Сделай Сам Свою Работу на 5

Катехизис, или Десять заповедей, разъяснённые как по внешнему, так и по внутреннему смыслу 5 глава





Коротко говоря, вера в невидимого Бога — на самом деле слепая вера, раз человеческий ум не может видеть своего Бога; а свет этой веры, не будучи духовно-природным, ложен. Этот свет напоминает свет светлячка, или свет, видимый по ночам на болотах или сернистых почвах, или свет от гниющего дерева. От такого света нечего ждать, кроме чистого воображения, которое позволяет видимостям казаться реальными, хотя они таковыми не являются. Вера в невидимого Бога проливает только такого рода свет; особенно, если думать, что Бог — это дух, а о духе думать, как об эфире. К чему может это привести, если не к взгляду на Бога, как на эфир? Так, глядя в поисках Бога во вселенную и не находя Его там, верят, что природа — это Бог. Вот источник преобладающего в настоящее время поклонения природе. Не говорил ли Господь, что никто никогда голоса Отца не слышал и внешности Его не видел (Иоанн 5:37)? И ещё, что никто никогда не видел Бога, и что единородный Сын, тот, что в лоне Отца, открыл Его (Иоанн 1:18)? Никто не видел Отца, кроме Того, Кто с Отцом; Он видел Отца (Иоанн 6:46). И никто не приходит к Отцу иначе, как через Него (Иоанн 14:6). Далее читаем, что тот, кто видит и знает Его, видит и знает Отца (Иоанн 14:7сл.).



Однако дело обстоит по-другому с верой в Господа Бога Спасителя. Поскольку Он — Бог и человек, и к Нему можно обращаться и видеть Его умственным взором, такая вера не лишена цели, а имеет цель, от которой исходит и к которой направлена; и принятая однажды, остаётся. Это всё равно, что видел императора или короля; когда бы ни вспомнил о нём, в уме снова возникает его образ. Такая вера складывается в образ как бы взгляда на сияющее облако, посреди которого ангел зовет к себе, чтобы вознестись в небеса. Вот как Господь является тем, кто имеет веру в Него, и подступает Он к каждому в отдельности в той степени, в которой тот знает и признает Его. А это происходит, поскольку он знает и исполняет Его заповеди — избегать зла и делать добрые дела; и наконец, Он приходит к нему в дом и делает жилище своё с ним вместе с Отцом, который в Нём, как обещает следующий отрывок из Иоанна:

Иисус сказал: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И Мы придём к нему и обитель у него сотворим.



Иоанн 14:21, 23

 

Это написано в присутствии двенадцати апостолов Господа, посланных ко мне Господом, когда я это писал.

 

 

II

 

Вера вкратце состоит в том, что тот, кто живёт доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, спасается Господом

340. Человек создан для вечной жизни, и каждый может наследовать эту жизнь, если живёт в соответствии со средствами спасения, предписанными Словом; каждый христианин, как и каждый нехристианин, обладающий религией и здравым смыслом, согласится с этим утверждением. Средств спасения есть много, но все до единого имеют отношение к жизни в добре и сохранению правильных убеждений, то есть к милосердию и вере; ибо милосердие — значит жить доброй жизнью, а вера — придерживаться правильных убеждений. Эти два общих прин­ципа не просто изложены для людей в Слове, как средства спасения, но даже наложены на них, как обязанность. Из этого следует, что с помощью них человек может обеспечить себе вечную жизнь теми силами, что заложены в нём и дарованы Богом; и насколько человек применяет эти силы, взирая при этом на Бога, настолько Бог подкрепляет их и превращает каждую частицу природного милосердия в духовное милосердие, а каждую частицу природной веры в духовную веру. Так Бог оживляет мёртвое милосердие и мёртвую веру, одновременно делая то же самое с человеком.

Здесь надо ввести два понятия для того, о ком говорят «жить доброй жизнью и придерживаться правильных убеждений»: в церкви они известны как внутренний человек и внешний человек. Когда внутренний человек желает добра, и внешний человек поступает хорошо, эти двое становятся одним, внешний движим внутренним, внутренний действует посредством внешнего. Таким образом, человек движим также и Богом, а Бог действует через него. С другой стороны, если внутренний человек желает зла, а внешний тем не менее поступает хорошо, тогда каждый из них всё равно действует от ада, потому что ад — источник желаний такого человека, а дела его лицемерны. В любом лицемерном деле скрывается его желание, которое является адским, как змея скрывается в траве или червь — в зародыше плода.



