Сделай Сам Свою Работу на 5

Святой Дух и Божественное действие 8 глава





73. На следующий день ко мне подошёл один из той толпы, который верил в предопределение и вменение, и сказал: «Мы как будто пьяные, но не от вина, а от вчерашних речей того человека. Он говорил о всемогуществе и в то же время о порядке и сделал вывод, что как всемогущество Божественно, так и порядок Божественен, и даже что сам Бог есть порядок. Он сказал, что законов порядка столько же, сколько истин в Слове, которых не то что тысячи — миллионы миллионов, и что Бог подчинён Своим законам из Слова, а человек — своим. В чём же тогда всемогущество Бога, если оно связано законами? Так всемогущество теряет все абсолютные качества. Разве не выходит тогда, что Бог обладает меньшим могуществом, чем земной царь, который наделен абсолютной властью? Такой царь может вертеть законами правосудия, как своими ладонями; он может действовать неограниченно, как Октавиан Август или как Нерон. После размышлений о всемогуществе, ограниченном законами, мы стали словно пьяные и можем сойти с ума, если сейчас же не получим помощь. Ведь мы по нашей вере молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради Сына Своего, и уверовали, что Он может помиловать кого угодно, отпустить грехи, кому пожелает, и кого хочет, спасти. Мы не смеем отнять и малейшей части от Его всемогущества. Поэтому мы считаем за святотатство связывать Бога узами каких-либо Его законов, поскольку это противоречит Его всемогуществу».



Сказав всё это, они посмотрели на меня, а я на них, и увидел, что они в растерянности. «Я помолюсь Господу, — сказал я, — и дам вам помощь от Него, осветив этот предмет, но пока только на примерах».

«Всемогущий Бог, — продолжил я, — создал мир по порядку, который в Нём Самом, то есть в соответствии с порядком, присущим Ему Самому, согласно которому Он правит, наделив всё мироздание и каждую его часть предназначенным для них порядком. У человека свой порядок, свой у животных, свой у птиц и у рыб, свой у насекомых, у всякого дерева и даже у всякой травы. Чтобы пояснить это, я приведу следующие краткие примеры. Законы порядка, наложенные на человека, состоят в том, что он должен приобретать себе истины из Слова и размышлять о них природно, а если способен, то и рассудочно, и так составлять себе природную веру. Законы порядка со стороны Бога состоят в том, что Он приближается к человеку, наполняет его истинами Своего Божественного света, то есть наполняет его природную веру, которая есть не более чем знание и убеждение, Божественной сущностью. Только так и не иначе вера становится спасительной.



То же относится и к милосердию; кратко перечислю главное. Бог по своим законам может простить чьи-либо грехи лишь настолько, насколько человек согласно со своими законами воздерживается от них. Бог может духовно возродить человека лишь настолько, насколько человек согласно со своими законами возрождает себя природно. Бог постоянно стремится возрождать и таким образом спасать людей, но не может достичь этой цели, если человек не готовит себя к принятию Его, не уравнивает путь и не открывает дверь для Него. Жених не может войти в брачный покой девушки, которая не обручена с ним; она запрёт дверь и будет хранить ключ у себя в комнате. Когда же она станет невестой, она даст ключ жениху.

Бог по Своему всемогуществу не мог искупить людей, не став человеком. Не мог Он и сделать Своё человеческое Божественным, если бы Его человеческое не было сначала как человеческое младенца, затем — как человеческое ребёнка и если бы затем не образовало собой вместилище и жилище, в которое мог войти Его Отец. Это произошло путём исполнения всего, что есть в Слове, то есть всех законов порядка в нём, и насколько Он исполнял их, настолько объединялся с Отцом, и Отец с Ним. Эти несколько поясняющих примеров приведены для того, чтобы вы видели, что Божественное всемогущество заключается в порядке, и правление Его, которое называется провидением, согласно с порядком. Оно продолжается непрерывно и вечно по законам Его порядка и не может быть против него, не может изменить ни одной чёрточки в нём, потому что Он Сам есть порядок со всеми его законами.



При этих словах сквозь крышу пролился сияющий золотой свет, из которого в воздухе возникли летающие херувимы. Красновато-золотистые отблески его осветили виски некоторых из присутствующих со стороны затылка, но ещё не со стороны лба, потому что они всё ещё бормотали: «Всё равно мы не знаем, что такое всемогущество». «Это будет вам открыто, — сказал я, — когда всё сказанное станет вам несколько яснее».

