Сделай Сам Свою Работу на 5

Сравнение четырех школ индуизма





Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основ­ные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) и в Верховное Сущес­тво, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают цен­ность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не су­ществует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и про­питан только Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу) как цель че­ловеческого существования. Они верят в дхарму и в ахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются. Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.



Личностный Бог или Богиня

ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.

ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество - Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать - Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.

ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани.

СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.

Природа Шакти

ШИВАИЗМ: Шакти - это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энер­гия или разум Бога Шивы.



ШАКТИЗМ: Шакти - это активное, имманентное Бытие, отдельное от без­молвного и отдаленного Шивы.

ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые па­раллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани - у Кришны и Сита - у Рамы.

СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющая­ся энергия Бога.

Природа Личностного Бога

ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.

ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, ми­лостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покор­ностью.

ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он - объект предан­ности человека, радуется нашему служению и смирению.

СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответ­ствии с тем выбором, который верующий делает для любовного покло­нения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной прак­тикой.

Аватары

ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет.

ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире.

ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений.

СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.

Душа и Бог

ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа - одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.

ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, - посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей.

ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу.



СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.

Духовная практика

ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значе­ние придается садхане, тапасу и йоге.

ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.

ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).

СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, ра­джа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне.

Основные писания

ШИВАИЗМ: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны

ШАКТИЗМ: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны

ВИШНУИЗМ: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно "Шримад-Бхагаватам") и Итихасы ("Рамаяна" и "Махабхарата", особенно "Бхагавад-гита").

СМАРТИЗМ: Веды, Агамы и классические смрити - Пураны, Итихасы, осо­бенно "Бхагавад-гита" и др.

Регионы влияния

ШИВАИЗМ: Географически широко распространен, особенно силен в юж­ной и северной Индии, Непале и Шри-Ланке.

ШАКТИЗМ: Географически широко распространен, наиболее заметен в се­верной Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.

ВИШНУИЗМ: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и на севере.

СМАРТИЗМ: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной и южной Индии.

Заключение

Мы завершаем наше краткое сравнение четырех основных деноминаций ин­дуизма и других религий, вер и философий. Есть много малых народов и племен, которые следуют своими духовными путями и дают этим путям свои названия. Многие пути нам еще только предстоит открыть в будущем. Эта глава может дать тем, кто внимательно прочел ее, простой обзор тех челове­ческих верований, которые, во всем своем разнообразии, являются корнями наших мировоззрений и способов поведения, создающих нашу культуру. Эта глава может быть и чем-то большим. Она может стать началом открытия вашего собственного места в этой великой схеме. Вы вольны выбрать любую из этих форм поклонения, практики и достижения. Но на любом пути к совершенству нельзя обойтись без наставника, без того, кто прошел этим путем раньше. Жить без наставника - это все равно что пересекать океан без карты и компаса.

Сравните ваши сегодняшние верования с верованиями, которые содержатся в нашем обзоре, и подумайте о том, какие требования каждый путь предъяв­ляет к своим последователям. Сделав это, смело объявите самому себе, кто вы такой на самом деле. Объявите о вашей духовной принадлежности, о вашем наставнике и о том, к какой религии вы, как выяснилось, склонны. И затем следуйте выбранному вами пути со всем сердцем. Отдайте ему всю вашу пре­данность, энергию и верность, направляясь к цели. Настоящие искатели на пути, чающие по длинного достижения, не скачут с одного пути на другой, от одной школы к другой, от одного учителя к другому, так как известно, что нерешительность подавляет всякий духовный рост.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.