под рукой, например на столике. В просоночном состоянии фиксируйте все, что приходит в голову.
фиксировать - это не значит подробно записывать, можно печатать слова, ставить значки, делать рисунки, отображая на бумаге появляющиеся образы и мысли.
С 7 часов можно дейсгвовать по обычному распорядку. В любое удобное время желательно уделить внимание тем образам и соображениям, которые пришли в голову в просоночном состоянии, стараясь развернуть их, уловить, с чем дополнительным они связаны.
Это простое дейсгвие, в особенности дополненное другими, сформированными в соответствии с психологией творчества, со временем может кардинально изменить Вашу жизнь и работу в лучшую сторону!
Глава 6. Психологические черты творческой личности
Тема данной главы весьма обширна. Поэтому в ней уделяется внимание прежде всего тем чертам личности, которые прямо следуют из повторения процесса творчества, т. е. могут быть логически выведены из него.
Верность самому себе
Одна из психологических проблем, с которой сталкивается человек, - оставаться самим собой обновляясь.
Если человек приучается к новым делам, привыкает к новым сферам жизни, он может как бы «забывать о себе». В пределе может стать очень деловым, таким от которого «веет» делами, отчуждением и холодом.
Одна из психологических проблем, которая в этой связи возникает, или печаль или тоска или вопрос на периферии сознания:
как быть самим собой, оставаться самим собой на фоне многолетних новых дел, новых сфер деятельности, жизни?
Иногда даже возникает внутренний вопрос: может быть смириться с отчуждением от себя? Ничего с этим не поделаешь?
При этом затрагиваются базовые ценности жизни: зачем тогда нужны все твои дела и твои достижения в них, если они принадлежат не тебе, если ты - это уже не ты.
Ответ на этот вопрос дает все то же Вдохновение.
Оно всегда начинается с воспоминаний, часто очень отдаленных, это отмечал, например, Р. П. Уоррен, говоря о том, что трудно объяснить, почему вспомнилось то, а не другое перед рождением стиха.
Погружение в себя перед получением творческих решений состояние транса всегда связано с воспоминаниями, это означает что Вдохновение каждый раз включает в себя и интеграцию с прошлым опытом, интеграцию с самим собой из прошлого начинающуюся с воспоминаний и ощущений. Ощущения казались давно забытыми, они смутны, но, когда они вспоминаются, связываются с нынешним опытом, нынешними состояниями.
К общему положению о том, что Вдохновение есть проявление интеграции внутренних сил (и сосредоточения всего себя на одном) сказанное почти ничего не добавляет, здесь лишь показывается связь интеграции с желанием быть самим собой, изменяясь, живя в новых условиях оставаться самим собой и становиться новым.
Интеграция души - это не то, что само собой дается, она не настолько проста, что не требует усилий и «работы». Можно сказать, что интеграция требует повседневной, постоянной работы, соотнесения нового со старым, если не повседневной, то регулярной. В психосинтезе (Ассаджоли Р., 1994 и др.) для этого разработаны специальные упражнения. Они понятны, продуманы, обоснованы, но несколько искусственны. Неясен момент, когда надо «объединять» прошлое с настоящим на основе произвольных усилий и сколько часов в день человек должен тратить на это. Может быть стоит уделить внимание упражнениям психосинтеза, если дошел до кризиса? Неясно.
Вдохновение, открывая новое, «работая» на сегодняшний день и на будущее, каждый раз выполняет работу интеграции представлений, кроме создания новых решений оно выполняет и эту работу, если начинается с далеких воспоминаний прошлого, пусть мимолетных. Оно всегда выполняет работу интеграции тебя - нового с тобой - прежним, в том числе с основными ценностями жизни. важными сторонами жизни. Оно само определяет момент, в который это объединение или новое обращение к прошлому необходимо.
Поэтому в творчестве автоматически решаются проблемы так называемой «самоидентификации».
Избавление от психологических травм
Перевод информации из подсознания в сознание позволяет достать из подсознания любую «занозу». М. М. Пришвин сравнивает творчество со смолой, наплывающей на раны деревьев: так и у человека, где была душевная рана — вырастает мысль.
Поскольку «занозы», «царапины», душевные травмы возникают достаточно часто, эта сторона творчества оказывается весьма существенной.
В связи с проблемами лечения пациентов К. Г. Юнг (1997, с. 15) ввел понятие трансцендентальной функции, которая «возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания». Статья на эту тему была подготовлена им в 1916 г. и основывалась на консультативной практике. Характеризуя конструктивное толкозание сновидений, К. Г. Юнг говорил о том, что, пользуясь современной терминологией, можно назвать «переводом информации из подсознания в сознание».
Рекомендации развития трансцендентальной функции расслабленность... сосредоточенность... лучше ночью... критическое мышление следует отключить... уловить зрительные образы, которые могут всплыть в голове... услышать «внутренний голос»... или понять себя через движения... (Юнг К. Г., 1997, с. 30 - 32), - не отличаются от того, что называют использованием резервов подсознания, направленным на решение задач, на постижение истины (КехоД., 2000. Миколко М., 2001 и др.).
Овладение способностями творческого самовыражения означает овладение процессом психотерапии по отношению к самому себе и, наоборот, овладение процессами психологического лечения себя — путь развития способностей творчества.
Это можно объяснить и со следующих позиций: в связи с Переводом информации из подсознания говорилось о соединении Противоположностей, о спонтанности возникновения образов, звуков, ощущений, переживаний и об умении улавливать их смысл. Это подробно обсуждалось в начале гл. 5 в связи с структуры бензола Ф. А. Кекуле («змея, кусающая себя за хвост»). Если вспомнить классический психоаналитический сеанс (свободная речевая продукция пациента и расшифровывание ее значения психоаналитиком), то можно сказать, что в момент перевода информации из подсознания в сознание человек соединяет в себе и пациента и психоаналитика. Поэтому развитие способностей творчества - это и овладение способностью в психологическом плане лечить себя.
Творчество — это и источникспокойствия.
Если взять Радость, которую дарит Вдохновение, и убавить на полтона, получится умиротворение, внутреннее удовлетворение спокойствие и еще что-то в этом роде.
Многие люди нервничают, общество находится в переходном состоянии, дел много, дела «дергают», их трудно привести в порядок, люди бывают честолюбивыми, заносчивыми, мстительными, злопамятными, доброжелательными, хорошими и плохими - и все это в жизни перемешано. В этих условиях трудно быть уравновешенным и спокойным. Даже одно состояние «транзитивного» общества может любого вывести из равновесия.
Если в сложной ситуации есть внутренний источник радости, счастья, гармонии, отпадения проблем, даже пульсирующий иногда, есть источник, который периодически излучает подобные чувства и переживания, это уже «кое что».
Сильные эмоции после Вдохновения, сталкиваясь с нервной, суетливой жизнью угашаются в ней, но тем не менее производят свое действие.
Восторг быстро проходит после прозрений; состояние внутренней гармонии сохраняется дольше, оно проявляется, в частности, в спокойствии.
Вдохновение может проявляться на сенсорно-эмоциональном уровне, например в восприятии природы.
Яр реки, вода, медленно плавающая по кругу пена, небо, облака, мостик... и все это может объединяться в восприятии в одно целое, наподобие того, как это бывает в художественном произведении.
Нарисовать такое может художник, но видеть - и ребенок. Подобные состояния, по-видимому, доступны и детям. Если это так, то дети, периодически переживающие соответствующие состояния, будущие творческие личности должны дарить окружающим состояние спокойствия. Возможно, это признак, по которому можно распознавать творческие способности в раннем возрасте?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|