Сделай Сам Свою Работу на 5

Святой Дух и Божественное действие 5 глава





(III) Сама любовь и сама мудрость составляют саму жизнь, или жизнь в себе.

(IV) Любовь и мудрость составляют одно в Боге.

(V) Сущность любви состоит в том, чтобы любить других, вне себя, хотеть быть с ними единым и приносить им счастье.

(VI) Эти свойства Божественной любви — причина создания вселенной и поддержания её существования.

 

Итак, по каждому пункту отдельно.

37. (I) Бог есть сама любовь и сама мудрость, которые составляют Его сущность.

Самые древние люди видели, что любовь и мудрость — это две существенные составляющие, к которым относится всё бесконечное, что есть в Боге или исходит от Него. Но следующие поколения постепенно потеряли способность видеть это, поскольку они умом отвернулись от небес и погрузились в мирское и плотское. Они перестали понимать, какова любовь в своей сущности, и поэтому какова мудрость в своей сущности, ибо не знали, что любви без формы не бывает и что действует она в форме и посредством формы. Поскольку же Бог есть истинная, единственная и поэтому первичная субстанция и форма, сущность которой — любовь и мудрость, и поскольку от Него произошло всё, что создано, из этого следует, что Он создал вселенную в целом и в частностях из любви посредством мудрости, и поэтому Божественная любовь в совокупности с Божественной мудростью присутствует во всех вообще сотворённых предметах и в каждом отдельно. Более того, любовь — не только образующая всё сущность, она также объединяет и связывает всё, то есть поддерживает целостность всего созданного.



В мире есть неисчислимое количество примеров, подтверждающих это. В частности, тепло и свет солнца, две основные и общие причины появления и существования всего, что есть на земле. Они присутствуют во всём на земле, потому что соответствуют Божественной любви и Божественной мудрости; ибо тепло от солнца духовного мира в своей сущности есть любовь, а свет, излучаемый им, — мудрость. Другим примером могут служить две основные и общие причины появления и существования человеческого ума, а именно воля и разум. Эти две составляющие есть в каждом уме, они присутствуют и действуют в нём в целом и в частностях. Так происходит потому, что воля — это вместилище и обитель любви, а разум — мудрости. Таким образом, эти две составляющие ума соответствуют Божественной любви и Божественной мудрости, от которых они берут своё начало. Ещё одним примером могут служить две основные и общие причины появления и существования человеческого тела, а именно сердце и лёгкие, точнее, сокращения и расслабления сердца и дыхание лёгких. Известно, что они действуют во всём теле и во всех его частях; причина в том, что сердце соответствует любви, а лёгкие — мудрости. Это соответствие подробно описано в книге «Ангельская мудрость о Божественной любви и Божественной мудрости», изданной в Амстердаме.



Что любовь, подобно жениху или мужу, производит или порождает все формы, но лишь при помощи мудрости как невесты или жены в том можно убедиться по многому в обоих мирах, духовном и природном. Достаточно привести один пример. Все ангельские небеса устроены в своей форме и сохраняются в ней Божественной любовью посредством Божественной мудрости. Те, кто думает, что мир создан каким-либо другим способом, и не знает, что Божественная сущность состоит из Божественной любви и Божественной мудрости, опускаются от зрения рассудка к зрению глаза. Они целуются с природой, как создательницей вселенной, зачиная химер и рождая призраков. Они мыслят заблуждениями; делая такие выводы, они откладывают яйца, в которых скрываются птицы ночи. Такие умы нельзя назвать умами, это глаза и уши, лишенные разума, или мышление без души. Они говорят о красках, будто они могут появиться без света, о деревьях, будто они могут вырасти без семени, о всём, что есть на земле, будто оно может возникнуть без солнца. Они делают из производных вещей начала, от которых те произведены, из следствий — причины. Они всё переворачивают с ног на голову, усыпляют свой бодрствующий рассудок и видят сны.



38. (II) Бог есть само добро и сама истина, поскольку добро принадлежит любви, а истина — мудрости.

