|
Святой Дух и Божественное действие 18 глава
Уверенный в своём утверждении, что не искажал Слово, он подошёл к столу и, несмотря на предупреждение ангела, коснулся Слова. И тогда вдруг из Слова вырвался огонь с дымом, раздался грохот и треск, и он был отброшен в угол комнаты, где некоторое время лежал как мёртвый. Ангельские духи удивились этому, но им было сказано, что этот предводитель более остальных превозносил добро милосердия, как исходящее от веры, понимая под ним не что иное как политические дела, называемые также нравственными и гражданскими, которые следует делать для мира и собственного процветания в нём, но меньше всего — для спасения. Кроме того, он предполагал, что существует незримое действие Святого Духа, о котором человек ничего не знает, присущее вере в этом состоянии.
Тогда ангельские духи, разговаривая между собою об искажении Слова, согласились в том, что искажать Слово — значит выбирать из него истины и применять их для подтверждения лжи, то есть извлекать их из Слова в отрыве от него и убивать. Например, те истины, которые были приведены выше теми духами из бездны для подтверждения современной веры и объяснения их в свете этой веры. Далее будет показано, что эта вера оплодотворена ложными понятиями. Кто извлекает из Слова истину, что следует проявлять милосердие и делать добро ближнему, но утверждает, что это следует делать не ради спасения, так как всякое добро, исходящее от человека, не есть добро, поскольку делается ради заслуги, тот эту истину извлекает из Слова в отрыве от Слова и убивает её. Ибо Господь в Своём Слове обязывает всякого человека, который хочет спастись, любить ближнего и по любви делать ему добро. То же относится и к остальным истинам.
Божественная Троица
163. Мы обсудили темы о Боге Создателе и в то же время о создании, затем о Господе Искупителе и в то же время об искуплении и, наконец, о Святом Духе и в то же время о Божественном действии. Итак, поскольку мы говорим уже о Триедином Боге, следует обсудить Божественную Троицу, о существовании которой известно в христианском мире, но неизвестно, что это такое. Однако это единственный вопрос, по которому можно составить правильное представление о Боге, а правильное представление о Боге — всё равно что святилище и алтарь в церкви или корона на голове царя или скипетр в его руке, когда он сидит на престоле. На этом подвешено всё богословие, как цепь на своём первом звене. Поверьте мне, если угодно, что каждому в небесах отводится место в соответствии с его понятием о Боге. Это понятие подобно пробному камню, которым проверяют золото и серебро, то есть добро и истину, которые есть у человека. Ибо ему не дано никакого добра, приносящего спасение, кроме того, что от Бога, и никакой истины, кроме той, что качества свои черпает из недр добра. Но чтобы обоими глазами увидеть, что такое Божественная Троица, обсуждение нужно разбить на разделы, а именно:
(I) Существует Божественная Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.
(II) Отец, Сын и Святой Дух есть три составляющие сущности одного Бога, которые едины, как душа, тело и действие у человека.
(II) Эта Троица не существовала до создания мира, но была предусмотрена и возникла после создания, когда Бог воплотился, в Господе Боге, Искупителе и Спасителе, Иисусе Христе.
(IV) Троица Божественных личностей от вечности, или до создания мира, содержится в мысленном представлении о трёх богах, которое невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога.
(V) Троица личностей не была известна в апостольской церкви. Это было изобретение Никейского собора, впоследствии введённое в католическую церковь и из неё — во все церкви, отделившиеся от неё.
(VI) От Никейской, или Афанасиевой, Троицы возникла вера, которая извратила всю христианскую церковь.
(VII) Отсюда мерзость запустения и горе, которого никогда не было и не будет, предсказанные Господом у Даниила, у евангелистов и в Апокалипсисе.
(VIII) Если бы Господь не основал новые небеса и новую церковь, никакая плоть не была бы спасена.
(IX) Из Троицы личностей, каждая из которых отдельно Бог, согласно Афанасиеву символу, возникло множество разнородных нелепых представлений о Боге, иллюзорных и мёртвых от рождения.
Теперь всё это будет объяснено в частностях.
164. (I) Существует Божественная Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.
