|
Святой Дух и Божественное действие 16 глава
Кто же не знает, что Господь не был этим ягнёнком и не был в нём, но что ягнёнок — это изображение Его невинности? Отсюда ясно видно заблуждение тех, кто делает заключение о Троице личностей из того, что над Господом при крещении видели голубя и слышали голос, говорящий: «Это Сын мой возлюбленный». Что Господь возрождает человека верой и милосердием, понятно из сказанного Иоанном Крестителем:
Я крещу вас в воде для покаяния, но идущий за мною будет крестить вас Святым Духом и огнём.
Матф. 3:11; Марк 1:8; Лука 3:16
Крестить Святым духом и огнём — это значит возрождать посредством Божественной истины, то есть веры, и Божественного добра, то есть милосердия. То же самое подразумевается в следующих словах Господа:
Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Бога.
Иоанн 3:5
Вода здесь, как и везде в Слове, означает истину в природном или внешнем человеке, а дух — истину от добра в духовном или внутреннем человеке.
145. Далее, поскольку Господь есть сама Божественная истина от Божественного добра, и в этом сама Его сущность, и поскольку всё, что Он делает, Он делает исходя из Своей сущности, не подлежит сомнению, что Господь постоянно желает насаждать в каждом человеке веру и милосердие, и не может желать иного. В мире есть множество примеров, которыми можно это пояснить. В частности, всякий человек по своей сущности желает и мыслит и, насколько возможно, говорит и действует. Например, мысли и намерения надёжного человека надёжны; честного, порядочного, добродетельного и религиозного человека — честны, порядочны, добродетельны и религиозны; и напротив, мысли и намерения человека надменного, хитрого, лживого и корыстного таковы, что соответствуют его сущности. Пустослов не желает иного, кроме как говорить вздор, дурак — кроме как говорить противоположное мудрому. Словом, ангел ничего не имеет в мыслях и ни к чему не прилагает усилия, кроме небесного, а дьявол — кроме адского.
То же относится к более низким подданным животного царства, а именно к птицам, зверям, рыбам и насекомым — крылатым и бескрылым. Любого из них можно распознать по его сущности, или природе, которая определяет его инстинкты. То же самое и в растительном царстве: любое дерево, любой кустарник и любую траву можно распознать по их плодам и семенам, по их прирождённой сущности. Они не могут из этой сущности произвести ничего другого, кроме своего и подобного себе. Даже о любой почве или глине, о любом камне, драгоценном или обычном, и о любом минерале или металле мы судим по их сущности.
146. (III) Божественные сила и действие, которые понимаются под наделением Святым Духом, у духовенства проявляются в виде просвещёния и наставления.
Действия Господа, перечисленные в предыдущем разделе, а именно преобразование, возрождение, оживление, освящение, оправдание, очищение, отпущение грехов и, наконец, спасение, распространяются Им как на духовенство, так и на мирян, и принимаются теми, кто в Господе и в ком Господь (Иоанн 6:56; 14:20; 15:4, 5). Духовенству преимущественно даётся просвещение и наставление по той причине, что это входит в их обязанности, и посвящение в служение само собой предполагает такие способности. Кроме того, они верят, что, когда проповедуют ревностно, получают вдохновение подобно ученикам Господа, на которых Он дунул и сказал:
Примите Дух Святой.
Иоанн 20:22, а также Марк 13:11
Некоторые из них даже свидетельствуют, что чувствуют это наитие. Но им следует тщательно беречь себя от убеждения, что ревностность, которая охватывает многих во время проповеди, — это Божественное действие в их сердцах. Ибо подобное или даже более пылкое рвение бывает у фанатиков и у несущих крайне ложные учения, и даже у тех, которые ни во что не ставят Слово и поклоняются природе, как Богу, а веру и милосердие бросают будто бы в мешок за спиной. Когда проповедуют и учат, они вешают его спереди, словно второй желудок у жвачных животных, из которого они извлекают или отрыгивают то, что, как они знают, придётся по вкусу слушателям.
Ревностность их, рассмотренная как она есть, — это горячность природного человека. Если внутри неё есть любовь к истине, она подобна священному огню, который снизошёл на апостолов, как написано в Деяниях:
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них, отчего исполнились все Духа Святого.
