|
Святой Дух и Божественное действие 11 глава
Откр. 1:13, 17; 21:6
Вот, гряду скоро, чтобы воздать каждому по делам его. Я есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний.
Откр. 1:8, 11
Также у Исаии:
Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова Саваоф: Я первый и последний.
Исаия 44:6; 48:12
103. К этому я добавлю тайну, что сам человек — это душа, которую он получает от отца, а тело от матери — это не человек в себе, а от него. Это не более чем его одеяние, сотканное из того, что есть в природном мире, тогда как душа — из того, что есть в мире духовном. После смерти каждый человек снимает с себя природное, которое он носил от матери, и сохраняет духовное от отца вместе со своего рода окаймлением из чистейших природных элементов. Это окаймление у тех, которые идут в небеса, находится снизу, а духовное — сверху; у тех, которые идут в ад, оно сверху, а духовное снизу. Вот почему человек-ангел говорит от небес, и поэтому добро и истину, а человек-дьявол говорит от ада, когда от своего сердца, но когда только от уст своих, то будто бы от небес; первое бывает, когда он дома, второе — когда на людях.
Поскольку душа человека — это сам человек, а её происхождение духовно, понятно, почему ум, характер, качества, стремления и склонности любви отца живут от потомка к потомку и проявляются вновь, переходя из поколения в поколение. Потому-то многие семьи и даже роды узнаются по своему праотцу; у всех потомков есть общий образ, который проявляется в чертах лица, и этот образ может быть изменён только духовностью церкви. Общий образ Иакова и Иуды до сих пор остаётся в их потомках, и по нему их отличают от других, по той причине, что они по сей день твёрдо придерживаются своей религии. Ибо в семени, которым всякий зачинается, содержится побег или черенок отцовской души во всей её полноте, покрытый оболочкой из природных элементов. Из них в материнской утробе образуется его тело, которое потом может стать похожим либо на отца, либо на мать, однако сохраняет внутри себя образ отца, который постоянно стремится к проявлению. Поэтому если не в первом потомке, то в последующих он обнаруживается.
Образ отца во всей полноте содержится в семени по той причине, как было сказано, что душа по происхождению своему духовна, а духовное не имеет ничего общего с пространством, поэтому она подобна себе и в малом объёме, и в большом. Что касается Господа, то когда Он был в мире, Он делами искупления совлёк с Себя все человеческое от матери и облёкся в человеческое от Отца, то есть в Божественное человеческое. Именно поэтому в Нём человек есть Бог, а Бог — человек.
104. (VIII) По пути к соединению Он был в состоянии опустошения, а само соединение было состоянием Его прославления.
В церкви известно, что Господь, находясь в мире, был в двух состояниях, которые называются опустошением и прославлением. Более раннее состояние, опустошение, описано во многих местах в Слове, в первую очередь в псалмах Давида, а также у пророков и подробно у Исаии (глава 53), где говорится, что Он опустошил Свою душу до смерти (Исаия 53:12). Этим же состоянием было и состояние Его смирения перед Отцом, так как в нём Он молился Отцу и говорил, что исполняет Его волю и приписывает Отцу всё, что делает и говорит. Что Он молился Отцу, известно из следующих мест: Матф. 26:39, 42; Марк 1:35; 6:46; 14:32—39; Лука 5:16; 6:12; 22:41—44; Иоанн 17:9, 15, 20. Что выполнял волю Отца: Иоанн 4:34; 5:30. Что приписывал Отцу всё, что делал и говорил: Иоанн 8:26—28; 12:49, 50; 14:10. Даже на кресте Он возгласил: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставляешь?» (Матф. 27:46; Марк 15:34). Более того, если бы Он не был в этом состоянии, Его не могли бы распять.
Состояние прославления — это также состояние соединения. Он был в этом состоянии, когда преобразился перед тремя Своими учениками, когда творил чудеса и каждый раз, когда говорил, что Он и Отец — одно, что Отец в Нём, и Он в Отце, и что всё принадлежащее Отцу — Его. И после полного соединения Он говорил, что властен над всей плотью (Иоанн 17:2) и имеет всякую власть в небесах и на земле (Матф. 28:18), и многое другое.
