Сделай Сам Свою Работу на 5

Святой Дух и Божественное действие 9 глава





79. Четвёртое воспоминание.

Однажды, когда я размышлял о создании вселенной, ко мне подошли некто из христианского мира, которые в своё время были известнейшими философами и слыли среди других мудрецами. «Мы заметили, — сказали они, — что ты размышляешь о создании; расскажи нам, что ты думаешь о нём?»

Я ответил: «Сначала расскажите, что думаете вы». Один из них сказал: «Моё мнение таково, что создание — от природы, то есть природа сама создала себя, и что она существовала от вечности. Ибо пустоты нет, и она не может существовать. Ведь что мы видим глазами, слышим ушами, обоняем ноздрями и вдыхаем лёгкими, как не природу? И раз природа вокруг нас, значит она и внутри нас».

Другой, выслушав это, сказал: «Ты говоришь о природе и считаешь её создательницей вселенной, но ты не знаешь, как природа сотворила вселенную; так я скажу тебе. Она завертелась вихрями, которые сталкивались между собой, как облака или как дома при землетрясении. Из-за такого столкновения более плотное собралось воедино, образовав землю; из него выделилось более жидкое и тоже собралось воедино, образовав моря; от него отделилось также более лёгкое, образовав эфир и воздух, а из самого лёгкого получилось солнце. Разве вы не видели, как масло, вода и частицы земли, будучи смешанными, сами собой разделяются и выстраиваются по порядку одно над другим?»



Тогда следующий слушавший сказал: «Вы говорите по видимости. Всем известно, что началом всего был хаос, который по величине заполнял четверть вселенной. В его середине был огонь, вокруг него эфир, а вокруг него — материя. Этот хаос треснул, и через трещину вырвался огонь, словно из Этны или Везувия, и так образовалось солнце. Затем расширившийся эфир разлился вокруг — так получилась атмосфера. Наконец, оставшаяся материя свернулась в шар — так образовалась Земля. Что касается звёзд, то они — просто светила в просторах вселенной, возникшие из солнца и его огня и света. Ибо солнце сначала было как огненный океан, который, чтобы не зажечь землю, выбросил из себя светящиеся огоньки; они распределились в окружении и завершили вселенную, образовав небесную твердь».

Но один из стоявших рядом сказал: «Вы ошибаетесь. Вы видите себя мудрыми, а я кажусь вам простым. Однако в своей простоте я верил и верю, что вселенную создал Бог, а поскольку природа относится ко вселенной, значит, вся природа была создана Им тогда же. Если бы природа создала сама себя, разве не существовала бы она от вечности? О, что за безумство!»



Тогда один из так называемых мудрецов подбежал близко-близко к говорившему, подставил левое ухо к его рту (правое ухо у него было заткнуто чем-то вроде ваты) и переспросил, о чём тот говорил. Тот повторил сказанное, после чего подбежавший огляделся, чтобы проверить, нет ли рядом священников, и увидел одного рядом с говорящим. Тогда он обернулся и сказал: «Я тоже признаю, что вся природа — от Бога, но...» Тут он отошёл и добавил шёпотом для своих товарищей: «Я так сказал, потому что там был священник. Мы-то с вами знаем, что природа происходит от природы, а раз так, то природа есть Бог. Вот я и сказал: „Вся природа — от Бога, но...“»

Но священник, слышавший их шептание, сказал: «Мудрость ваша, которая не более чем философия, ввела вас в заблуждение и закрыла внутреннее ваших умов настолько, что никакой свет от Бога и с Его небес не может проникнуть в них и просветить вас. Вы погасили его». «Рассудите же, — продолжал он, — и решите между собой, откуда ваши души, которые бессмертны. От природы ли они, или они были также и в том великом хаосе?»

Услышав это, тот человек удалился к своим спутникам, чтобы вместе с ними распутать этот клубок вопросов. Они пришли к заключению, что человеческая душа есть не что иное, как эфир, а мышление — колебания этого эфира под воздействием света солнца; эфир же принадлежит природе. «Кто же не знает, — сказали они, — что мы разговариваем через воздух? И что такое мышление, если не речь в более чистом воздухе, который называется эфиром? Поэтому-то мысль и речь составляют одно. Всякий может заметить это на примере человека в детстве. Он сначала учится говорить, а впоследствии говорит сам с собой: это и есть мышление. Тогда что такое мышление, если не колебания эфира? Или что такое звук речи, если не мелодия его? Из этого мы заключаем, что мыслящая душа принадлежит природе».