Деян. 2:3, 4
Но если внутри этой ревностности или горячности скрывается любовь ко лжи, тогда она подобна огню, тлеющему в бревне, который вырывается наружу и сжигает дом. Ты, отрицающий святость Слова и Божественность Господа, сними свой мешок со спины и открой его, как ты свободно делаешь дома, и увидишь сам. Я знаю, что те из Вавилона, которые подразумеваются у Исаии под Люцифером, особенно называющие себя членами общества Иисуса[40], войдя в храм, а тем более взойдя на кафедру, впадают в рвение, у многих происходящее от адской любви, отчего они более страстно возглашают и исторгают из груди более тяжкие вздохи, чем те, чья ревностность происходит от небесной любви. Что духовенство испытывает ещё два вида духовного воздействия, будет показано позже (155).
147. В церкви до сих пор почти ничего не было известно о том, что всякое желание и всякая мысль человека, и поэтому всякое его действие и высказывание бывает внутренним и внешним, и что людей с детства приучают говорить по внешнему, как бы не противилось внутреннее. Отсюда притворство, угодливость и лицемерие. Следовательно, человек двойственен, а един только тот, чьё внешнее думает и говорит, а также желает и действует соответственно внутреннему. Такие подразумеваются в Слове под простыми (например, Лука 8:15, 11:34, и др.), хотя они мудрее двойственных. Всё созданное двойственно или тройственно, что известно по человеческому телу. Любая жила в нём состоит из волокон, а каждое волокно — из волоконцев; любая мышца состоит из пучков, а они — из двигательных волокон; каждая артерия состоит из трёх оболочек. То же самое и человеческий ум, духовный организм которого устроен так же, поскольку, как было сказано выше, человеческий ум делится на три области. Высшая, которая также и самая внутренняя, называется небесной, средняя — духовной, а низшая — природной. Умы всех людей, которые отрицают святость Слова и Божественность Господа, мыслят в низшей области. Но поскольку с детства они обучены духовному, принадлежащему церкви, и принимают это, хотя и ставят ниже природного, то есть научного, политического и нравственно-этического, из-за чего духовное лежит на дне их ума и ближе всего к устам, они говорят по нему в церквях и собраниях. И что удивительно, они при этом ничуть не сомневаются, что говорят и учат по своей вере. А между тем, когда они остаются наедине с собой, например дома, дверь, за которой было заперто внутреннее их ума, открывается, и они иногда даже смеются над тем, что проповедовали публично, и говорят в своём сердце, что богословие — это привлекательные силки для ловли голубей.
148. Внутреннее и внешнее таких людей можно сравнить с ядом в сахарной корочке или с дикой тыквой, которую сыны пророческие, собрав, положили себе в похлёбку, а попробовав, закричали: «Смерть в котле» (4 Цар. 4:38—41). Другое сравнение возможно со зверем из земли, который имел два рога, как у ягнёнка, и говорил как дракон (Откр. 13:11). Позже этот зверь назван лжепророком. Такие люди подобны разбойникам в городе, которые, пока остаются среди добропорядочных граждан, ведут себя прилично и говорят разумно, а когда возвращаются в леса, делаются дикими зверьми, или пиратам, которые на земле — люди, а в море — крокодилы. Те и другие, пока они на земле или в городе, подобны пантерам, одетым в овечьи шкуры, или обезьянам в человеческой одежде, на мордах которых надеты маски в виде человеческого лица.
Их можно также уподобить проститутке, которая натирается бальзамом, красится румянами и одевается в белый шёлк с вышитыми цветами; но когда она возвращается домой, она обнажается перед похотливыми посетителями и заражает их кожными болезнями. Многолетний опыт пребывания в духовном мире научил меня, что таковы все отрицающие святость Слова и Божественное Господа, ибо там все сначала содержатся в своём внешнем, но после того как оно отбирается, они вводятся в своё внутреннее, и их комедия становится трагедией.
149. (IV) Господь реализует эти способности в тех, кто верит в Него.
