Общение с очень умным приятелем
Он твой приятель, но и сотрудник по работе. Все время высказывает какие-нибудь умные мысли. С ним лености ума не будет! Вовлекает тебя в разговор, если что скажешь не так -спорит. От него не так просто «отвертеться». Если завел разговор, то часа на два, не меньше
Занятия кулинарией
Почистить картошку, сварить суп, кашу, сделать салат, заварить хороший чай, вытереть стол, все приготовить к трапезе... Или другое подобное приготовление пищи длительностью около часа. И конечно, хорошая трапеза...
Популярная лекция в большой аудитории
Лектор говорит интересно. Тебе хочется что-то сказать ему. Но в аудитории слишком много народа, приходится сдерживать себя. Ты ведешь внутренние диалоги, пишешь слова с восклицательными знаками, волнуешься. От нетерпения что-то бормочешь соседу... Лекция - два академических часа
Грезы в просоночном состоянии
Образы... воспоминания... резкие переключения от одного к другому... слабые ощущения, в которых не разобраться... что-то эмоциональное... боли... травмы... полузабытье... пробуждение...
ничегонеделание... В течение двух часов
Общение с научным руководителем и членами кафедры
Обсуждение перспектив научной работы. Выслушивание замечаний и советов. Дискуссия. Общение с коллегами по кафедре. Обсуждение планов работ. Обмен сведениями о новой литературе. Длительность - два часа
Баня
Пройтись до бани, купить веничек...
В бане обязательно раза два попариться. Никуда не спешить. Отдыхать в прохладном помещении... Все это с приходом домой и отдыхом после бани занимает до половины дня
Чтение книги сложного содержания
Дома читаешь книгу по своей специальности. Новую, достаточно сложную. С первого раза понимаешь не все. Некоторые слова непривычны. Стараешься соотнести читаемое с другими книгами. Делаешь выписки и замечания. Длительность - три часа
Тренировка
Переоделся в спортивную форму. Сделал разминку. Под руководством тренера -основные упражнение. Общение с приятелями. Тренировку заканчивать не хочется. Выполнил еще некоторые упражнения. Душ. Переоделся, собрал вещи и - домой. На все ушло четыре часа
Решение трудных задач
Перебираешь в уме условия задач. Думаешь о способах решения. Что-то частично решается, что-то совсем не решается. Кажется, соображаешь не очень. Вспоминаешь теорию. Одну задачу решил, но впереди еще несколько. Ты должен получить решение! От этого зависит оценка. Решаешь почти все, потратив четыре часа!
Дискотека
Собираешься на дискотеку. Дискотека с 10 вечера. Друзья. Толпа. Веселая музыка. Танцы. Знакомства. Бар.
Веселье за полночь. Где-то около 2-х или 3-х -разбредаются по домам. Вечер и часть ночи
Семинар
Выступает докладчик. Сплошная, не во всем привычная терминология. Дискуссия. Стараешься высказать свое мнение. Тебя выслушивают, но начинают спорить с тобой. Заводишься. Отстаиваешь свою точку зрения. Берут слово другие и говорят о другом аспекте проблемы. После семинара мысли продолжаются. Длительность семинара - около трех часов
Вечер в театре
Входишь в красивое здание театра. Уже в раздевалке привлекают внимание красиво одетые люди. Ходишь по коридорам... На стенах - картины. Отыскиваешь свое место в красивом зале... Спектакль! Музыка! Актеры! Есть время вчувствоваться в происходящее, поразмышлять о своей жизни. Масса впечатлений!
Весь вечер посвящен театру, и это так хорошо!
Занятия в научно-технической библиотеке
Просмотр каталогов. Заказ книг. Просмотр и чтение большого количества журналов - до 10 и более. Чтение книг. Выписки. Идеи. Цитаты. Попытки все обдумать и привести в систему. Большая часть дня
День работы на даче
Идешь на дачу. Подходишь к участку. Все заросло. Сорняки... Малина... Полив... Шланг... Лопата... Солнце... Ветер... Копаешь грядки, загораешь. Все не успеваешь сделать! Солнце клонится к вечеру. Пора собираться домой, идешь с дачи, чувствуя усталость. С утра до позднего вечера!
Самостоятельные интеллектуальные занятия в течение дня
Попытки получить новые результаты, оформить статью, привести ранее полученные результаты в единую систему. Редактирование текста. Проверка результатов, их теоретическое осмысление
Десятидневный поход
Уехать на поезде в горы в компании друзей. Подняться на базовый лагерь. Отдохнуть, приготовить снаряжение, дождаться погоды. Совершить восхождение. Всегда - приключения. Вернуться в базовый лагерь, восстановиться.
Спуститься с гор. Уехать домой.
Усиленные занятия в семестре
Стараешься посещать все лекции и занятия, выполнять все задания.
Каждый день - в читальном зале до вечера и все не успеваешь сделать! В голове -нагромождение идей. Не весь материал понятен на лекциях и на семинарах. Хочется хорошо учиться. Хочется успеть все_____ _____
Отпуск в деревне
Лето. Жара! Работа на огороде. Купание. Прогулки в окрестностях села. Рыбалка. Собаки. Коровы. Пчелы. Сбор дикорастущих трав и ягод. Полив огорода. Прополка. Хозяйственные работы.