105. Господь был в этих двух состояниях, опустошения и прославления, по той причине, что возможен только такой путь к соединению, ибо он соответствует Божественному порядку, который неизменен. Божественный порядок состоит в том, чтобы человек располагал себя к принятию Бога и готовил себя как вместилище и жилище, в которое Бог войдет и будет жить, как в Своём храме. Это человек должен делать сам по себе, но тем не менее признавать, что это от Бога. Он должен признавать это потому, что не ощущает присутствия и действия Бога, хотя именно Бог Своим непосредственным присутствием приводит в действие в человеке всё добро любви и всю истину веры. Каждый человек должен и будет продвигаться в соответствии с этим порядком, чтобы из природного сделаться духовным. Тем же путём шёл и Господь, чтобы сделать Своё природное человеческое Божественным; поэтому Он молился Отцу, выполнял Его волю, приписывал Ему всё, что делал и говорил, и на кресте сказал: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставляешь?» Ибо в этом состоянии кажется, что Бог отсутствует. Но после этого состояния приходит другое, состояние соединения с Богом. В этом состоянии человек действует как и раньше, но теперь от Бога; ему не нужно уже, как прежде, признавать за Богом всё добро, которое он желает и делает, и всю истину, которую он мыслит и говорит, поскольку это начертано у него на сердце, и потому присутствует в самом внутреннем каждого его действия и слова. Подобно тому и Господь соединил Себя с Отцом, и Отец Себя с Ним, одним словом, Господь прославил Своё человеческое, то есть сделал его Божественным; тем же способом Господь возрождает человека, то есть делает его духовным. Каждый человек, который из природного становится духовным, проходит через эти два состояния, через первое входя во второе, и тем самым из мира в небеса, что будет полностью доказано в главах о свободе выбора, милосердии и вере, преобразовании и возрождении. Здесь скажем только о том, что в первом состоянии, называемом преобразованием, человек полностью свободен поступать по рассуждению своего разума, а во втором, в состоянии возрождения, он так же свободен, но тогда он желает и действует, думает и говорит по новой любви и новому разуму, которые от Господа. Ибо в первом состоянии разум играет первые роли, а воля — вторые, тогда как во втором воля играет первые роли, а разум — вторые. Тем не менее разум действует от воли, а не воля при помощи разума. Соединение добра и истины, милосердия и веры, внутреннего и внешнего человека происходит не иначе.
106. Эти два состояния изображаются различными явлениями во вселенной. Причина в том, что они соответствуют Божественному порядку, а Божественный порядок пронизывает всю вселенную и все её частности до мельчайших подробностей. Первое состояние представлено в жизни каждого человека его младенчеством и детством до юности, молодости и возмужалости. Это состояние смирения перед родителями, послушания и воспитания нянями и учителями. Второе состояние представлено состоянием того же человека, когда он становится сам себе судьёй и советником, или живёт своей волей и своим разумом, и управляет собственным домом.
Далее, первое состояние изображается состоянием князя, сына царя или государя, до того, как он сам станет царём или государем. Подобно тому — состояние любого гражданина до того, как он получает государственную должность; или любого подчинённого до того, как он станет руководителем; или любого семинариста, который должен быть посвящён в служение, до того как он станет священником, а затем — до того, как он станет пастором, и того, в свою очередь, пока он не станет епископом; или любой девушки, пока она не станет женой, или любой служанки, пока она не станет хозяйкой. В своём роде, это состояние всякого начинающего торговца, пока он не станет купцом, всякого солдата, пока он не станет полководцем, работника, пока он не станет хозяином. Первое состояние их — подчинение, а второе — собственной воли, и поэтому собственного разума.
