Сделай Сам Свою Работу на 5

Святой Дух и Божественное действие 4 глава





Так как Бог во все времена — вне времени, то в Слове Своём Он говорит о прошедшем и о будущем в настоящем времени, как у Исаии:

Младенец рождён нам — Сын дан нам, имя которому Герой, Князь мира.

Исаия 9:6

 

И у Давида:

Возвещу определение: Иегова сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя.

Пс. 2:7

 

Это сказано о Господе, которому предстоит прийти; и поэтому сказано у него же:

 

Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний.

Пс. 89:5

 

Что Бог присутствует везде во всём мире, и тем не менее ничто в Нём не принадлежит миру, то есть ничто не связано с пространством и временем, внимательные и настойчивые могут ясно увидеть в Слове, например из этого места у Иеремии:

Разве Я — Бог только вблизи, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, чтобы Я не видел его? Не наполняю ли Я небо и землю?

Иерем. 23:23, 24

31. Бесконечность, рассмотренная относительно расстояний, называется безмерностью, а относительно времён — вечностью, но, вне зависимости от такого рассмотрения, в безмерности Бога нет ничего от пространства, а в Его вечности нет ничего от времени.

Бесконечность Бога, рассмотренная относительно расстояний, называется безмерностью потому, что безмерным характеризуется большое и обширное, а также протяжённое, и в этих смыслах пространное. Бесконечность же Бога, рассмотренная относительно времён, называется вечностью потому, что вечным характеризуется развитие, которое измеряется временами, без конца. Например: о земном шаре, рассмотренном в себе, можно сказать то, что, относится к пространству, а о его вращении и движении — то, что он относится ко времени, и даже последнее образует времена, а первое — расстояния. Таким образом, это из чувств переводится в постижение размышляющих умов. В Боге же нет ничего от времени и пространства, как было показано выше, и тем не менее начала их — от Бога. Отсюда следует, что Его бесконечность, рассмотренная относительно расстояний, понимается под безмерностью, а относительно времён понимается под вечностью.



Ангелы же в небесах под безмерностью Бога понимают Божественность относительно Бытия, а под вечностью — Божественность относительно Проявления; затем также под безмерностью — Божественность относительно любви, а под вечностью — Божественность относительно мудрости. Причина в том, что ангелы отделяют расстояния и времена от Божественности, и в результате получаются такие представления. Но поскольку человек не может мыслить иначе как из понятий, полученных из того, что связано с пространством и временем, то никак не может он постичь безмерность Бога до появления расстояний, и вечность Его до времён; и даже, когда он желает постичь это, ум его словно помрачается, почти как у попавшего в воду при кораблекрушении или как у того, кого поглощает земля при землетрясении. Более того, если он непрестанно пытается проникнуть в эти предметы, то может легко впасть в безумие и вследствие этого прийти к отрицанию Бога.



Однажды я и сам был в таком состоянии, когда думал о том, каков был Бог от вечности, что Он делал до основания мира: размышлял ли о творении и продумывал порядок, в котором оно будет происходить; возможно ли в полной пустоте рассудительное мышление; не говоря уже о других бесплодных вопросах. Но чтобы это всё не довело меня до помешательства, Господь вознёс меня в сферу и свет, в которых находятся внутренние ангелы, и затем понятия времени и пространства, в которых прежде было моё мышление, были там немного удалены, и мне было дано уразуметь, что вечность Бога не является вечностью времени и что, поскольку времени не было до создания мира, совершенно бесполезно размышлять о Боге подобным образом. Далее, поскольку Божественное от вечности, то есть вне всякого времени, не содержит в Себе дней, лет и веков, но всё это для Бога — настоящий момент, я заключил, что мир создан Богом не во времени, а что времена введены Богом вместе с созданием.



Здесь я добавлю следующее воспоминание.

На одной окраине духовного мира можно увидеть две статуи отвратительного человеческого вида с раскрытыми ртами и развёрстыми глотками. Те, кто бесполезно и бессмысленно размышляет о Боге от вечности, видят, будто их проглатывают эти статуи. Но это только иллюзии, в которые ввергают себя те, кто думает нелепости и несообразности о Боге до создания мира.

32. (V) Бесконечность Бога Создателя просвещённый рассудок может увидеть по очень многому в мире.