Если человек не только знает о существовании внутреннего и внешнего человека, но знает и что они из себя представляют, что они на самом деле могут действовать как одно, и так и происходит явно, и если он знает ещё, что внутренний человек живёт после смерти, когда внешний уже погребен, то такой человек потенциально обладает тайнами небес, как и земли, и в изобилии. Если кто соединяет в себе этих двоих, имея целью добро, он достигает вечного счастья; но если он разделяет этих двоих и тем более если соединяет их с целью зла, его участь — вечное несчастье.

341. Вера в то, что спасается не тот, кто живёт доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, но Бог свободен по Своей прихоти спасать или проклинать кого хочет, может дать человеку, по понятным причинам запутавшемуся, возможность обвинять Бога в отсутствии милости и снисходительности, если не сказать, в жестокости. В действительности это было бы равносильно отрицанию того, что Бог есть Бог, и утверждению, что сказанное Им в Его Слове бесполезно, а Его заповеди не имеют никакого значения или, по крайней мере, их значение ничтожно. Кроме того, если не спасается тот, кто живёт доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, можно также обвинить Бога в нарушении Его завета, заключенного Им на горе Синай и написанного Его перстом на двух скрижалях. Из слов Господа (у Иоанна 14:21—24) явствует, что Бог не может не спасти того, кто живёт согласно Его заповедям и имеет веру в Него. И в самом деле, каждый, имеющий религию и здравый смысл может убедиться в этом, если размыслит, что Бог, постоянно присутствующий при человеке, дающий ему жизнь и способность разуметь и любить, непременно должен любить его, и Своей любовью соединять Себя с теми, кто живёт доброй жизнью и держится правильных убеждений. Несомненно, всё это есть нечто запечатленное Богом в каждом человеке и в каждом живом существе. Разве может отец или мать отказаться от своих детей, птица — от своих птенцов, животное — от своих детёнышей? Даже тигры, пантеры и змеи не могли бы сделать этого. Для Бога поступать иначе было бы противно порядку, в котором Он существует и согласно которому действует, равно как и порядку, наложенному Им при сотворении на человека.

И точно так же, как невозможно Богу проклясть никого из живущих доброй жизнью и держащихся правильных убеждений, в противоположном случае невозможно Богу и спасти никого из живущих дурной жизнью и из-за этого держащихся ложных убеждений. Это второе утверждение тоже противно порядку, а потому противно и Его всемогуществу, которое может осуществляться только путём справедливости; законы же справедливости — непреложные истины. Ибо Господь говорит:

Легче пройти небу и земле, чем одной черте пропасть в законе.

Лука 16:17

 

Каждый, кто хоть что-нибудь знает о сущности Бога и свободе выбора человека, может это понять. Например, Адам был волен есть от дерева жизни и от дерева познания добра и зла. Если бы он ел только от дерева, или деревьев, жизни, разве возможно было бы Богу изгнать его из сада? Думаю, вряд ли. Но после того как он ел от дерева познания добра и зла, возможно ли было Богу оставить его в саду? Опять-таки думаю, вряд ли. Подобно тому не думаю, чтобы Бог мог бы бросить какого-нибудь ангела, принятого уже в небеса, в ад, или впустить того, кто был признан дьяволом, в небеса. Ничто такое невозможно Богу по Его же собственному всемогуществу, как это показано в разделе о Божественном всемогуществе (см. выше, 49—70).

