Сделай Сам Свою Работу на 5

Катехизис, или Десять заповедей, разъяснённые как по внешнему, так и по внутреннему смыслу 2 глава





300. По используемым в духовном мире именам понятно, что чьё-либо имя означает не одно только его имя, а все его качества. В том мире никто не сохраняет имени, которое получено им при крещении и от своего отца или семьи в этом мире, но каждый зовется согласно своим качествам, а ангелы носят имена, подходящие их нравственной и духовной жизни. Именно их подразумевал Господь, говоря:

Я — пастырь добрый. Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

Иоанн 10:3, 11

 

Подобно тому и в этих словах:

У тебя есть несколько имён в Сардах, которые не осквернили одежд своих. Побеждающему же... напишу на нём имя града Нового Иерусалима, и имя Моё новое.

Откр. 3:4, 12

 

Гавриил и Михаил — это не имена двух людей на небесах, но эти имена означают на небесах каждого, кто обладает истиной о Господе и поклоняется Ему. Под личными именами и названиями местностей в Слове тоже подразумеваются не настоящие люди и места, а вещи, касающиеся церкви.

Даже в природном мире имя не означает одно только имя, а все качества человека, так как они неотделимы от имени. В повседневной речи мы говорим: «Он сделал это ради своего имени», или «ради доброго имени», или «это человек с именем». Под этим мы подразумеваем, что он известен благодаря качествам, которыми обладает, например, мастерству, учености, успехам и т. д. Каждый знает, что, оскорбляя и злословя кого-то по имени, также злословят и оскорбляют его образ жизни. Эти понятия связаны так, что добрая слава его имени рушится. Совершенно так же, если кто-то оскорбительным тоном произносит имя короля, герцога или сановника, то тем самым осыпает бранью также их величие и сан. Равно любой, произносящий с презрением чье-либо имя, вместе с тем выказывает презрение к его образу жизни. Это относится к любой личности; законы любого царства запрещают злословить и оскорблять имя кого бы то ни было, потому что имя равнозначно характеристике и репутации.



 

 

V

 

Третья заповедь.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота - Иегове Богу

301. Эта третья заповедь, смотри Исход 20:8—10; Втор. 5:12, 13. В природном, или буквальном, смысле это значит, что шесть дней — для человека и его работы, а седьмой — для Господа, а для Него — чтобы дать человеку отдохнуть. Суббота на языке подлинника означает покой. Среди Сынов Израиля суббота была святейшим из обычаев, так как символизировала Господа. Шесть дней символизировали Господни труды и сражения с адами, седьмой — Его победу над ними и потому покой. Раз этот день символизирует завершение Господом всего процесса искупления, по этой причине он и был верхом святости. Однако когда Господь пришёл в мир, и символизация Его прекратилась, этот день стал днём поучений на Божественные темы, а также днём отдыха от работы для размышлений о предметах, ведущих к спасению и вечной жизни, и днём любви к ближнему. Что это день для поучений на Божественные темы, понятно из того, что Господь учил в этот день в храме и синагогах (Марк 6:2; Лука 4:16, 31, 32; 13:10). Также из слов Его к человеку, которого Он исцелил: «Возьми постель свою и ходи», и к фарисеям, что Его ученикам можно рвать колосья и есть их в день субботний (Матф. 12:1—9; Марк 2:23 — и до конца; Лука 6:1—6; Иоанн 5:9—19).



Все эти моменты в духовном смысле означают наставление в вопросах учения. То, что делал и говорил Господь, показывает, что этот день стал и днём любви к ближнему (Матф. 12:10—14; Марк 3:1—9; Лука 6:6—12; 13:10—18; 14:1—7; Иоанн 5:9—19; 7:22, 23; 9:14, 16). Каждая из этих серий отрывков поясняет, почему Господь сказал, что Он — господин и субботы (Матф. 12:8; Марк 2:28; Лука 6:5). Из Его высказываний следует, что этот день был для того, чтобы символизировать Его.