Есть также различные образцы этих двух состояний в животном царстве. Первое изображается зверьми и птицами, пока они у своих родителей, постоянно следуют за ними, а те кормят и водят их; второе — когда они оставляют родителей и заботятся о себе сами. То же самое с гусеницами: в первом состоянии они ползают и питаются листьями, во втором — сбрасывают свои покровы и становятся бабочками. Есть также образцы этих двух состояний у представителей растительного царства. Первое, когда растение прорастает из семени и украшается ветвями, зеленью и листвой; второе, когда оно приносит плоды и новые семена. Это можно сравнить с соединением истины и добра, поскольку всё, что касается дерева, соответствует истинам, а плоды — разновидностям добра. Человек, который остаётся в первом состоянии, не входя во второе, подобен дереву, которое приносит только листья, а не плоды; о таком дереве в Слове сказано, что его следует выкорчевать и бросить в огонь (Матф. 7:19; 21:19; Лука 3:9; 13:6—9; Иоанн 15:5, 6). И ещё он подобен рабу, который не хочет быть свободным, о котором было повеление, что следует поставить его к двери, или к косяку, и проколоть ему ухо шилом (Исход 21:6). Рабы — это те, которые не соединены с Господом, а соединённые — свободны, ибо Господь говорит:
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
Иоанн 8:36
107. (IX) С того времени никто из христиан не может войти в небеса, если не верит в Господа Бога Спасителя и не обращается к Нему одному.
Читаем у Исаии:
Вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаться и не придут на сердце. И вот, Я творю Иерусалим ликованием и народ его радостью.
Исаия 65:17, 18
И в Откровении:
Я, Иоанн, видел новое небо и новую землю. И видел я святой Иерусалим, сходящий от Бога с небес, приготовленный как невеста для мужа своего. И сказал сидящий на престоле: Вот, творю всё новое.
Откр. 21:1, 2, 5
И что не иные войдут в небо, как те, которые записаны в Книге Жизни Агнца (Откр. 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27). Небо здесь означает не то небо, которое мы видим нашими глазами, а ангельское небо; Иерусалим — не какой-то город с неба, а церковь, которая сойдет из этого неба от Господа; Книга Жизни Агнца означает не какую-то книгу, написанную в небе, которая должна быть открыта, а Слово, которое от Господа и о Нём. В предыдущих разделах этой главы было засвидетельствовано, доказано и твёрдо установлено, что Бог Иегова, называемый Создателем и Отцом, сошёл и принял человеческое с той целью, чтобы с Ним можно было сближаться и соединяться. Обращаясь к человеку, кто же подходит к душе его? Как это возможно? Но подходит он к самому человеку, которого видит лицом к лицу, и говорит с ним из уст в уста. То же самое с Богом Отцом и Богом Сыном, поскольку Бог Отец в Сыне, как душа в теле.
Что следует верить в Господа Бога Спасителя, известно из таких мест в Слове:
Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Иоанн 3:15, 16
Верующий в Сына не судится, а неверующий уже осужден, потому что не верил в имя единородного Сына Бога.
Иоанн 3:18
Кто верит в Сына, имеет жизнь вечную, кто же не верит в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребывает над ним.
Иоанн 3:36
Хлеб Божий — это тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Приходящий ко Мне не будет голоден, и верящий в Меня не будет жаждать никогда.
Иоанн 6:33, 35
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верящий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Иоанн 6:40
Сказали Иисусу: что нам делать, чтобы творить дела Божьи? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божье, чтобы вы верили в Того, Кого послал Отец.
Иоанн 6:28, 29
Истинно говорю вам: верящий в Меня имеет жизнь вечную.
Иоанн 6:47
Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, пусть идёт ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой.
Иоанн 7:37, 38
Если не уверуете, что это Я, то умрёте в грехах ваших.
Иоанн 8:24
Иисус сказал: Я есть воскресение и жизнь; верящий в Меня, если и умрет, будет жить; но всякий, живущий и верящий в Меня, не умрёт вовек.
Иоанн 11:25, 26
Иисус сказал: Я как свет пришёл в мир, чтобы всякий, верящий в Меня не оставался во тьме.
Иоанн 12:46; 8:12
Пока свет есть у вас, верьте в свет, да будете сынами света.
Иоанн 12:36
Он говорит также, что останутся в Господе, и Господь в них (Иоанн 14:20; 15:1—5; 17:23), и будет это посредством веры.
Павел свидетельствовал иудеям и грекам о покаянии перед Богом и вере в Господа нашего Иисуса Христа.
