|
Катехизис, или Десять заповедей, разъяснённые как по внешнему, так и по внутреннему смыслу 3 глава
322. В духовном смысле произносить ложное свидетельство означает убеждать других в том, что ложные понятия веры истинны и злой образ жизни хорош, а истинные понятия ложны и добрый образ жизни плох. Но во всех случаях подразумевается, что это делается преднамеренно, а не по незнанию; то есть после того, как узнал, что такое истина и добродетель, но не до того. Ибо Господь говорит:
Если бы вы были слепы, то не имели бы греха; но так как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас.
Иоанн 9:41
Такого рода лживые утверждения подразумеваются в Слове под «ложью», а подобные намерения — под «обманом» и «коварством», в следующих местах:
Мы заключили союз со смертью, и с преисподнею сделали договор. Ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя. Исаия 28:15. Народ мятежный, дети лживые, которые не хотят слушать законы Иеговы. Исаия 30:9. От пророка до священника — все действуют лживо. Иерем. 8:10. Жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их. Михей 6:12. Ты погубишь говорящих ложь, коварного гнушается Иегова. Пс. 5:7. Приучили язык свой говорить ложь; живут они среди коварства. Иерем. 9:5, 6.
Поскольку таково значение «лжи», Господь говорит, что дьявол, если говорит ложь, то говорит своё. (Иоанн 8:44). «Ложь» также означает лживость и неистинность в следующих местах: Иерем. 23:14, 32; Иез. 13:6—9; 21:29; Осия 7:1; 12:1; Наум 3:1; Пс. 119:2, 3.
323. В небесном смысле произносить ложное свидетельство — значит богохульствовать на Господа и Слово, изгоняя, таким образом, истину из церкви. Ведь Господь — сама истина, равно как и Слово. Напротив, свидетельствовать в этом смысле — значит говорить истину, а свидетельство означает саму истину. Вот почему и Десять заповедей тоже называются свидетельством (Исход 25:16, 21, 22; 31:7, 18; 32:15; 40:20; Левит 16:13; Числа 17:4, 10). Поскольку Господь — сама истина, Он и говорит о Себе, что Он свидетельствует. Господь — сама истина (Иоанн 4:16; Откр. 3:7, 14). Он свидетельствует, и является свидетельством Самому Себе (Иоанн 3:11; 8:13—19; 15:26; 18:37, 38).
324. Кто преднамеренно или с целью обмануть, говорит ложное и произносит это тоном, имитирующим духовную любовь, тем более если пересыпает это истинами из Слова, которые становятся искажёнными истинами, — такого рода люди древними именовались заклинателями (об этом см. «Апокалипсис открытый», 462); а также прорицателями и змеями с дерева познания добра и зла. Таких притворщиков, лгунов и обманщиков можно уподобить людям, которые мило и дружелюбно болтают со своими врагами и пока говорят, всё время держат кинжал у них за спиной, чтобы убить их. Ещё их можно уподобить окунающим свои мечи в яд перед нападением на врагов; и тем, кто подмешивает аконит в воду, или ядовитые вещёства в молодое вино и затем подслащивает. Ещё их можно уподобить очаровательным и прелестным блудницам, заражённым страшной болезнью, или растениям со стеблями, покрытыми иголочками, которые при попадании в нос повреждают обонятельные волокна; или обсахаренному яду; или помету, который, когда по осени засыхает, издает сносный запах. Такие люди описываются в Слове как леопарды (см. «Апокалипсис открытый», 572).
XI
Девятая и десятая заповеди.
Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего
325. В общепринятом ныне Катехизисе этот отрывок обычно разделяют на две заповеди[61]. Одна, девятая, «Не желай дома ближнего твоего»; другая, десятая, «Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего». Поскольку же эти две заповеди составляют одно целое и занимают один стих (Исход 20:17 и Втор. 5:21), я предпочёл рассмотреть их вместе. Это, однако, не потому, что мне хочется, чтобы они составляли по форме одну заповедь, напротив, я предполагал, что, как обычно, это будут две заповеди, раз все вместе они названы Десятословием (Исход 34:28; Втор. 4:13; 10:4).