Господь реализует в тех, кто верит в Него, способности, понимаемые как ниспослание Святого Духа, то есть преобразует, возрождает, обновляет, оживляет, оправдывает, очищает от зла и, наконец, спасает. Это известно из всех мест в Слове, в которых утверждается, что спасение и вечная жизнь принадлежат верящим в Господа, в частности из приведённых выше. Кроме того, это видно из следующего:
Иисус сказал: кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Он сказал это о духе, которого примут верящие в Него.
Иоанн 7:38, 39
А также:
Свидетельство Иисуса есть дух пророчества.
Откр. 19:10
Дух пророчества означает истину учения из Слова. Пророчество означает не что иное, как учение, а пророчествовать — значит учить ему; свидетельство Иисуса означает исповедание веры в Него. То же самое означает свидетельство Иисуса в следующем месте:
Ангелы Михаила победили дракона кровью Агнца и словом свидетельства своего. И дракон ушёл, чтобы пойти войной на прочих от семени Его, сохраняющих заповеди Бога и имеющих свидетельство Иисуса Христа.
Откр. 12:11, 17
150. Верящие в Господа Иисуса Христа получат эти духовные благодеяния, потому что Он Сам — спасение и вечная жизнь. Он — спасение, потому что Он — Спаситель, ибо это означает Его имя — Иисус. Он — вечная жизнь, потому что те, в которых Он и которые в Нём, имеют вечную жизнь. Потому Он и назван вечной жизнью у Иоанна, первое послание 5:20. Из того, что Он есть спасение и вечная жизнь, следует, что Он же есть и всё, чем достигается спасение и вечная жизнь. Поэтому Он есть всё в преобразовании, возрождении, обновлении, оживлении, освящении, оправдании, очищении от грехов и, наконец, спасении. Эти возможности Господь реализует в каждом человеке, точнее сказать, пытается наделить ими и наделяет, когда человек приспособит и расположит себя к принятию их. В самом этом приспособлении и расположении тоже действует Господь, но если человек не принимает Его своим духом самостоятельно, Господь ничего не может предпринять, кроме дальнейших попыток, которые Он никогда не прекращает.
151. Верить в Господа — значит не только признавать Его, но и поступать по Его заповедям. Просто признание Его — это всего лишь мысли из некоторых разумных предпосылок, но исполнение Его заповедей — это признание волей. Ум человека состоит из разума и воли. Разум предназначен для мышления, а воля — для действия. Таким образом, пока человек признаёт только мышлением разума, он обращается к Господу лишь половиной ума, но когда он действует — всем умом, и это уже вера. Иначе человек может разделить своё сердце: оболочка его возносилась бы ввысь, а плоть направилась бы вниз; и летал бы он, подобно орлу, между небесами и адом. Однако человек следует не своему взгляду, а удовольствиям своей плоти; поскольку же она в аду, он слетает туда, потакает своим похотям, пробует молодое вино демонов, изображает при их шутках улыбку и взгляд, искрящийся огнём, подражая ангелу света. Такими сатанами становятся после смерти люди, признающие Господа, но не соблюдающие Его заповеди.
152. Выше (в 150) было показано, что спасение и вечная жизнь людей — первая и последняя цель Господа. Поскольку первая и последняя цели содержат в себе посредствующие цели, то упомянутые выше духовные благодеяния вместе пребывают в Господе, а от Него также и в человеке, однако проявляются они последовательно. Ведь человеческий ум растёт так же, как его тело, которое растёт в размерах, а ум — в мудрости. Ум также возвышается из одной области в другую, а именно из природной в духовную, а из духовной — в небесную. Человек в этой высшей области мудрый, в духовной — разумный, а в нижней — знающий. Но такое возвышение ума бывает только время от времени, по мере того как человек приобретает истины и соединяет их с добром. Это подобно тому, как строящий дом сначала приобретает материалы для него: кирпичи, черепицу, балки и доски, затем закладывает фундамент, возводит стены, разделяет на комнаты, вешает двери, делает в стенах окна и собирает лестницы с этажа на этаж. Всё это одновременно присутствует в конечной цели, которой является удобное и достойное жилище, заранее спланированное и обдуманное строителем. То же самое и с возведением церкви; всё, что относится к её возведению, содержится в цели, которой является поклонение Богу. Это относится и к любому другому плану, например сада или земледельческого хозяйства, а также государственного или торгового учреждения; сама цель готовит средства себе в помощь.