302. В духовном смысле эта заповедь означает преобразование и возрождение человека Господом. «Шесть дней работы» означают борьбу с плотью и её вожделениями, и в то же время против зла и лжи, насаждаемых адом. Седьмой день означает соединение человека с Господом и следующее из этого возрождение его. Как будет показано позже, в главе о преобразовании и возрождении, пока продолжается борьба, человек занимается духовным трудом; когда же он возрожден, он отдыхает. Вот важные вопросы, затрагиваемые при этом.



 

(I) Возрождение — точная копия зачатия, вынашивания в утробе, рождения и воспитания.

(II) Первый процесс нового рождения называется преобразованием разума, второй процесс — это возрождение воли и затем разума.

(III) Первым должен преобразоваться внутренний человек, а затем внешний человек посредством внутреннего.

(IV) В это время происходит борьба между внутренним и внешним человеком, и тот, кто побеждает, становится хозяином другого.

(V) Возрождение человека — это обладание новой волей и новым разумом, и т. д.

 

Эта заповедь в духовном смысле означает преобразование человека по той причине, что оно соответствует Господним трудам и битвам против адов, и Его победе над ними, с наступлением затем покоя. Ибо как Господь прославил Своё человеческое и сделал его Божественным, точно так же Он преобразует человека и возрождает его, делая его духовным. Вот что подразумевается под «следованием Ему». Из Исаии, главы 53 и 63, ясно, что Господь занимался сражениями, и они называются трудами; и у людей подобное явление называется трудами (Исаия 65:23; Откр. 2:2, 3).

303. В небесном смысле эта заповедь означает соединение с Господом, ведущее к миру, как результат защищенности от ада. Суббота означает покой, а в высшем смысле — мир. Вот почему Господа называют Князем мира, и Он называет Себя миром; это видно из следующих отрывков:

Младенец родился нам — Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог, Герой, вечный Отец, Князь мира. Умножению владычества и мира Его нет предела. Исаия 9:6, 7. Иисус сказал: мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Иоанн 14:27. Иисус сказал: сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. Иоанн 16:33. Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, говорящего: «воцарился Бог твой!» Исаия 52:7. Иегова избавит в мире душу твою. Пс. 54:19. И делом правды будет мир, и трудами правды — спокойствие и безопасность вовеки. Тогда будут жить в обители мира, и в шатрах безопасности, в спокойном облегчении. Исаия 32:17, 18. Иисус сказал семидесяти, которых Он посылал: в какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему!»; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш. Лука 10:5, 6; Матф. 10:12—14. Иегова скажет мир народу Своему. Правда и мир облобызаются. Пс. 84:9, 11. Когда Господь Сам явился ученикам, Он сказал: мир вам! Иоанн 20:19, 21:26.

Кроме того, Исаия (главы 65 и 66, др.) повествует о состоянии мира, к которому приведет их Господь. Люди, которые будут приведены к этому состоянию, — это те, что приняты в новую церковь, учреждаемую Господом в настоящее время. Из Моей книги «Небеса и ад» (284—290) видно, какова суть мира, которым обладают ангелы в небесах и те, кто в Господе. Эта ссылка также прояснит, почему Господь называет Себя господином субботы, то есть покоя и мира.

304. Небесный мир, который не даёт злу и лжи подняться из ада напасть на нас, можно во многих отношениях сравнить с природным миром. Например, мир, который следует за войнами, когда, защищённый от врагов, каждый живёт благополучно в своём городе и доме, поместье и усадьбе; как сказал пророк, говоря по природному о небесном мире:

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их.

Мих. 4:4; Исаия 65:21, 23

 

Это ещё можно сравнить с развлечением духа и отдыхом после напряженной работы, или с успокаивающим переживанием матери после родов, когда приносит своё наслаждение материнская любовь. Возможно также сравнение с хорошей погодой после ураганных ветров, мрачных туч и грома, или с весной по прошествии суровой зимы, и созреванием нового урожая на полях, расцветающими садами, лугами и лесами. В равной степени можно сравнить это с душевным состоянием тех, кто после штормов и опасностей моря достиг гавани и ступил ногой на долгожданную землю.

 

 

VI

 

Четвёртая заповедь.