74. Третье воспоминание.

Я увидел в отдалении множество людей, собравшихся вместе, с шляпами на головах. У некоторых на шляпах были шёлковые ленточки, эти были из церковного сословия. У мирян поля шляп были украшены золотыми ободками. Все они были людьми образованными и учёными. Кроме них, я ещё видел некоторых людей в шапках[22] — это были люди необразованные.

Подойдя, я услышал, что они говорят между собой о неограниченном Божественном могуществе, и что, если бы оно осуществлялось по каким-либо установленным законам порядка, оно было бы просто могуществом, а не всемогуществом. «Но кому же не видно, — говорили они, — что никакое обязательство перед законами не может заставить всемогущество действовать так, а не иначе. Действительно, когда мы думаем о всемогуществе и одновременно о законах порядка, по которым оно должно осуществляться, всё, чему нас учили о всемогуществе, падает, как рука, опирающаяся на сломанный посох.

Увидев, что я стою неподалёку, некоторые из них подбежали и спросили довольно резко: «Это ты связывал Бога законами, словно путами? Что за дерзость! Этим ты рассеиваешь нашу веру, на которой основано наше спасение. В центре её мы ставим праведность Искупителя, над ней — всемогущество Отца и прилагаем действие Святого Духа, которое проявляется в человеке при том, что он совершенно беспомощен в духовном. Человеку достаточно говорить о полноте оправдания, которая по Божественному всемогуществу содержится в этой вере. Но я слышал, что ты ни во что не ставишь эту веру, поскольку в ней нет со стороны человека ничего относящегося к Божественному порядку».

Услышав это, я не стал молчать и сказал громко: «Научитесь законам Божественного порядка и откройте затем вашу веру: вы увидите безлюдную пустыню и в ней длинного извивающегося Левиафана, а вокруг него — сети, будто узел, который невозможно развязать. Сделайте же то, что сделал Александр, как пишут, когда он увидел гордиев узел: он вынул меч и рассёк узел надвое и так разрешил его премудрости, бросил его на землю и растоптал его верёвки сапогами».

При этих словах они прикусили языки, чтобы заточить их для язвительности, но ответить не решились, потому что увидели, что раскрылись небеса, и услышали голос оттуда: «Справьтесь с собой и выслушайте сначала, что такое порядок, по законам которого действует Бог». И далее: «Бог создал вселенную от Себя, как порядка, в порядке и для порядка. То же самое и человека, в котором Он утвердил законы Своего порядка, сделав его образом и подобием Бога. Эти законы вкратце состоят в том, что человек должен верить в Бога и любить ближнего, и насколько он исполняет это по своими природным возможностям, настолько делает себя вместилищем Божественного всемогущества, и настолько Бог соединяет Себя с ним и его с Собой. Благодаря этому его вера становится живой и спасительной, а дела его становятся милосердием, также живым и спасительным. И да будет известно, что Бог присутствует с человеком постоянно, борется и действует в нём, волнуя его свободу выбора, но никогда не ограничивая её. Ибо, если бы Бог ограничивал свободу выбора человека, обитель человека в Боге была бы разрушена, и осталась бы только обитель Бога в человеке. А она есть как у тех, кто на земле, так и у тех, кто в небесах, а равно и у тех, кто в аду. По этой причине они могут, желают и разумеют. Ответное пребывание человека в Боге бывает только у тех, кто живёт по законам порядка, провозглашенным в Слове; они становятся образом и подобием Бога, им во владение отдан рай и в пищу — плод дерева жизни. А остальные собираются вокруг дерева познания добра и зла, говорят со змеем на нём и вкушают от его плодов, после чего их ждет изгнание из рая. И всё же не Бог оставляет их, а они оставляют Его».

Люди в шляпах поняли это и одобрили. Люди в шапках не согласились, говоря: «Как же может быть всемогущество ограниченным? Ограниченное всемогущество — это противоречие».