Деян. 20:21
Я есть Путь, Истина и Жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Иоанн 14:6
Из следующих отрывков известно, что верящий в Сына верит в Отца, поскольку, как было сказано, Отец в Нём, как душа в теле:
Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
Иоанн 8:19; 14:7
Видящий Меня видит пославшего Меня.
Иоанн 12:45
Принимающий Меня принимает пославшего Меня.
Иоанн 13:20
Причина в том, что никто не может видеть Отца и жить (Исход 33:20). Поэтому Господь говорит:
Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в лоне Отца, явил Его.
Иоанн 1:18
Это не так, чтобы кто-то видел Отца, кроме Того, кто с Отцом; Он видел Отца.
Иоанн 6:46
Вы ни голоса Отца никогда не слышали, ни облика Его не видели.
Иоанн 5:37
Те же, которые ничего не знают о Господе, как многие в двух частях света, Азии и Африке, и даже в Индии, спасаются своей верой и жизнью, если верят в одного Бога и живут в соответствии с заповедями своих религий. Вменение касается тех, кто знает, а не тех, кто в неведении, как и слепых нельзя обвинять в том, что они на всё натыкаются. Ибо Господь говорит:
Если бы вы были слепы, то не имели бы греха; но раз вы говорите, что видите, то грех ваш остаётся.
Иоанн 9:41
108. Для дальнейшего подтверждения сказанного я сообщу то, что знаю, поскольку видел и могу свидетельствовать об этом. В настоящее время Господь устраивает новые ангельские небеса, и устраивает их из тех, кто верит в Господа Бога Спасителя и обращаются к нему непосредственно, а остальные отвергаются. Поэтому каждый, приходящий из христианского мира в духовный мир, куда все попадают после смерти, если он не верит в Господа и не обращается только к Нему и если для него это неприемлемо из-за того, что он жил во зле или убедил себя во лжи, прогоняется вон с первого шага к небесам. При этом лицом он отворачивается от небес и обращается к нижней земле, куда и уходит, и присоединяется к её обитателям, которые в Апокалипсисе обозначаются как Дракон и Лжепророк. Отныне всякий человек из христианских стран, не верящий в Господа, не будет выслушан. Его молитвы в небесах подобны дурному запаху или мокроте из больных лёгких. Даже если он думает, что его молитвы подобны запаху благовоний, они всё равно достигают небес не иначе, как в виде дыма от огня, раздутого в его глазах бурей, разыгравшейся внизу, или в виде дыма от кадила под плащом монаха. С настоящего времени так будет со всякой набожностью, которая посвящена разделенной Троице, а не единой. Главный предмет этого сочинения состоит в том, что Божественная Троица едина в Господе.
Здесь я добавлю нечто новое. Несколько месяцев назад Господь созвал двенадцать апостолов и послал их по всему духовному миру, как прежде в природном мире, с поручением проповедовать евангелие. Каждому из апостолов была предписана своя область. Они принялись за это поручение со всей ревностностью и усердием. Но подробному рассмотрению этих событий будет посвящена последняя глава этой книги — о конце века, пришествии Господа и новой церкви.
109. Заключение.
Все церкви, существовавшие до пришествия Господа, были изобразительными и могли видеть Божественные истины не иначе как в тени. Но после пришествия Господа в мир Им была основана церковь, которая видела, а лучше сказать, могла видеть Божественные истины в свете. Разница здесь, как между вечером и утром. И в Слове также состояние церкви до пришествия Господа называется вечером, а после Его пришествия — утром. Перед Своим пришествием в мир Господь, конечно, присутствовал с людьми церкви, но опосредованно, через ангелов, которые изображали Его; но после пришествия Он непосредственно присутствует с людьми церкви. Ибо в мире Он также облёкся в Божественное природное, в котором Он присутствует с людьми. Прославление Господа — это прославление Его человеческого, которое он принял в мире, а прославленное человеческое Господа есть Божественное природное. Это очевидно из того, что Господь восстал из могилы со всем Своим телом, которое было у Него в мире, ничего в ней не оставив. Следовательно, Он забрал с Собой оттуда даже человеческое природное, от первого до последнего. Вот почему Он сказал после воскресения Своим ученикам, которые были уверены, что видят дух:
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; ощупайте Меня и рассмотрите, ибо у духа нет плоти и костей, а у Меня, как видите, есть.