326. Эти две заповеди пересматривают все предыдущие, поучая и заповедуя, что злых дел нельзя ни делать, ни даже желать. Потому они не только для внешнего человека, но и для внутреннего; ведь если кто воздерживается от злых действий, но всё равно стремится к ним, он, на самом деле, совершает их. Ибо Господь говорит:
Всякий, кто смотрит на чужую жену с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.
Матф. 5:27, 28
Внешний человек не станет внутренним, или не будет действовать заодно с внутренним, пока не избавлен от вожделений. И этому учит Господь, говоря:
Горе вам, книжники и фарисеи, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и невоздержанности. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Матф. 23:25, 26
Кроме того, см. всю главу от начала до конца. Внутренне, если оно фарисейское, жаждет того, что запрещено первой, второй, пятой, шестой, седьмой и восьмой заповедями.
Хорошо известно, что, будучи в мире, Господь учил внутренним учениям церкви, а они запрещают желать злых дел. Учил же Он этому для того, чтобы внутренний и внешний человек составляли одно. Это и есть рождение заново, как сказал Господь Никодиму (Иоанн, глава 3). Никто не может родиться заново или возродиться и стать, таким образом, внутренним человеком, если Господь не сделает его таковым. Для того чтобы эти две заповеди обернуть ко всему предыдущему с запрещёнием желать этого, первым упоминается дом, затем жена, затем раб, рабыня, вол и осёл и, наконец, всё, что есть у ближнего. Дом подразумевает и всё остальное, ведь в нём муж, жена, раб, рабыня, вол и осёл. Жена, упомянутая следующей, предполагает и то, что следует за ней, поскольку она — хозяйка, как и муж её — хозяин в доме. Раб и рабыня у них в подчинении, а вол и осёл — в подчинении у рабов. Последним идёт всё более низкое и внешнее, названное «всё, что у ближнего твоего». По всему этому ясно, что эти две заповеди пересматривают все предыдущие в общем и в частностях, как в широком, так и в строгом смысле.
327. В духовном смысле эти заповеди запрещают всё желания, направленные против духа, то есть те, что противопоставляются духовности церкви, которая, прежде всего, связана с верой и милосердием. Если не усмирить эти желания, то плоть, предоставленная самой себе, может пойти на любое преступление. Ибо хорошо известно из посланий Павла, что плотские желания противоположны духу, духовные же — плоти (Гал. 5:17). Ещё у Иакова:
Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
Иак. 1:14, 15
А также у Петра:
Господь соблюдает беззаконников ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти.
2 Пет. 2:9, 10
Короче говоря, эти две заповеди, понимаемые в духовном смысле, рассматривают всё, прежде в этом смысле упомянутое, с тем, что этого нельзя желать, и то же самое в небесном смысле. Излишне будет возвращаться к этому ещё раз.
328. Желания плоти, глаз и остальных чувств, если они отделяются от желаний, то есть привязанностей, стремлений и удовольствий духа, точно так же, как и желания животных, в основе — звериные. Но привязанности духа — это те, что у ангелов, и их поэтому можно назвать истинно человеческими. Поэтому, насколько кто потакает желаниям плоти, настолько он — животное и дикий зверь, но насколько кто поддается побуждениям духа, настолько он — человек и ангел. Желания плоти можно сравнить с вяленым и высушенным виноградом и с диким виноградом; а привязанности духа — с сочными и вкусными виноградинами, а также со вкусом вина, полученного из них. Желания плоти можно сравнить со стойлами, в которых содержатся ослы, козлы и свиньи; а привязанности духа — со стойлами, в которых содержатся породистые лошади, а также овцы и ягнята. Различие такое же, как между ослом и лошадью, или между козлом и овцой, ягнёнком и свиньёй; или, вообще говоря, между шлаком и золотом, мелом и серебром, кораллом и рубином, и так далее. Желание и поступок неразрывны, как кровь и плоть или как пламя и масло. Ибо желание в поступке, как воздух в лёгких, когда он становится дыханием и речью, или как вода в мельничном колесе, приводящая в движение и работу механизмы.
