Сделай Сам Свою Работу на 5

Основная линия творчества, пробы творчества в смежных областях деятельности.





Равновесие является процессом уравновешивания

Ряд сбалансированных отношений, которые должны быть (в идеале) приведены к балансу, к некоторой золотой середине можно продолжить. Так, соотношение самооценки и оценки дополняется ^едующим:ожидание доброжелательного или недоброжелательного отношения к творчеству со стороны окружающих.

Противодействие среды, необходимость борьбы с ней на всех этапах творчества подчеркивают Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин (1994).

Непонимание нового, так же как и непонимание состояний '^орчества, вполне возможно. Однако справедливости ради можно заметить, что окружающая среда часто и помогает творчеству. Черезмерная боязнь критики творческое поведение тормозит.

А. М. Левидов в связи с обсуждением художественного творчества большую часть книги «Автор - образ - читатель» (1983 с. 147 - 180) посвящает обсуждению следующего соотношения:

Автор должен «давать себя» в произведении и «не давать себя», как бы скрыться, спрятаться за ним.

На основе многочисленных примеров он показывает, что в хорошем произведении достигается диалектическое единство того и другого.



Описаниерезультатов синтеза в отношениях, значимых для творчества, предполагает активизациюпроцесса синтеза противоположностей в отношениях.

Поскольку человек формирует многие отношения к различным сторонам жизни, баланс противоположностей в одном может вести к нарушению баланса в другом. Так, если многие отношения творческой личности сбалансированы, может возникать противоречие результатов труда и недостатка их внедрения, и т. д.

Прав В. Г. Леонтьев (1992, с. 76):«Равновесие представляет собой динамический процесс уравновешивания». . «При существующих устойчивых образованиях свойств, параметров личности в одних системах всегда будут существовать и неустойчивость, неуравновешенность в других системах».

Кроме того, следует отметить, что отношения личности из категории «общечеловеческих», универсальных, если они сбалансированы, тоже создают благоприятный фон развития творческих способностей. Например:умение чувствовать время, но при этом быть свободным от излишнего самоконтроля;



умение понимать собеседника и видеть его; умение учитывать стиль собеседника, как бы подстраиваться под него и при этом в общении с ним - оставаться самим собой; отношение к себе кик к обыкновенному человеку и к «творческой личности»;

Самореализация в работе и стремление к высокой оплате труда.

Вследствие перевода информации из подсознания в сознание человек легко вспоминает те переживания, которые были скрыты в чувственной сфере. На словесно-логическом уровне они могут быть отражены в виде определенной точки зрения или позиции подсознания. Возникает столкновение противоположных позиций — подсознательной и сознательной, которое ставит задачу их «примирения».

Координация сторон отражения мира, хорошо развитая в связи с балансом сигнальных систем, постепенно создает (в правом полушарии, под влиянием левого) ощущение варианта отношения, который может устроить обе стороны.

В результате напряжения между противоположностями, возникает выход за их пределы, человек поднимается до третьей точки зрения, стоящей над крайностями (Юнг К., 1997, с. 38).

Систематическое восхождение в развитии отношений личности оказывается функцией:

• работы сигнальных систем близкой к балансу;

" координации двух сторон отражения интересующего явления путем произвольного сопоставления противоположных позиций, а также их сопоставления в автоматическом режиме;

• следующего за этим выражения в сознании интегративного целого нового отношения, являющегося результатом координации противоположностей.

Поскольку все эти функции являются базовыми сторонами творчества, можно сказать, что развитие отношений личности к более высоким вариантам - косвенный результат творческого поведения.



Творчество, преодолевая дихотомии и односторонности в отношениях личности, поднимает мышление от диадного к триадному.

Трудности синтеза в отношениях

Рассмотрим примеры, когда синтез противоположностей в отношениях не достигается.

Человек и роль. В этой связи также интересна одна из записей • М. Пришвина.

Ошибка

П. был с дочерью, окончившей университет по географии. Болтая о том о сем, я им рассказал, что у меня был вчера ученый и он очень интересно говорил мне о новых звездах, десятками возникающих на небе: эти звезды будто бы являются последствием взрывов какого-нибудь небесного тела, и, значит, можно предположить, что вселенные таким образом движутся вперед.