153. (V) Господь действует от Себя по Отцу, и не наоборот.
Действовать здесь означает то же самое, что посылать Святой Дух, поскольку вышеупомянутые действия, а именно: преобразование, возрождение, обновление, оживление, освящение, оправдание, очищение от зла, отпущение грехов и спасение — это действия Господа, хотя в наше время их приписывают Святому Духу как самостоятельному Богу. Что всё это делается Господом по Отцу, и не наоборот, будет доказано по Слову и пояснено многими разумными доводами. По Слову — следующим:
Когда придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, он будет свидетельствовать обо Мне.
Иоанн 15:26
Ибо если Я не уйду, Утешитель не придёт к вам. Но если уйду, то пошлю Его к вам.
Иоанн 16:7
Утешитель, Дух истины, не от Себя говорить будет, но от Моего возьмёт и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам.
Иоанн 16:13—15
Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен.
Иоанн 7:39
Иисус дунул на учеников, и сказал: примите Дух Святой.
Иоанн 20:22
Если чего попросите во имя Моё, то сделаю, чтобы прославился Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю.
Иоанн 14:13, 14
Из этих мест ясно видно, что Господь посылает Святой Дух, то есть делает то, что сейчас приписывают Святому Духу как самостоятельному Богу. Ибо Он говорит, что пошлёт его от Отца, что пошлёт его вам, что ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен; после Своего прославления Он дунул на учеников и сказал: «Примите Дух Святой»; и ещё сказал: «Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю», а также: «Утешитель от Моего возьмёт, что возвестит вам». Утешитель — то же самое, что и Святой Дух, см. Иоанн 14:26. Что не Бог Отец осуществляет эти благодеяния от Себя через Сына, а Сын действует от Себя по Отцу, известно из следующего:
Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил Его.
Иоанн 1:18
И в другом месте:
Вы ни голоса Отца никогда не слышали, ни облика Его не видели.
Иоанн 5:37
Итак, из этих отрывков следует, что Бог Отец действует в Сыне и на Сына, но не через Его посредство, а также, что Господь действует от Себя по Своему Отцу, потому что Он говорит:
Всё, что имеет Отец, — Моё.
Иоанн 16:15
Отец все дал в руку Сына.
Иоанн 3:35
А также:
Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
Иоанн 5:26
Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь.
Иоанн 6:63
Господь говорит, что Дух истины исходит от Отца (Иоанн 15:26), потому что от Отца он исходит в Сына, и из Сына — от Отца. Поэтому Он говорит также:
В тот день узнаете вы, что Отец во Мне, и Я в Нём, и вы во Мне, и Я в вас.
Иоанн 14:11, 20
Из этих ясных высказываний Господа очевидно заблуждение христианского мира в том, что Бог Отец посылает людям Святого Духа, а также заблуждение греческой церкви в том, что Бог Отец посылает Святого Духа непосредственно. Что Господь от Себя посылает Святой Дух, полученный от Бога Отца, и не наоборот, — это истина с небес; ангелы называют её тайной, потому что она ещё не была открыта в мире.
154. Сказанное можно пояснить многими доводами рассудка. Например, хорошо известно, что апостолы, после того как получили Дух Святой в дар от Господа, проповедовали евангелие во многих странах мира, возвещая его устно и письменно. Они делали это каждый от себя по Господу. Пётр учил и писал по-своему, Иаков по-другому, иначе — Иоанн и Павел, и каждый по своему разумению. Господь наполнил их всех Своим Духом, но каждый брал от Него в той мере, которая определялась особенностями его восприятия, и исполнял долг в соответствии со своими возможностями. Все ангелы в небесах полны Господом, поскольку они в Нём, и Он в них; и тем не менее каждый из них говорит и действует соответственно состоянию своего ума: кто-то просто, кто-то мудро и при этом в бесконечном разнообразии, но все говорят от себя по Господу.