XII
Десять заповедей содержат всё, относящееся к любви к Богу, и всё, относящееся к любви к ближнему
329. Восемь из Десяти заповедей — первая, вторая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая и десятая — не содержат упоминания о любви к Богу и любви к ближнему. Они не говорят нам, что нужно любить Бога, хранить в святости имя Божье, что нужно любить ближнего и обходиться с ним честно и справедливо; они просто говорят: «Нет другого Бога пред моим лицом; не произноси имени Божьего напрасно; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не желай того, что у ближнего твоего». Вообще, они предписывают не хотеть, не замышлять и не делать зла ни Богу, ни ближнему. Причина того, почему нам не указано делать непосредственно работу любви и милосердия, а только избегать их противоположностей, заключается в том, что, насколько человек остерегается зла как греха, настолько он хочет добрых дел любви и милосердия. В главе о милосердии (глава 7) мы увидим, что первая цель любви к Богу и любви к ближнему — не делать зла и уже вторая цель — делать добро.
Есть две противоречивых любви: любовь желать и делать добро и любовь желать и делать зло. Вторая любовь есть любовь адская, первая — небесная. Весь ад обладает любовью делать зло, все небеса обладают любовью делать добро. Так что поскольку люди от рождения склонны ко всякого рода злу и с рождения тяготеют к адским занятиям, не имея возможности попасть в небеса, если не родятся заново, то есть не возродятся, то сначала должно быть устранено зло, принадлежащее аду, прежде чем человек сможет хотеть добрых дел, принадлежащих небесам. Ибо никто не может быть принят Господом, пока не разлучён с дьяволом. Способ устранения зла и побуждения человека делать добро будет показан в двух главах: о Покаянии (глава 9) и о Преобразовании и возрождении (глава 10).
Господь учит у Исаии, что сначала нужно устранить зло, прежде чем добрые дела человека станут добрыми в глазах Бога:
Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро. Тогда, если будут грехи ваши, как багряное, — они станут белыми, как снег; если будут красными, как пурпур, — будут как шерсть.
Исаия 1:16—18
Есть подобный отрывок и у Иеремии:
Стань во вратах дома Иеговы и провозгласи там слово сие и скажи: так сказал Иегова Саваоф, Бог Израиля: исправьте пути ваши и деяния ваши. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Иеговы, храм Иеговы, храм Иеговы» [то есть Его церковь]. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи, и потом приходите и становитесь передо Мной в доме сём, над которым наречено имя Моё, и говорите: «мы были выведены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не сделался ли вертепом разбойников дом сей? Вот, Я видел это, говорит Иегова.
Иерем. 7:2—4, 9—11
У Исаии мы также научены, что до омывания или очищения от зла молитвы, обращенные к Богу, не будут услышаны:
Увы, народ грешный, народ обременённый беззакониями, — вернулись в своё изгнание. Когда оттуда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. И даже когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу.
Исаия 1:4, 15
Соблюдающему Десять заповедей и избегающему зла сопутствуют любовь и милосердие; это подтверждается словами Господа у Иоанна:
Иисус сказал: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам; и мы с ним сотворим себе обитель.
Иоанн 14:21, 23
Заповеди здесь означают в первую очередь Десять заповедей, которые утверждают, что нельзя ни делать, ни желать зла, и что, таким образом, любовь человека к Богу и Бога к нему приходит, вслед за добром, после того, как зло устранено.
330. Мы сказали, что насколько кто избегает зла, настолько он по-настоящему хочет добрых дел. Причина в том, что зло и добро — противоположности; ведь зло исходит из ада, а то, что хорошо — с небес. Так что в той степени, до которой ад, то есть зло, удалён, в той степени приближаются небеса, а человек устремлён к добру. Истина этого становится совершенно ясной при рассмотрении восьми из Десяти заповедей в свете сказанного. Итак: 1) Всякий, насколько он не поклоняется другим богам, настолько же поклоняется истинному Богу. 2) Всякий, насколько он не употребляет имени Божьего напрасно, настолько же любит исходящее от Бога. 3) Всякий, насколько он не хочет совершать убийства и действовать из ненависти или мести, настолько же желает ближнему добра. 4) Всякий, насколько он не хочет прелюбодействовать, настолько же хочет жить непорочно со своей женой. 5) Всякий, насколько он не хочет красть, настолько же старается вести себя честно. 6) Всякий, насколько он не хочет лжесвидетельствовать, настолько же хочет размышлять об истине и говорить её. 7) и 8) Всякий, насколько он не желает того, что есть у его ближнего, настолько хочет, чтобы его ближний услаждался тем, что у него есть.