Почитай отца Твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои и чтобы тебе было хорошо на земле

305. Эта заповедь находится в Исходе, 20:12, и Второзаконии, 5:16. Почитать отца и мать в природном, или буквальном, смысле означает почитать своих родителей, слушаться их, любить их и проявлять благодарность за их благодеяния. А именно, что они кормят и одевают своих детей, выводят их в мир, чтобы они поступали в нём воспитанно и нравственно; а также направляют их в небеса, уча их обычаям религии. Так они обеспечивают не только их временное благосостояние, но и вечное счастье. Всё это делают они по любви, в которой пребывают от Господа, и Его заместителями выступают. В соответствующих случаях подразумевается, что подопечные должны почитать своих опекунов, если родители умерли.

В более широком смысле эта заповедь подразумевает, что надо почитать своего царя и власти, поскольку они обеспечивают всех жизненно необходимым вообще, как родители в частном случае. В самом широком смысле эта заповедь означает, что нужно любить свою страну, поскольку она кормит и защищает; отсюда она и зовется отечеством. Родители сами должны оказывать почтение как своей стране, так и её правителям, и прививать эти понятия детям.

306. В духовном смысле почтение к отцу и матери означает глубокое уважение и любовь к Богу и церкви. В этом смысле отец означает Бога, который отец всем, а мать означает церковь. Дети и ангелы в небесах не знают другого отца или матери, потому что благодаря Господу они рождены вновь при помощи церкви. Вот почему Господь говорит:

И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах.

Матф. 23:9

 

Это сказано только для детей и ангелов в небесах, не для детей и людей на земле. Тот же урок преподает Господь в молитве, общей всем христианским церквам: «Отче наш на небесах, да святится имя Твоё».

Мать в духовном смысле означает церковь по той причине, что точно так же, как мать на земле кормит своих детей природной пищей, церковь кормит духовной пищей. Вот почему и в Слове церковь тоже часто называется матерью. Например, у Осии:

Судитесь с вашей матерью; ибо она не жена Моя, и Я не муж её.

Осия 2:2, 5

У Исаии:

Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил её?

Исаия 50:1; также Иез. 16:45; 19:10

 

В Евангелиях:

И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: мать Моя и братья Мои — это слушающие слово Божье и исполняющие его.

Матф. 12:49, 50; Марк 3:33—35; Лука 8:21; Иоанн 19:25—27

307. В небесном смысле Отец означает Господа нашего Иисуса Христа, а мать означает общество святых, то есть Его церковь, разбросанную по всему свету. Что Господь — Отец, ясно из следующих отрывков:

Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; имя Ему: Бог, Герой, вечный Отец, Князь мира. Исаия 9:6. Ты — Отец наш. Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признает нас своими. Ты — Отец наш, от века имя Твоё: «Искупитель наш». Исаия 63:16. Филипп сказал Ему: покажи нам Отца; Иисус сказал ему: видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне. Иоанн 14:8—11; 12:45.

Из следующих отрывков ясно, что мать в этом смысле означает Господню церковь:

Я увидел святой город Новый Иерусалим, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего. Откр. 21:2. Ангел сказал Иоанну: пойди, я покажу тебе невесту, жену Агнца. И показал ему город, святой Иерусалим. Откр. 21:9, 10. Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. Блаженны приглашенные на брачную вечерю Агнца. Откр. 19:7, 9. (Ещё см. Матф. 9:15; Марк 2:19, 20; Лука 5:34, 35; Иоанн 3:29; 19:25—27.)

О Новом Иерусалиме, означающем новую церковь, учреждаемую теперь Господом, см. «Апокалипсис открытый» (800, 881). Именно эта церковь, а не прежняя, — жена и мать в этом смысле. Духовное потомство от этого брака образуют различные виды добра, составляющие милосердие, и истины, составляющие веру; и те, кого Господь вводит в обладание ими, называются «сынами брака», «сынами Божьими» и «Богом рождёнными».