Всем известно, что всё связано с добром и истиной. Это знак того, что всё получило существование от любви и мудрости. Ведь всё, происходящее от любви, называется добром, ибо так оно и узнается, и удовольствие, через которое любовь себя проявляет, — это чьё-либо добро. Всё, происходящее от мудрости, называется истиной, ибо мудрость состоит именно из истин и наделяет относящиеся к ней предметы восхитительным светом; воспринимаемая таким образом красота — это истина от добра. Поэтому любовь — это совокупность всех видов добра, а мудрость — совокупность всех видов истины. Но и то, и другое — от Бога, который есть сама любовь, и потому само добро, сама мудрость, и потому сама истина. Вот почему у церкви есть две существенные составляющие, называемые милосердием и верой, которые присутствуют в ней в общем и в частностях. Причина в том, что всякое добро церкви принадлежит милосердию и называется милосердием, а всякая истина принадлежит вере и называется верой. Удовольствия любви, они же удовольствия милосердия, воспринимаются нами как удовольствия, которые мы называем различными видами добра, а красоты мудрости, они же красоты веры, воспринимаются нами как истины, которые мы и называем истинами. Именно удовольствие и красота дают разным видам добра и истины жизнь, без которой они были бы словно без души или бесплодными.

Но удовольствия любви бывают двух видов, как и красоты, которые кажутся принадлежащими мудрости. Есть удовольствия любви к добру и удовольствия любви к злу, и так же есть красоты веры в истину и красоты веры в ложь. И те, и другие удовольствия любви называются добром людьми, которые в них находятся, по их ощущению; так же и те, и другие красоты веры называются добром, по их восприятию. Но поскольку последние находятся в разуме, это не что иное, как истины. Тем не менее это противоположности: добро одной любви — это добро, другой — зло; истина одной веры — истина, другой — ложь. Любовь, удовольствие которой по сущности — добро, подобна теплу солнца, которое оживляет и оплодотворяет, действуя на плодородную почву, деревья и посевы. Где она действует, там словно рай, сад Иеговы, нечто подобное земле Ханаанской. Красота её истины подобна солнечному свету весной или освещённой хрустальной вазе, полной восхитительных цветов, которая, если её открыть, распространяет благоухание. А удовольствие злой любви подобно теплу солнца, иссушающему и уничтожающему, когда оно действует на бесплодную почву и вредные растения, например колючий кустарник или терновник. Где оно действует, там Аравийская пустыня, в которой змеи многоголовые и ядовитые. А красота лжи подобна свету солнца зимой или освещённому кожаному меху с червями, плавающими в уксусе, и дурно пахнущими ползучими гадами.

Следует знать, что любое добро приобретает форму посредством истины и одевается в неё, чтобы его можно было отличить от другого добра. Более того, виды добра одного рода связываются в связки, которые тоже одеваются по-своему, чтобы их можно было отличить от других. Наглядным примером таких образований может служить человеческое тело в целом и во всех частностях. Известно, что человеческий ум устроен подобным же образом, поскольку есть постоянное соответствие всего, что в уме, со всем, что в теле. Следовательно, человеческий ум устроен внутренне из духовных субстанций, а внешне — из природных субстанций и, наконец, из материи. Ум, удовольствия любви которого добрые, внутренне состоит из тех духовных субстанций, что находятся в небесах. Но ум, удовольствия любви которого злые, внутренне состоит из тех духовных субстанций, что находятся в аду. Виды зла последнего связаны в пучки посредством лжи, тогда как виды добра первого — посредством истин. Поскольку существуют такие связки видов добра и зла, Господь говорит, что плевелы следует собрать в связки, чтобы сжечь их, и то же самое о соблазнах (Матф. 13:30, 40, 41; Иоанн 15:6).

39. (III) Поскольку Бог есть сама любовь и сама мудрость, Он есть сама жизнь, или жизнь в себе[13].

У Иоанна говорится:

Слово было у Бога, и Бог был Словом. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей.

Иоанн 1:1, 4

 

«Бог» означает здесь Божественную любовь, а «Слово» — Божественную мудрость. Божественная мудрость подлинно есть жизнь, а жизнь подлинно есть свет, исходящий от солнца духовного мира, в середине которого — Бог Иегова. Божественная любовь образует жизнь, как огонь образует свет. В огне есть горение и свечение. От горения происходит тепло, от свечения — свет. Точно так же в любви есть две составляющие: та, которой соответствует горение огня, действует внутренне на волю человека, а та, которой соответствует свечение, действует внутренне на разум человека. Отсюда происходят любовь и разумение. Ибо, как уже много раз говорилось, солнце духовного мира излучает тепло, которое в сущности своей — любовь, и свет, который в сущности своей — мудрость. Эти два излучения втекают во всё, что есть во вселенной, и воздействуют на всё внутренне. В человеке они воздействуют на его волю и разум, которые созданы для принятия их: воля — для принятия любви, а разум — для принятия мудрости. Отсюда ясно, что жизнь человека обитает в разуме и в нём такова, какова его мудрость, а любовь воли служит её мерой.

