Отношение к объекту познания и к самонаблюдению
Предположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания.
Поскольку известно, что большинство людей отмечают у себя тенденции к экстраверсии или интроверсии (хотя бы выраженные слабо), то следующая задача освоения творчества: дозировать внимание - внешнему, объекту исследования, изучения, познания, на который направлено творчество, и внимание - самому себе, своим
внутренним состояниям, самонаблюдение. Следующая группа совершенствуемых отношений представлена на рис. 19.
I. Иногда говорят, что больше всего надо думать о результате творчества, об объекте познания, а не о себе. «Чем сильнее захвачен объектом, чем больше забываешь о себе, тем скорее получишь
результат».
Однако, если думать только об объекте, отвлекаясь от своих состояний, от самонаблюдения, создание условий творчества, приводящих к результату, может выпасть из внимания, в итоге новые результаты будут получаться вследствие совпадения тех условий, которые не контролируются и возникают в значительной степени случайно.
II. Другой вариант - интерес к процессу творчества, попытки разобраться в состояниях творчества, с тем чтобы лучше ими управлять, интерес к трансформациям состояний у себя, самонаблюдение, самоанализ.
Рис. 19. Варианты отношений к объекту познания, субъективным состояниям, связанным с творчеством
Однако соотношение интереса к объекту познания и самонаблюдения можно иллюстрировать с помощью рис. 20.
Если гипертрофировать самонаблюдение, фиксировать внимание на процессе творчества, то можно попасть в замкнутый
' 81
Объею]
Рис. 20. Внимание объекту познания и самонаблюдению
круг наблюдения субъективно-психологических состояний, не связанных с внешней реальностью
III. Объединение противоположных подходов достигается, например, так' сначала преобладает интерес к объекту познания, затем, когда результат
достигается, человек анализирует свои состояния, приведшие к результату. Знание этих состояний позволяег создать более благоприятные условия для творчества, следовательно, способствует получению новых результатов.
Новые результаты способствуют изучению процесса творчества у себя, шлифовке творческого поведения и т. д.
Общение и уединение
Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения самоанализ, самонаблюдение невозможны. Да и само выражение результатов творчества требует времени, взаимодействие с другими при этом обычно не предполагается.
Поэтому следующая группа «выясняемых» отношений - баланс общения и уединении (рис. 21).
I. Человек - член общества, и без окружающих людей он не выжил бы. Человек приспосабливается к природе и выдерживает конкурентную борьбу с остальной частью природы, принадлежа к массе людей, к обществу. Он работает для себя и для других людей.
Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы. Говорят о «живительных связях с людьми».
Общение помогает чувствовать историческое время, проблемы, волнующие людей.
Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения в собственный внутренний мир.
II. Известно, что гипостимуляция, например, в условиях Крайнего Севера резко активизирует воображение, делает почти всех людей похожими на творческих. Человек как бы вынужден жить за счет внутренних источников информации, а не за счет внешних. Подобное влияние оказывает на человека длительное уединение. Времени для того, чтобы привести в порядок имеющиеся представления, предостаточно.
Рис. 21. Варианты отношения к общению и у единению
Однако в чрезмерном уединении - обеднение внутренней жизни, обеднение мотивов деятельности, скука, однообразие.
III. Важно не только восприятие информации, что осуществляется, в частности, в общении, важна и качественная переработка воспринятого, а также выражение результатов этой переработки, что предполагает уединение. Таким образом, одно Дополняет другое.
Пример объединения противоположностей: А. С. Пушкин волей обстоятельств был задержан в Болдино, при этом влюблен, жаждал встречи, к тому же общение с друзьями накануне было достаточно активным, отсюда - ожидание встреч. На какое время задержат - было неизвестно. Это породило феномен Болдинской осени (к тому же еще и осень!) - самый творчески продуктивный период его жизни или один из самых творчески продуктивных.
Оценка и самооценка
Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого.
Здесь тоже возможны варианты, в общем смысле подобные отмеченным ранее.
I. Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: «ребенок».
Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческой личности.
После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими.
Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева (1997, с. 90), заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них.
Отвергая эту позицию, можно вспомнить детские стихи:
- Где ты была, киска?
- У королевы, у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
Восприятие некоторых людей так устроено, что даже на приеме у королевы они могут заметить «мышку на ковре», т. е. несущественные детали, - главное в королевской жизни пройдет мимо них. Подобным образом они могут воспринимать любой творческий результат. Поэтому оценки со стороны окружающих важнь! не всегда.
II. Протест против значения оценок окружающих звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Поэту».
Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты парь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуй плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай точпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
III. Слова А. С. Пушкина: «Ты сам свой высший суд ...» -отражают обиду на оценку, обращение к самооценке (слово «суд» от слова судить, рассуждать), но по каким критериям судить о себе, себя оценивать?
Вряд ли человек может быть удовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих.
В прямую зависимость от отзыва самооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: кто сказал, что сказал и почему - все равно будешь зависеть от отзыва.
В то же время самооценка включена в структуру воли {Щербаков Е. П., 1990, с. 76).
Рис. 22. Варианты отношений к оценке со стороны окружающих и к самооценке
Р. М. Грановская (1997, с. 466) отмечает: «По мере формирования и укрепления самооценки возрастают способности к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции».
Как же объединить независимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно ли это?
Один из вариантов - оценивать свой труд по достижениям специалистов в твоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения по достижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится с учетом внешней реальности.
Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.
Отношение к достигнутому
Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов. В этом тоже возможны варианты (рис. 23).
Рис. 23. Варианты отношений к достигнутому в творчестве
I. Крайняя позиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая от себя всякую критику. Действительно, всякие там критики, «проницательные читатели» -весьма скучные люди и слушать их не стоит!