«Это не противоречие, — ответил я, — действовать во всёмогуществе по законам праведности и правосудия или по законам любви, предписываемым мудростью. Противоречие как раз в том, что Бог может действовать против законов своей праведности и своей любви, ибо в этом нет ни правосудия, ни мудрости. Такое противоречие вносит ваша вера, что Бог может по одной лишь милости оправдать неправедного, наделить его всеми дарами спасения и наградить жизнью. Но я немного расскажу вам, что такое всемогущество Бога. Бог по своему всемогуществу создал вселенную и наделил всю её и каждую частность в ней порядком. Бог также вечно сохраняет вселенную и поддерживает порядок в ней посредством законов, а если что-то выбивается из порядка — возвращает и восстанавливает. Далее Бог по своему всемогуществу учредил церковь и открыл законы её порядка в Слове, а когда она отошла от порядка, воссоздал её, и когда она вышла из порядка совсем, Он Сам сошёл в мир и, приняв человеческое, облёкся всемогуществом и сохранил её.

Бог по всемогуществу, а также по всезнанию испытывает каждого после смерти и готовит праведных, или овец, к их месту в небесах и из них образует небеса, а неправедных, или козлов, — к их месту в аду и из них образует ад. И небеса, и ад Он располагает в обществах и общинах в соответствии со всеми разновидностями их любви, которых в небесах так же много, как звёзд в небе над миром. Общества в небесах Он соединяет в одно целое, так что они перед Ним как один человек; и так же общины в аду, которые перед ним как один дьявол. Одних от других Он отделяет пропастью, чтобы ад не вносил свою злобу в небеса, а небеса не доставляли мучений аду. Ибо те, кто в аду, испытывают муки настолько, насколько небеса проникают к ним. Если бы Бог по Своему всемогуществу не делал всего этого в каждый момент, на людей напало бы такое зверство, что их больше не могли бы сдерживать никакие законы порядка, и так погиб бы род человеческий. Это или подобное произошло бы, если бы Бог не был порядком и всемогущим в порядке».

Выслушав это, те, что были в шляпах, удалились, держа шляпы под мышкой и восхваляя Бога. В том мире люди рассудительные носят шляпы. Иначе те, которые были в шапках; эти были лысыми, а лысина означает глупость. Они ушли налево, а те — направо.

 

 

Создание вселенной

75. Поскольку эта первая глава посвящена Богу Создателю, нужно рассмотреть также создание Им вселенной, как и в следующей главе о Господе Искупителе будет нужно рассмотреть искупление. Но никто не может составить себе правильное представление о создании вселенной, если предварительно разум не будет введён в состояние постижения некоторыми общими понятиями, а именно следующими.

 

(I) Есть два мира: духовный мир, в котором ангелы и духи, и природный мир, в котором люди.

(II) В обоих этих мирах есть солнце. Солнце духовного мира — это чистая любовь от Бога Иеговы, который в его центре. От этого солнца исходят тепло и свет; тепло, исходящее от него, в сущности своей есть любовь, а свет, исходящий от него, в сущности своей есть мудрость. Они воздействуют на волю и разум человека: тепло — на волю, а свет — на разум. Солнце же природного мира есть чистый огонь, поэтому тепло его безжизненно и свет тоже. Они служат как бы верхней одеждой и опорой духовных тепла и света для передачи их людям.

(III) Затем, свет и тепло, исходящие от солнца духовного мира, а значит и всё, что они в нём образуют, субстанциальны и называются духовными. Свет и тепло, исходящие от солнца природного мира, и поэтому всё, что они в нём образуют, материальны и называются природными.

(IV) В обоих мирах есть три степени, называемые степенями высоты, и поэтому три царства. По ним распределены трое небес ангелов, и оттого умы человеческие, которые соответствуют этим трём ангельским небесам. То же самое и всё остальное там и здесь.

(V) Есть соответствие между тем, что в духовном мире, и тем, что в мире природном.

(VI) Есть порядок, в котором создано всё в общем и в частностях в обоих мирах.

(VII) Обо всём этом в первую очередь нужно составить понятие, ибо в противном случае человеческий ум просто по незнанию этого легко впадает в представление, что природа создала вселенную, лишь из поучения церкви, которое гласит, что природу создал Бог. Но не зная, каким образом, и тщательно исследуя эти предметы, ум безрассудно устремляется в поклонение природе, которое отрицает Бога. Однако, поскольку для подробного объяснения и доказательства этого потребуется объёмное сочинение, и не эта тема, или предмет, в основном составляет богословскую систему данной книги, я хочу только привести несколько воспоминаний, из которых можно усвоить некоторые понятия о создании Богом вселенной, а из усвоенного может родиться какое-нибудь потомство, изображающее сказанное.