40. Читаем также у Иоанна:

Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

Иоанн 5:26

Это означает, что, как само Божественное, существовавшее от вечности, живёт в себе, точно так же живёт в себе человеческое, принятое во времени. Жизнь в себе — это та сама жизнь, единственная жизнь, благодаря которой живут ангелы и люди. Человеческий рассудок может увидеть это по свету, исходящему от солнца природного мира. Этот свет не может быть создан, но формы, которые принимают его, созданы; глаза предназначены для принятия света, и именно свет, исходящий от солнца, позволяет им видеть. То же самое и с жизнью, которая, как было сказано, является светом, исходящим от солнца духовного мира; она не может быть создана, но постоянно втекает, как бы освещает разум человека и даёт ему жизнь. Следовательно, поскольку свет, жизнь и мудрость составляют одно, мудрость также не может быть создана, а равно и вера, истина, милосердие и добро. Могут быть созданы формы, принимающие их, то есть умы людей и ангелов.

Поэтому пусть каждый опасается убеждения в том, что он от себя самого живёт, а также разумеет, верит, любит, постигает истину, желает добра и делает его. Насколько он убедит себя в этом, настолько он низведёт свой ум с небес к земле и из духовного станет природным, чувственным и плотским. Ибо так он закрывает высшие области своего ума и поэтому становится слепым во всём, что связано с Богом, небесами и церковью. Всё, о чём он может затем думать, судить и говорить, — глупо, потому что пребывает в темноте; но в то же время он приобретает уверенность, что всё это — мудрость. Ведь при этом высшие области ума, вместилище истинного света жизни, закрыты, а открыты лишь более низкие области, принимающие только тусклый свет мира. Этот свет, отделенный от света высших областей, обманчив; в нём ложное кажется истинным, рассуждения на основе лжи — мудростью, а на основе истины — безумством. И тогда человек верит, что обладает зоркостью орла, хотя сам мудр настолько, что может видеть не больше, чем летучая мышь днём.

41. (IV) Любовь и мудрость составляют одно в Боге.

Каждый мудрый человек церкви знает, что всё добро любви и милосердия, как и вся истина мудрости и веры, — от Бога. Человеческий рассудок может видеть, что это так, если знает, что источник любви и мудрости — солнце духовного мира, в середине которого — Бог Иегова, или, что то же самое, они исходят от Бога Иеговы через солнце, окружающее его. Ибо тепло, исходящее от этого солнца, в сущности своей есть любовь, а свет его в сущности своей есть мудрость. Поэтому ясно как день, что любовь и мудрость в своём начале едины, а значит едины в Боге, поскольку Он — начало этого солнца. Пояснить это можно на примере солнца природного мира, которое есть чистый огонь, и его огненность порождает тепло, а его сияние порождает свет; таким образом, в своём начале они едины.

Однако в своём распространении тепло и свет разделяются, что видно по предметам, одни из которых принимают больше тепло, другие — свет. Особенно это касается людей, у которых свет жизни, то есть разумение, отделен от тепла жизни, то есть любви. Так происходит потому, что человек должен быть преобразован и возрождён, а это было бы невозможно, если бы свет жизни, то есть разумение, не учил, что следует желать и любить. Однако следует знать, что Бог постоянно старается соединить любовь и мудрость в человеке, который между тем, если не смотрит на Бога и не верит в Него, постоянно старается разделить их. Поэтому, насколько соединены в человеке добро любви или милосердия и истина мудрости или веры, настолько он становится образом Бога и поднимается к небесам и в небеса, где живут ангелы. И наоборот, насколько эти две вещи разделены человеком, настолько он становится образом Люцифера и Дракона и низвергается с небес на землю, а затем под землю, в ад. Из такого соединения получается состояние человека, подобное состоянию дерева весной, когда тепло в равной степени соединяется со светом, от чего дерево зеленеет, цветёт и плодоносит. Напротив, когда эти две вещи разделены, состояние человека подобно состоянию дерева зимой, когда тепло уходит от света, от чего дерево обнажается и лишается листвы или зелени.