Но некоторые из них, хотя и не придерживались иного мнения, добавили ясности к состоянию вопроса, сказав, что души образовались, когда эфир из того великого хаоса свернулся в шар, а затем в высшей области разделился на бесчисленные неделимые формы, которые влились в людей, и тогда они стали мыслить в этом более чистом воздухе; теперь эти формы называются душами.

Другой, услышав это, сказал: «Я допускаю, что неделимые формы из эфира в высшей области были бесчисленны, но их всё равно превышают числом люди, рождённые от сотворения мира. Как же тогда этих эфирных форм хватило на всех? Поэтому я и подумал, что души, исходящие из уст умерших людей, возвращаются к ним же через несколько тысяч лет, входят в них и проводят жизнь как раньше. Известно, что многие из мудрых верят в нечто подобное и в переселение душ». Ко всему этому они добавили ещё множество предположений, но я пропущу их, поскольку они были бессмысленны.

Вскоре вернулся священник, и тот, который перед этим говорил о создании вселенной Богом, рассказал ему, что они решили по поводу души. Выслушав, священник ответил: «Вы говорите точно так же, как вы мыслили в мире, не зная, что вы уже больше не в том мире, а в другом, который называется духовным миром. Все те, кто уверил себя в пользу природы и стал поэтому чувственно-телесными, не подозревают, что они уже не в том же мире, где родились и выросли. Причина в том, что тогда они были в материальном теле, а теперь — в субстанциальном, а субстанциальный человек видит себя и окружающих точно так же, как материальный человек видит себя и окружающих; ибо субстанциальное есть начало материального. Вы мыслите, видите, ощущаете запах и вкус и разговариваете так же, как в природном мире, и оттого думаете, что и здесь та же природа. Между тем природа этого мира так же отлична и далека от природы того мира, как субстанциальное от материального, или духовное от природного, или предшествующее от последующего. Поскольку природа того мира, в котором вы жили раньше, относительно говоря, мертва, то вы, убеждая себя в её пользу, тоже становитесь как бы мёртвыми — в том, что касается Бога, небес и церкви, а равно и вашей души. Тем не менее каждый человек, хорош он или плох, может возноситься своим разумом в тот свет, в котором пребывают ангелы небес, и тогда видеть, что Бог есть, что есть жизнь после смерти и что душа человеческая — не эфирная, и поэтому не от природы того мира, а духовная, и поэтому предназначена к вечной жизни. Разум может находиться в этом ангельском свете при условии, что удаляются природные виды любви, которые от мира, и поэтому за него и за его природу, и которые от тела, и поэтому за него и за собственное[24]».

Тотчас же эти виды любви были удалены Господом, и им было дано говорить с ангелами. Из беседы в таком состоянии они постигли, что Бог есть и что после смерти они живут в ином мире. От этого им стало стыдно, и они вскричали: «Мы безумны, безумны!» Но поскольку это состояние не было их собственным, вследствие чего через несколько минут стало тягостным и неприятным, они отвернулись от священника и более не желали слушать его речи. Так они вернулись в свои прежние, чисто природные, мирские и плотские виды любви. Они пошли налево, от одного общества к другому, пока не вышли на дорогу, на которой повеяло удовольствиями их видов любви, и тогда сказали: «Вот наш путь». Вступив на него и пройдя его, они пришли к тем, которые находили удовольствие в тех же видах любви, и даже большее. Поскольку же удовольствия их состояли в злодеяниях, и они многим нанесли вред по пути, они попали в тюрьму и стали демонами. Затем их удовольствие превратилось в несчастье, потому что наказаниями и страхом наказаний их ограничивали и удерживали от преж­них наслаждений, которые составляли их природу.

Они спрашивали своих соседей по тюрьме, будут ли они вечно так жить. Некоторые из них отвечали: «Мы уже несколько веков здесь, и останемся на веки вечные. Ведь нельзя изменить или истребить наказаниями характер, который мы приобрели в мире. Он, если и изгоняется таким путём, всё равно быстро возвращается».

80. Пятое воспоминание.

Однажды по разрешению один сатана поднялся из ада с женщиной и подошёл к дому, в котором я был. Увидев его, я закрыл окно и так разговаривал с ним. На мой вопрос, откуда он пришёл, он ответил, что из своего сообщества.