342. В предыдущем разделе (336—339) показано, что спасительная вера — в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа. Однако может возникнуть вопрос: а что главное в вере в Него? Ответ таков: признание того, что Он — Сын Божий. Это то главное в вере, что открыто и объявлено Господом во время пришествия Его в мир. Ибо если бы люди не признали сперва, что Он — Сын Божий, и таким образом Бог, происходящий от Бога, то Он Сам, и апостолы затем, напрасно проповедовали бы веру в Него. Так вот, поскольку в наши дни положение то же самое, но только у тех, кто думает из своего собственного, то есть из внешнего, или природного, человека, говоря про себя: «Как это Иегова Бог мог родить сына, и как может человек быть Богом?», то этот главный вопрос веры необходимо доказать и подтвердить Словом. Поэтому я процитирую следующие места:

Ангел сказал Марии: Ты зачнёшь во чреве, и родишь сына, и наречёшь имя Ему: Иисус; Он будет велик и Сыном Всевышнего будет назван. Мария же сказала ангелу: как же будет это, раз я мужа не знаю? И ответил ей ангел: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; потому и рождаемое Святое названо будет Сыном Божьим. Лука 1:31, 32, 34, 35. Когда Иисус крестился, был голос с неба, говорящий: это Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение. Матф. 3:16, 17; Марк 1:10, 11; Лука 3:21, 22. Когда Иисус преобразился, снова голос говорил: это Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение, слушайте Его. Матф. 17:5; Марк 9:7; Лука 9:35. Иисус спросил учеников Своих, говоря: за кого люди почитают Меня? Пётр ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живого. И Иисус ему ответил: блажен ты, Симон, сын Ионы. И Я тебе говорю: на этой скале Я построю Мою церковь. Матф. 16:13, 16—18.

Господь сказал, что построит Свою церковь на этой скале, то есть на этой истине и этом признании, что Он — Сын Божий. Ибо скала означает истину, а также Господа в том Его качестве, которое есть Божественная истина. Поэтому там, где не признают той истины, что Он Сын Божий, церковь отсутствует. Вот почему выше утверждалось, что это — главный вопрос веры в Иисуса Христа, и таким образом, истинный источник веры.

Иоанн Креститель видел и засвидетельствовал, что Он — Сын Божий. Иоанн 1:34. Нафанаил, ученик, сказал Ему: Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израиля. Иоанн 1:49. Двенадцать учеников сказали: мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого. Иоанн 6:69. Он назван единородным Сыном Божьим, единородным от Отца, который в лоне Отца. Иоанн 1:14, 18; 3:16. Иисус Сам признал перед Первосвященником, что Он — Сын Божий. Матф. 26:63, 64; 27:43; Марк 14:61, 62; Лука 22:70. Бывшие же в лодке поклонились Ему и сказали: воистину Ты Сын Божий. Матф. 14:33. Евнух, желавший креститься, сказал Филиппу: верую, что Христос есть Сын Божий. Деян. 8:37. Павел, после того как обратился, проповедовал, что Христос есть Сын Божий. Деян. 9:20. Иисус сказал: приходит час, когда мёртвые услышат голос Сына Божьего, и услышавшие оживут. Иоанн 5:25. Неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего. Иоанн 3:18. Это написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы веруя, имели жизнь во имя Его. Иоанн 20:31. Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, чтобы вы знали, что имеете жизнь вечную, и верили во имя Сына Божьего. 1 Иоанн 5:13. Но мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам разумение, чтобы мы познали Истинного. И мы — в Истинном, в Сыне Его Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная. 1 Иоанн 5:20. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. 1 Иоанн 4:15. А также в других местах: Матф. 8:29; 27:40, 43, 54; Марк 1:1; 3:11; 15:39; Лука 8:28; Иоанн 9:35; 10:36; 11:4, 27; 19:7; Рим. 1:4; 2 Кор. 1:19; Гал. 2:20; Еф. 4:13; Евр. 4:14; 6:6; 7:13; 10:29; 1 Иоанн 3:8; Откр. 2:18.

Есть к тому же много мест, где Иисус назван Сыном Иеговы, и Он Сам зовёт Иегову Своим Отцом, как вот здесь:

Что Отец творит, то и Сын творит также; как Отец воскрешает мёртвых, и дает им жизнь, так и Сын; чтобы все чтили Сына, как чтят Отца. Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе.