Когда духовное тепло, то есть любовь, отделено от духовного света, то есть мудрости, или, что то же самое, милосердие отделено от веры, человек делается подобным протухшей или гнилой почве, в которой заводятся личинки; если на ней вырастает кустарник, его листья съедают полчища насекомых. Ибо соблазны любви к злу, которые по сути есть вожделения, вырываются наружу, и разумение не сдерживает и не ограничивает их, а, наоборот, почитает, взращивает и оберегает. Словом, разделять любовь и мудрость или милосердие и веру, которые Бог постоянно стремится соединить, это всё равно что лишать лицо румянца, делая его бледным, как у мертвеца, или убирать белизну из румянца, от чего лицо пылает, как факел. Это подобно также разрыву брачных уз между супругами, когда жена становится блудницей, а муж — прелюбодеем. Ибо любовь и милосердие подобны мужу, а мудрость и вера — жене. Их разделение приводит к духовному блуду и прелюбодеянию, то есть к подделке истины и подмене добра.

42. Кроме того, следует знать, что есть три степени любви и мудрости, и поэтому три степени жизни и человеческий ум состоят как бы из трёх областей, соответствующих этим трём степеням. Высшая степень жизни располагается в высшей области, более низкая — во второй области, низшая — в последней. Эти области открываются у человека последовательно. Последняя область, где жизнь в своей низшей степени, открывается от младенчества до детства, и происходит это посредством знаний. Вторая область, где жизнь в более высокой степени, открывается от детства до юности, и происходит это посредством размышлений на основе знаний. Высшая область, где жизнь в высшей степени, открывается от юности до молодости и далее, и происходит это посредством восприятия истин — нравственных и духовных.

Далее, следует знать, что совершенство жизни состоит не в размышлении, а в постижении истины в свете истины. Отсюда можно заключить, насколько разными бывают жизни людей. Есть те, кто, лишь услышав истинное, постигает, что оно истинно; в духовном мире такие изображаюся орлами. Есть те, кто не постигает истинное, а делает выводы о нём по доводам, основанным на видимостях; такие в духовном мире изображаются певчими птицами. Есть те, кто верит истинности только на основании авторитетного мнения; такие в духовном мире изображаются сороками. И ещё есть те, кто не хочет или не может воспринять истинное, но только ложное. Причина в том, что они живут в свете глупости, в котором ложное выглядит как истинное, а истинное — как что-то над головой, окутанное плотным облаком, или словно метеор, или даже как ложное. Их мышление изображается в духовном мире сычами, а речь — совами. Те из них, которые утвердились в своей лжи, не могут и слышать истин, и лишь только что-либо истинное постучится в их уши, они тут же с отвращением прогоняют это, совсем как желудок, переполненный жёлчью, от тошноты извергает пищу.

43. (V) Сущность любви состоит в том, чтобы любить других, вне себя, хотеть быть с ними единым и приносить им счастье.

Есть две составляющие сущности Бога: любовь и мудрость; но у сущности Его любви — три составляющие: любить других, вне себя, хотеть быть с ними единым и приносить им счастье. Те же три принципа составляют сущность Его мудрости, поскольку, как было показано, любовь и мудрость составляют одно в Боге. Любовь хочет этого, мудрость осуществляет.

Первая существенная составляющая — любить других, вне себя — познаётся по любви Бога ко всему человеческому роду. Ради людей Бог любит всё, что Он создал, поскольку это средства для цели, а кто любит цель, тот любит и средства. Все и всё в мироздании — вне Бога, поскольку конечно, а Бог бесконечен. Любовь Бога направляется и распространяется не только на добрых и доброе, но и на злых и злое, и посему не только на тех и то, что в небесах, но и на тех и то, что в аду, не только на Михаила и Гавриила, но и на дьявола и сатану. Ибо Бог везде и от вечности в вечность один и Тот же. Ведь Он говорит, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45). Но то, что злые злы и что зло есть зло, – это в самих этих субъектах и объектах, поскольку они принимают любовь Бога не как она есть, какова она внутренне, но как они сами есть. То же самое делает терновник или крапива с теплом солнца и дождём небес.