 

 

* * *

76. Первое воспоминание.

Однажды днём я пребывал в размышлениях о создании вселенной. Это заметили ангелы надо мной с правой стороны; там были те, которые неоднократно думали и рассуждали о том же самом, поэтому один из них спустился и пригласил меня. Я, будучи в духе, последовал за ним. Когда я вошёл, они отвели меня к своему государю, в приёмном зале которого я увидел до сотни собравшихся и самого государя посреди них.

Затем один из них сказал: «Мы здесь заметили, что ты размышлял о создании вселенной. Мы сами много раз думали об этом. Но мы не могли прийти ни к какому заключению из-за того, что наши размышления были тесно связаны с понятием о хаосе, как о большом яйце, из которого вылупилась в своём порядке вселенная со всем, что в ней есть. Но теперь мы понимаем, что мироздание во всём его величии не могло вот так вылупиться. Другое представление, которое владело нашими умами, состояло в том, что Бог создал все из ничего; но сейчас мы понимаем, что из ничего и получается ничто. Мы своим умом до сих пор не можем выпутаться из этих двух представлений и в некотором свете увидеть, каким образом совершено творение. Ради этого мы и вызвали тебя из того места, где ты был, чтобы ты изложил свои мысли на эту тему».

На это я ответил: «Хорошо, я изложу». «Я долго думал над этим, — сказал я, — но всё впустую. Однако позже, когда Господь впустил меня в ваш мир, я постиг, что делать заключения о создании вселенной бессмысленно, если не знать изначально, что есть два мира: один — в котором ангелы, а другой — в котором люди, и что люди после смерти переходят из своего мира в иной. Ещё я увидел тогда, что есть два солн­ца: одно, от которого проистекает всё духовное, и другое, от которого проистекает всё природное, и что солнце, от которого проистекает всё духовное, есть чистая любовь от Бога Иеговы, который в середине его, а солнце, от которого проистекает всё природное, есть чистый огонь. После того как я это узнал, однажды в состоянии озарения мне было дано понять, что вселенная была создана Богом Иеговой посредством солнца, в середине которого он пребывает, а поскольку любовь не бывает иначе как в соединении с мудростью, Бог Иегова создал вселенную из Своей любви посредством Своей мудрости. Что это так, я убедился по всему, что видел в вашем мире и в мире, где я нахожусь телом.

Слишком долго описывать, как происходило создание с самого начала. Но по своему озарению я понял, что посредством света и тепла от солнца вашего мира одна из другой были созданы духовные атмосферы, которые в себе субстанциальны. Поскольку их три, и поэтому их степеней три, были созданы трое небес: одно для ангелов в высшей степени любви и мудрости, другое для ангелов во второй степени и третье для ангелов в последней степени. Но, поскольку эта духовная вселенная не могла получить существование без природной вселенной, в которой было бы её осуществление и служение, наряду с ней было создано солнце, от которого произошло всё природное, и от него, тоже посредством света и тепла, были созданы три атмосферы, оборачивающие три предыдущие, как скорлупа — ядро или кора — древесину; и наконец, посредством этих атмосфер был создан земной шар из земли и воды, со всеми людьми, животными, рыбами, деревьями, кустарниками и травой, происходящими из земли, которая состоит из почвы, камней и минералов.

Это самое общее описание создания и его последовательности. Для разъяснения всех подробностей отдельно понадобилась бы книга в несколько томов. Однако всё сводится к тому, что Бог создал вселенную не из ничего, поскольку, как вы сказали, из ничего и получается ничто, но посредством солнца ангельских небес, которое происходит от Его Бытия и является поэтому чистой любовью в соединении с мудростью. Что вселенная, под которой я понимаю оба мира — духовный и природный, создана из Божественной любви по Божественной мудрости, тому свидетельством и доказательством служит каждая её частность. И вы можете ясно видеть это в свете, в котором пребывают понятия вашего разума, если рассмотрите все сказанное в должном порядке и во взаимосвязи. Но следует помнить, что любовь и мудрость, которые в Боге составляют одно, это не любовь и мудрость в отвлечённом смысле, а субстанция в Нём. Ибо Бог есть сама, единственная и потому первичная субстанция и сущность, которая в себе есть и существует.

