Сделай Сам Свою Работу на 5

Священное Писание, или Слово Господа





 

I

Священное Писание, или Слово, есть сама Божественная истина

189. У всех на устах, что Слово исходит от Бога, боговдохновенно и поэтому свято, но до настоящего времени никто не знал, где именно в нём Божественное. Ибо буквально Слово кажется обычной книгой, написанной чужеземным стилем, не таким блестящим и высоким, каким, на первый взгляд, написаны светские книги. Поэтому, если человек поклоняется природе как Богу или почитает её выше Бога и мыслит от себя и своего собственного, а не от небес по Господу, он может легко впасть в заблуждение относительно Слова, проникнуться презрением к нему и говорить себе при чтении его: «Что это или то значит? Может ли это быть Божественным? Может ли так говорить Бог, мудрость которого бесконечна? Где и откуда святое здесь, разве что от набожности и от того, что нас в этом убеждают?»

190. Тот, кто так думает, не принимает во внимание, что Господь Иегова, то есть Бог небес и земли, произнёс Слово через Моисея и Пророков, а значит, оно не может быть ничем иным как Божественной истиной, которой является всё, что говорит Сам Господь Иегова. Не принимает он во внимание и то, что Господь Спаситель, который и есть Иегова, произнес Слово у евангелистов, многое собственными устами, а остальное духом уст Своих, который есть Святой Дух, через двенадцать Своих апостолов. Оттого Он сам говорит, что в Его словах — дух и жизнь и что Он есть свет просвещающий, и что Он есть истина. Это ясно из следующих мест:



Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь.

Иоанн 6:63

Иисус сказал женщине у источника Иакова: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Всякий, пьющий воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

Иоанн 4:6, 10, 14

 

Источник Иакова означает Слово (как и во Втор. 33:28). Вот почему Господь, поскольку Он есть Слово, сидел около него и разговаривал с женщиной. Живая вода означает истину Слова.

Иисус сказал: кто жаждет, пусть идёт ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.



Иоанн 7:37, 38

Пётр сказал Иисусу: «Ты имеешь слова вечной жизни».

Иоанн 6:68

Иисус сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

Марк 13:31

 

Слова Господа есть истина и жизнь потому, что Он сам есть истина и жизнь, как Он учит у Иоанна:

Я есть Путь, Истина и Жизнь.

Иоанн 14:6,

и у него же:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей.

Иоанн 1:1—4

 

Слово означает Господа относительно Божественной истины, в которой одной есть жизнь и свет. Поэтому Слово, которое от Господа и которое есть Господь, называется источником живой воды (Иерем. 2:13; 17:13; 31:9), источником спасения (Исаия 12:3), источником (Зах. 13:1) и рекой воды жизни (Откр. 22:1); и сказано, что «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод» (Откр. 7:17). Кроме того, есть места, где Слово называется святилищем и скинией, в которой Господь пребывает с человеком.

191. Но природный человек всё же не может быть убежден этими цитатами в том, что Слово есть сама Божественная истина, содержащая Божественную мудрость и Божественную жизнь, потому что он рассматривает его, исходя из стиля, по которому он не может видеть этого. Однако стиль Слова — это подлинный Божественный стиль, с которым нельзя сравнить никакой другой стиль, сколь угодно возвышенный и великолепный. Стиль Слова таков, что святое в нём — в каждом предложении, в каждом слове, а в некоторых местах даже в самих буквах. Поэтому Слово связывает человека с Господом и открывает путь к небу. Есть два исходящих от Господа: Божественная любовь и Божественная мудрость, или, что то же самое, Божественное добро и Божественная истина. В своей сущности Слово — и то, и другое, и поскольку оно, как было сказано, образует связь человека с Господом и открывает путь к небу, Слово наполняет человека добром любви и истинами мудрости, его волю — добром любви, а разум — истинами мудрости. Так человек обретает жизнь посредством Слова. Но следует твёрдо знать, что жизнь из Слова есть только у тех, которые читают его с целью черпать из него Божественные истины, как из их источника, и одновременно с целью применять почерпнутые оттуда Божественные истины в своей жизни. Противоположное бывает с теми, кто читает Слово лишь с той целью, чтобы охотиться за почестями и стяжать мирские блага.