Вторая существенная составляющая любви Бога — хотеть быть с другими единым — познаётся по соединению Его с небесами ангелов, с церковью на земле, со всеми, кто в них, и со всем добрым и истинным, что составляет и образует человека и церковь. Ведь любовь, рассмотренная сама по себе, не что иное как стремление к соединению. Для осуществления этого принципа любви Бог создал человека Своим образом и подобием, чтобы с ним можно было соединиться. Что Божественная любовь целью своей постоянно имеет соединение, ясно из слов Господа, когда Он говорит, что хочет быть единым со своими учениками, Он в них и они в Нём, и чтобы любовь Бога была в них (Иоанн 17:21—23, 26).

Третья существенная составляющая любви Бога — приносить другим счастье — познаётся по вечной жизни, которая есть блаженство, благополучие и счастье без конца; такую жизнь Бог дает принимающим в себя Его любовь. Ибо Бог, сама любовь, есть и само блаженство. Ибо всякая любовь распространяет вокруг себя удовольствие, а Божественная любовь распространяет само блаженство, благополучие и счастье в вечности; таким образом, Бог делает ангелов и людей счастливыми от Себя посредством соединения с ними.

44. Что такова Божественная любовь, можно понять по её сфере, которая наполняет всё мироздание и воздействует на всех соответственно их состоянию. В первую очередь она воздействует на родителей, и поэтому родители нежно любят своих детей, которые вне их, хотят быть одним с ними и приносить им счастье. Эта сфера Божественной любви воздействует не только на добрых, но и на злых, и не только на людей, но и на животных и птиц всякого рода. О чём думает мать, родившая ребёнка, как не о том, чтобы, образно говоря, воссоединиться с ним и заботиться о его благе. Чего хочет птица, высидевшая птенцов, как не согреть их под своими крыльями и, целуя, класть пищу в их зоб? Известно, что даже змеи, гадюки любят своё потомство. Эта сфера в особенности воздействует на принимающих эту любовь Бога в себя; таковы верящие в Бога и любящие ближнего. Милосердие у них — образ этой любви.

Даже дружба между недобрыми подражает этой любви. За столом друг даёт другу самое лучшее, целует его, поглаживает и пожимает его руку и обещает оказывать ему услуги. Взаимное сочувствие и стремление к соединению однородных и похожих происходит от того же начала. Та же самая Божественная сфера воздействует и на неодушевлённые предметы, например на деревья и травы, но через солнце мира и его тепло и свет. Тепло входит в них извне, соединяется с ними, и они распускаются, цветут и плодоносят, что соответствует счастью у одушевлённых. Такое действие производит тепло, поскольку оно соответствует теплу духовному, то есть любви. Наглядные примеры воздействия этой любви можно найти даже в различных предметах царст­ва минералов; символично в этом смысле превращение минералов из низкой формы в более высокую и образование драгоценных камней[14].

45. Из описания сущности Божественной любви можно видеть, что есть её противоположность — дьявольская любовь. Дьявольская любовь — это любовь к себе, и хотя она называется любовью, по сути это ненависть, ибо она не любит никого вне себя и не желает соединения с другими и их счастья, но только своего. Внутренне она всегда стремится господствовать над другими, владеть добром других и, наконец, чтобы её почитали как Бога. Вот почему те, кто в аду, не признают Бога, а признают богами более сильных среди остальных. Поэтому у них есть низшие и высшие или младшие и старшие боги, в зависимости от их могущества. И поскольку каждый там носит эти чувства в своём сердце, он пылает ненавистью к своему богу, а тот, в свою очередь, к тем, кто под его властью. Он считает их ничтожными рабами и разговаривает с ними любезно, пока они поклоняются ему, но пылает яростью ко всем остальным, да и к своим приверженцам внутренне или в сердце. Любовь к себе — то же самое, что любовь между разбойниками, которые целуют друг друга, пока занимаются грабежом, а затем страстно желают убить остальных, чтобы забрать себе их долю.