Лука 24:37, 39
Отсюда ясно, что Его природное тело стало Божественным через прославление. Поэтому Павел говорит, что в Христе вся полнота Божественности обитает телесно (Кол. 2:9), а Иоанн говорит, что Иисус Христос, Сын Бога, есть истинный Бог (1 Иоанн 5:20). Из этого ангелы знают, что только Господь во всём духовном мире — полностью человек.
В церкви известно, что всё богослужение у израильского и иудейского народов было чисто внешним и лишь в общих чертах напоминало внутреннее богослужение, которое открыл Господь. Таким образом, до пришествия Господа оно состояло из символов и изображений, которые представляли истинное богослужение, как правдоподобный портрет. Между тем древним Господь являлся Сам, ибо Он говорил евреям:
Авраам, отец ваш, ликовал бы, увидев день Мой, и увидел, и возрадовался. Прежде нежели был Авраам, Я был.
Иоанн 8:56, 58
Но, поскольку тогда Господь только изображался, что делалось через ангелов, всё у них в церкви делалось изобразительно. А после Его пришествия в мир эти изображения прекратились. Внутренняя причина этого была та, что Господь в мире облёкся также Божественным природным и с помощью него просветил не только внутреннего духовного человека, но и внешнего природного. Если и тот, и другой не просвещены одновременно, человек находится как бы в тени, а если тот и другой просвещены, то человек — словно в дневном свете. Ибо когда просвещён только внутренний человек, но не внешний при этом, или когда внешний просвещён, но не внутренний, это всё равно, что человек спит и видит сны, а когда просыпается, припоминая сон, делает различные иллюзорные выводы. Подобно тому — когда кто-то ходит во сне, ему кажется, что он видит предметы перед собой в дневном свете.
Разница между состоянием церкви до и после пришествия Господа подобна также разнице между чтением книги ночью при свете луны и звезд и днём при свете солнца. Ясно, что в первом случае, когда свет просто белый, глаз ошибается, но не ошибается во втором случае, когда свет тёплый. Поэтому читаем о Господе:
Сказал Бог Израиля, говорила мне скала Израиля. Он как свет утра при восходе солнца, безоблачное утро.
2 Цар. 23:3, 4
Бог Израиля и скала Израиля — это Господь. И в другом месте:
Свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Иегова обвяжет перелом народа Своего.
Исаия 30:26
Здесь говорится о состоянии церкви после пришествия Господа. Словом, состояние церкви до пришествия Господа можно сравнить со старушкой с накрашенным лицом, которой кажется, что румяна делают её привлекательной. А состояние церкви после пришествия Господа можно сравнить с девушкой, которая красива благодаря естественному румянцу. Опять же, состояние церкви до пришествия Господа можно сравнить с кожурой плода, например апельсина, яблока, груши или винограда, и её вкусом, а состояние церкви после пришествия Господа — с внутренностью этого плода и её вкусом. Можно добавить и другие сравнения. Всему этому причина та, что Господь, после облачения в Божественное природное, просвещает одновременно внутреннего духовного человека и внешнего природного. Ибо, когда просвещён только внутренний человек, но не внешний при этом, — это тень, и то же самое, когда внешний просвещён, но не внутренний.
* * *
110. Здесь я добавлю несколько воспоминаний. Вот первое.
Однажды в духовном мире я видел метеор, окруженный сиянием, который упал на землю. Это была падающая звезда, которую в народе называют драконом. Как и всякая падающая звезда, она исчезла в предрассветных сумерках, но я заметил место, куда она упала.
Когда рассвело, я пошёл к месту её падения, замеченному мной ночью, и обнаружил там землю, состоящую из смеси серы, железных опилок и горшечной глины. И тогда вдруг появились две палатки, одна прямо над тем местом, а другая — немного южнее. Я посмотрел вверх и увидел духа, падающего с небес, как молния; он упал в палатку, которая стояла на месте падения метеора, а я оказался возле палатки, которая была южнее. Я стоял у входа в эту палатку и видел духа, также стоявшего у входа в свою палатку.