192. Всякий, кто не знает, что в Слове содержится духовный смысл, как в теле душа, может не иначе судить о Слове, как по его буквальному смыслу. Между тем Слово подобно ларцу с драгоценностями, которые и есть его духовный смысл. Поэтому пока его внутренний смысл неизвестен, о Божественной святости Слова можно судить не иначе как о драгоценном камне по оправе, в которую он был вставлен, из чего может иногда казаться, что это обычный камень, или по шкатулке, сделанной из яшмы, лазурита, амианта, называемого также слюдой, или агата, в которой в своём порядке уложены алмазы, рубины, сардониксы, восточные топазы и так далее. Таким образом, пока это не известно, неудивительно, что шкатулка ценится не выше стоимости видимых материалов. То же самое и с буквальным смыслом Слова. С тем чтобы люди более не сомневались относительно того, что Слово Божественно и в высшей степени свято, Господь открыл мне его внутренний смысл, духовный по своей сущности. Он заключен во внешнем, или природном, смысле, как душа в теле. Этот смысл есть дух, который оживляет букву. Следовательно, он свидетельствует о Божественности и святости Слова и убеждает даже природного человека, если он желает убедиться.

 

 

II

 

Слово содержит духовный смысл, неизвестный до настоящего времени

193. Если сказать, что Слово, будучи Божественным, в глубине своей духовно, кто не признает и не подтвердит это? Но кто до сих пор знал о том, что означает духовное и где оно скрыто в Слове? Что такое духовное, будет показано в воспоминании, приведённом в конце этой главы; а где оно скрыто в Слове, — в следующих абзацах.

Слово в глубине своей духовно потому, что оно сошло от Господа Иеговы и проникло через ангельские небеса, и само Божественное, которое в себе невыразимо и непостижимо, по мере схождения сделалось доступным для постижения ангелов и затем для постижения людей. Поэтому есть духовный смысл внутри природного, как душа в человеке, или мышление разума в речи, или склонность воли в действии. Если позволительно сравнить это с тем, что предстаёт взгляду в природном мире, то духовный смысл находится в природном, как весь мозг внутри своих оболочек или покровов, или как ветви дерева внутри коры и лыка, или как всё необходимое для рождения птенца внутри скорлупы яйца, и так далее. Но никто до сих пор не догадывался, что природный смысл Слова содержит такой духовный смысл. Поэтому необходимо явить разуму эту тайну, которая содержит в себе много больше, чем все тайны, раскрытые прежде. Это будет сделано объяснением в следующем порядке.

 

(I) Что такое духовный смысл.

(II) Духовный смысл присутствует во всём Слове и в каждой его частности.

(III) Именно благодаря духовному смыслу Слово Божественно вдохновенно и свято в каждом высказывании.

(IV) Духовный смысл был до сих пор неизвестен.

(V) В дальнейшем духовный смысл будет дан только тем, кто пребывает в подлинных истинах от Господа.

(VI) Удивительное о Слове по его духовному смыслу.

 

Каждая из этих тем теперь будет развёрнута отдельно.

194. (I) Что такое духовный смысл.

Духовный смысл — это не тот, который явствует из смысла написанного в Слове, когда кто-то его тщательно исследует и применяет для подтверждения определённых догматов церкви; такой смысл можно назвать буквальным и церковным. Но духовный смысл не проявляется в буквальном смысле, он — внутри него, как душа в теле, как мысль разума в глазах или как чувство любви на лице. Слово духовно в первую очередь благодаря этому смыслу, не только для людей, но и для ангелов. Поэтому Слово через этот смысл сообщается с небесами. Поскольку Слово внутренне духовно, оно написано одними соответствиями, а что писалось посредством соответствий, то во внешнем смысле писалось таким же стилем, как у пророков, евангелистов и в Апокалипсисе. Несмотря на то что этот стиль кажется обыденным, он заключает в себе Божественную мудрость и всю ангельскую мудрость. Что такое соответствия, можно увидеть из книги «Небеса и ад» (изданной в Лондоне в 1758 г.), в которой есть разделы, посвященные соответствию всего в небесах всему в человеке (87—102) и соответствию всего в небесах всему на земле (103—115); это будет полнее показано на примерах из Слова, приведённых ниже.