Что есть Божественная Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух, ясно показано в Слове, в частности, в следующих местах:
Ангел Гавриил сказал Марии: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим.
Лука 1:35
Здесь упомянуты все три: Всевышний, то есть Бог Отец, Святой Дух и Сын Божий.
Когда Иисус крестился, вот, небеса раскрылись, и увидел Иоанн Дух Божий, который спускался, как голубь, и сел на Него; и вот, голос с небес, говорящий: Этот Сын мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Матф. 3:16, 17; Марк 1:10, 11; Иоанн 1:32.
Ещё более открыто — в словах Господа к ученикам:
Идите и сделайте учениками все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Матф. 28:19
А также в этом месте у Иоанна:
Ибо Трое свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух.
1 Иоанн 5:7
И кроме того что Господь молился Своему Отцу, говорил о Нём и с Ним и сказал, что пошлёт Святой Дух, и послал. И апостолы также часто упоминали в своих посланиях Отца, Сына и Святого Духа. Из всего этого ясно, что есть Божественная Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух.
165. Разум, предоставленный самому себе, никоим образом не сможет увидеть, как надо понимать сказанное выше. То ли это три Бога, которые сущностью и поэтому именем составляют одного Бога, то ли это три точки зрения на один предмет, то есть лишь качества или атрибуты одного Бога, называемые таким образом, или что-то ещё. Что делать в таком случае? Ничего другого человеку не дано, кроме того, что обращаться к Господу Богу Спасителю и читать Слово под Его руководством, поскольку Он есть Бог Слова; тогда человек будет просвещён и увидит истины, которые признает и разум. Но если ты не обращаешься к Господу, даже когда читал Слово тысячу раз и видел в нём как Божественную Троицу, так и единство, ты никогда не поймёшь ничего, кроме учения о трёх Божественных личностях, каждая из которых отдельно Бог, то есть о трёх богах. Однако, поскольку это несовместимо с общим представлением, принятым у всех людей во всём мире, чтобы избежать критики выдумали учение, что хотя есть на самом деле три Бога, вера требует, чтобы говорили не о трёх богах, а об одном. Более того, чтобы не навлечь порицание окружающих, в этом отношении в первую очередь разум следует заключить в тюрьму и содержать связанным в послушании у веры, что и стало впоследствии святым принципом христианского духовенства в христианской церкви.
Такое парализованное потомство рождается от того, что не читают Слово под руководством Господа. Тот, кто читает Слово не под руководством Господа, читает его под руководством собственного разума, а он слеп, как сова, в том, что освещёно духовным светом, во всём существенном церкви. Когда такой человек читает о Троице в Слове и думает при этом, что хотя есть три Бога, они тем не менее образуют одного, ему это представляется ответом с Дельфийского треножника. Ответ этот непонятен ему, поэтому он катает его между зубов, поскольку, если поднесёт к глазам, он будет загадкой, которая становится всё более запутанной и тёмной по мере того, как её пытаются разгадать. В конце концов он начинает думать об этом без помощи разума, что подобно разглядыванию без помощи глаз. Вообще говоря, чтение Слова под руководством собственного разумения теми, кто не признаёт Господа Богом небес и земли, не обращается к Нему и не поклоняется Ему одному, можно сравнить с игрой детей, когда они завязывают глаза платком и хотят пройти по прямой линии, и им даже кажется, что идут прямо, хотя они шаг за шагом отклоняются в сторону и, наконец ,двигаются в обратном направлении, спотыкаются о камни и падают.
Они подобны также мореходам, которые плывут без компаса, направляют корабль на скалы и погибают. Ещё они подобны человеку, идущему через обширное поле в густом тумане, который видит скорпиона и думает, что это птица, хочет поймать её рукой и поднять, и тут его поражает смертельное жало. Сравнением может служить нырок или коршун, который видит над водой часть спины большой рыбы, налетает и вонзает в неё клюв, но рыба увлекает птицу в глубь, и она захлёбывается. Подобно тому человек, который входит в лабиринт без провожатого или без нити, чем глубже проникает в него, тем больше забывает дорогу к выходу. Человек, читающий Слово под руководством собственного разумения, а не под руководством Господа, думает, что у него зрение, как у Линкея[43], и глаз больше, чем у Аргуса[44], а между тем внутренне он не видит ни малейшей истины, а только ложь. Но когда он убеждает себя, эта ложь кажется ему Полярной звездой, к которой он направляет на всех парусах своё мышление. Однако при этом он видит истины не лучше, чем крот, а если и видит, перетолковывает в согласии со своими фантазиями, извращая и искажая всё святое в Слове.