Обильное питание! Праздность! И так - целый месяц!
Сессия
Зачеты — до Нового года, так что и не до праздников. Сдал - тут же готовишься к экзамену. Очень много материала. Еле-еле прошел все билеты. Сдал! Тут же - ко второму экзамену... Ни дня, ни ночи, сплошные занятия. Времени мало... Уф! Сдал! Шесть зачетов и четыре (!) экзамена!
Распределение полученных данных приведено в табл. 11. Обращают на себя внимание высокие значения баллов нагрузки от «общения с умным приятелем». Из этого следует, что учащиеся ФМШ могут получать большую нагрузку умственной работы во время повседневного общения в общежитии. Тот же вывод может быть отнесен и к студентам университета.
Если в общении проявляются соревновательные мотивы (спор, интеллектуальное соперничество), нагрузка, по-видимому, может Увеличиваться еще больше.
Оценка нагрузок умственной работы
ТаблицаЦ
Обозначение нагрузки
| Предполагавшаяся оценка нагрузки в баллах
| Средние оценки 64 учащихся ФМШ
| Средние оценки 24 обучающихся вИППК
| Общение с умным' приятелем
|
|
|
| Популярная лекция
|
|
|
| Беседа с научным руководителем
|
|
|
| Чтение сложной книги
|
|
| 7,5
| Решение трудных задач
|
|
|
| Семинар
|
|
|
| День в научно-технической библиотеке
|
|
|
| Самостоятельная работа, день
|
|
|
| Занятия в течение семестра
|
|
|
| Сессия
|
|
|
|
По занятиям, связанным с отдыхом от умственной работы, распределение данных оказалось следующим (табл. 12).
Неожиданно высокими и в той и другой группе опрашиваемых оказались баллы, в которых оценивалась прогулка (в течение полутора часов). В плане отдыха и восстановления после умственной работы она оценена выше, чем день работы на даче! Этот результат кажется парадоксальным: работа на даче зачастую сопряжена с прогулками не менее длительными. Эффективность отдыха на даче, по-видимому, снижается при наличии обязательной работы, которая требует и физического и психологического напряжения.
Таблица 12
Оценка видов отдыха от умственной работы
Обозначение отдыха
| Предполага вшаяся оценка в баллах
| Средние оценки 64 учащихся ФМШ
| Средние оценки 24 обучающихся вИППК
| Прогулка
|
|
|
| Занятия кулинарией
|
|
| 5,5
| Просоночное состояние
|
|
|
| Баня
|
|
|
| Тренировка
|
|
|
| Дискотека
|
|
|
| Театр
|
| 5,5
|
| Работа на даче
|
|
| 5,7
| Десятидневный поход
|
|
|
| Отпуск в деревне
|
|
|
|
Прогулка занимает меньше времени, чем другие виды деятельности, выделенные в опросе, при этом для учащихся ФМШ она на первом месте, для обучающихся в ИППК - на втором!
Разброс индивидуальных данных оценок и по нагрузке умственной работы и по отдыху от нее значителен (табл. 13, 14).
Если посчитать суммарные средние оценки по всем данным и сопоставить их между собою, получается картина, представленная на рис. 27.
Таблица 1) Разнообразие оценок: нагрузки умственной работы
Обозначение нагрузки
| Диапазон вариации оценок 64 учащихся ФМШ
| Диапазон вариации оценок 24 слуш. ИППК
| Общение с умным приятелем
| 0-10
| 4-10
| Популярная лекция
| 0-10
| 2-8
| Беседа с научным рук.
| 2-10
| 3-9
| Чтение сложной книги
| 1-10
| 4-10
| Решение трудных задач
| 3-10
| 5-10
| Семинар
| 1-10
| 2-8
| День в науч.-техн. библ.
| 2-10
| 6-10
| Самостоят, работа, день
| 0-10
| 4-10
| Занятия в течение семестра
| 50-100
| 50-100
| Сессия
| 67-100
| 50-100
|
Таблица 14 Разнообразие оценок: виды отдыха от умственной работы
Обозначение отдыха
| Диапазон вариации оценок 64 уч-ся ФМШ
| Диапазон вариации оценок 24 слуш. ИППК
| Прогулка
| 2-10
| 5-10
| Занятия кулинарией
| 0-10
| 1-9
| Просоночное состояние
| 0-10
| 0-8
| Баня
| 0-10
| 0-10
| Тренировка
| 0-10
| 0-10
| Дискотека
| 0-10
| 0-10
| Театр
| 0-10
| 4-10
| Работа на даче
| 0-10
| 0-10
| Десятидневный поход
| 80-100
| 80-100
| Отпуск в деревне
| 6- 100
| 2-100
|
Рис. 27. Соотношение нагрузок умственной работы и видов отдыха от нее
Занимаясь умственной работой, пользуясь приведенными Данными, легко оценить «порядок величины» требующегося отдыха. При этом могут учитываться и личные предпочтения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|