То же и каждый служитель церкви, как тот, что в истине, так и тот, что во лжи. У всех есть собственный рот и собственный разум, и все говорят от своего ума, то есть от своего духа, у кого какой есть. Все протестанты, называются ли они евангелическими или реформированными, после того как изучат догматы, унаследованные от Лютера, Меланхтона или Кальвина, не говорят их устами, и через них не говорят сами учения, но сами от себя говорят по учителям. Каждое учение можно растолковать тысячами способов, ведь любое из них подобно рогу изобилия, из которого всякий выбирает то, что согласно и сопоставимо с его духом, и разъясняет по мере своего таланта.
Это можно пояснить на примере действия сердца на лёгкие и в них и самостоятельного действия лёгких, вызванного сердцем. Это два различных, но взаимосвязанных действия. Лёгкие дышат самостоятельно под воздействием сердца, но не сердце дышит посредством лёгких. Если бы так обстояло дело, и лёгкие, и сердце остановились бы. Подобно тому сердце действует на все внутренности тела и в них. Сердце снабжает кровью всё тело, но каждый орган из неё берёт свою порцию, необходимую ему для выполнения своего предназначения, и действует в соответствии с этим предназначением, однако каждый по-своему.
Затем это можно пояснить таким примером. Зло от родителей, называемое наследственным, действует на человека и в человеке; также — и добро от Господа, но оно сверху или внутри, а зло — снизу или снаружи. Если бы зло действовало посредством человека, он не мог бы быть преобразован, но обвинять его было бы нельзя. Подобно тому, если бы добро от Господа действовало посредством человека, его тоже нельзя было бы преобразовать. Но поскольку и то, и другое зависит от свободного выбора человека, он становится обвиняемым, если действует от себя по злу, и невиновным, если действует от себя по добру. Итак, поскольку зло — это дьявол, а добро — это Господь, человек обвиняется, если действует по дьяволу, и невиновен, если действует по Господу. Именно свобода выбора, которая есть у каждого человека, даёт ему возможность преобразоваться.
То же самое со всем внутренним и внешним у человека: они различны, но при этом взаимосвязаны. Внутреннее действует на внешнее и в нём, но не посредством него. Внутреннее включает в себя тысячи составляющих, из которых внешнее выбирает только то, что ему подходит. Во внутреннем же, под которым понимается желающий и постигающий ум, сложены огромные кучи понятий, и, если бы они разом вырвались наружу через рот человека, это было бы похоже на поток воздуха из кузнечного меха. Поскольку внутреннее включает в себя всё общее, его можно сравнить с океаном, цветником или садом, из которого внешнее берёт столько, сколько ему нужно для его целей. Слово Господа подобно океану, цветнику или саду. Когда Слово в достаточной полноте присутствует во внутреннем человека, тогда он говорит и действует от себя по Слову, но не Слово действует через него. То же самое — и Господь, поскольку Он есть Слово, то есть Божественная истина и Божественное добро в нём. Господь от Себя, то есть из Слова, действует на людей и в них, но не через них, ибо человек свободно действует и говорит по Господу, когда по слову.
Ближе всего это можно пояснить взаимоотношением души и тела, которые различны, но взаимосвязаны. Душа действует на тело и в нём, но не через тело; тело действует от себя по душе. Душа не действует посредством тела потому, что они не советуются и не выносят совместные решения, душа не приказывает и не просит, чтобы тело сделало то или это, и не говорит собственными устами. Также и тело не требует и не просит душу что-либо дать или предоставить. То же самое — и с Божественным и человеческим Господа; ибо Божественное Отца — это душа Его человеческого, а человеческое — Его тело. Человеческое не просит Божественное сказать, что ему говорить и делать, почему Господь и сказал:
В тот день будете просить во имя Моё, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас, ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня.
Иоанн 16:26, 27.
В тот день — значит после Его прославления, то есть после совершенного и полного соединения с Отцом. Эта тайна — от Господа для тех, кто будет состоять в Его новой церкви.
155. Выше, в разделе III было показано, что Божественное благодеяние, подразумеваемое под ниспосланием Святого Духа, у духовенства, в частности, проявляется в просвещении и наставлении; но к этим двум следует добавить два посредствующих проявления: постижение и расположение. Поэтому у духовенства есть четыре следующих по порядку состояния: просвещение, постижение, расположение и наставление. Просвещение — от Господа. Постижение — со стороны человека; в зависимости от состояния его ума оно формируется из тех предметов, которым его учат. Если учение истинно, постижение становится ясным благодаря озаряющему свету. Но если учение ложно, постижение бывает только сумрачным, хотя и может казаться ясным, если достаточно обосновано; однако это происходит от света неразумности, в котором для чисто природного взора всё выглядит ясным.