Тогда я спросил его, почему он упал с небес. Он ответил, что его как ангела дракона сбросили вниз ангелы Михаила: «Потому что я, — сказал он, — рассказал о некоторых убеждениях своей веры, в которых я утвердился в мире. Среди них было то, что Бог Отец и Бог Сын — это двое, а не один. Ведь сейчас в небесах все верят, что Они едины, как душа и тело. Всё, что говорится против этого — как жжение в носу или шило, прокалывающее ухо, выводит их из себя и причиняет страдание. Поэтому всякому, кто им противоречит, они приказывают выйти, а если он мешкает, его выбрасывают».
Услышав это, я спросил его: «Почему же ты не веришь, как они?» Он ответил, что никто, покинув мир, не может верить ни во что, кроме того, что он, доказывая, запечатлел в себе. Это остаётся в нём накрепко, и невозможно вырвать это, особенно если речь идёт об убеждениях, касающихся Бога, поскольку место в небесах для каждого определяется его понятиями о Боге.
Я спросил далее, чем он подтверждал то, что Отец и Сын — двое. «Тем из Слова, — сказал он, — что Сын взывал к Отцу, и не только до страданий на кресте, но и во время них, и что Он смирял себя перед Отцом. Как же они тогда могли быть едины, как душа и тело в человеке? Как можно молиться, будто бы другому, или смирять себя перед другим, когда ты сам и есть этот другой? Так никто не делает, а тем более Бог. И кроме того, вся христианская церковь в моё время разделяла Божественность на личности, каждая из которых была едина в себе и определялась как существующая сама по себе».
Услышав от него это, я ответил: «Из сказанного я понимаю, что ты почти ничего не знаешь, каким образом Бог Отец и Бог Сын едины. А так как ты ничего не знаешь об этом, ты убеждал себя в той лжи о Боге, в которой до сих пор пребывает церковь. Разве ты не знаешь, что у Господа, когда Он был в мире, была душа, как у всех других людей? Откуда она у Него была, если не от Бога Отца? Что именно от Него, ясно во всей полноте из Слова, написанного евангелистами. Затем, что есть называемое Сыном, как не человеческое, которое было зачато Божественным Отца и рождено Девой Марией? Мать не может зачать душу, это совершенно несовместимо с порядком, по которому рождается человек. И Бог Отец не может из Себя вложить душу и затем удалиться, как все отцы в мире, потому что Бог есть Его Божественная сущность, ведь она одна и неделима, и поскольку неделима, она есть Он Сам. Потому и говорит Господь, что Отец и Он — одно, что Отец в Нём, и Он в Отце, и многое подобное. Это видели издалека также авторы Афанасиевого символа веры, из-за чего после разделения Бога на три личности они всё равно говорили, что во Христе Бог и человек, то есть Божественное и человеческое — не двое, а одно, как душа и тело в человеке.
Господь в мире молился Отцу, как другому, и смирял Себя перед Отцом, как перед другим, потому что это утверждено в неизменном порядке от создания, в соответствии с которым каждый продвигается к соединению с Богом. Этот порядок состоит в том, что когда человек соединяет себя с Богом посредством жизни по законам порядка, то есть по заповедям Бога, Бог тоже соединяет Себя с ним и делает его из природного духовным. Точно так же Он соединил Себя с Отцом, и Отец соединил Себя с Ним. Разве Господь не был младенцем, как любой другой младенец, и мальчиком, как любой другой мальчик? Не читаем ли мы, что Он преуспевал в премудрости и милости, и далее — что Он просил Отца прославить имя Его, то есть Его человеческое? Прославить — значит сделать Божественным через соединение с Ним. Отсюда ясно, почему Господь в Его состоянии опустошения, в котором Он пребывал по пути к соединению, молился Отцу.
Тот же порядок от создания предписан каждому человеку, а именно, что человек подготавливает свой разум с помощью истин из Слова, и таким образом сообразует его с принятием веры от Бога, и подготавливает свою волю делами милосердия, и таким образом приспосабливает её к принятию любви от Бога. Ибо точно так же ювелир гранит алмаз, чтобы придать ему способность принимать и излучать сверкающий свет, и так далее. Готовить себя к принятию Бога и соединению, значит жить в соответствии с Божественным порядком, а законы порядка — это все заповеди Бога. Господь выполнил их до последней чёрточки и так сделал Себя вместилищем Божественности во всей её полноте. Поэтому Павел говорит, что в Иисусе Христе вся полнота Божественности обитает телесно, а Господь говорит, что всё принадлежащее Отцу — Его.