166. (II) Отец, Сын и Святой Дух есть три составляющие сущности одного Бога, которые едины, как душа, тело и действие у человека.
У каждого предмета есть общие и частные составляющие сущности, которые вместе образуют единую сущность. Общие составляющие сущности у человека — его душа, тело и действие. Что они образуют единую сущность, можно видеть по тому, что одно существует от другого и для другого в непрерывной последовательности. Каждый человек начинается с души, которая является самой сущностью семени. Она не только служит началом, но и производит в нужном порядке всё, что составляет тело, а затем то, что из этих двух, души и тела, одновременно исходит и называется действием. Поскольку же одно производит другое и поэтому прививает и присоединяет, ясно, что все три составляющих принадлежат одной сущности. Вот почему они называются тремя составляющими сущности.
167. Каждый признаёт, что эти три составляющих сущности, а именно душа, тело и действие, были и есть в Господе Боге Спасителе. Разве что Антихрист может отрицать, что Его душа — от Его Отца Иеговы, ибо в Слове, в обоих заветах, Он называется Сыном Иеговы, Сыном Всевышнего и Единородным. Таким образом, Божественное Отца — первая составляющая Его сущности, как душа в человеке. Отсюда следует, что Сын, рождённый от Марии, — это тело той Божественной души, поскольку то, что растёт в утробе матери, является просто телом, зачатым и произведённым от души. Таким образом, это вторая составляющая Его сущности. Действия есть третья составляющая Его сущности, поскольку они исходят одновременно из души и тела, а всё исходящее имеет одну и ту же сущность с тем, от чего исходит. Три составляющих Его сущности — Отец, Сын и Святой Дух едины в Господе, как душа, тело и действие у человека. Это ясно показано в словах Господа о том, что Отец и Он — одно, Отец в Нём, и Он в Отце; подобно тому Он и Святой Дух едины, поскольку Святой Дух есть Божественное, исходящее от Господа по Отцу, что было выше полностью доказано по Слову (153, 154). Доказывать это здесь ещё раз было бы всё равно, что переполнять желудок[45] или нагружать стол едой, когда наелся досыта.
168. Когда говорится, что Отец, Сын и Святой Дух — это три составляющих сущности одного Бога, как в человеке душа, тело и действие, для человеческого ума эти три составляющих сущности могут выглядеть как три личности, но это невозможно. Однако когда это понимается так, что Божественное Отца, образующее душу, Божественное Сына, образующее тело, и Божественное Святого Духа, то есть Божественное исходящее, образующее действие, — это три составляющие сущности одного Бога, тогда это доступно разуму. Ибо и Отец есть Его Божественное, и Сын от Отца есть Его Божественное, и Святой Дух — от Них обоих. Поскольку они одной сущности и одной души, они образуют одного Бога. Если же эти три составляющие сущности называют личностями и каждую наделяют своими свойствами, а именно: Отца — вменением, Сына — посредничеством, а Святого Духа — осуществлением, то разделяют Божественную сущность; а между тем она одна и неделима. Иначе ни одна их трёх личностей не была бы полностью Богом, но каждый Бог имел бы власть на одну треть, а это здравый рассудок не может не отвергнуть.