Расположение же происходит от склонности любви воли. Располагает удовольствие её любви. Если это удовольствие от любви к злу и происходящей от него лжи, возникает рвение, которое внешне выглядит жёстким, шероховатым, обжигающим и огнедышащим, а внутри оно — гнев, ярость и безжалостность. Но если это удовольствие от любви к добру и происходящей от него истины, возникает ревностность, которая внешне выглядит лёгкой, гладкой, гремящей и горящей, а внутри она — милосердие, благожелательность и сострадание. Далее следует наставление в качестве результата всего предыдущего как причины. Так просвещёние, исходящее от Господа, превращается в свет и тепло различного рода, у каждого в соответствии с состоянием его ума.
156. (VI) Дух человека — это его ум и всё, что исходит из него.
Дух человека по своему происхождению — не что иное, как его ум. Именно ум живёт после смерти и тогда называется духом; если он добр — ангельским духом и затем ангелом, если зол — сатанинским духом и затем сатаной. Ум каждого человека — это его внутренний человек, который и есть настоящий человек и пребывает во внешнем человеке, который образует его тело. Поэтому, когда тело отбрасывается вследствие смерти, внутренний человек имеет совершенно человеческий вид. Таким образом, ошибаются те, кто думают, что ум человека — только в его голове. Там он только в своих началах, из которых в первую очередь исходит всё, что человек думает своим разумом и делает своей волей. А в теле ум присутствует своими управляющими началами, предназначенными для ощущения и движения. Поскольку они внутренне присоединены ко всему телесному, они сообщают ему способность чувствовать и двигаться, а также внушают представление, что тело думает и действует само. Однако всякий разумный человек знает, что это иллюзия. Итак, раз дух человека мыслит из разума и действует из воли, а тело — не само по себе, а от духа, следовательно, под духом человека надо понимать его разум и склонность любви, и всё исходящее из них и действующее.
Что дух человека означает всё то, что в его уме, известно из многих мест в Слове. В этом не останется сомнений, если просто процитировать их. Вот только некоторые из них.
Веселеил исполнен духом мудрости, разумения и знания.
Исход 31:3
Навуходоносор сказал о Данииле, что в нём оказался высокий дух знания, разумения и мудрости.
Дан. 5:12, 14
Иисус исполнился духа мудрости.
Втор. 34:9
Сотворите себе новое сердце и новый дух.
Иезек. 18:31
Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небес.
Матф. 5:3
Я живу в сокрушённых и смиренных духом, чтобы оживлять дух смиренных.
Исаия 57:15
Жертва Богу — дух сокрушённый.
Пс. 50:19
Я дам вместо унылого духа одежду восхваления.
Исаия 61:3
Дух также означает то, что принадлежит извращённому и дурному уму:
Он сказал безумным пророкам, которые водятся своим духом.
Иезек. 13:3
Вы беременны мякиной, рожаете солому; что же до духа вашего, огонь пожрёт вас.
Исаия 33:11
Муж, который бродяга духом и говорит ложь.
Михей 2:11
Поколение, неверное Богу духом своим.
Пс. 77:8
Дух блуда.
Осия 4:12; 5:4
Растает всякое сердце, и всякий дух изнеможет.
Иезек. 21:7
И что приходит вам на дух, совсем не сбудется.
Иезек. 20:32
В чьём духе нет лукавства.
Пс. 31:2
Смутился дух фараона.
Бытие 41:8.
То же сказано о Навуходоносоре (Дан. 2:3).
Из этих и многих других мест явно можно заключить, что дух означает ум человека и всё, что к нему относится.
157. Поскольку дух человека означает его ум, выражение «быть в духе», часто встречающееся в Слове, означает состояние, в котором ум отделён от тела. В таком состоянии были пророки, когда видели то, что происходит в духовном мире. Поэтому оно и называется «Божье видение». Они находились при этом в том же состоянии, что и духи и ангелы в том мире. В этом состоянии дух человека, как зрение его ума, может переноситься из одного места в другое, в то время как его тело остаётся на своём месте. Это то состояние, в котором я бывал в течение последних двадцати шести лет, с той разницей, что был при этом одновременно и в духе, и в теле, и только изредка вне тела. Иезекииль, Захария, Даниил и Иоанн, написавший Апокалипсис, бывали в этом состоянии, что известно из следующего.