II. Все, что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можно переделать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них. Не хотелось бы, чтобы критиковали. Лучше работать над собой, для себя и с самим собой, совершенствуясь...
Художественная иллюстрация крайнего поведения в этом плане дана в рассказе О. Бальзака «Неведомый шедевр». Художник, мастер своего дела, так долго переделывал свою замечательную картину, что от нее ничего не осталось.
III. Работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они «сталкиваются» с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.
Любой автор прекрасно знает: стоит провести семинар по той теме, о которой он пишет, и его представления несколько изменятся, уточнятся. Своей работой он не до конца удовлетворен, понимает, что что-то можно сделать лучше. Но тем не менее считает необходимым зафиксировать промежуточный результат. Подобным образом могут относиться к своей работе актер, музыкант, живописец, архитектор, организатор, рабочий и др.
Человек способен радоваться достигнутому, это поддерживает его усилия, при этом он способен двигаться и дальше.
Г. С. Альтшуллер (1973 и др.), автор теории решения изобретательских задач, считал, что обязательное наличие в деятельности промежуточных результатов - одна из черт творческой личности.
Если иметь в виду изложение новых представлений в тексте как особенный вид творчества (подразумевается соотношение общего и особенного), можно отметить, например, и такой баланс: полнота выражения мысли (чувств) или лаконичность, краткость. Впрочем, нечто подобное может проявляться в устной речи и в любой деятельности.
Отношение к изложению представлений:
Полнота или краткость
I. «Главное - надежность передачи мысли». Поэтому можно повторять одно и то же, расцвечивать изложение, варьировать его. Важнее всего ничего не потерять, все донести до слушателя (читателя), полностью выразить себя, высказаться.
Подобная позиция имеет хорошие стороны, но она связана с многословием... иногда - с «разжевыванием» того, что уже давно понято.
II. Суть того, что хочешь сказать, следует выражать лаконично. «Краткость - сестра таланта». Не стоит «растекаться мыслию по древу». «Много говорит тот, кто ничего не знает». По любой теме можно говорить бесконечно. Говорите коротко.
III. В предельном проявлении второго отношения тоже есть недостатки. Например, преподаватель рассказывает:
((Одной знакомой математичке я пытался высказать то, что в определенный момент чувствовал и понимал, щедро и самоотверженно делясь с нею настоящим Вдохновением...
Она послушала меня немного и изрекла: "Если у тебя есть
Лонтан - заткни его, дай отдохнуть и фонтану", т.е. повторила известное выражение Козьмы Пруткова. Она считала, что краткость, пожалуй, не сестра таланта, но сам талант и что мысль можно выразить в двух словах, если не в одном».
Рис. 24. Варианты отношения к полноте или краткости изложения представлений
В этой связи вспоминаются слова академика В. А. Коптюга:
«Математики иногда говорят так коротко, что смысл сказанного доходит через год».
Не у каждого хватит терпения, времени, постоянства размышлений разбираться в том, что было сказано год назад. Следовательно, большая часть предельно лаконичных высказываний останется не понятой. Чрезмерно лаконичные высказывания передают информацию не надежно.
В обычном общении человек часто стремится передать другим не только мысли, но и представления, чувства, переживания. В этих случаях не обойтись без подробных описаний, иногда даже внушений.
Многие это чувствуют и понимают.
Экономист Н. о подготовке методического пособия:
«Старались собрать выжимки из выжимок...». Каково же было Удивление авторов, когда читатели к их труду интереса не проявили! Изложение было настолько пережатым, что ценные мысли попросту не воспринимались.
Следовательно краткость - это хорошо, но все хорошо в меру.
Если излагаются представления в стилесинтеза, ncg существенные стороны того, о чем идет речь, должны быть обозначены, кроме того, уделено внимание и целому. Сжатие изложения дальше этого предела связано с потерями информации.
Образцы полных и кратких описаний и их интерпретаций представляют записи М. М. Пришвина (1985). Полно и в то же время кратко выражать свои мысли - искусство.
Широта применения творческих подходов
I. Если человек добирается до состояний Вдохновения, Озарения, решает сложные профессиональные задачи, ему начинает казаться, что и в обычной жизни любая задача по плечу. Возникает желание решать творческие задачи во всем, чего бы он ни коснулся.
Отчасти это верно, кое-что удается, но не стоит забывать, что переключение на новую деятельность часто означает: все начинать с нуля. Излишняя разбросанность в творчестве может ослабить доминанту творчества, увести от нее и даже угасить ее вовсе.
II. «Не стоит разбрасываться». Если выбрал какое-то направление работы, то его и придерживайся. Отказывайся от того, что может мешать.
Эта позиция верна, но излишнее застревание на одном направлении работы может сдерживать и ограничивать творчество. Ведь оно не всегда предсказуемо и заранее трудно определить, что является основным, что - отвлечением. Через некоторое время могут обозначиться взаимосвязи, которые обогатят то, чем занимался.
III. Более уравновешенный вариант: придерживаться основной линии в творчестве, присоединяя к ней близкие или психологически дополнительные виды деятельности. Изобретения попутные, в смежных областях деятельности, в быту поддерживают доминанту творчества, напоминают о ней.
В то же время следует постоянно иметь в виду основные ориентиры, пока они не поменялись. Но если все-таки меняются, то на это существует достаточное основание...
Рис. 25. Узость или широта применения творческих подходов
Если суммировать сказанное, получаем следующий перечень сбалансированных отношений:
сознательная работа и внимание движениям подсознания;
баланс интереса к объекту познания и субъективно-психологическому процессу творчества;
взаимодополнение общения и уединении;
самооценка с учетом мнений специалистов;
достижения - основа дальнейшего движения вперед;
изложение представлений: полнота и лаконичность;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|