Я спросил также, откуда пришла женщина, и получил тот же ответ. Она была из компании сирен, которые обладали искусством при помощи воображения придавать своей внешности и манерам красоту и изысканность. То они представлялись прекрасными, как Венера, то изящными в речах, как парнасские девы, а то наряжались, как царицы, в короны и дворцовые одежды и величественно ступали, опираясь на серебряные трости. Эти женщины в духовном мире — блудницы, они обучаются создавать видимость. Видимость создаётся чувственным мышлением, которое закрывает всякие понятия более внутреннего мышления.

Я спросил сатану, жена ли она ему. «Что такое жена? — спросил он. — Я этого не знаю, и в нашем обществе не знают. Это моя любовница». При этом от неё мужчине передалась шаловливость, сирены ловко умеют это делать. Почувствовав это, он поцеловал её, сказав: «О, моя Адонис!»

Однако вернёмся к серьёзным вещам. Я спросил сатану, каково его занятие. «Моё занятие, — ответил он, — обучение. Разве не видишь лавровый венок у меня на голове?» Этот венок сплела своим искусством его Адонис и возложила ему на голову сзади.

«Раз ты пришёл из общества, — сказал я, — где есть должности учителей, расскажи мне, какова вера у тебя и твоих товарищей о Боге?» «Бог для нас — это вселенная, — сообщил он, — которую мы также называем природой. Простой народ у нас называет её атмосферой, имея в виду воздух, а мудрые под этой атмосферой подразумевают эфир. Бог, небеса, ангелы и тому подобное, о чём много сказок рассказывают в этом мире, — это ничего не значащие названия, выдумки, пойманные среди падающих звёзд, которые у многих тут перед глазами порхают. Разве всё, что мы видим на земле, не творение солнца? Разве каждой весной, когда оно приближается, не рождаются насекомые — крылатые и бескрылые? Разве от его тепла не начинают пернатые любить друг друга и размножаться? И земля, прогретая его теплом, не взращивает из семян растения, которые дают плоды как потомство? Не означает ли это, что вселенная есть Бог, а природа — богиня, которая, как жена вселенной, зачинает, рождает, взращивает и кормит их?»

Далее я спросил, какова вера у него и его общества относительно религии. Он ответил: «Религия для нас, более образованных, чем простой народ, — не более чем колдовской амулет для обычных людей. Области их ума, которые относятся к чувствам и воображению, окружены чем-то вроде лёгкого облачка, в котором понятия о набожности летают, словно бабочки в воздухе. Их вера, связывающая эти понятия в подобие цепи, напоминает шелкопряда в коконе, из которого вылетает будто бы царь бабочек. Обычные, неучёные люди, мечтая летать, любят воображать вещи, которые выше их телесных чувств и происходящих от них мыслей. Вот они и делают себе крылья, чтобы подниматься, как орлы, и хвалиться перед земными жителями, говоря: „Полюбуйтесь на меня!“ Мы же верим в то, что видим, и любим то, к чему прикасаемся». При этом он прикоснулся к своей любовнице со словами: «Вот во что я верю, потому что вижу и трогаю. Да мы на самом деле выбрасываем все эти иллюзии в форточку и сдуваем весёлым смехом».

Затем я спросил, какова вера у него и его общества относительно небес и ада. Он ответил с хохотом: «Что такое небеса, если не эфирный небосвод там, наверху? Что такое ангелы, если не пятнышки, блуждающие вокруг солнца? А архангелы — разве не кометы с длинными хвостами, на которых живёт их компания? Что такое ад, как не болота, в которых лягушки и крокодилы воображают себя дьяволами? Всё, кроме таких представлений о небесах и аде, — вздор, который несут некоторые сановники, чтобы снискать славу у несведущего народа».

Однако сказал он это всё точно так, как думал в мире, не зная, что живёт после смерти, и забыв всё то, что слышал первое время по пришествии в мир духов. Поэтому даже на вопрос о жизни после смерти он отвечал, что это выдумка, и, может быть, это нечто испускаемое трупом в могиле, по форме напоминающее человека, или что-то, называемое призраком, о чём некоторые рассказывают сказки и что возбуждает воображение людей.

При этих словах я уже не мог удержаться от разбиравшего меня смеха и сказал: «Сатана, ты безумно безумен! Кто ты теперь? Разве видом ты не человек? Разве не говоришь, не слышишь, не ходишь? Вспомни, что ты живёшь в другом мире: ты забыл об этом. Теперь ты живёшь после смерти, а говоришь так, будто ты ещё не умер».