Затем нужно понять, что только Господь действует в человеке, сам по себе человек пассивен, но активным его делает поток жизни от Господа. Этот непрерывный поток от Господа создаёт видимость, что человек действует от себя. По той же причине человек обладает свободой выбора, которая дана ему, чтобы он готовил себя к принятию Господа и соединению с ним, которое может быть только взаимным. Взаимным оно становится, когда человек действует свободно, но по вере относит всю деятельность к Господу».
Затем я спросил, признаёт ли он, как и все его товарищи, что Бог один. Он сказал, что признаёт. Тогда я сказал: «Боюсь, что в сердце своём ты признаёшь, что Бога нет вообще. Разве всё, что говорят уста, не происходит от размышления ума? Поэтому никто не может, признавая на словах, что Бог один, не изгонять из ума мысли о трёх богах, и наоборот, такая мысль в уме непременно изгоняет из уст признание одного Бога. И что может получиться от этого, кроме того, что Бога нет вообще? Разве так не превращается в ничто всё промежуточное от мысли до речи, и обратно, от речи до мысли? И что тогда ум может заключить о Боге, кроме того, что природа есть Бог? Или о Господе, кроме того, что Его душа — от матери или от Иосифа? Все ангелы небес отворачиваются от этих двух понятий, потому что они им страшны и омерзительны».
Когда я сказал это, дух тот был отправлен в бездну, описанную в Апокалипсисе (9:22 сл.), где ангелы дракона обсуждают таинства своей веры.
Когда на следующий день я посмотрел на это место, я увидел вместо палаток две статуи, изображавшие людей, сделанные из земли, которая состояла из серы, железа и глины. Одна из статуй выглядела так: в левой руке у неё был скипетр, на голове — корона, а в правой руке — книга, по груди она была наискосок опоясана лентой с драгоценными камнями, а шлейф платья сзади тянулся до другой статуи. Но это была только видимость, приданная статуе воображением. Тут послышался голос одного из духов Дракона: «Эта статуя изображает нашу веру, как царицу, а другая, сзади неё, — милосердие, как её служанку». Другая статуя была сделана из той же смеси порошков. Она стояла у самого конца шлейфа, развивающегося сзади царицы, и держала в руке лист, на котором было написано: «Осторожно! Не подходите близко и не трогайте шлейф». Внезапно с небес пошёл ливень и промочил обе статуи, а поскольку они были слеплены из смеси серы, железа и глины, они закипели, как обычно бывает со смесью этих порошков, если на неё полить водой. Затем они вспыхнули внутренним огнём и рассыпались, превратившись в костры, и потом выступали над землёй, как могильные холмы.
111. Второе воспоминание[29].
В природном мире у человека двойная речь, внешняя и внутренняя, потому что таково и его мышление. Человек может говорить по внутреннему мышлению и в то же время по внешнему, и может говорить по внешнему мышлению, а не по внутреннему, и даже против внутреннего. Отсюда притворство, угодливость и лицемерие. Но в духовном мире у человека не двойная речь, а единственная; он там говорит, как мыслит, иначе звук скрипит и раздражает уши. Однако он может молчать и, таким образом, не обнаруживать мышления своего ума. Поэтому лицемер, войдя к мудрым, либо уходит, либо спешит в угол комнаты, где становится незаметным и сидит молча.
Однажды в духовном мире собрались многие и разговаривали на эту тему. Они говорили, что тем, кто неправильно мыслит о Боге и Господе, трудно говорить в обществе добрых, не имея возможности говорить не так, как думают. В середине собравшихся были реформированные и многие из духовенства, а рядом с ними католики с монахами. И те, и другие первым делом сказали, что это нетрудно: «Зачем говорить не то, что думаешь? А если случится, что кто-то думает неправильно, разве не может он сжать губы и молчать?»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|