195. От Господа исходит одно за другим Божественное небесное, Божественное духовное и Божественное природное. Божественным небесным называется всё, что исходит от Его Божественной любви, и всё это есть добро. Божественным духовным называется всё, что исходит от Его Божественной мудрости, и всё это есть истина. Божественное природное происходит от того и другого и является их сочетанием в самом внешнем. Ангелы небесного царства, которое составляют третьи, самые высшие, небеса, пребывают в Божественном, называемом небесным, которое исходит от Господа, поскольку они обладают от Господа добром любви. Ангелы духовного царства, которое составляют вторые, или средние, небеса, пребывают в Божественном, называемом духовным, которое исходит от Господа, так как они обладают от Господа Божественной мудростью. Ангелы Божественного природного царства, которое составляют первые, или низшие, небеса, пребывают в Божественном, называемом природным, которое исходит от Господа, и обладают от Господа верой милосердия. Люди же, образующие церковь, пребывают в одном из этих царств, в зависимости от их любви, мудрости и веры; и после смерти они приходят в то царство, в котором были. Слово Господа устроено так же, как и небеса. В самом внешнем своём смысле оно природно, во внутреннем — духовно, а в самом внутреннем — небесно, и в каждом смысле оно Божественно. Поэтому оно приспособлено для ангелов трёх небес, а также и для людей.

196. (II) Духовный смысл присутствует во всём Слове и в каждой его частности.

Это лучше видно из примеров, а именно следующих. Иоанн говорит в Откровении:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется верный и истинный, и в праведности он судит и воинствует. Очи у него как пламень огненный, и на голове его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме его самого. Он был облечён в одежду, окрашенную кровью. И названо имя его — Слово Божье. И воинства его в небесах следовали за ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый. На одежде и на бедре его было написано имя его: Царь царей и Господь господствующих. И увидел я затем одного ангела, стоящего в солнце, который воскликнул громким голосом: Идите и собирайтесь на великий пир, чтобы съесть плоть царей, плоть военачальников, плоть сильных, плоть коней и сидящих на них, плоть всех свободных и рабов, и малых и великих.

Откр. 19:11—18

 

Что это означает, никто не может видеть иначе как по духовному смыслу Слова; и никто не может видеть духовного смысла, не зная соответствий. Ибо каждое слово соответствует чему-либо и ни одно не употребляется напрасно. Знание соответствий учит, что значит «белый конь», «сидящий на нём», «очи как пламень огненный», «диадемы» на голове, «одежда, окрашенная кровью», «белый виссон» его небесного войска, «ангел, стоящий в солнце», «великий пир» на который они должны пойти и собраться, а также «плоть царей и военачальников» и многое другое, что они должны были съесть.

Что означают все эти частности в духовном смысле, видно из объяснений в книге «Апокалипсис открытый» (820—838) и в краткой работе «Белый конь», поэтому дальнейшее объяснение было бы излишним. Там было показано, что это описание Господа как Слова. Его глаза, подобные пламени огненному, означают Божественную мудрость Его Божественной любви. Диадемы на Его голове и имя, которое никто кроме Него не знает, означают Божественные истины Слова от Него, а также, что никто не может понять, каково Слово в духовном смысле, кроме Господа и тех, кому Он открывает его. Одежды, окрашенные кровью, означают природный смысл Слова, то есть буквальный смысл, над которым совершено насилие. Совершенно очевидно, что так описывается Слово, ибо сказано: «Названо имя его — Слово Божье». Совершенно ясно также, что подразумевается именно Господь, поскольку сказано, что имя того, кто сидел на белом коне, было «Царь царей и Господь господствующих», подобно тому, как в Откровении 17:14, где говорится: «И Агнец победит их, ибо Он Господь господствующих и Царь царей».

Что духовный смысл Слова открывается при конце церкви, обозначается не только тем, что сказано о белом коне и о сидящем на нём, но также великим пиром и ангелом, стоящим в солнце и приглашающим всех пойти и съесть плоть царей и военачальников и многое другое, что означает усваивать всё доброе от Господа. Все выражения, употреблённые здесь, были бы бессмысленны, лишены жизни и духа, если бы не заключали внутри себя духовный смысл, как тело — душу.