308. Необходимо усвоить, что от Господа постоянно исходит Божественная сфера небесной любви на тех, кто принимает учение Его церкви и кто, точно так же, как дети в мире слушаются своих отца и мать, слушаются Его, привязаны к Нему и просят у Него пищи, то есть наставлений. Эта духовная сфера является источником природной сферы любви к детям и младенцам. Она является крайне универсальной, воздействующей не только на людей, но и на зверей и птиц, вплоть до змей; да и не только на одушевленные создания, а даже на неодушевлённые предметы. Но чтобы действовать в них, так же, как Он действует в духовных предметах, Господь создал солнце, дабы было своего рода отцом в природном мире, и землю, своего рода мать. Ведь солнце, образно говоря, общий отец, а земля — общая мать, от брака которых произошли все украшающие земную поверхность произведения жизни. Именно действие этой небесной сферы на природный мир производит в растениях такие удивительные превращения из семени в плод и новые семена. Вот почему также многие виды растений днём оборачивают свои как бы лица солнцу, а на закате отворачивают их. Вот почему есть цветы, которые распускаются, когда солнце встаёт, и закрываются, когда оно садится. Потому и птицы поют звонкую песню рано поутру и тогда, когда бывают накормлены матерью-землёй. Таким образом, все почитают своего отца и свою мать. Все эти примеры явствуют, что Господь при помощи солнца и земли природного мира обеспечивает всем необходимым и живые существа, и неживую материю. Поэтому-то мы и читаем в Псалмах Давида:

Хвалите Иегову с небес. Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его от земли, великие рыбы и все бездны. Хвалите Его, дерева плодоносные и все кедры; дикий зверь и всякое животное, пресмыкающиеся и птицы крылатые; цари земные и все народы, юноши и девицы.

Пс. 148:1—12

И у Иова:

И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или у дерева земли, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Иеговы сотворила сие?

Иов 12:7—9

«Спроси, и они научат» значит: посмотри, обрати внимание и рассуди по ним, что Господь Иегова сотворил их.

 

 

VII

 

Пятая заповедь.

Не убивай

309. Эта заповедь, «Не убивай», означает в природном смысле, что запрещено убивать человека или наносить ему любое повреждение, способное оказаться роковым, а также калечить его тело. Она также подразумевает не наносить непоправимого вреда его имени и репутации, поскольку для многих людей их доброе имя так же ценно, как и жизнь. В более широком природном смысле убийство включает чувства вражды, ненависти и мести, которые есть убийство в намерении. Ибо они заключают в себе скрытый замысел убийства, подобный огню внутри дерева под пеплом; и адский огонь именно таков. Вот почему мы говорим: «гореть ненавистью» и «подогреваемый местью». Это убийства в намерении, но не на деле. Если страх закона, возмездия или наказания при этом отсутствует, такие люди приступают к решительным действиям, особенно если намерение содержит элемент хитрости или жестокости. Следующие слова Господа доказывают, что ненависть — это род убийства:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего несправедливо, подлежит геенне огненной.

Матф. 5:21, 22

Это объясняется тем, что всё преднамеренное есть действие воли, а это, по сути, поступок.

310. В духовном смысле убивать — значит любым способом губить и разрушать человеческие души. Есть много разновидностей таких действий, например, отвращение человека от Бога, религии и богослужения, выставление всего этого постыдным и убеждение людей в том, что может вызвать ненависть и отвращение к ним. Таковы все сатаны в аду, и соединены с ними в этом мире те, кто делает святость церкви предметом насилия и продажи. Именно те, которые губят души, имеются в виду под царём бездны, имя которому «Аваддон» или «Аполлион», то есть губитель, в Откр. 9:11; и в пророческих частях Слова под «убивающими», как в следующих отрывках:

Так говорит Иегова Бог мой: паси овец, обречённых на заклание, которых купившие убивают. Зах. 11:4, 5, 7. Умерщвляют нас целый день; считают за овец, обреченных на заклание. Пс. 43:23. Иаков даст грядущим укорениться; не был ли он убит так же, как сам убивал других? Исаия 27:6, 7. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить [овцу]. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Иоанн 10:10.

Есть и ещё места в том же роде, как то: Исаия 14:21; 26:21; Иез. 37:9; Иерем. 4:31; 12:3; Откр. 9:4, 5; 11:7. Потому-то дьявол и назван «человекоубийцей от начала» (Иоанн 8:44).