Иоанн 5:19—27

 

Есть ещё очень много примеров; то же самое и в Псалмах Давида:

Я возвещу повеление: Иегова сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Поцелуйте Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Пс. 2:7, 12

 

Эти отрывки позволяют заключить, что каждому, кто желает быть истинным христианином и быть спасённым Господом, надлежит верить, что Иисус — Сын Бога живого. Любой не верящий этому, а лишь тому, что Он — сын Марии, насаждает в своём уме различные понятия о нём, ведущие к проклятию и губительные для его спасения; об этом смотри выше (92, 94, 102). Об этих людях можно сказать почти то же самое, что и про евреев, что вместо царского венца они одели Ему на голову венец терновый; а также дали Ему пить уксус и кричали: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Матф. 27:29, 34, 40). Или как дьявол говорил, искушая Его: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни стали хлебом», или: «Если ты Сын Божий, бросься вниз» (Матф. 4:3, 6). Такие люди оскверняют Его церковь и храм и делают их вертепом разбойников. Они делают Его богослужение подобным культу Мухаммеда, и не делают различия между истинным христианством, как поклонением Господу, и поклонением природе. Их можно уподобить едущим в карете или двуколке по тонкому льду, который ломается под ними, и они тонут, скрываясь под ледяной водой вместе с лошадьми и каретой. Ещё их можно уподобить тем, кто строит лодку из тростника да соломы, скрепляя всё это для прочности смолой, и доверяется ей в открытом море; но смола, скрепляющая её, расклеивается, и они тонут, поглощаемые морской водой, и находят свою могилу в её глубинах.

 

 

III

 

Веру приобретают, обращаясь к Господу, обучаясь истинам и живя по ним

343. Прежде чем приступить к рассмотрению начал веры, а это — обращение к Господу, сопровождаемое изучением истин из Слова и жизнью по ним, я должен сначала привести краткое изложение веры, которое позволит составить общее понятие по каждой составляющей веры. Это упростит понимание не только того, что сказано в этой главе о вере, но и того, что будет сказано далее о милосердии, свободе выбора, покаянии, преобразовании и возрождении и о вменении. Ибо вера проникает во все части богословской системы, как кровь во все части тела, и даёт им жизнь. Учение современной церкви о вере широко известно в христианской части мира, и в особенности среди служителей церкви; ведь библиотеки богословов наполнены книгами не о чём ином, как о вере, и об одной вере. Да вряд ли что-либо ещё считается в наше время действительно богословским. Но, прежде чем взяться за рассмотрение учений современной церкви в отношении её веры, тщательно исследовать их и дать им оценку (это будет темой Дополнения), я приведу основные учения новой церкви по вопросам веры; вот они.

344. Бытие веры новой церкви: 1) полная вера в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа; 2) уверенность в том, что живущий доброй жизнью и придерживающийся правильных убеждений спасается Им.

Сущность веры новой церкви: Истины Слова.

Проявление веры новой церкви: 1) Духовное зрение. 2) Гармония истин. 3) Убеждённость. 4) Признание, запечатленное в уме.

Состояния веры новой церкви: 1) Младенческая вера, юношеская вера, взрослая вера. 2) Вера от подлинных истин и вера от видимостей истин. 3) Вера по памяти, вера по рассудку, вера по озарению. 4) Природная вера, духовная вера, небесная вера. 5) Живая вера и вера по чудесам. 6) Свободная вера и вера по принуждению.

Реальная форма веры новой церкви, как вообще, так и в частности, показана выше (2 и 3)[65].

345. Кратко изложив то, из чего получается духовная вера, я изложу теперь вкратце то, из чего получается чисто природная вера. По сути она представляет собой твердую убеждённость, которая претендует на то, чтобы быть верой, но является лишь убеждённостью во лжи, известной как еретическая вера. Различные виды её: 1) Поддельная вера, в которой ложь перемешана с истиной. 2) Поверхностная вера, происходящая от искаженных истин, и развратная вера, происходящая от различных видов извращенного добра. 3) Сокрытая, или слепая, вера, то есть вера в таинства, которым надо верить, даже не зная, истинны они или ложны, находятся ли они выше уровня рассудка или противоречат ему. 4) Беспорядочная вера, то есть многобожие. 5) Одноглазая вера, то есть вера в какого-нибудь бога помимо истинного, а в случае христиан — в иного бога, нежели Господа Бога Спасителя. 6) Лицемерная, или фарисейская, вера, вера уст, но не сердца. 7) Мнимая, или перевёрнутая, вера, которая есть ложь, выставляемая за истину при помощи ловких доводов.