197. В Откровении, глава 21, Новый Иерусалим описывается так: в нём было светило, подобное драгоценнейшему камню, как бы камню яшме, сверкающему, как хрусталь. Имел он большую и высокую стену с двенадцатью воротами и на воротах двенадцать ангелов; на них написаны были имена двенадцати колен Сынов Израиля. Стена была в сто сорок четыре локтя, такова была мера человека, то есть ангела. Стена построена была из яшмы, а основание её — из всякого драгоценного камня: яшмы, сапфира, халцедона, смарагда, сардоникса, сердолика, хризолита, берилла, топаза, хризопраза, гиацинта и аметиста. Его воротами были двенадцать жемчужин. Сам город был из чистого золота, похожего на чистое стекло, и расположен был четырёхугольником; длина его, ширина и высота были равны, по двенадцать тысяч стадий, и многое другое (Откр. 21:11, 12, 16—21).

Всё это должно пониматься духовно, о чём можно заключить из того, что Новый Иерусалим означает новую церковь, которая должна быть основана Господом, как показано в «Апокалипсисе открытом» (880). Поскольку Иерусалим означает церковь, следовательно всё, что говорится о городе, его воротах, стенах, основаниях и измерениях, содержит духовный смысл, ведь всё, что относится к церкви — духовно. Что всё это означает, показано в «Апокалипсисе открытом» (896—925), поэтому показывать это дальше будет излишне. Достаточно знать из этого, что во всех подробностях данного описания заключён духовный смысл, как душа в теле. Без этого смысла ничто из того, что здесь написано, нельзя было бы понимать как церковное; например, что это был город из чистого золота, ворота его из жемчужин, его стены из яшмы, основания стен из драгоценных камней; что стена была в 144 локтя, и это мера человека, то есть ангела; что город — 12 тысяч стадий в длину, ширину и высоту и тому подобное. Однако тот, кто знает духовный смысл по науке соответствий, понимает это; так, например, стена и её основания означают положения учения этой церкви по буквальному смыслу Слова, а числа 12, 144 и 12 000 означают всё в нём, то есть все его виды истины и добра в совокупности.

198. Когда Господь рассказывает Своим ученикам о скончании века, означающем последнее время церкви, Он говорит о последующем изменении её состояния до предсказанного конца:

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого, и тогда возопиют все племена земные и увидят Сына Человеческого, идущего в облаках небесных с силою и славою великою. И пошлёт ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их.

Матф. 24:29—31

 

В духовном смысле это не означает, что солнце и луна померкнут, звёзды упадут с неба, и появится знамение Господа на небесах, и Его увидят в облаках, а также ангелов с трубами. Каждое слово здесь имеет духовное значение, относящееся к церкви; это сказано о её состоянии при её конце. В духовном смысле солнце, которое померкнет, означает любовь к Господу. Луна, которая не даст света, означает веру в Него. Звёзды, которые упадут с неба, означают познания истины и добра. Знамение Сына Человеческого в небе означает явление Божественной истины в Слове от Него. Племена земные, которые возопиют, означают потерю всех истин, принадлежащих вере, и всего добра, принадлежащего любви. Пришествие Сына Человеческого в облаках небесных с силою и славою означает присутствие Господа в Слове и откровение. Облака небесные означают буквальный смысл Слова, а слава — духовный смысл Слова. Ангелы с трубою громогласною означают небеса, откуда исходит Божественная истина. Собрание избранных от четырёх ветров с одного края небес до другого означает новые небеса и новую церковь, состоящую из тех, кто имеет веру в Господа и живёт согласно Его заповедям. Что ни затмение солнца и луны, ни падение звёзд не имеется здесь в виду, ясно видно из книг пророков, у которых подобное говорится о состоянии церкви к тому времени, когда Господь придёт в мир. Например, у Исаии:

Вот, придёт день Иеговы лютый, с пылающим гневом, звёзды небес и созвездия их не будут светить светом своим, солнце померкнет при восходе своем, и луна не даст сиять светилу своему. Я накажу мир за его зло.

Исаия 13:9—11; 24:21, 23

 

У Иоиля:

Наступает день Иеговы, день тьмы и мрака. Солнце и луна помрачатся, и звёзды потеряют свой свет.

Иоиль 2:1, 2, 10; 3:15

 

У Иезекииля:

Я закрою небеса и чёрными сделаю звёзды. Я заслоню солнце облаком, и луна не будет светить светом своим. Я помрачу все светила, которые дают свет, и наведу на землю тьму.