Это доказывает, что Десять заповедей содержат всё, относящееся к любви к Богу и любви к ближнему. Вот почему Павел говорит:
Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай, и все другие заключаются в сём слове: люби ближнего своего, как самого себя. Милосердие не делает ближнему зла; итак милосердие есть исполнение закона.
Рим. 13: 8—10
К этому необходимо добавить два правила, предназначенные для новой церкви: 1) Никто не может сам по себе избегать зла как греха и делать добрые дела, которые благи в глазах Бога; но всякий, насколько он избегает зла как греха, настолько делает добрые дела, не сам по себе, а от Господа. 2) Нужно избегать зла как греха и бороться против него, как будто самому по себе. Если кто-то избегает зла не потому, что это грех, а по какой-либо иной причине, то он не избегает его, а только устраивает так, чтобы оно не было заметно для глаз мира.
331. Зло и добро не могут существовать вместе, и в той степени, в которой удалено зло, ощущают добро и стремятся к нему. Это потому, что в духовном мире от каждого излучается сфера его любви. Она распространяется вокруг и так действует на окружающих, что человек нравится или не нравится им. Благодаря этим сферам и происходит разделение добрых и злых. Есть много параллелей в природном мире, указывающих на то, что нужно прежде удалить зло, чтобы затем узнать, ощутить и полюбить добро. Например, никто не может подступиться к тому, кто держит в доме леопарда или пантеру и живёт с ними в безопасности, потому что кормит их, если сначала не уберёт этих диких животных.
Бывает ли, чтобы кто-то, будучи приглашён на обед к королю или королеве, не вымыл лицо и руки перед появлением на приеме? Бывает ли, чтобы кто-то, женившись, вошёл в брачный чертог, не приняв ванну и не облачившись в брачный наряд? Бывает ли, чтобы кто-то не воспользовался сначала огнём, чтобы очистить минералы и отделить их от шлака, прежде чем получит чистое золото или серебро? Бывает ли, чтобы кто-то не отделил плевелы от своего урожая пшеницы, прежде чем сложит его в амбары? Или кто не вымолачивает шелуху из урожая ячменя молотилкой, перед тем как собрать его и отнести домой?
Бывает ли, чтобы кто-то не готовил сырое мясо, пока оно не станет съедобным, прежде чем подать к столу? Всякий отрясает личинки с листьев деревьев своего сада, не то листья будут поедены и потеряны плоды, не так ли? Найдётся ли кто-то, кто не испытывает отвращения к грязи в домах и во дворах и не убирает их, тем более если ждут принца или принцессу в качестве невесты? Полюбит ли кто-нибудь девушку, собираясь на ней жениться, если она заражена пагубной болезнью или покрыта пятнами и прыщами, как бы она ни красилась, ни одевалась в изысканные вещи и ни пыталась сделаться привлекательной, расточая комплименты?
Надо очищать себя от зла, а не ждать, когда Господь сделает это за тебя разом, что можно увидеть из сравнения с тем слугой, который, с лицом и одеждой, измазанными сажей и навозом, подошёл, войдя в дом, к хозяину и сказал: «Господин, помойте меня, пожалуйста». Не скажет ли ему хозяин: «Ты чего возомнил, дурак? Вот вода, мыло и полотенце. У тебя что, нет рук, или они у тебя не действуют? Мойся сам». Так и Господь Бог скажет: «Средства очищения Я дал тебе, твоя воля и способность действовать также даны были Мною; так что используй эти Мои дары и таланты, как если бы они были твоими, и будешь очищен», и так далее. Господь учит нас, что надо очистить внешнего человека, но посредством внутреннего: см. Матфей, глава 23 от начала до конца.
* * *
332. Здесь я приведу четыре воспоминания, из которых первое — вот это.
Однажды я услышал какие-то возгласы, пробивающиеся из нижних областей как будто через воду. Одно восклицание, слева, было: «Как справедливо!»; другое, справа: «Как умно!»; а третье, позади меня: «Как мудро!» Это удивило меня: неужели даже в аду есть праведные, учёные и мудрые люди? Голос с небес сказал мне: «Ты увидишь и услышишь».