346. Выше было сказано, что вера в человеке проявляется в виде духовного зрения. Так вот, поскольку духовное зрение, которое является способностью разума, и поэтому умственно, и природное зрение, которое является способностью глаза, и поэтому телесно, соответствуют друг другу, то каждое состояние веры можно сравнить с состоянием глаза и способности видеть. Состояние веры от истины соответствует всем здоровым состояниям зрения глаза; состояние веры от лжи соответствует всем болезненным состояниям зрения глаза. Я проведу сравнение между соответствиями двух видов зрения, умственного и телесного, в отношении болезненного их состояния.

Поддельную веру, в которой ложь перемешана с истинами, можно сравнить с дефектом зрения и глаза, называемым бельмом на роговице, из-за которого зрение становится туманным. Поверхностную веру, следствие искажённых истин, и развратную веру, следствие различных видов извращённого добра, можно сравнить с дефектом глаза и зрения, который называется глаукомой и представляет собой высыхание и отвердение жидкости хрусталика.

Сокрытая, или слепая, вера, то есть вера в таинства, которым ­надо верить, не зная даже, истинны они или нет, находятся ли они выше уровня рассудка или противоречат ему, сравнима с дефектом глаза, который называется амаврозом, или полной слепотой, и представляет собой потерю зрения из-за нарушения проводимости зрительного нерва, при том, что глаз кажется неповреждённым и видящим. Беспорядочную веру, то есть многобожие, можно сравнить с дефектом глаза, который называется катарактой и является потерей зрения из-за непроходимости между склеротической и сосудистой оболочкой глаза. Одноглазую веру, то есть веру в какого-либо Бога, кроме истинного, а в случае христиан — в иного Бога, нежели Господа Бога Спасителя, можно сравнить с дефектом глаза, называемым косоглазием. Лицемерную, или фарисейскую, веру, веру уст, но не сердца, можно сравнить с атрофией глаза, ведущей к потере зрения. Мнимую, или перёвернутую, веру, которая есть ложь, выставляемая за истину при помощи ловких доводов, можно сравнить с дефектом зрения под названием никталопия — это способность видеть при обманчивом свете в потёмках.

347. Что касается образования веры, то оно происходит при обращении человека к Господу, изучении истин из Слова и жизни по ним. Во-первых: вера образуется у человека при обращении к Господу, потому что вера, если это настоящая вера, то есть та, которая спасает, исходит от Господа и к Господу направлена. Господни слова к ученикам ясно показывают, что вера исходит от Господа:

Оставайтесь во Мне, и Я в вас, без Меня не можете делать ничего.

Иоанн 15:4, 5

 

Что эта вера направлена к Господу, ясно из многочисленных отрывков, цитированных ранее (337, 338), утверждающих, что надлежит верить в Сына. Итак, поскольку вера — от Господа и направлена к Господу, можно сказать, что Господь и есть сама вера, ибо её жизнь и сущность — в Господе, и значит исходят от Него.

Во-вторых: вера образуется изучением истин из Слова по той причине, что вера по своей сущности — это истина; ведь все составляющие веры — истины. Поэтому вера есть не что иное, как собрание истин, проливающее свет на человеческий ум. Ведь истины учат не только о том, что следует верить, но и в кого нужно верить и чему нужно верить. Истины должны извлекаться из Слова, потому что в нём содержатся все истины, ведущие к спасению; а они действенны, потому что их дал Господь, и вследствие этого они запечатлены на всех небесах ангельских. Когда человек приступает к изучению истин Слова, он входит, сам того не ведая, в связь и сообщение с ангелами. Вера же, лишённая истин, всё равно что зерно без ядра, которое, если его смолоть, дает только отруби. Но вера, образованная из истин, подобна хорошему зерну, из которого, если его смолоть, получается мука. Короче говоря, существенные составляющие веры — это истины; если они не содержатся в ней и не составляют её, то вера — не более чем пустой звук; но если истины содержатся в ней и составляют её, то она представляет собой звук, возвещающий спасение.