Иезек. 32:7, 8

 

День Иеговы означает пришествие Господа, которое было, когда в церкви не осталось больше ни добра любви, ни истины веры, ни какого-либо знания о Господе. Вот почему он назван днём тьмы и мрака.

199. Господь, когда был в мире, говорил посредством соответствий, то есть природно и при этом духовно. Это можно заключить по Его притчам, в каждом слове которых содержится духовный смысл. Возьмём для примера притчу о десяти девах. Он говорит:

Царство небесное подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли встречать жениха. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли масла. Мудрые же взяли масло в светильниках своих. Но так как жених замедлил, они задремали и уснули. Однако в полночь раздался крик: «Вот, жених идёт, выходите навстречу ему». Тогда все девы те проснулись и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. А пока ходили они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на свадьбу, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: господин, господин, отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Матф. 25:1—12

 

Тот, кто не знает, что бывает духовный смысл и каков он, не видит, что в каждой из этих подробностей есть духовный смысл и поэтому Божественное святое. В духовном смысле царство небес означает небеса и церковь, жених означает Господа, свадьба — супружество Господа с небесами и церковью посредством добра любви и истины веры. Девы означают тех, которые от церкви; под десятью понимаются все, под пятью — некоторая часть. Светильники означают то, что относится к вере, масло — что относится к добру любви. Под сном и пробуждением понимается жизнь человека в мире, то есть природная, и жизнь его после смерти, то есть духовная. Покупка означает приобретение; идти к продавцам и покупать масло означает приобретать добро любви у других после смерти. Но тогда его нельзя более приобретать, поэтому хотя они и пришли со своими светильниками и купленным маслом к дверям, за которыми проходила свадьба, всё равно жених сказал им: «Я не знаю вас». Причина в том, что после жизни в мире человек остаётся таким, каким жил в мире. Из этого ясно, что Господь говорил только соответствиями, потому что говорил от Божественного, Которое в Нём и Которое есть Он Сам. Поскольку девы означают тех, кто принадлежит к церкви, в пророческой части Слова так часто упоминается дева и дочь Сиона, Иерусалима, Иуды, Израиля, и поскольку масло означает добро любви, всё святое церкви помазывалось маслом. То же самое и в других притчах и во всех словах, сказанных Господом; поэтому-то Господь и говорил, что Его слова есть дух и жизнь (Иоанн 6:63).

200. (III) Именно благодаря духовному смыслу Слово Божественно вдохновенно и свято в каждом высказывании.

В церкви говорят, что Слово свято, и объясняют это тем, что Господь Иегова произнёс его. Но поскольку святость Слова не проявляется в буквальном смысле, если кто-то по этой причине начинает сомневаться в его святости, он находит многие подтверждения этим сомнениям, когда затем читает Слово, ибо говорит себе: «Разве это свято? Разве это Божественно?» Поэтому, чтобы такое мышление не распространилось среди многих и не стало затем преобладающим, и чтобы из-за этого Слово не было отвергнуто, как никчёмная книга, и не прервалась поддерживаемая им связь таких людей с Господом, Господу угодно было открыть ныне духовный смысл Слова, с той целью, чтобы знали, где в нём заключено святое Божественное. Но поясним это примерами.

В Слове то там, то здесь упоминаются: Египет, Ассирия, Едом, Моав, сыны Аммоновы, филистимляне, Тир и Сидон, и Гог. Тот, кто не знает, что эти названия означают предметы, относящиеся к небесам и церкви, может впасть в заблуждение, что в Слове по большей части рассказывается о народах и племенах, и лишь немного о небесах и церкви, то есть много о мирском и мало о небесном. Когда же он узнает, что подразумевается под этими народами или под их названиями, он сможет освободиться от своей ошибки и вернуться к истинной вере.