Затем, в духе, я покинул дом и увидел перед собой расщелину в земле; подойдя и заглянув в неё, я увидел ступени и стал спускаться. Достигнув нижней поверхности, я увидел равнины, покрытые кустарником вперемежку с колючками и крапивой. Я спросил, не ад ли это. «Это нижняя земля, — сказали мне, — прямо над адом». Тогда я подошёл по очереди в направлении к каждому из возгласов, первым туда, откуда было: «Как справедливо!» Я увидел собрание тех, которые в мире были судьями, поддающимися влиянию собственных пристрастий и подкупа. Затем я направился в сторону другого выкрика: «Как умно!», и увидел собрание тех, кто в мире любил логику; а потом на третий выкрик: «Как мудро!», и увидел собрание тех, кто в мире увлекался доказательством всего подряд.
Однако покинув остальных, я вернулся к первой группе, к судьям, находившимся под влиянием пристрастности и подкупа, тем, которых славили за справедливость. С одной стороны я увидел нечто вроде амфитеатра, сложенного из кирпичей, с крышей из черной черепицы; мне сказали, что это их здание суда. У него имелось три входа с северной стороны и три с западной, но ни одного с южной и с восточной стороны; это указывало на то, что их суды были не беспристрастными, а своевольными. Посреди амфитеатра был виден очаг, на который истопники бросали пропитанные серой и полные смолы факелы. От их света, падавшего на стены, покрытые штукатуркой, получались образы вечерних и ночных птиц. Но и очаг, и мерцавший свет его, образующий эти картины, были изображением их судов, указывающим на их способность расписать истину любого вопроса ложными цветами и показать её с выгодой для стороны, которой они отдают предпочтение.
Полчаса спустя я увидел входящих один за одним пожилых и молодых людей в мантиях и судейских тогах; они сняли свои шляпы и расселись на стулья за столы, чтобы провести заседание. Послушав, я понял, с каким искусством и изобретательностью они склонялись на сторону, которой они благоволили, и изворачивались в своих суждениях, чтобы выставить их беспристрастными. Они до того уже дошли, что даже сами несправедливость могли видеть справедливой, а справедливость, наоборот, несправедливой. Что у них были такого рода заблуждения, было видно по их лицам и слышно в звуке их голоса. Затем мне было дано озарение с небес, чтобы я мог понимать, какое утверждение правомочно, а какое нет. Далее я увидел, как усердно они вуалировали несправедливость и придавали ей вид справедливости, выбирая из законов один, наиболее подходящий для их случая, и пользуясь ловкими доводами для того, чтобы обойти остальные. Когда суд был окончен, их приговоры передали их клиентам, друзьям и сторонникам, находившимся снаружи, и те, чтобы вознаградить их за проявленное к ним предпочтение, ушли далеко по улицам, крича: «Как справедливо, как справедливо!»
После того я беседовал об этих судьях с некоторыми ангелами с небес и рассказал им нечто из того, что видел и слышал. Ангелы сказали, что такие судьи кажутся наделёнными острейшей силой разума, на деле же они неспособны видеть и крупицы правосудия и справедливости. «Если у них отнять их пристрастность, — сказали они, — они сидели бы в суде как статуи и говорили бы только: «Я не против, я согласен с суждением, что так-то и так-то или то-то и то-то». Причина в том, что их суды основаны на предвзятости, а предвзятость разбирает дело от начала до конца пристрастно. Следовательно, они не могут видеть никакой другой стороны дела, кроме стороны своих друзей; если появляется что-то противостоящее ей, они отводят глаза и смотрят на это искоса. Если всё же они возвращаются к рассмотрению противостоящего вопроса, то опутывают его доводами, как паук связывает паутиной свою жертву, и проглатывают его. Так что они никакую точку зрения не могут видеть правомерной, если она не укладывается в паутину их предубеждения. Их испытывали, могут они, или нет, и оказалось, что не могут. Жители твоего мира будут удивлены этим, но ты можешь сказать, что это утверждение истинно, оно проверено ангелами небесными. Поскольку эти судьи не могут видеть какой бы то ни было справедливости, мы в небесах не считаем их за людей, но за чудовищные подобия людей, головы которых сделаны из пристрастия, туловища — из несправедливости, ноги и руки — из доказательств, ступни же ног — из справедливости, чтобы, если она не поддержит их друзей, можно было бы наступить на неё ногами и растоптать её. На что они похожи в действительности, ты скоро увидишь, поскольку близок их конец».