И ему было дано вспомнить, а вспомнив, он устыдился и воскликнул: «Я сумасшедший! Я видел над собой небеса и слышал в них ангелов, говоривших невыразимое. Но это было, когда я только что прибыл сюда. Теперь я запомню это и расскажу остальным в своём обществе, из которого пришёл, им, наверное, тоже будет стыдно». И у него уже на языке было сказать им, что они безумны, но пока он спускался, забвение прогнало воспоминание, и когда он был на месте, стал таким же безумным и называл безумством то, что слышал от меня.

Таково состояние мышления и общения у сатан после смерти. Сатанами называются те, которые утвердили в себе ложь до степени веры, а дьяволами — те, которые утвердили в себе зло жизнью.

 

 

Глава 2

Господь Искупитель

81. В предыдущей главе речь шла о Боге Создателе и вместе с тем о создании; эта глава посвящена Господу Искупителю и вместе с тем искуплению. Следующая глава будет о Святом Духе и о Божественном действии. Под Господом Искупителем понимается Иегова в человеческом. Далее в этой главе будет показано, что Сам Иегова сошёл и принял человеческое с целью совершить искупление. Здесь говорится «Господь», а не «Иегова» по той причине, что Иегова Ветхого завета называется Господом в Новом завете, о чём можно заключить из следующих отрывков. У Моисея читаем:

Слушай, Израиль: Иегова Бог наш есть один Иегова. И люби Иегову Бога от всего сердца твоего и от всей души твоей и всеми силами твоими.

Втор. 6:4, 5

 

Но у Марка:

Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть один Господь. И возлюби Господа Бога от всего сердца твоего и от всей души твоей.

Марк 12:29 , 30

 

Также у Исаии:

Приготовьте путь Иегове, уровняйте в пустыне стезю Богу нашему.

Исаия 40:3

Но у Луки:

Пойдёшь перед лицом Господа, чтобы приготовить путь Ему.

Лука 1:76

 

То же и в других местах. Господь тоже велел Своим ученикам называть Его Господом, и поэтому апостолы называли Его так в своих посланиях, а позже — апостольская церковь. Это видно из их символа веры, так называемого Апостольского символа веры. Причина в том, что иудеи не осмеливались произносить имя Иеговы из-за Его святости, и в том, что «Иегова» означает Божественное Бытие, которое было от вечности, а человеческое, которое Он принял во времени, не является этим Бытием. В предыдущей главе (18—26, 27—35) разъяснялось, что такое Божественное Бытие и Иегова. По этим причинам здесь и далее под Господом понимается Иегова в Его человеческом.

Поскольку знание о Господе превосходит совершенством все другие знания, имеющиеся в церкви и даже в небесах, построим изложение в определённом порядке, чтобы знание это предстало в ясном свете. Итак:

 

(I) Иегова, Создатель вселенной, сошёл и принял человеческое, чтобы искупить и спасти людей.

(II) Он сошёл как Божественная истина, которая есть Слово, однако не отделял от неё Божественное добро.

(III) Он принял человеческое в соответствии со Своим Божественным порядком.

(IV) Человеческое, посредством которого Он ввёл Себя в мир, — это то, что называется Сыном Божьим.

(V) Делами искупления Господь сделал Себя праведностью.

(VI) Теми же делами Он соединил Себя с Отцом и Отца с Собой. Это также соответствовало Божественному порядку.

(VII) Так в одной личности Бог стал человеком, а человек — Богом.

(VIII) По пути к соединению Он был в состоянии опустошения, а само соединение было состоянием Его прославления.

(IX) С того времени никто из христиан не может войти в небеса, если не верит в Господа Бога Спасителя и не обращается к Нему одному.

 

Теперь всё это будет объяснено в частностях.

82. (I) Иегова Бог сошёл и принял человеческое, чтобы искупить и спасти людей.

В современных христианских церквях верят, что Бог Создатель вселенной произвёл на свет Сына от вечности, который сошёл и принял человеческое, чтобы искупить и спасти людей. Но это утверждение ошибочно и распадается само по себе, если только подумать, что Бог один. Более чем невероятно для разума, что от вечности один Бог породил Сына, да ещё что Бог Отец с Сыном и Святым Духом, каждый из которых отдельно Бог, вместе есть один Бог. Эта выдумка совершенно исчезает, как падающая звезда в атмосфере, если по Слову доказать, что Сам Иегова Бог сошёл и стал человеком, а также Искупителем.