То же самое — когда кто-нибудь видит, что в Слове многократно упоминаются сад, роща, лес или деревья в них, например маслина, виноград, кедр, тополь или дуб; или столько раз говорится о ягнёнке, овце, козле, телёнке или быке, и так же много гор, холмов, долин, источников, рек и вод в них или ещё много другого. Тот, кто ничего не знает о духовном смысле Слова, не может не подумать, что здесь просто подразумеваются всё это. Он не подозревает, что под садом, рощей и лесом подразумеваются мудрость, ум и знание; или что под маслиной, виноградом, кедром, тополем и дубом понимаются добро и истина церкви: небесные, духовные, рассудочные, природные и чувственные. Не знает он и о том, что ягнёнок, овца, коза, телёнок и бык означают невинность, милосердие и природное чувство любви; или что горы, холмы и долины — это высшее, более низкое и самое нижнее в церкви. Далее, что Египет означает научное, Ассирия — рассудочное, Едом — природное, Моав — осквернение добра, сыны Аммоновы — осквернение истины, филистимляне — веру без милосердия, Тир и Сидон — знание добра и истины, Гог — внешнее поклонение без внутреннего. В общем смысле под Иаковом в Слове понимается природная церковь, под Израилем — духовная церковь, под Иудой — небесная церковь. Когда человек всё это знает, он может осознать, что Слово говорит только о небесном, и мирское в нём — это только замещающее для небесного, в котором оно содержится. Поясним это также примером из Слова.

Читаем у Исаии:

В тот день будет дорога из Египта в Ассирию, чтобы Ассирия ходила в Египет и Египет в Ассирию и чтобы египтяне служили вместе с ассириянами. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассирией; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой Египет, и дело рук Моих Ассирия, и наследие Моё Израиль.

Исаия 19:23—25

 

В духовном смысле под этим подразумевается, что во время пришествия Господа научное, рассудочное и духовное образуют единство, и что научное будет служить рассудочному, и вместе то и другое будет служить духовному. Ибо как было сказано, Египет означает научное, Ассирия — рассудочное, а Израиль — духовное. День, упомянутый дважды, означает первое и второе пришествия Господа.

201. (IV) Духовный смысл Слова был до сих пор неизвестен.

В книге «Небеса и ад» (87—105) показано, что всё вообще и в частности, что есть в природе, соответствует чему-либо духовному, и то же самое всё вообще и в частности в человеческом теле. Но до сих пор неизвестно, что такое соответствия. Однако в древнейшие времена это было очень хорошо известно; для живших в то время наука соответствий была наукой наук и настолько общепринятой, что все их дощечки и свитки написаны посредством соответствий. Книга Иова, которая была книгой древней церкви, полна соответствий. Иероглифы египтян, а также мифы древнейших народов, были ни чем иным как соответствиями. Все древние церкви были изобразительными церквями духовного; их обряды и правила, по которым в них строилось богослужение, состояли исключительно из соответствий. Так же было всё и в церкви Сынов Израиля. Их всесожжения, жертвы, хлебные приношения и возлияния со всеми их частностями были соответствиями; подобно тому — скиния и всё, что в ней было, и праздники: праздник опресноков, праздник кущей и праздник первых плодов; а также — священство Аарона и Левитов и их святые одеяния. В книге «Тайны небесные» (издана в Лондоне) показано, каким духовным понятиям всё это соответствовало. Более того, даже все законы и юридические постановления, касающиеся их богослужения и жизни, были соответствиями. Итак, поскольку Божественное представлено в мире в соответствиях, то и Слово написано исключительно посредством соответствий. Поэтому Господь, поскольку говорил от Божественного, говорил посредством соответствий. Ибо то, что от Божественного, нисходит в природе в те предметы, которые соответствуют Божественным предметам и которые тогда скрывают в своей глубине Божественное, называемое небесным и духовным.

202. Мне было дано узнать, что люди древнейшей церкви, жившие до потопа, обладали настолько небесным характером, что разговаривали с ангелами небес. Они могли делать это по соответствиям. Поэтому они достигли такого состояния мудрости, что обо всём, что видели на земле, мыслили не только природно, но при этом и духовно, и поэтому — также совместно с ангелами небес. Мне было также поведано, что Енох (упоминается в Бытие 5:21—24) вместе со своими соплеменниками собирал эти соответствия из их бесед и передал эту науку потомкам. В результате наука соответствий не только была известна, но и очень высоко ценилась во многих царствах Азии, особенно в земле Ханаанской, Египте, Ассирии, Халдее, Сирии, Аравии, Тире, Сидоне и Ниневии. Оттуда она была перенесена в Грецию, но там превратилась в мифы, о чём можно заключить по произведениям древнейших греков.