Затем земля неожиданно расступилась, столы попадали друг на друга, и вместе со всем амфитеатром люди были поглощены землёй и брошены в тюрьмы внутри пещер. Тогда меня спросили, не хочу ли я посмотреть на них там. У них оказались лица из блестящей стали, тела от шеи до икр — как изваяния в леопардовых шкурах, и ступни, похожие на змей. Я увидел, что книги законов, которые они положили на столы, превратились в игральные карты; и теперь вместо судопроизводства им было дано задание делать из красной краски румяна, чтобы мазать лица блудниц и делать их похожими на красавиц.
Увидев это, я захотел посетить две другие группы, одну, которая состояла из людей, не любящих ничего, кроме логики, и другую, из тех, которым требовалось доказывать всё подряд. «Подожди немного, — сказали мне, — и тебе дадут сопровождающих из ангелов ближайшего к ним общества. С их помощью ты получишь озарение от Господа и увидишь поразительные зрелища».
333. Второе воспоминание.
Некоторое время спустя я снова услышал крики с нижней земли, те же, что и раньше: «Как умно, как умно!» Осмотревшись вокруг, нет ли кого, я обнаружил, что нахожусь в окружении ангелов небесных прямо над людьми, кричащими: «Как умно!»
Когда я заговорил с ними о кричавших, они сказали, что это — учёные люди, которые лишь спорят, существует что-либо или нет, и редко приходят к мысли, что оно есть. «Поэтому они как ветер, который подует и проходит, или как кора дерева, лишённого сердцевины, или как миндальная скорлупа без ядра, или кожица плода без мякоти внутри. Ибо их умы лишены внутреннего суждения и прямо соединены с телесными чувствами. Так что, если сами чувства неспособны судить, то они не могут прийти ни к какому заключению. Короче, они — создания своих чувств, и мы зовём их торговцами логикой. Мы зовём их так потому, что они никогда не приходят ни к каким заключениям, а подхватывают всё, что слышат, и спорят, существует ли это, непрерывно высказываясь „за“ или „против“. Ничто не дает им большего удовольствия, чем нападать на истины и, делая их предметом дискуссий, разрывать их в клочья. Таковы люди, считающие себя учёными превыше всех в мире».
Услышав это, я просил ангелов проводить меня к ним. Они отвели меня к углублению, откуда ступени вели вниз, на нижнюю землю. Мы спустились и пошли на звук возгласов: «Как умно!» Там мы обнаружили несколько сот человек, стоявших на одном месте и топавших ногами о землю. Я был удивлён этим и спросил: «Зачем они вот так стоят и топают о землю? Так же можно, — добавил я, — проделать такую же дыру в земле, как та».
Ангелы на это улыбнулись и сказали: «Кажется, что они стоят на месте, потому что они никогда не думают о чём-то, как о существующем, а только существует оно или нет, и об этом спорят. Раз мысль не имеет дальнейшего развития, то и кажется, что они только вытаптывают и опустошают один и тот же клочок земли без продвижения».
Ангелы продолжали: «Прибывающие в этот мир из природного, коим сказано, что они в другом мире, образуют группы во многих местах и пытаются выяснить, где небеса и ад, а равно где Бог. Однако даже когда их научат этому, всё равно начинают рассуждать, обсуждать и спорить, существует ли Бог. Так происходит оттого, что очень много людей в настоящее время в мире поклоняются природе, и когда беседа заходит о религии, то именно этот вопрос они обсуждают между собой и с другими. Такие предположения и споры редко кончаются заявлением веры в существование Бога. Впоследствии эти люди общаются всё больше и больше с дурными; так происходит из-за того, что никто не может делать ничего хорошего из любви к добру иначе как с Божьей помощью».