311. В небесном смысле убийство означает не имеющий оправдания гнев на Господа, ненависть к Нему и желание вымарать Его имя. О таких людях говорят, что они распинают Его; и они бы так и сделали, подобно евреям, если бы Он пришёл в мир, как тогда. Это же подразумевается под «Агнцем как бы закланным» (Откр. 5:6; 13:8); и под «распятым» (Откр. 11:8; Евр. 6:6; Гал. 3:1).

312. Природа человеческого внутреннего, если оно не преобразовано Господом, стала мне понятной при виде дьяволов и сатан в аду. Потому что у них постоянно на уме убить Господа, а поскольку они не могут этого сделать, то всё время пытаются убить тех, кто предан Господу. А поскольку и этого не могут уже, как раньше могли убивать в мире, то всячески пытаются напасть на них с целью уничтожить их души, то есть истребить веру и милосердие, которыми те обладают. Помышления ненависти и мести на самом деле появляются поблизости от них в виде огня, либо дымящего, либо раскалённого добела; ненависть выглядит, как дымящий огонь, месть — как раскалённый добела. Но это не настоящий огонь, а только видимость. Иногда дикие помыслы их сердец делаются видимыми в воздухе над ними как битвы с ангелами, в которых ангелов режут и убивают; к разыгрыванию таких жутких спектаклей приводит их гнев и ненависть по отношению к небесам.

Более того, те же духи на расстоянии выглядят, как разного рода дикие звери, такие, как тигры, леопарды, волки, лисы, собаки, крокодилы и змеи всех видов. Когда они видят мирных животных, представляющих собой определённого рода изображения, они воображают, как нападают на них и стараются задрать их насмерть. Они представали моему взору в виде драконов, стоявших рядом с женщиной, имеющей детей, которых те пытались поглотить, точно как описано в Откровении, глава 12. Эти видения — просто изображения их ненависти к Господу и Его новой церкви. Их товарищам не видно, что таковы люди в мире, которые хотят истребить Господню церковь. Причина в том, что их тела позволяют им вести себя прилично и таким образом вбирать в себя и прятать такую внешность. Но в глазах ангелов, которые смотрят не на их тела, а на их дух, они являются в образах, подобных дьяволам, описанным выше. Как мог бы кто-нибудь узнать об этом, если бы Господь не открыл ему глаза и не дал ему возможность заглянуть в духовный мир? Без этого подобные сведения, как и многие другие, равно достопамятные, могли бы остаться навеки скрытыми от людей.

 

 

VIII

 

Шестая заповедь.

Не прелюбодействуй

313. В природном смысле эта заповедь запрещает не только прелюбодействовать, но также иметь бесстыдные желания и осуществлять их, и потому предаваться сладострастным помыслам и разговорам. Из следующих слов Господа ясно, что даже вожделение является прелюбодеянием:

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на жену другого с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Матф. 5:27, 28

 

Дело в том, что когда вожделение в воле, оно становится уже как бы действием; ибо соблазн входит лишь в разум, но намерение входит в волю, а похотливое намерение — уже действие. Больше на эту тему можно найти в Моей книге «Супружеская любовь и блудная[59] любовь», изданной в Амстердаме в 1768 году. Она содержит разделы о противоположности блудной и супружеской любви (423—443); об измене (444а—460); о видах и степенях прелюбодеяний (478—499); о страсти к лишению девственности (501—505); о страсти к разнообразию (506—510); о страсти к изнасилованию (511, 512); о страсти к совращению невинных (513, 514); о вменении той или иной любви, либо блудной, либо супружеской (523—531). Все эти понятия подразумеваются этой заповедью в природном смысле.

314. В духовном смысле прелюбодеяние означает извращение различных видов добра в Слове и искажение его истин. Эти значения прелюбодейства были неизвестны до сих пор, так как духовный смысл Слова доныне был скрыт. Из следующих отрывков совершенно ясно, что именно это, и не что иное подразумевается в Слове под «изменой, прелюбодеянием и блудом».