203. Чтобы было видно, что наука соответствий долго сохранялась у народов Азии, но только у тех, кого называли прорицателями или мудрецами, а иногда магами, мне хотелось бы привести один пример из 1 Книги Царств, гл. 5 и 6. Там упоминается, что ковчег, в котором были две скрижали с написанными на них Десятью заповедями, похитили филистимляне и внесли его в капище Дагона в Азоте. Дагон пал на землю перед ковчегом, а позже его голова и кисти рук, оторванные от тела, лежали на пороге капища. Жители Азота и Аккарона, числом в несколько тысяч человек, поражены были за ковчег геморроем, а земля их была опустошена мышами. Поэтому филистимляне созвали наместников и прорицателей[53], и те как средство от бедствия постановили сделать из золота пять геморроев и пять мышей, и новую повозку, поставить на неё ковчег, а рядом с ним — геморрои и мышей из золота. Затем ковчег отправили обратно к Сынам Израиля с помощью двух коров, которые по пути мычали перед повозкой. Сыны Израиля принесли в жертву коров и повозку и тем умиротворили Бога Израиля.

Из значения всего этого, придуманного филистимскими прорицателями, ясно, что это соответствия. Значение же таково. Сами филистимляне означали тех, чья вера отделена от милосердия; Дагон символизировал их религию. Геморрой, которым они были поражены, означал природную любовь, которая, если отделена от духовной любви, нечиста. Мыши означали опустошение церкви поддельными истинами. Новая повозка означала природное учение церкви, ибо колесница в Слове означает учение из духовных истин. Коровы означали природные склонности к добру. Геморрои из золота означали природные виды любви, очищенные и ставшие добрыми. Мыши из золота означали опустошение, устранённое добром, поскольку золото в Слове означает добро. Мычание коров по пути означало трудное превращение злых вожделений природного человека в добрые склонности. Принесение в жертву всесожжения коров вместе с повозкой означало, что так был умилостивлен Бог Израиля. Всё это, сделанное филистимлянами по совету своих прорицателей, было соответствиями, из чего понятно, что наука соответствий долго сохранялась среди язычников.

204. Поскольку изобразительные обряды церкви, которые были соответствиями, стали с течением времени превращаться в идолопоклонство, а также в магию, эта наука по Божественному провидению Господа постепенно утрачивалась, а у израильского и иудейского народов была совершенно забыта. Богослужение этих народов состояло из одних соответствий и поэтому изображало небесное; тем не менее они не знали значений его составляющих. Ибо они были чисто природными людьми и поэтому не хотели и не могли ничего знать о духовном и небесном, а значит, и о соответствиях, ведь соответствия — это изображения духовного и небесного в природном.

205. Идолопоклонство у народов древних времён зародилось из науки соответствий по той причине, что всё видимое на земле чему-либо соответствует. Это не только деревья, но и животные и птицы всех видов, а также рыбы и всё остальное. Древние, владевшие наукой соответствий, делали себе изображения, которые соответствовали небесным понятиям, и наслаждались ими, как означавшими то, что относится к небесам и церкви. Они помещали их поэтому не только в своих храмах, но и в своих домах, не чтобы поклоняться им, но чтобы они напоминали о небесном, которое ими обозначается. Потому-то в Египте и в других странах пользовались изображениями телят, быков и змей, а также детей, старцев и девушек, что телята и быки означают склонности и способности природного человека, змеи — предусмотрительность и хитрость чувственного человека; дети означают невинность и милосердие, старики — мудрость, девушки — склонности к истине, и так далее. Когда знание соответствий было утрачено, их потомки стали поклоняться изображениям и изваяниям, воздвигнутым предками в храмах или рядом с ними, как святому и, наконец, как божествам. В этом же была причина того, что древние проводили богослужения в садах и рощах, соответственно видам деревьев, а также на горах и холмах. Ибо сады и рощи означали мудрость и разумение, а каждое дерево — какую-либо их составляющую. Например, маслина означала добро любви, виноград — истину от этого добра, кедр — рассудочные добро и истину; гора означала высшие небеса, а холм — небеса под ними.