Что всё вообще и в частностях создано из Божественной любви и Божественной мудрости, надо понимать в следующем отрывке у Иоанна:

Слово было у Бога, и Бог был Словом; все через Него было создано; и мир через Него был создан.

Иоанн 1:1, 3, 10

 

Бог здесь означает Божественную любовь, а Слово — Божественную истину, или Божественную мудрость. Вот почему Слово там именуется светом; свет, когда речь идёт о Боге, означает Божественную мудрость.

В конце, когда я прощался, искорки света от солнца, сиявшего сквозь ангельские небеса, проникли в их глаза, а через них — в жилище их ума. Озарённые этим светом, они согласились с тем, что я сказал, и затем проводили меня во двор, а мой прежний спутник отвёл меня в дом, в котором я находился, и оттуда вернулся наверх, в своё общество.

77. Второе воспоминание.

Однажды утром, проснувшись, я перед полным пробуждением размышлял в ясном свете зари и увидел в окно будто бы вспышку молнии, а вскоре услышал звук, подобный раскату грома. Я удивился, откуда это, но услышал с небес, что недалеко от меня находятся те, кто горячо рассуждают о Боге и природе, и что вспышка света, подобная молнии, и треск в воздухе, подобный грому, — это соответствия, которые принимают видимость сражения и столкновения умозаключений с одной стороны в пользу Бога, а с другой — в пользу природы.

Это духовное сражение началось так. Некие сатаны в аду говорили между собой: «Если бы нам позволили говорить с ангелами в небесах, мы бы доказали им полностью и окончательно, что они называют Богом, от которого всё произошло, природу, и что Бог — это не более чем выражение, если под ним не понимается природа». Поскольку эти сатаны всем сердцем и всей душой верили в это и страстно желали говорить с ангелами в небесах, им было позволено подняться из грязи и мрака ада и побеседовать с двумя ангелами, спустившимися с небес. Они встретились в мире ду`хов, который находится посередине между небесами и адом.

Увидев ангелов, сатаны быстро подбежали к ним и закричали яростно: «Это вы те ангелы небес, с которыми нам позволено встретиться и поспорить о Боге и природе? Вы называете себя мудрыми, потому что признаете Бога, но ах, как же вы простодушны! Кто видел Бога? Кто может понять Его? Кто может усвоить понятие о том, что Бог царствует над вселенной и может управлять ею и всеми её частями? Кто, кроме простонародья и черни, признает то, чего не видит и не понимает? Что может быть яснее, чем то, что природа есть всё во всём? Что видит глаз, кроме природы? Что слышит ухо, кроме природы? Что чувствует нос, кроме природы? Что язык ощущает на вкус, кроме природы? Что прикосновением руки или тела ощущается, кроме природы? Разве телесные чувства наши — не свидетели истины? Кто не может по всему этому рассудить, что есть что? Разве дыхание, благодаря которому живёт наше тело, не свидетельствует? Что мы вдыхаем, если не природу? Разве головы наши и ваши не в природе? Откуда проникают мысли в наши головы, если не из неё? И если убрать её, разве можно о чём-либо мыслить?» И многое ещё они вещали в том же роде.

Выслушав, ангелы ответили: «Вы говорите так, потому что полагаетесь только на чувства. У всех в аду понятия мышления погружены в телесные чувства, и они не могут поднять оттуда свой ум. Мы прощаем вам это. Жизнь зла, ведущая к вере в ложное, закрывает внутреннее вашего ума, так что подняться над чувственным вам не дано, иначе как в состоянии удаления от зла жизни и лжи веры. Ибо и сатана может, как ангел, понимать истину, когда слышит, но не удерживает её, потому что зло стирает из памяти истину и вводит ложь. Но мы понимаем, что вы сейчас в состоянии удаления и поэтому можете понимать истину, которую мы говорим. Поэтому послушайте внимательно, что мы вам скажем».