Походите по улицам Иерусалима и поищите, не найдёте ли человека, соблюдающего правду, ищущего истины? Я насыщал их, а они ходили к блудницам. Иерем. 5:1, 7. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи. Иерем. 23:14. Они делали гнусное в Израиле: ходили к блудницам, и Слово Моё говорили ложно. Иерем. 29:23. Будут блудить, ибо оставили служение Иегове. Осия 4:10. И если какая душа обратится к предсказателям и волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то истреблю её из народа её. Левит 20:6. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих, не пригласили и тебя. Исход 34:15.

Поскольку Вавилон превзошел всех в извращении и искажении Слова, то он и назван был великой блудницей, и в Откровении о нём сказано следующее:

Вавилон яростным вином блуда своего напоил все народы. Откр. 14:8. Ангел сказал мне: я покажу тебе суд над великой блудницей; с нею блудодействовали цари земные. Откр. 17:1, 2. Он осудил ту великую любодеицу, которая растлила землю любодейством своим. Откр. 19:2.

Из-за того, что еврейский народ искажал Слово, Господь и называл его «родом прелюбодейным» (Матф. 12:39; 16:4; Марк 8:38) и «семенем прелюбодея» (Исаия 57:3). И во многих других местах прелюбодейство и блуд надо понимать в значении извращения и искажения Слова: например, Иерем. 3:6, 8; 13:27; Иез. 16:15, 16, 26, 28, 29, 32, 33; 23:2, 3, 5, 7, 11, 14, 17; Осия 5:3; 6:10; Наум 3:4.

315. В небесном смысле прелюбодейство означает отрицание святости Слова и осквернение его. Что таково значение в небесном смысле, следует из данного выше духовного смысла: извращение добра и искажение истины Слова. Святость Слова отрицают и оскверняют те, кто в сердце насмехается над всем, что связано с церковью и религией; ведь в христианских странах все предметы такого рода извлекают из Слова.

316. Есть много причин тому, что человек может казаться непорочным не только другим, но даже себе, хотя на самом деле он крайне порочен. Ибо он не знает, что когда вожделение присутствует в воле, оно представляет собой поступок, и такое вожделение может быть устранено только Господом после того, как человек покается. Не воздержание от действия делает человека непорочным, а воздержание от желания его совершить, когда есть удобный момент, поскольку это грех. Предположим, например, что некто воздерживается от прелюбодейства и блуда только из страха гражданских законов и их наказаний; из страха потерять доброе имя и уважение; из страха заразиться из-за этого болезнью; из страха поссориться с женой и испортить себе жизнь; из страха мести со стороны мужа и родственников и побоев от их слуг; или от скупости; или от слабости из-за болезни, излишеств или возраста, или неспособности по другой причине; даже если он воздерживается от этих действий, вследствие каких-либо природных или моральных законов, то всё равно он внутренне прелюбодей и изменник. Ведь, несмотря на всё это, он не уверен, что эти действия не являются грехом, и духом своим не считает их за беззакония в глазах Бога. Следовательно, он совершает их духом, даже если не делает этого телесно на виду у мира. Поэтому после смерти, став духом, он открыто высказывается в их пользу.

Помимо прочего, прелюбодеев можно уподобить клятвопреступникам, нарушающим свои обещания, или сатирам и приапам древних[60], которые бродили по лесам с криками: «Где девушки, невесты да жёны для нашей забавы?» Прелюбодеи в духовном мире действительно выглядят сатирами и приапами. Ещё их можно сравнить с вонючими козлами; или с псами, которые носятся по улицам, высматривая и вынюхивая сучек, чтобы порезвиться с ними, и так далее. Их половую способность, когда они становятся супругами, можно уподобить цветению тюльпанов весной, которые через месяц вянут и чахнут.

 

 

IX

 

Седьмая заповедь.

Не кради

317. В природном смысле эта заповедь означает буквально не воровать, не заниматься разбоем и пиратством в мирное время; а вообще — не лишать никого его благосостояния тайно или под каким-то предлогом. Она также распространяется на всякое мошенничество и незаконную наживу, ростовщичество и вымогательство, как и на обман при уплате пошлин и налогов и при возврате долгов. Работники, не выполняющие свою работу добросовестно и без обмана, грешат против этой заповеди; то же — и торговцы, которые мошенничают с помощью своих товаров, весов, измерений и подсчётов; то же — и офицеры, удерживающие жалованье своих солдат; и судьи, на суд которых влияет дружба, взятки, родство или иные причины, и которые таким образом извращают законы, или судопроизводство, и лишают других законного владения их благами.