- Понимаю, - ответил П., - получается что-то вроде автомобиля: поршень подходит к верхней мертвой точке, к свече, происходит взрыв, и толчок в машине, а на небе звезда.

Мы много фантазировали, пока нас не позвали к чаю, и, когда сели за чай, П. спросил:

- А какой же ученый сказал вам о такой интересной вещи?

- Профессор Н., - сказал я.

- Александр Александрович? - спросила дочь.

И когда я сказал, что мой ученый есть действительно хорошо знакомый им Н., они оба - и отец и дочь, улыбаясь, спустились с небес на землю.

- Так ведь он же хороший ученый?

- Конечно, хороший.

- Любимый и талантливый профессор?

- Конечно, конечно!

Такую ошибку я сделал, что назвал имя профессора. Оставайся он таинственным звездочетом, мы бы и за чаем продолжали строить автомобиль из вселенной, но раз Н. ... какие тут небеса! (Пришвин М. М., 1985, с. 463).

С чем связаны трудности синтеза представления о «просто человеке» и о роли астрофизика?

Если доступны чувственные образы, связи впечатлений, отражаемые на уровне чувств, то они пересиливают логико-смысловые связи, отодвигая их от себя. Понятия «блекнут» и улетучиваются...

Если в состоянии человека имеется «первый» акцент, отношения «первого» типа удерживаются еще и системными связями между собою.

Простейший пример звучит в шуточных словах: «А Саша Пушкин тем и знаменит, что здесь он вспомнил чудное мгновенье».

Слова из песенки включают одновременно: сведение сложного явления - поэт, человек творческий. Духовный - к упрощенному «тем и знаменит», неформальное, запанибрата обращение «Саша», преувеличенное значение конкретного, будто главное - вспомнить что-то, при этом подразумевается большое значение «чувс1венно воспринимаемой системы координат»: «здесь»...

В шуточной форме приведенные слова показывают несколько граней односторонности, которые в подобном поведении проявляются одновременно.

В отношениях «человека и роли» возможна и противоположная крайность.

Преподаватель рассказывает: «У меня есть знакомый, с которым мы вместе ездим на дачу. Он работает в научно-исследовательском институте, очень интеллектуален, умен. Мы с ним давным-давно знакомы. Не раз я разговаривал с ним по-приятельски, открыто. Он всегда смотрит на меня официально и я в порыве невольных откровений поеживаюсь от его критического, делового, анализирующего взгляда. Наверное, он не бывает открытым ни с кем и никогда. Не понятно, неужели в таком же стиле он общается со всеми окружающими, всегда? И даже дома?!»

На основании приведенных примеров можно высказать следующее предположение: интеграция сторон .отношений связана с соотношением силы рефлексов в нервной системе.

В психофизиологических исследованиях показано, что есть люди, хорошо переводящие рефлексы из первой сигнальной системы во вторую (от наблюдений к обсуждению, к обобщениям, 1 '——^11), и есть люди, хорошо переводящие рефлексы, из второй сигнальной системы в первую (приложение знаний к практике, от слов - к делу,II ———> I).

Существует показатель силы рефлексов в первой сигнальной системе, устроенных по типу «один образ связан с другим образом» (I -1), существует показатель силы рефлексов во второй сигнальной ^стеме, устроенных по типу «одна мысль связана с другой мыслью» (связь словесных выражений мысли при этом подразумевается,II - II).

Если сила связи 1 - 1 намного больше, чем II- II, конкретно-^туационные представления «перебивают» смысловые связи, последние вытесняются, следовательно, координация двух сторон отношения будет останавливаться (или резко замедляться). Если разница сил рефлексов велика, будут побеждать одни или другие.

Координация сторон отношения и движение к синтезу идут хорошо, если в нервной системе рефлексы типов 1 -1 и II - II, а также рефлексы1 ———^II иII ———^1 по силе сопоставимы между собою. Иначе говоря, все типы связей в отношениях сигнальных систем и внутри сигнальных систем достаточно развиты. Это, в свою очередь, выводит назначение разностороннего образа жизни, позволяющего хорошо развивать и образно-чувственное и понятийно-логическое мышление, обе сигнальные системы, и их взаимодействие.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.