«Вы были в природном мире, — продолжали они, — и там вы умерли, и теперь вы в духовном мире. Знали вы раньше что-нибудь о жизни после смерти? Разве вы не отрицали её раньше, ставя себя вровень с животными? Знали вы раньше что-нибудь о небесах и аде или о тепле и свете этого мира? Или о том, что вы больше не внутри природы, а над ней? Ибо этот мир — духовный, как и всё, что в нём есть, а духовное выше природного настолько, что природа, в которой вы были, не может оказывать ни малейшего влияния на этот мир. А вы, поскольку верите, что природа — это бог или богиня, думаете, что свет и тепло этого мира есть свет и тепло природного мира, тогда как это ничуть не так, ибо природный свет здесь — тьма, а природное тепло здесь — холод. Разве знали вы что-нибудь о солнце этого мира, от которого исходят наши тепло и свет? Знали вы, что это солнце — чистая любовь, а солнце природного мира — чистый огонь? И что от солнца мира, которое есть чистый огонь, появляется и существует природа? И что от солнца небес, которое есть чистая любовь, появляется и существует сама жизнь, которая есть любовь в соединении с мудростью? И что поэтому природа, которую вы делаете богом или богиней, совершенно мертва?

Вы можете, если вам будет дана охрана, подняться с нами в небеса, а мы, если нам будет дана охрана, можем спуститься с вами в ад. В небесах вы увидите великолепное и светлое, а в аду — безобразное и грязное. Причина этого различия в том, что в небесах все почитают Бога, а в аду все почитают природу. Великолепие и сияние всего, что есть в небесах, — это соответствия склонностей любви к добру и истине, а безобразие и нечистота всего, что есть в аду, — это соответствия склонностей любви к злу и лжи. Сделайте теперь вывод из сказанного: Бог или природа есть всё во всём?»

На это сатаны ответили: «В том состоянии, в котором мы сейчас находимся, мы можем из слышанного заключить, что Бог. Но когда нашими умами овладевают удовольствия зла, мы не видим ничего, кроме природы».

Эти двое ангелов и двое сатан стояли недалеко от меня, так что я видел и слышал их. И вот я увидел вокруг них множество людей, которые были известны в природном мире своей учёностью. Меня удивило, что эти образованные люди становились то рядом с ангелами, то рядом с сатанами и поддерживали ту сторону, к которой примыкали. Мне было сказано, что перемены их места — это перемены в состоянии их умов, одобряющих то одно мнение, то другое, ибо в отношении веры они подобны Вертумну[23]. «Мы расскажем тебе тайну. Взглянув сверху на землю, мы рассмотрели тех, что известны своей учёностью, и нашли, что шестьсот из тысячи — за природу, а остальные — за Бога. А те, кто за Бога, часто говорят об этом не по своему разуму, а только потому, что слышали, что природа произошла от Бога. Частое повторение по заученному или по воспоминанию, но при этом не по размышлению и пониманию, порождает видимость веры».

Затем сатанам была дана охрана, и они с двумя ангелами поднялись в небеса и увидели их великолепие и сияние. И тогда, озарённые светом небес, они признали, что есть Бог, а природа создана, чтобы служить жизни, которая исходит от Бога; что природа сама по себе мертва, и поэтому сама ничего не делает, но всё делает через неё жизнь. Увидев и поняв всё это, они спустились, и, по мере того как они спускались, к ним вернулась любовь к злу, которая закрыла их разум сверху и открыла снизу. Тогда над ними появилась как бы тень с отблесками адского огня. Как только они коснулись ногами земли, она разверзлась под ними, и они упали назад, к своим.

78. Третье воспоминание.

На следующий день ко мне пришёл ангел из другого небесного общества и сказал: «Мы здесь слышали, что тебя приглашали в общество, соседнее с нашим, потому что ты размышлял о создании вселенной, и там ты рассказал о создании так, что им понравилось и они остались довольны. А сейчас я покажу тебе, как были созданы Богом различные виды животных и растений».

Он отвёл меня в широкое зелёное поле и сказал: «Погляди вокруг». Я огляделся и увидел птиц прекраснейших расцветок, одних летающих, других сидящих на деревьях, а иных в поле, срывающих лепестки с роз. Среди других птиц там были голуби и лебеди. Когда они исчезли из моего поля зрения, я увидел недалеко стада овец с ягнятами, козлов и коз, а вокруг них — стада быков, коров и телят, а также верблюдов и мулов. В лесу я увидел оленей с высокими рогами, а ещё единорогов.