318. В духовном смысле воровать означает лишать других тех истин, которые они извлекли из своей веры; таково действие лжи и еретических верований. Священники, ведущие свою службу лишь ради выгоды и почета и поучающие тому, что не является истинным, как они сами видят или могли бы видеть, из Слова, — это духовные воры, потому что они отбирают у людей их средства спасения — истины веры. Такие люди названы ворами в следующих отрывках из Слова:

Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит ещё где, тот вор и разбойник. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Иоанн 10:1, 10. Не собирайте себе сокровищ на земле, но на небе, где воры не подкапывают и не крадут. Матф. 6:19, 20. Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорён? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Авдий, стих 5. Побегут по городу, влезут на стену, влезут в дома, войдут через окна, как вор. Иоиль 2:9. Они поступили лживо; и входит вор, и шайка его разбегается по улицам. Осия 7:1.

319. В небесном смысле под ворами имеются в виду те, кто лишает Господа Его Божественной власти, и те, кто претендует на Его заслуги и праведность. Хоть эти люди и поклоняются Богу, но не на Него полагаются, а на себя; и верят они тоже не в Бога, а в себя.

320. Учителя ложных и еретических верований, убеждающие простых людей, что они истинны и правоверны, хотя читали Слово и могли бы из него узнать, что ложно, а что истинно, как и те, кто подтверждают ложные религиозные понятия заблуждениями, сбивающими людей с толку, — всех их можно сравнить с шарлатанами и всякого рода надувательством. Поскольку такие дела — по сути — воровство в духовном смысле, их можно сравнить с мошенниками, которые чеканят фальшивые деньги, золотят их или покрывают золотой краской и сбывают их как подлинные. Или с теми, кто знает, как искусно отшлифовать куски хрусталя и придать им твёрдость, чтобы можно было продать их как бриллианты. Или с теми, которые показывают по городам бабуинов и обезьян, наряжённых человеком с покрывалом на лице, верхом на лошадях или мулах, объявляя их дворянами древнего рода. Ещё они похожи на тех, кто закрывает своё естественное, живое лицо раскрашенной маской, скрывая под ней свою красоту. Ещё они подобны тем, кто показывает селенит и слюду, которые блестят, будто сделаны из золота или серебра, и пускают их в продажу как образцы ценных минералов. Ещё их можно уподобить тем, кто использует театральные представления, чтобы сбить людей с пути истинного Божественного поклонения, переманивая их из церквей в балаганы. Тех, кто поддерживает всякую ложь, ни во что не ставя истину, и использует свою должность священника для наживы и в погоне за почестями, являясь поэтому духовными ворами, можно уподобить ворам, у которых есть ключи, открывающие дверь любого дома; или леопардам и орлам, обращающим свой взор во все стороны, чтобы выследить добычу пожирнее.

 

 

X

 

Восьмая заповедь.

Не произноси ложного свидетельства против ближнего твоего

321. Выступать лжесвидетелем против своего ближнего или давать ложные показания в самом строгом природном смысле означает быть лжесвидетелем перед судьей, или перед другими людьми вне суда, против того, кого несправедливо обвиняют в каком-либо преступлении, и отстаивать это во имя Бога, или клясться чем-то другим святым, или самим собой, или тем, что могло бы повредить доброй славе чьего-либо имени. В более широком природном смысле эта заповедь запрещает всякого рода ложь и лицемерие в общественной жизни со злыми намерениями, а также осуждение и оклеветание своего ближнего с целью подорвать его честь, имя и достоинство, от которых целиком зависит характеристика человека. В самом широком смысле сюда входит использование обмана, коварное и преднамеренное нанесение вреда кому-либо по различным причинам, как то: вражда, ненависть, месть, зависть, соперничество и т. д. Эти дурные действия содержат в себе лжесвидетельство в скрытом виде.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.