После этого меня привели в собрание, и там я увидел недурных лицом и хорошо одетых людей. «Так они выглядят, — сказали ангелы, — в своём собственном свете, но если пролить небесный свет, то произойдёт перемена в их лицах и одежде». Так и случилось, и лица их стали темнокожими, а одеты они оказались в черную мешковину. Но как только этот свет прекратился, они вернулись в свой первоначальный вид.
Немного позже я беседовал с некоторыми из собравшихся и сказал им: «Я слышал, что толпа вокруг вас кричала „Как умно!“ Поэтому я хотел бы, если можно, принять участие в разговоре с вами на тему, которая является предметом наиболее глубокой учености». «Спроси о чём угодно, — ответили они, — и мы удовлетворим тебя».
«Какого рода религия, — спросил я, — приведёт к спасению людей?»
«Мы разобьём этот вопрос, — сказали они, — на несколько и не сможем дать ответ, пока не решим все. Порядок обсуждения будет такой: 1) имеет ли религия какое-либо значение; 2) есть ли такое явление, как спасение, или нет; 3) может ли одна религия быть более действенной, чем другая; 4) существуют ли небеса и ад; 5) есть ли вечная жизнь после смерти; и ещё много вопросов».
Тогда я спросил мнения по первому вопросу, имеет ли религия какое-либо значение; и они начали обсуждение со множеством выкладок. Я предложил им обратиться с этим к собравшимся, что и было сделано. Последовал единогласный ответ, что утверждение это требует настолько длительного изучения, что оно может быть не окончено к вечеру. «А сможете ли вы, — спросил я, — закончить его в течение года?» Один из них сказал, что этому не кончиться и в сто лет. «Таким образом, — сказал я, — всё это время у вас не будет религии, а поскольку на ней основано спасение, у вас не будет ни понятия о спасении, ни веры в него, ни надежды на него».
«Не дашь ли ты нам, — ответил он, — сначала убедиться, существует ли религия, что она такое, и имеет ли она какое-либо значение? Если она существует, то будет и для мудрых тоже; если нет, будет только для простых людей. Хорошо известно, что религия называется узами; но можно задать вопрос: „Для кого?“ Если только для простых людей, то действительно, она не имеет никакого значения; но если для тех, кто мудр, — тогда имеет».
Услышав это, я сказал: «Вы кто угодно, только не учёные, раз вы не можете думать о чём-то иначе, как: существует ли это, и спорите об этом с разных сторон. Разве не тот учёный, кто знает что-то наверняка, продвигаясь к этому выводу точно так же, как продвигаются шаг за шагом вперёд при ходьбе, и должным порядком достигает мудрости? В противном случае вам даже не удастся коснуться истин кончиками пальцев, а будете только отгонять их дальше и дальше от глаз. Поэтому рассуждения только о том, существует ли нечто, подобны спорам о шляпе, которую не носят, или о туфле, которую не надевают. Что может получиться из этого, кроме неведения, существует ли что-либо является ли оно чём-то большим, чем просто понятие, и, таким образом, существует ли спасение, или вечная жизнь после смерти, лучше ли одна религия другой, или существуют ли небеса и ад? У вас не может быть ни одной мысли на эти темы, до тех пор пока вы завязли на первом шагу и месите песок, не в силах поставить одну ногу вперёди другой и продвинуться вперёд. Позаботьтесь же, пока ещё ваши умы находятся под открытым небом, а не в зале суда, чтобы они не окостенели внутренне и не превратились в соляные столбы».
С этими словами я ушёл от них, а они были столь разгневаны, что кидались камнями мне вслед. Они виделись мне тогда похожими на изваяния, полностью лишённые человеческого рассудка. Я спросил ангелов, какова их судьба. Они сказали, что худших из них погружают в бездну, и там они находят пустыню, где их принуждают таскать тяжести. Поскольку они тогда уже не могут произнести ничего разумного, они только болтают и делают праздные замечания. С расстояния они выглядят вьючными ослами.
334. Третье воспоминание.
Затем один из ангелов сказал: «Пойдём со мной туда, где кричат: „Как мудро!“ Там ты увидишь чудовищных людей, с лицами и телами человеческими, хотя это и не люди».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|