169. Кто же не может постичь Троицу в Господе по троичности любого человека? У каждого человека есть душа, тело и действие; то же самое и у Господа, ибо в Господе вся полнота Божественности обитает телесно, как сказано у Павла (Кол. 2:9). Поэтому Троица в Господе — Божественная, в человеке же — человеческая. Кому не видно, что рассудок не играет никакой роли в мистической вере, что существуют три Божественные личности, но только один Бог, и что этот Бог, несмотря на то что Он один, не является одной личностью? Но рассудок, хотя и спит, всё равно вынуждает уста повторять это, как попугай. Когда рассудок спит, могут ли уста говорить что-нибудь, в чём была бы жизнь? Если уста говорят то, от чего разум уходит в противоположную сторону и отказывается, чем будет речь, как не глупостью? В наше время человеческий рассудок в отношении Божественной Троицы связан, как узник в тюрьме, по рукам и ногам. Его можно сравнить также с весталкой, которая была сожжена заживо за то, что дала погаснуть священному огню. А между тем Божественная Троица должна сиять как светоч в умах людей, составляющих церковь, поскольку Бог в Его Троице и единстве Троицы есть всё во всём святом небес и церкви. Делать одного Бога из души, другого из тела и третьего из действия — это то же самое, что из трёх составляющих сущности человека делать три отделённых одна от другой части. Что это, если не расчленение и убийство?
170. (III) Эта Троица не существовала до создания мира, но была предусмотрена и возникла после создания, когда Бог воплотился, в Господе Боге, Искупителе и Спасителе, Иисусе Христе.
В современной христианской церкви признают Божественную Троицу, существовавшую до создания мира, то есть что Бог Иегова породил Сына от вечности, и от них обоих изошёл Святой Дух, и что каждый из них — сам по себе или отдельно Бог, поскольку каждый является отдельной личностью, существующей самостоятельно. Но это — вне рассудка, и поэтому называется таинством, в которое можно проникнуть только верой, что эти трое обладают одной Божественной сущностью, под которой понимается вечность, безмерность, всемогущество и, следовательно, равные Божественность, слава и величие. Ниже будет показано, что такая Троица есть три Бога, а не Божественная Троица. Тем не менее из всего сказанного уже ясно, что Троица, то есть Отец, Сын и Святой Дух, предусмотренная и возникшая после воплощения Бога, и поэтому после создания мира, есть Божественная Троица, поскольку Она в одном Боге.
То, что Божественная Троица существует в Господе Боге, Искупителе и Спасителе Иисусе Христе, объясняется тем, что в Нём — три составляющие сущности одного Бога, которые образуют одну сущность. Согласно Павлу, вся полнота Божественности пребывает в Нём, и это ясно из слов самого Господа, что всё, принадлежащее Отцу, — Его и что Святой Дух говорит не от себя, а от Него; кроме того, когда Он воскрес, Он забрал из гробницы всё Своё человеческое тело, как плоть, так и кости (Матф. 28:1—8; Марк 16:5, 6; Лука 24:1—3; Иоанн 20:11—15), что невозможно никому из людей. Он представил ученикам живое свидетельство этого, говоря:
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; ведь это Я Сам; ощупайте Меня и рассмотрите, ибо у духа нет плоти и костей, а у Меня, как видите, есть.
Лука 24:39
По этому любой человек может убедиться, если хочет, что человеческое Господа Божественно и потому в Нём Бог — человек, а человек — Бог.
171. Понятие о Троице, которое современная церковь заключает в свою веру, как в объятия, состоит в том, что Бог Отец породил Сына от вечности и Святой Дух затем изошёл от них обоих и что каждый из них есть сам по себе Бог. Такую Троицу человеческий ум может постичь только как триархию, то есть как правление трёх царей в одном царстве, или командование трёх полководцев одним войском, или одинаковую власть трёх хозяев в одном доме. Что от этого может произойти, кроме беспорядка? А если кто-то захочет нарисовать перед взором своего ума картину или набросок такой триады правителей, он в своём воображении сможет представить только некоего человека с тремя головами на одном теле или с тремя телами под одной головой. Такое чудовищное изображение Троицы предстанет пред теми, кто верит в три Божественные личности, любая из которых сама по себе Бог, и соединяют их в одного Бога, отрицая, что Бог, будучи единым, есть одна личность.