Из-за такой любви в аду, где она царствует, её вожделения выглядят издалека, как дикие животные различного вида: некоторые — как лисы и леопарды, некоторые — как волки и тигры, некоторые — как крокодилы и ядовитые змеи. В пустынях, где они живут, нет ничего, кроме куч камней и голого песка вперемешку с болотами, в которых квакают лягушки. Над их лачугами с воем летают зловещие птицы. Это те охимы, циимы и иимы[15], которые упоминаются в книгах пророков Слова, где говорится о любви к господству из любви к себе (Исаия 13:21; Иерем. 50:39; Пс. 73:14).

46. (VI) Эти свойства Божественной любви — причина создания вселенной и поддержания её существования.

Что эти три существенные составляющие Божественной любви — причина творения, можно понять, если тщательно рассмотреть и исследовать их. Что первое — любить других, вне себя — было причиной, ясно из того, что мироздание вне Бога, как мир вне солнца, и на него может распространяться любовь Бога, в нём осуществиться и найти покой. Читаем также, что после создания небес и земли Бог отдыхал и этому посвящена суббота (Бытие 2:2, 3).

Что второе — хотеть быть с ними одним целым — также было причиной, ясно из того, что человек создан образом и подобием Бога. Под этим подразумевается, что человек создан как форма, принимающая любовь и мудрость от Бога, с которой Бог может соединить Себя, и ради этого также со всем, из чего состоит мироздание, ибо всё это — средства. Ведь соединение с конечной причиной подразумевает соединение с посредствующими причинами. Из Книги Создания, или Бытия, (1:28—30), ясно, что всё было создано ради человека.

Что третье — приносить им счастье — также было причиной, ясно из того, что ангельские небеса уготованы каждому человеку, который принимает любовь Бога; в них один Бог приносит всем счастье.

Эти три существенных составляющих любви Бога являются также причиной сохранения мироздания, потому что сохранение есть непрерывное создание, как существование есть непрерывное появление. Божественная же любовь из вечности в вечность одна и та же, поэтому какой она была в создаваемом мире, такой остаётся и в созданном мире.

47. Правильно понимая всё это, можно увидеть, что вселенная — это творение, связанное от первого до последнего, поскольку она есть творение, содержащее в себе цели, причины и осуществление в неразрывной связи. Поскольку же во всякой любви есть цель, во всякой мудрости — восхождение к цели через промежуточные причины, и посредством их — к осуществлению, которое есть служение, следовательно, вселенная — это непрерывное творение Божественной любви, Божественной мудрости и служений, и поэтому творение, связанное от первого до последнего. Любой мудрый человек может увидеть, словно в зеркале, что вселенная состоит из непрерывной последовательности служений мудрости, берущей начало от любви, если составит себе общее понятие о создании вселенной и вникнет в его частности. Ибо частности выстраиваются в общее, придающее им согласную форму. Всё это будет наглядно показано далее во многих местах.

 

 

* * *

48. Здесь я добавлю следующее воспоминание[16].

Однажды я беседовал с двумя ангелами, один из которых был из восточных небес, а другой — из южных. Когда они поняли, что я размышляю о тайнах мудрости по любви, они спросили: «Разве ты не знаешь ничего о состязаниях в мудрости в нашем мире?» Я сказал, что пока не знаю.

«Их у нас много», — сообщили они, добавив, что любящие истины по духовной склонности, то есть потому, что это истины, ведущие к мудрости, собираются по условному знаку, чтобы обсудить предметы, требующие глубокого понимания и сделать о них заключения.

Они схватили меня за руку, говоря: «Пойдём с нами, сам увидишь и услышишь. Условный знак для собрания дан сегодня».

Меня повели через равнину на холм, у подножия которого начиналась пальмовая аллея, тянувшаяся до самой вершины. Мы вошли в неё и поднялись на холм. На вершине, в конце подъёма, мы увидели рощу. Посреди её деревьев земля, поднимаясь, образовывала что-то вроде театра. Внутри была площадка, мощенная разноцветным камнем, вокруг которой были сделаны кресла; на них сидели любители мудрости. В центре театра стоял стол, а на нём лежал лист бумаги, скреплённый печатью.

Сидящие на креслах пригласили нас занять свободные места, но я ответил: «Меня привели сюда двое ангелов, чтобы я посмотрел и послушал, но не для участия в собрании».