В-третьих: вера образуется жизнью по истинам, потому что духовная жизнь — это жизнь в соответствии с истинами, и истины не становятся по-настоящему живыми, пока не воплощены в делах. Не соединённые с делом истины принадлежат лишь мышлению; если они не приняты также и волей, то они лишь стоят у дверей человека, не находясь, таким образом, внутри него. Ибо воля и есть, собственно, человек, а мышление является человеком только в той мере, в которой присоединяет к себе волю, и природа мышления определяется этим соединением. Тот, кто изучает истины, не применяя их в своей деятельности, подобен тому, кто засевает поле и не боронит его; тогда от дождя семена набухают, превращаясь в пустую шелуху. Но тот, кто, изучая истины, применяет их, подобен сеющему и запахивающему семена; тогда от дождя семена вырастают в урожай, становясь полезным источником пищи. Господь говорит:

Если вы это знаете, блаженны вы, если делаете это.

Иоанн 13:17;

 

И в другом месте:

Посеявший на доброй земле — это слышащий Слово и внемлющий ему, он-то и порождает и приносит плод.

Матф. 13:23

 

И ещё:

Всякий, кто слушает Мои слова и исполняет их, подобен будет мужу разумному, который построил свой дом на скале; а всякий, кто слушает Мои слова и не исполняет их, подобен будет мужу безрассудному, который построил свой дом на песке.

Матф. 7:24, 26

Все Господни слова — истины.

348. Из сказанного выше ясно, что у человека веру образуют три стадии: первое — обращаться к Господу, второе — изучать истины из Слова, третье — жить по ним. Поскольку эти три стадии между собой различны, следовательно, их можно отделить друг от друга. Кто-то может обращаться к Господу, не зная при этом ничего, кроме исторических истин о Боге и Господе. Кто-то может знать большое количество истин из Слова, не живя по ним. Но всякий, кто разделяет эти стадии, то есть имеет одну, не имея других, не обладает спасительной верой. Такая вера возникает, когда эти три стадии соединены вместе, и, мало того, природа веры зависит от того, в какой степени они соединены. Где эти три стадии разделены, там вера похожа на невсхожее семя, которое, попадая в почву, превращается в прах; а там, где они связаны, там вера, как семя в почве, вырастающее в дерево, и плод такой веры зависит от этой связанности. Где эти три стадии разделены, вера подобна совершенно неплодному яйцу; а где связаны, вера подобна оплодотворённому яйцу прекрасной птицы.

Веру тех, у которых эти три стадии разделены, можно уподобить глазу варёной рыбы или краба; а веру тех, у которых они ­связаны вместе, можно уподобить глазу, которому жидкость его хрусталика придает прозрачность до самого дна зрачка и сквозь сосудистую оболочку. Разделенная вера напоминает картину, написанную тёмными красками на чёрном камне, а соединённая вера подобна живописи превосходными красками по прозрачному хрусталю. Свет разделённой веры можно сравнить со светом головёшки в руке ночного путника, а свет соединённой веры — со светом факела, который, если им помахать, высвечивает все подробности дороги. Вера без истин — как лоза, приносящая дикий виноград; а вера, образованная из истин, подобна лозе, приносящей грозди винограда, которые дают славное вино. Веру в Господа, лишённую истин, можно сравнить с новой звездой, появившейся на небе, которая со временем тускнеет, а веру в Господа, сопровождаемую истинами, можно сравнить с постоянной звездой, которая остаётся всегда одной и той же. Истина есть сущность веры, и поэтому природа истины определяет природу веры; без истин она неустойчива, а с ними — непоколебима. Вера, основанная на истинах, сияет в небесах, как звезда.

 

 

IV

 

Множество истин, связанных как бы в пучок, достигает уровня веры и доводит её до совершенства

349. Взглянув на современную веру, невозможно согласиться, что вера, принятая повсюду, является собранием истин. Тем более по ней не подумаешь, что человек может внести какой-либо вклад в приобретение себе веры. Однако же вера в своей сущности — это истина, причём истина в своём собственном свете, и поэтому, точно так же как можно приобрести истину, можно приобрести и веру. Разве есть кто-нибудь, кто не может обратиться к Господу, если хочет? Или не может, если хочет, собрать истины из Слова? Каждая истина в Слове или взятая из Слова светится, а истина в свете есть вера. Господь, будучи самим светом, наитствует каждого; и если человек обладает истинами из Слова, Он делает их светящимися изнутри, чтобы они стали частями веры. Об этом-то и говорит Господь у Иоанна, веля, чтобы пребывали в Нём, и Его слова пребудут в них (Иоанн 15:7). Господни слова — истины. Однако чтобы было правильно воспринято понятие о том, что множество истин, связанных как бы в пучок, достигает уровня веры и доводит её до совершенства, необходимо разделить объяснение этого понятия на следующие части:

 

(I) Истины веры можно умножать до бесконечности.