Понятие о том, что Сын Бога, рождённый от вечности, сошёл с небес в мир и принял человеческое, можно сравнить с мифами древних о том, что человеческие души были созданы от начала мира и затем вошли в тела и стали людьми. Это так же нелепо, как то, что душа одного человека переходит в другого, чему верили многие в иудейской церкви; например, что душа Илии вернулась в тело Иоанна Крестителя или что Давид вернётся в своё или чужое тело и будет царствовать над Израилем и Иудой, так как сказано у Иезекииля:
Я поставлю над ними одного пастуха, который будет пасти их, раба Моего Давида. Он будет у них пастухом; и Я, Иегова, буду их Богом, и Давид будет князем среди них.
Иезек. 34:23, 24
Есть и другие подобные места. Они не знали, что под Давидом здесь подразумевается Господь.
172. (IV) Троица Божественных личностей от вечности, или до создания мира, содержится в мысленном представлении о трёх богах, которое невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога.
Что Троица Божественных личностей от вечности — это троица богов, совершенно ясно из Афанасиева символа:
Есть одна личность Отца, иная — Сына, и иная — Святого Духа, Отец есть Бог и Господь, Сын есть Бог и Господь, и Святой Дух есть Бог и Господь, однако же они не три бога и господа, но один Бог и Господь, ибо так же, как христианская истина заставляет нас исповедовать каждую личность отдельно как Бога и Господа, католическая религия запрещает нам говорить о трёх богах или трёх господах.
Этот символ веры принят во всей христианской церкви по всему миру как общий, и от него происходит всё, что сейчас знают и признают о Боге. Каждый, кто хотя бы прочтёт это с открытыми глазами, сможет увидеть, что участники Никейского собора, на котором появился на свет, как посмертное потомство, так называемый Афанасиев символ веры, понимали Троицу как троицу богов. Следовательно, Троица как троица богов не только была плодом их разума, но в современном христианском мире нет никакого другого представления о Троице, потому что из этого символа все извлекают знания о Боге, и каждый остаётся в вере, выраженной этими словами.
Если есть сомнения в том, что сейчас в христианском мире Троица понимается как троица богов, я призываю в свидетели всех, как мирян, так и духовенство, как магистров и докторов, так и посвящённых епископов и архиепископов, кардиналов в пурпуре и даже самого римского папу. Пусть каждый из них спросит себя и выскажется по понятиям своего ума. Разве это не видно насквозь, словно через воду в хрустальном кубке, если присмотреться к словам этого повсеместно принятого учения о Боге? Например, что есть три личности, каждая из которых Бог и Господь, и что в соответствии с христианской истиной следует исповедовать или признавать каждую личность отдельно как Бога, но католическая или христианская религия или вера запрещает говорить о трёх богах и господах или называть их так. Получается, что истина и религия, или истина и вера, — не одно и то же, а два противоречащих друг другу понятия. Это дополнительное замечание, что они не три бога и господа, но один Бог и Господь, было добавлено для того, чтобы не выставить себя на посмешище всему миру, ибо всякий рассмеётся при упоминании трёх богов. Кому же не видно противоречие в этом добавлении?
Однако, если бы они сказали, что у Отца Божественная сущность, у Сына Божественная сущность и у Святого Духа Божественная сущность, но нет трёх Божественных сущностей, а есть одна, неделимая, тогда это таинство можно было бы разъяснить, а именно так: под Отцом следует понимать Божественное, от которого всё произошло, под Сыном — происходящее от Него Божественное человеческое, а под Святым Духом — Божественное исходящее, поскольку это три составляющие одного Бога. Или если под Божественным Отца понимается подобное тому, что понимается под душой у человека, под Божественным человеческим — подобное телу этой души, а под Святым Духом — подобное действию, исходящему от того и другого, то три сущности понимаются как принадлежащие одной личности и поэтому образующие одну неделимую сущность.