Что касается первого утверждения, что Сам Иегова Бог сошёл и стал человеком, это известно из следующих мест Слова:

Вот, дева зачнёт и родит Сына, и нарекут имя Ему: с нами Бог.

Исаия 7:14; Матф. 1:23

Младенец рождён нам, Сын дан нам, на плечах которого владычество, и назовут Его имя: Чудесный, Бог, Герой, Отец вечный, Князь мира.

Исаия 9:6, 7

И скажут в тот день: вот Он, Бог наш, на которого мы уповали, что спасет нас. Это Иегова, на которого мы уповали. Возрадуемся и возвеселимся в спасении Его.

Исаия 25:9

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Иегове, уровняйте в пустыне стезю Богу нашему; и узрит всякая плоть вместе.

Исаия 40:3, 5

Вот, Господь Иегова идёт в силе, и в руках Его владычество Его. Вот, награда Его с Ним; как пастух Он будет пасти стадо Своё.

Исаия 40:10, 11

Ликуй и веселись, дочь Сиона! Ибо вот, Я иду и поселюсь посреди тебя, говорит Иегова. И прибегнут к Иегове многие народы в тот день.

Зах. 2:10, 11

Я, Иегова, призвал тебя в праведности, и поставлю тебя в завет для народа. Я Иегова, это — Моё имя, и не дам славы Моей иному.

Исаия 42:1, 6—8

Вот, наступают дни, когда восставлю Давиду отрасль праведную, и будет он царствовать как царь, и будет совершать суд и справедливость на земле. И вот имя его: Иегова справедливость наша.

Иерем. 23:5, 6; 33:15, 16

 

И ещё несколько мест, где пришествие Господа называется днём Иеговы: Исаия 13:6, 9, 13, 22; Иезек. 31:15; Иоиль 1:15; 2:1, 2, 11, 29, 31; 3:1, 14, 18; Амос 5:13, 18, 20; Соф. 1:7—18; Зах. 14:1, 4—21; и др.

У Луки явно утверждается, что Сам Иегова сошёл и принял человеческое:

Мария сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не познала? Ангел ответил ей: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя святое наречётся Сыном Божьим.

Лука 1:34, 35

 

И у Матфея ангел сказал во сне Иосифу, жениху Марии, что зарождающееся в ней — от Святого Духа; и Иосиф «не знал её до того как она родила Сына, и он нарёк Ему имя: Иисус» (Матф. 1:20, 25). Что Святой Дух означает Божественное, исходящее от Бога Иеговы, будет видно в третьей главе этого сочинения. Всем известно, что у ребёнка душа и жизнь — от отца, а тело — от матери. Так можно ли более открыто сказать, что душа и жизнь Господа — от Бога Иеговы, а поскольку Божественное неделимо, то само Божественное Отца есть Его душа и жизнь? Вот почему Господь так часто называл Бога Иегову Своим Отцом, а Бог Иегова называл Его Своим Сыном. Поэтому что может быть забавнее, чем слышать, что душа нашего Господа — от матери Марии? Тем не менее и сегодня это снится как римским католикам, так и протестантам, и до сих пор Слово их не разбудило.

83. Понятие о том, что некий рождённый от вечности Сын сошёл и принял человеческое, распадается и исчезает как совершенно ошибочное при сопоставлении с отрывками из Слова, в которых Сам Иегова говорит, что Он — Спаситель и Искупитель, например следующими:

Не Я ли Иегова? И нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и Спасителя нет, кроме Меня.

Исаия 45:21, 22

Я Иегова, и нет Спасителя, кроме Меня.

Исаия 43:11

Я — Иегова, Бог твой, и ты не должен признавать другого Бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня.

Осия 13:4

Чтобы знала всякая плоть, что Я Иегова, Спаситель твой и Искупитель твой.

Исаия 49:26; 60:16

Что же до Искупителя нашего — Иегова Саваоф имя Его.

Исаия 47:4

Искупитель их силён, Господь Саваоф имя Его.

Иерем. 50:34

Иегова, скала моя и Искупитель мой.

Пс. 18:15

Так говорит Иегова, Искупитель твой, Святой Израиля: Я Иегова, твой Бог.

Исаия 48:17; 43:14; 49:7

Так говорит Иегова, Искупитель твой; Я Иегова, который сотворил всё, и один, Я Сам.