(II) Истины веры распределяются в группы, таким образом, как бы в пучки.

(III) Вера совершенствуется соразмерно общему объёму и взаимосвязанности истин.

(IV) Как бы многочисленны ни были истины и какими бы разнообразными они ни казались, они сведены в одно Господом, который есть Слово, Бог небес и земли, Бог всякой плоти, Бог виноградника или церкви, Бог веры и сам свет, сама истина и жизнь вечная.

350. (I) То, что истины веры можно умножать до бесконечности, видно по мудрости ангелов, вечно возрастающей. Ангелы говорят, что не бывает предела мудрости, и единственный источник мудрости — это Божественные истины, упорядоченные аналитически посредством падающего на них света, который исходит от Господа. И у человеческого ума нет иного источника, если это на самом деле ум. Божественная истина может умножаться бесконечно по той причине, что Господь — сама Божественная истина, то есть истина в бесконечной степени, и она привлекает всех людей к себе. Но ангелы и люди, будучи конечными, могут ответить этой привлекающей силе только в предписанных им размерах, хотя привлекающая сила постоянно устремлена к бесконечности. Слово Господа — бездонный кладезь истин, источник всей ангельской мудрости. Однако тому, кто ничего не знает о духовном и небесном смыслах Слова, это видно не более, чем вода, налитая в банку.

Каким образом истины веры умножаются до бесконечности, можно видеть в сравнении с семенем человека; в нём каждое семя отдельно может плодить целые семьи из века в век. То, каким образом размножаются истины веры, можно также сравнить с тем, как размножаются семена в полях и садах; они могут расплодиться так, что их будет вечно сотни миллионов. Семя в Слове означает просто истину, поле означает учение, сад — мудрость. Человеческий ум напоминает почву, в которую духовные и природные истины сажаются, как семена, и могут там размножаться беспредельно. Люди приобретают эту способность от бесконечности Бога, который беспрестанно присутствует, даруя Свой свет и Своё тепло и способность порождать.

351. (II) Истины веры распределяются в группы, таким образом, как бы в пучки, что доныне было неизвестно. Причина этому неведению та, что духовные истины, из которых соткано всё Слово, сделались невидимыми из-за мистической и таинственной веры, играющей в современном богословии ведущую роль. В результате они ушли в землю, подобно силосу.

Необходимо объяснить, что подразумевается под группами и пучками. Первая глава этой книги, посвященная Богу Создателю, разделена на сгруппированные темы, из которых первая — о единственности Бога; вторая — о бытии Бога, то есть Иегове; третья — о бесконечности Бога; четвертая — о сущности Бога, то есть Божественной любви и Божественной мудрости; пятая — о всемогуществе Бога и шестая — о сотворении. Отдельные пункты каждой темы составляют группы, которые собирают воедино содержание, как будто в горсти. Такие группы, и в общем, и в частности, то есть как взятые вместе, так и по отдель­ности, содержат истины, которые, пропорционально их количеству и взаимосвязанности, достигают уровня веры и доводят её до совершенства.

Если кто-то не знает, что человеческий ум организован, то есть представляет собой духовный организм, оканчивающийся природным организмом, и что в нём и под его управлением ум приводит в действие свои понятия, иначе говоря, думает, то он не может не держаться того мнения, что восприятия, мысли и понятия — это только лучи и видоизменения света, падающего на голову и являющего образы, видимые и сознаваемые им как доводы рассудка. Но это бессмыслица, так как всем известно, что голова заполнена мозгами, мозги организованы, и в них обитает ум, а его понятия постоянны и, принятые и испытанные, остаются в нём. Так вот, вопрос в том, какого рода эта организация? Ответ: все распределено по группам, как бы в пучки, и таким же образом истины, составляющие веру, распределяются в человеческом уме. Этот факт можно проиллюстрировать следующими соображениями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.