После того, как я это увидел, ангел сказал: «Повернись лицом к востоку». И я увидел сад из плодовых деревьев: апельсинов, лимонов, оливок, винограда, инжира, граната и ягодных кустов.

Затем он сказал: «Посмотри теперь на юг». И я увидел посевы всякого рода злаков: пшеницы, проса, ячменя и бобовых. Их окружали клумбы из роз разнообразных, красиво сочетающихся цветов. А к северу располагались рощи каштанов, пальм, лип, платанов и других лиственных деревьев.

Показав мне всё это, ангел сказал: «Всё, что ты видел, — это соответствия склонностей любви ангелов, находящихся в окрестностях», — и мне было сказано, каким склонностям соответствует всё в отдельности. «И более того, — продолжал он, — не только это, но и всё остальное без исключения, что представляется нашему взору, — это соответст­вия, например дома, обстановка в них, столы и еда, и даже золотые и серебряные деньги, и алмазы и другие драгоценные камни, которыми украшают себя жёны и девицы в небесах. По всему этому мы понимаем, каков тот или иной в отношении любви и мудрости. Всё, что в наших домах служит какому-либо предназначению, остаётся в них постоянно; но у тех, которые переходят из одних обществ в другие, эти вещи изменяются в зависимости от окружения.

Всё это было показано тебе с той целью, чтобы ты на отдельных примерах увидел создание вообще. Ибо Бог есть сама любовь и сама мудрость, и в Его любви бесконечно много склонностей, а в мудрости Его бесконечно много постижений; их соответствиями служит всё, что встречается на земле. Из них происходят птицы и животные, деревья и кусты, полевые и огородные растения, лесные и луговые травы. Ибо Бог не имеет размеров, Он везде в пространстве, и поэтому наполняет вселенную от её первых до её последних. И поскольку Он вездесущ, во всём природном мире есть такие соответствия Его любви и мудрости. А в нашем мире, который называется духовным, подобные соответствия есть у тех, которые принимают склонности и постижения от Бога. Разница в том, что в нашем мире соответствия, согласные со склонностями ангелов, создаются Богом мгновенно. В вашем же мире они в начале создаются так же, но предусмотрено, чтобы от поколения к поколению они вечно обновлялись, и так продолжалось создание.

Причина, по которой в нашем мире создание мгновенно, а в вашем продолжается поколениями, заключается в том, что атмосферы и земли в нашем мире духовны, а в вашем — природны. Природное создано для того, чтобы одевать духовное, как кожа одевает тела людей и животных, кора и лыко — стволы и ветви деревьев, мягкая и твёрдая оболочки — мозг, свои оболочки — нервы и волокна и так далее. Вот почему всё в вашем мире неизменно и воспроизводится непрерывно из года в год».

Ангел добавил: «О том, что ты видел и слышал, передай жителям твоего мира, потому что они до сего дня были в полном неведении о духовном мире, а без сведений о нём никто не может знать, ни даже догадываться, что в нашем мире создание непрерывно, так же, как было и в вашем мире, когда Бог создавал вселенную».

Затем мы говорили о разном и пришли к разговору об аде, где нель­зя увидеть ничего из того, что есть в небесах, а только всё противоположное, поскольку склонности любви у них, то есть вожделения зла, противоположны склонностям любви у ангелов в небесах. Потому у тех, кто в аду, а именно, в его пустынях, можно увидеть ночных птиц: летучих мышей, сов и филинов; кроме того, волков, леопардов, тигров, крыс и мышей, а также всякого рода опасных пресмыкающихся, например драконов и крокодилов. В травянистых местах там произрастают терновники, крапива, колючки, чертополох и некоторые ядовитые растения, которые время от времени исчезают. Тогда взгляду предстают одни груды камней и болота с квакающими лягушками. Всё это тоже соответствия, но, как было сказано, соответствия склонностей их любви, то есть вожделений зла. Они, однако же, созданы там не Богом, как и подобное тому, появляющееся в природном мире. Ибо всё, что создавал и создаёт Бог, было и есть хорошо. Подобные тому вещи возникли на земле вместе с адом, который образовался из людей, отвернувшихся от Бога и потому ставших дьяволами и сатанами. Однако эти непристойности начали уже раздражать наш слух, мы отвратились от них мыслями и вновь вспомнили о том, что мы видели в небесах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.