Исаия 44:24

Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова Саваоф: Я первый и последний, и кроме Меня нет Бога.

Исаия 44:6

Ты Иегова Отец наш; от века имя Твоё: Искупитель наш.

Исаия 63:16

Вечною милостью помилую, так говорит Искупитель твой Иегова.

Исаия 54:8.

Ты избавлял меня, Иегова истины.

Пс. 30:6

Да уповает Израиль на Иегову, ибо у Иеговы милость, много у Него искупления. Он искупит Израиль от всех беззаконий его.

Пс. 129:7, 8

Иегова Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израиля, Богом всей земли будет называться Он.

Исаия 54:5

 

Эти и ещё очень многие другие места позволяют каждому, у кого открыты глаза и ум через них, увидеть, что Бог, единственный Бог сошёл и сделался человеком с целью осуществить искупление. Кто же не может видеть это, словно в утреннем свете, когда поразмыслит над самими Божественными изречениями, которые были приведены? Однако те, кто пребывают в тени ночи по убеждению, что от вечности рождён второй Бог, и это Он сошёл и искупил нас, закрывают глаза на эти Божественные изречения и размышляют под опущенными веками, как им приспособить всё к своей лжи и извратить.

84. По многим причинам, которые будут последовательно раскрыты на следующих страницах, Бог не мог искупить людей, то есть избавить их от ада и проклятия, не приняв человеческое. Ибо искупление — это покорение адов и приведение в порядок небес, после чего следует восстановление церкви. Осуществить это Бог в Своём всемогуществе мог не иначе, как через человеческое, подобно тому, как никто не может работать, не имея руки. Его человеческое в Слове поэтому называется «рука Иеговы» (Исаия 40:10; 53:1). Или подобно тому, как никто не может напасть на укреплённый город и разрушить святилища идолов, находящиеся в нём, не имея мощных средств. Из Слова также ясно, что в этом Божественном деле Бог применял всемогущество через Своё человеческое. Ибо Бог, пребывающий в самом внутреннем и поэтому чистейшем, никак иначе не мог перейти в самое внешнее, где находятся ады, и где находились в те времена люди; так же, например, душа ничего не может сделать без тела. Или так же никто не может победить врага, если не подойдёт к нему на расстояние видимости или не выйдет навстречу ему с каким-либо оружием, например с копьями, щитами или мушкетами. Совершить искупление без человеческого так же невозможно для Бога, как для человека завоевать Индию, не переправляя туда войска на кораблях, или как вырастить деревья только с помощью тепла и света, не давая для передачи им воздуха и земли для произрастания. Лучше сказать, это так же невозможно, как закинуть сеть в воздух и ловить рыбу в нём, а не в воде. Ибо Иегова, как Он есть в Себе, не может в Своём всемогуществе и коснуться какого-либо дьявола в аду или на земле, не то что сдержать его в неистовстве или укротить его жестокость. В последнем Бог присутствует в своём человеческом, почему и в Слове называется первым и последним, Альфой и Омегой, началом и концом.

85. (II) Бог Иегова сошёл как Божественная истина, которая есть Слово, однако не отделял от неё Божественное добро.

Сущность Бога составляют две части: Божественная любовь и Божественная мудрость, или, что то же самое, Божественное добро и Божественная истина. Эта двойственность Божественной сущности была показана выше (36—48). Эти две части в Слове обозначаются как Иегова Бог: Иегова означает Божественную любовь, или Божественное добро, Бог означает Божественную мудрость, или Божественную истину. Поэтому они в Слове различаются во многих смыслах. В некоторых местах называется только Иегова, в других — только Бог. Где речь идёт о Божественном добре, там упоминается Иегова, а где о Божественной истине — там Бог; если же подразумевается и то, и другое, то говорится о Боге Иегове. У Иоанна ясно видно, что Бог Иегова сошёл как Божественная истина, то есть Слово:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. Всё через Него было сделано, и без Него ничто не было сделано из того, что было сделано. И Слово стало плотью, и обитало среди нас.

Иоанн 1:1, 3, 14

 

Под Словом здесь понимается Божественная истина потому, что Слово, которое есть у церкви, — это сама Божественная истина, ибо продиктовано Самим Иеговой, а то, что продиктовано Самим Иеговой, есть чистая Божественная истина и ничем другим быть не может.