173. Понятие о трёх богах невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога потому, что оно посеяно в памяти с детства, а человек мыслит из того, что содержится в памяти. Память у людей подобна дополнительному желудку у птиц и животных. Они запасают в нём пищу и постепенно питаются ею, извлекая время от времени и отправляя в настоящий желудок, где она переваривается и затем распределяется в соответствии с потребностями всего тела. Этот желудок — разум человека, а память — первый желудок. Всякий может видеть, что понятие о трёх божественных личностях от вечности, равнозначное понятию о трёх богах, невозможно истребить устным исповеданием веры в одного Бога хотя бы из того, что оно до сих пор не истреблено и распространено среди известных людей, которые не желают его истребления. Ибо они настаивают на том, что три Божественные личности — это один Бог, но упорно отрицают то, что Бог един и — поэтому — одна личность. Но кто же из мудрых не подумает про себя, что личность в таком случае нельзя понимать как личность, но под ней подразумевается некое качество? Но никто не знает какое, и из-за этого незнания остаётся только посеянное в памяти с детства, как корень дерева в земле, который, даже если дерево срубить, всё равно пускает побеги.
Друг мой, не только сруби это дерево, но вырви его с корнем, а затем посади в своём саду деревья, приносящие добрые плоды. Береги свой ум, чтобы не укоренилось в нём понятие о трёх богах, в то время как уста безо всякого понятия толкуют об одном Боге. Иначе разум над памятью, думающий о трёх богах, и разум под ней, по которому уста говорят об одном Боге, будут подобны шуту на сцене, который может играть сразу двоих, перебегая с одной стороны на другую, и говорить на одной стороне одно, а на другой — противоположное и в этом споре с самим собой называть себя то мудрым, то безумным. Что может из этого получиться, кроме того, что он, остановившись посередине и посмотрев в обе стороны, решит, что всё пустое и, возможно, нет никакого Бога, раз нет одного Бога и нет трёх богов? Именно в этом источник поклонения природе в наши дни.
В небесах никто не может выговорить фразу: «Троица личностей, каждая из которых сама по себе Бог». Ибо этому сопротивляется сама аура небес, в которой их мысли передаются волнами, как звуки в нашем воздухе. Там это может сделать только лицемер; но звук его голоса в небесной ауре становится подобным скрежету зубов или карканью вороны, пытающейся подражать певчей птице. Я также слышал с небес, что истребить веру в троицу богов, насаждённую в уме путём подтверждения её, устным исповеданием одного Бога так же невозможно, как вытащить дерево через его семя или подбородок через волос в бороде.
174. (V) Троица личностей была неизвестна в апостольской церкви. Это было изобретение Никейского собора, впоследствии введенное в католическую церковь и из неё во все церкви, отделившиеся от неё.
Апостольская церковь понимается как церковь, существовавшая в различных местах не только во времена апостолов, но и в последующие два или три века. В конце этого периода они стали срывать с петель двери храма и врываться в его святилище, как воры. Храм означает церковь, его дверь — Господа Бога Спасителя, а святилище — Его Божественность. Ибо Иисус говорит:
Истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит где-то ещё, тот вор и разбойник. Я дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся.
Иоанн 10:1, 9
Такое преступление совершили Арий и его последователи. По этой причине Константином Великим был созван собор в городе Никея в Вифинии, и приглашённые на него, чтобы изгнать гибельную ересь Ария, разработали, утвердили и освятили учение о том, что три Божественные личности: Отец, Сын и Святой Дух были от вечности, каждая из них индивидуальна, возникла и существует в себе самой и самостоятельно. Кроме того, вторая личность, Сын, сошёл и принял человеческое, и совершил искупление, отчего происходит Божественность Его человеческого через единство ипостасей, и благодаря этому единству Он имеет тесное родство с Богом Отцом. С этого времени по земле начали разматываться клубки гнусных ересей о Боге и личности Христа. Антихрист поднял голову и, разделив Бога натрое, а Господа Спасителя надвое, тем самым разрушил храм, который Господь возвел через апостолов; дошло до того, что камня на камне не осталось, всё было разрушено, как Он предсказывал (Матф. 24:2). Здесь храм означает не только Иерусалимский храм, но и церковь, об уничтожении или конце которой говорится во всей этой главе.