Что наука соответствий сохранялась у многих восточных народов до самого пришествия Господа, можно заключить из того, что мудрецы с востока пришли к Господу, когда он родился, ибо звезда шла перед ними, и они принесли с собой дары: золото, ладан и мирру (Матф. 2:1, 2, 9—11). Звезда, которая шла перед ними, означала знание с небес, золото — небесное добро, ладан — духовное добро, а мирра — природное добро; от этих трёх видов добра происходит всякое богослужение. Хотя соответствия были совершенно неизвестны израильскому и иудейскому народам, но всё в их богослужении, все законы и постановления их, данные через Моисея, и всё в Слове было исключительно соответствиями. Причина в том, что они были сердцем идолопоклонниками и поэтому таковы, что даже не хотели знать, что в их богослужении что-либо означает небесное и духовное: они верили, что всё это свято само по себе. Поэтому, если бы им было открыто небесное и духовное, они не только отвергли бы это, но и осквернили. Из-за этого небеса были закрыты для них настолько, что они едва ли знали о существовании вечной жизни. Что это так, ясно видно из того, что они не признали Господа, хотя все Священное Писание пророчествовало о нём и предсказывало Его пришествие. Они отвергли Его по той единственной причине, что Он учил их о царстве небесном, а не о царстве земном. Ибо им нужен был Мессия, который возвысил бы их над всеми другими народами мира, а не тот Мессия, который заботится об их вечном спасении.

206. Причина того, что наука соответствий, которая позволяет понять духовный смысл Слова, не была открыта в последующее время, состоит в том, что христиане ранней церкви были настолько простыми людьми, что им невозможно было открыть её, а если бы она и была открыта, то не была бы понята и не принесла никакой пользы. Вслед за их временем тьма покрыла весь христианский мир, сначала из-за распространения многочисленных ересей, а немного позже из-за решений и постановлений Никейского собора о трёх божественных личностях от вечности и о личности Христа, как о Сыне Марии, а не Сыне Бога Иеговы. Именно из этого источника бурным потоком хлынула современная вера в оправдание, в которой предписывается обращаться к трём богам по очереди. От этой веры зависит всё вообще и в частности в современной церкви, как все части тела от головы. Оттого что они применяли всё в Слове, чтобы доказать эту ошибочную веру, нельзя было открывать им духовный смысл; ибо если бы он был открыт, они и его применили бы с той же целью и этим осквернили бы самое святое Слова, окончательно закрыв для себя небеса и изгнав Господа из церкви.

207. Наука соответствий, которая позволяет понимать духовный смысл Слова, открывается сейчас по той причине, что теперь Божественные истины церкви являются в свете, а именно из них состоит духовный смысл Слова. Когда люди обладают ими, буквальный смысл Слова не может быть искажён. Ибо буквальный смысл Слова можно поворачивать как угодно; если его обращают ко лжи, то губят его внутреннюю святость, а вместе с ней и внешнюю. Но если его обращают к истине, святость остаётся. Об этом многое будет сказано далее.

Что духовный смысл в настоящее время открывается, подразумевается в Апокалипсисе (Откр. 19:11—18) под тем, что Иоанн увидел открытые небеса и затем белого коня, и далее под тем, что видел и слышал ангела, стоящего в солнце и созывающего всех на великий пир. Что этот смысл долгое время не будут признавать, подразумевается под зверем и царями земными, которые собирались пойти войной на сидящего на белом коне (Откр. 19:19), а также под драконом, преследовавшим в пустыню женщину, которая родила сына, и извергнувшим из своей пасти воду, как реку, чтобы потопить её (Откр. 12:13—17).

208. (V) В дальнейшем духовный смысл будет дан только тем, кто пребывает в подлинных истинах от Господа.

Причина в том, что никто не может видеть духовного смысла иначе как от Господа и пребывая в Божественных истинах от Господа. Ибо в духовном смысле Слова говорится только о Господе и о Его царстве. Именно этот смысл понимают Его ангелы в небесах, поскольку в нём содержится Его Божественная истина. Над этой истиной человек может совершить насилие, если он знает науку соответствий и с её помощью хочет исследовать духовный смысл Слова по собственному разумению. Ибо по нескольким соответствиям, известным ему, он может извратить этот смысл и даже для подтверждения этого использовать ложные доводы. Это было бы насилием над Божественной истиной, и поэтому над небесами, в которых она пребывает. Поэтому, если кто-то желает открыть этот смысл от себя, а не от Господа, небеса закрываются, а когда они закрыты, человек либо вообще не видит ничего истинного, либо становится духовно безумным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.