Но поскольку Слово прошло через небеса и дошло до мира, оно сделалось пригодным для ангелов в небесах и для людей в мире. Поэтому в Слове есть духовный смысл, в котором Божественная истина пребывает в свете, и природный смысл, в котором Божественная истина находится в тени. Таким образом, у Иоанна имеется в виду Божественная истина в этом Слове. Это также ясно из того, что Господь пришёл в мир, чтобы исполнить всё, что есть в таком Слове. Именно поэтому в столь многих местах читаем, что с Ним произошло то или другое «чтобы исполнилось Писание». Не что иное как Божественная истина подразумевается и под Мессией, или Христом, под Сыном Человеческим и под Духом Святым Утешителем, который Господь послал после своего ухода. В Своём преображении перед тремя учениками на горе (Матфей 17, Марк 9 и Лука 9) и перед Иоанном в Откровении (1:12—16) Он явил Себя как Слово, что будет показано в главе о Священном Писании (222).

Что Господь в мире был Божественной истиной, ясно из Его собственных слов:

Я есть Путь, Истина и Жизнь.

Иоанн 14:6

 

И из следующего:

Мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам разумение, чтобы мы узнали Истинного; и мы пребываем в Истинном, в Сыне Его Иисусе Христе. Он — истинный Бог и вечная жизнь.

1 Иоанн 5:20

 

И далее из того, что Он называется Светом, например в таких отрывках:

Он был истинным светом, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

Иоанн 1:4, 9

Иисус сказал им: ещё на малое время свет с вами. Ходите, пока имеете свет, чтобы не объяла вас тьма. Пока свет есть у вас, верьте в свет, да будете сынами света.

Иоанн 12:35, 36, 46

Я свет миру.

Иоанн 9:5

Симеон сказал: видели очи мои спасение Твоё, свет в откровении народов.

Лука 2:30—32

Вот суд: что свет пришёл в мир; поступающий по истине идёт к свету.

Иоанн 3:19—21

 

Свет означает Божественную истину.

 

86. Бог Иегова сошёл в мир как Божественная истина с той целью, чтобы совершить искупление. Искупление — это покорение адов, приведение в порядок небес, а затем восстановление церкви. Осуществить всё это не в силах Божественное добро, но лишь Божественная истина от Божественного добра. Божественное добро, рассмотренное само по себе, подобно закруглению на рукоятке меча, или тупому древку, или луку без стрел. Но Божественная истина от Божественного добра подобна острому мечу, или древку с наконечником копья, или луку со стрелами, которыми можно встретить врага. Мечи, копья и луки в духовном смысле Слова понимаются как воинствующие истины, что показано в книге «Апокалипсис открытый» (52, 299, 436). Невозможно иначе бороться с ложью и злом, в которых пребывало и всегда пребывает всё адское, побеждать и подчинять их, как с помощью Божественной истины из Слова. И никак иначе нельзя было основать, устроить и упорядочить новые небеса, которые тогда же были созданы. Не иначе можно было и восстановить новую церковь на земле. Более того, вся крепость и сила, всё могущество Бога заключаются в Божественной истине от Божественного добра. Именно по этой причине Бог Иегова сошёл как Божественная истина, то есть Слово. Потому сказано у Давида:

Опояшься мечом Твоим, о Могущественный, и в украшении Твоём взойди, езжай верхом на слове истины, и правая рука Твоя научит тебя чудесному. Остры стрелы Твои, враги падут пред Тобою.

Пс. 44:4—6

 

Это сказано о Господе, о Его сражениях с адами и победах над ними.

87. Каково добро без истины и какова истина от добра, ясно видно по человеку. Всё его добро содержится в воле, а вся его истина — в разуме; воля же по добру своему ничего не может делать иначе как через разум. Не может ни действовать, ни говорить, ни чувствовать. Все её способности и возможности осуществляются через разум, и следовательно через истину, ибо разум — вместилище и обитель истины. Подобно тому работают в теле сердце и лёгкие. Сердце без дыхания лёгких не даёт никакого движения или чувства; и то и другое возможно только при дыхании лёгких, происходящем от сердца. Это очевидно, когда человек теряет сознание, задохнувшись или захлебнувшись: дыхание прекращается, но сердечные сокращения продолжаются. Известно, что в таких случаях нет ни движения, ни ощущения. То же самое с зародышами в материнских утробах. Причина в том, что сердце соответствует воле и различным видам её добра, а лёгкие — разуму и его истинам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.