Иезекииль говорит: «И поднял меня дух, и увёл меня в Халдею, к пленникам, в видении, в духе Божьем. И отошло от меня видение, которое я видел» (Иезек. 11:1, 24). Дух поднял его и он слышал позади себя звук сильного грома (Иезек. 3:12, 13). Дух поднял его между землёй и небом, и отнёс его в Иерусалим, и он видел мерзости (Иезек. 8:3 сл.). Он видел четырёх животных, которые были херувимами, и различные видения вместе с ними (Иезек. главы 1 и 10), и затем новую землю и новый храм, и ангела, измерявшего его (Иезек. главы 40—48). При этом он был в видениях и в духе (Иезек. 40:2; 13:5).
Подобное происходило и с Захарией, когда он был с ангелом и видел человека верхом на коне между миртами (Зах. 1:8 сл.), четыре рога и человека с землемерной верёвкой в руке (Зах. 2:1, 5 сл.), Иисуса, великого священника (Зах. 3:1 сл.), четыре колесницы, выходящие между двумя горами, и коней (Зах. 6:1 сл.). Даниил был в том же состоянии, когда видел четырёх зверей, выходящих из моря, и многое, относящееся к ним (Дан. 7:1 сл.), и битву барана и козла (Дан. 8:1 сл.). Он видел это в видении (Дан. 7:1, 2, 7, 13; 8:2; 10:1, 7, 8); ангел Гавриил являлся ему в видении и говорил с ним (Дан. 9:21).
Подобное происходило с Иоанном, когда он писал Апокалипсис. Он говорит, что он был в духе в день воскресный (Откр. 1:10), был перенесён в духе в пустыню (Откр. 17:3), вознесен на высокую гору в духе (Откр. 21:10) и видел коней в видении (Откр. 9:17). В другом месте он говорит, что видел то, что описывает, например Сына Человеческого посреди семи светильников; скинию, храм, ковчег и алтарь в небесах; книгу, запечатанную семью печатями, и коней, выходящих из неё; четырёх животных вокруг престола; двенадцать тысяч избранных из каждого колена; затем Агнца на горе Сион; саранчу, поднявшуюся из бездны; дракона и его сражение с Михаилом; женщину, родившую младенца мужского пола и бежавшую в пустыню из-за дракона; двух зверей: одного, поднимающегося из моря, и другого, с земли; женщину, сидящую на багряном звере; дракона, брошенного в озеро из огня и серы; белого коня и великий пир; святой город Иерусалим, который нисходил с неба, с описанием его ворот, стен и оснований стены; реку воды жизни и деревья жизни, которые приносили плоды каждый месяц, и многое другое. Пётр, Иаков и Иоанн были в том же состоянии, когда видели преображённого Иисуса, и Павел, когда слышал с небес неизъяснимое.
158. Заключение.
Поскольку в этой главе рассматривается Святой Дух, безусловно стоит заметить, что в Слове Ветхого завета нигде не упоминается Святой Дух, а только «Дух святости» в трёх местах, один раз у Давида (Пс. 50:13) и два раза у Исаии (63:10, 11). Однако он часто упоминается в Слове Нового завета, как у евангелистов, так и в Деяниях и Посланиях апостолов. Причина в том, что Святой Дух появился, когда Господь пришёл в мир, так как он исходил от Него по Отцу; ибо «Господь один свят» (Откр. 15:4). По этой же причине ангел Гавриил, говоря с Марией, матерью Иисуса, сказал: «Рождаемое от тебя святое» (Лука 1:35). Сказано: «Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Иоанн 7:39), хотя ранее говорилось, что Елизавета исполнилась Святого Духа (Лука 1:41), а также Захария (Лука 1:67) и Симеон (Лука 2:25), потому что они исполнились духа Иеговы Отца, который был назван Святым Духом ввиду того, что Господь уже был в мире.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|