Но чего ещё можно было ожидать от этого собора и от его последователей, которые Божественность вот так разделили на три части, а воплощённого Бога положили под собой у подножия ног своих? Ведь они отделили голову церкви от её тела, так как влезли другим путём, то есть в обход Господа перебрались к Богу Отцу, словно к другому Богу, с единственными словами на устах: «Заслуга Христа», чтобы Он помиловал их ради неё. Так, они думали, оправдание непосредственно вольется в них вместе со всем, что сопутствует ему, то есть с прощением грехов, обновлением, освящением, возрождением и спасением, и всё это без всякого участия человека.
175. Апостольская церковь не имела ни малейшего понятия о Троице личностей или трёх личностях от вечности, что совершенно ясно из символа веры этой церкви, который называется Апостольским. В нём есть такие слова:
Верю в Бога Отца Всемогущего, творца неба и земли, и в Иисуса Христа, сына Его единственного, нашего Господа, зачатого от Духа Святого и рождённого Девой Марией, и в Духа Святого.
Здесь нет никакого упоминания о некоем Сыне от вечности, а только о Сыне, зачатом от Духа Святого и рождённом Девой Марией. Они знали от апостолов, что Иисус Христос — истинный Бог (1 Иоанн 5:20), и в нём вся полнота Божественности обитает телесно (Кол. 2:9), и что апостолы проповедовали веру в Него (Деян. 20:21), и что у Него вся власть в небесах и на земле (Матф. 28:18).
176. Как можно доверять соборам, когда они не обращались напрямую к Богу церкви? Разве церковь — это не тело Господа, и разве не Он её голова? Какая польза от тела без головы? И что это за тело, у которого три головы, под руководством которых проходят обсуждения и выносятся решения? Разве при этом не становится духовное просвещёние, исходящее от одного Господа, Бога небес и церкви, и вместе с тем Бога Слова, всё более и более природным и, наконец, чувственным? И сделавшись таким, оно, едва учуяв запах какой-либо подлинной богословской истины в её внутренней форме, выбрасывает её из рассудочного ума и рассеивает по ветру, как веялка мякину. В таком состоянии на место истин вползают заблуждения, а на место лучей света — потёмки. Такие чувственные люди стоят словно в пещёре с очками на носу и свечами в руках и смыкают веки перед духовными истинами, освещёнными светом небес, и открывают их чувственным впечатлениям, освещённым неверным светом телесных чувств. Затем то же самое происходит при чтении Слова. Ум тогда засыпает на истинах, и просыпается, услышав ложь, и становится подобным зверю из моря, описанному так: «Пасть у него — как у льва, тело — как у барса, ноги — как у медведя» (Откр. 13:2).
В небесах говорят, что когда Никейский собор был завершён, случилось то, что предсказывал Господь ученикам:
Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются.
Матф. 24:29
И действительно, апостольская церковь была как новая звезда, возникшая на усеянном звёздами небе; а церковь после двух Никейских соборов стала как та же звезда, впоследствии поблекшая и исчезнувшая, что не раз бывало в природном мире по наблюдениям астрономов. В Слове читаем: «Бог Иегова обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6:16). Поэтому кто мог бы приблизиться к Нему, если бы Он не обитал в свете доступном, то есть если бы Он не сошёл и не принял человеческое, став в нём Светом мира (Иоанн 1:9; 12:46)? Кто не может видеть, что подступить к Богу Отцу в Его свете так же невозможно, как взять себе крылья зари и на них взлететь к солнцу, или питаться солнечным светом вместо обычной пищи, или как для птицы невозможно летать в эфире, или для оленя бегать в воздухе?
177. (VI) От Никейской, или Афанасиевой, Троицы возникла вера, которая извратила всю христианскую церковь.
Что Никейская Троица, она же Афанасиева, есть Троица Богов, показано выше по этим символам веры (172).
Отсюда произошла вера современной церкви в Бога Отца, Бога сына и Бога Святого Духа. В Бога Отца, чтобы Он вменял праведность Своего Сына Спасителя и приписывал её людям; в Бога Сына, чтобы Он заступался и подтверждал обещание; в Святого Духа, чтобы Он в действительности приписывал вменённую праведность Сына и ставил печать надёжности, оправдывая, освящая и возрождая человека. Вот вера наших дней, которая сама свидетельствует, что признают и почитают троицу богов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|