Затем эти два ангела подошли к столу, вскрыли печать на листе бумаги и прочитали сидящим тайны истины, написанные на этом листе, чтобы обсудить и разъяснить их. Написанное было ниспослано на этот стол ангелами третьих небес. Тайн было три: первая — «Что такое образ Бога и подобие Бога, по которым создан человек?», вторая — «Почему человек рождается без знания своей любви, хотя даже животные и птицы, как благородные, так и низкие, знают с рождения, что требуется их любви?», третья — «Что означает „дерево жизни“, „дерево познания добра и зла“ и „есть от них“?»

Внизу было подписано: «Придите по этим трём вопросам к единому мнению, запишите его на чистом листе и положите его вместо этого на стол. Если это мнение окажется взвешенным и справедливым, каждому из вас будет дана награда за мудрость». Прочитав это, два ангела отошли и перенеслись в свои небеса.

Тогда сидящие на креслах стали обсуждать и разъяснять тайны, предложенные им. Они говорили по порядку, начиная с тех, которые сидели с северной стороны, за ними — сидящие на западе, затем — на юге и наконец — на востоке. Они взяли для обсуждения первый вопрос, а именно: «Что такое образ Бога и подобие Бога, по которым создан человек?» Сначала вслух прочитали из Книги Создания следующее:

И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога сотворил его.

Бытие 1:26, 27

В тот день, когда Бог сотворил человека, Он сделал его подобием Бога.

Бытие 5:1

 

Первыми говорили сидевшие на северной стороне. Они сказали, что образ и подобие Бога — это те две жизни, которые Бог вдохнул в человека, жизнь воли и жизнь разума. «Ибо мы читаем, — пояснили они, откуда разумом видно, что Он вдохнул в человека волю к добру и постижение истины, которые и есть дыхание жизней. И поскольку Бог вдохнул в него жизнь, то образ и подобие означают непорочность, происходящую от любви и мудрости и от праведности и рассудительности в нём».

Иегова Бог вдохнул в ноздри Адама дыхание жизней[17], и стал человек душою живущею. (Бытие 2:7)

Сидевшие на западе поддержали их, добавив однако, что состояние непорочности, которое Бог вдохнул в Адама, вдыхается непрерывно во всех последующих людей и присутствует в них как во вместилищах, и человек является образом и подобием Бога настолько, насколько он служит этим вместилищем.

Затем говорили третьи по порядку, сидевшие на юге: «Образ Бога и подобие Бога — две разные вещи, но в человеке они от создания соединены. По некоему внутреннему озарению мы видим, что человек может разрушить образ Бога, но не его подобие. Отсюда видно, как бы через сетку, что Адам остался подобием Бога после того, как потерял образ Бога. Ибо мы читаем, после того как он был проклят:

Вот, человек стал как один из нас, зная добро и зло.

Бытие 3:22

А затем он назван подобием Бога, но не образом Бога (Бытие 5:1). Но мы предоставим нашим восточным товарищам, у которых больше света, сказать, что есть по сути своей образ Бога и подобие Бога».

После того как наступила тишина, сидевшие на востоке встали и возвели взоры к Господу. Затем они снова сели на кресла и сказали, что образ Бога — это вместилище Бога, а поскольку Бог есть сама любовь и сама мудрость, образ — это принятие любви и мудрости Бога человеком; подобие же Бога — это совершенное подобие и полная видимость того, что любовь и мудрость присутствуют в человеке и поэтому принадлежат ему. «Ибо человек не иначе воспринимает свои любовь и мудрость, или желание делать добро и постигать истину, как исходящие от него самого. А на самом деле ничего от себя он не делает, а только от Бога. Только Бог любит от Себя и мудро мыслит от Себя, потому что Бог есть сама любовь и сама мудрость. Подобие или видимость того, что любовь и мудрость, или добро и истина, находятся в человеке, будто его собственные, делает человека человеком, то есть дает возможность соединяться с Богом и потому жить вечно. Из этого следует, что человек есть человек потому, что может желать добра и постигать истину точно так же, как если бы он делал это сам по себе, но при этом знать и верить, что он делает это от Бога. Ибо насколько он это знает и верит в это, настолько Бог помещает в него Свой образ, и иначе, если он верит, что всё это принадлежит ему, а не Богу».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.