Перечислим нечто из того, по чему человеческий рассудок может увидеть бесконечность Бога:

(1) В сотворённом вообще нет двух одинаковых вещей. Человеческая наука своим разумением видит и подтверждает, что не бывает двух одинаковых вещей среди одновременно существующих, хотя бесконечно число субстанциальных и материальных предметов, рассмотренных отдельно. По вращению Земли можно заключить, что два одинаковых явления не могут следовать одно за другим в мире, поскольку из-за эксцентриситета её полюсов одно и то же никогда не повторяется. Что это так, очевидно по человеческим лицам; ведь в целом мире нет ни одного лица полностью подобного или одинакового с другим, и не может быть такого вовек. Такое бесконечное разнообразие не от чего иного не может происходить, кроме как от бесконечности Бога Создателя.

(2) Невозможно, чтобы мнение одного совершенно совпадало с мнением другого, почему и говорится: «Сколько людей, столько и мнений». Точно так же не бывает духа одного человека, то есть воли и разума, совершенно одинакового или совпадающего с другим. Следовательно, ни речь кого-либо по звучанию и по мыслям, коими она рождена, ни его действия по движениям и по стремлениям не могут точно совпадать с тем же самым у другого. Это бесконечное разнообразие также служит как бы зеркалом, в котором можно видеть бесконечность Бога Создателя.

(3) Всякому семени, как животному, так и растительному, присущи в некотором роде безмерность и вечность. Безмерность в том, что оно может до бесконечности размножаться, а вечность в том, что это размножение от сотворения мира непрерывно продолжается до сих пор и будет продолжаться постоянно. Из животного царства взять хотя бы морских рыб, которые, если бы размножались во всём изобилии своего семени, то в двадцать или тридцать лет заполнили бы собой океан, так что он состоял бы из одних рыб и его воды затопили бы и погубили всю землю. Но чтобы этого не произошло, Богом предусмотрено, чтобы одни рыбы были пищей для других. То же самое было бы с семенами растений. Если бы прорасли все, сколько их вызревает из одного, то в двадцать или тридцать лет они заполнили бы поверхность не одной земли, но многих. Ибо бывают кустарники, каждое семя которых производит сотни и тысячи других семян. Попробуйте подсчитать их число, полученное размножением одного семени в течение двадцати или тридцати лет, и увидите сами. По всему этому можно усмотреть Божественную безмерность и вечность в некоем общем внешнем виде, из которого нельзя не составить себе представление о них.

(4) Бесконечность Бога может также явиться перед взглядом просвещённого рассудка из неограниченности роста всякого знания, и отсюда — разумения и мудрости любого; и то и другое может расти, словно дерево из семени, а леса и сады — из деревьев, ибо этому не бывает конца. Память человека — это их почва, разум — среда, в которой они прорастают, а плодоносят они в воле. Эти две способности — воля и разум — таковы, что их можно выращивать и совершенствовать в мире до конца жизни и затем в вечности.

(5) Бесконечность Бога Создателя можно видеть также по бесконечному числу звёзд, каждая из которых представляет собой солнце, а значит, и отдельный мир. Что в звёздном небе есть другие земли, на которых есть люди, звери, птицы и растения, показано в небольшом сочинении, где описано виденное мною[12].

(6) Ещё более явное свидетельство бесконечности Бога для меня состояло в наличии ангельских небес, а также ада. И то, и другое существует в виде бесчисленных обществ или общин, устроенных и расположенных соответственно всем разновидностям любви к добру и злу. Каждому предназначается место по его любви; ибо там с сотворения мира собраны все из человеческого рода, и собираться будут во веки вечные. И хотя у каждого есть своё место, или жильё, все там так связаны, что ангельские небеса в целом представляют собой одного Божественного человека, а ад в целом — одного ужасного дьявола. По этим двум, а также по бесконечным чудесам, содержащимся в них, становятся явно видными безмерность и всемогущество Бога.

(7) Кто же не может понять, если немного возвысит рассудительность своего ума, что жизнь в вечности, которая есть у всякого человека после смерти, не может быть иначе как от вечного Бога?

(8) Помимо всего этого есть своего рода бесконечность во многом, что доступно человеку в природном свете, а также в свете духовном. В природном свете — что есть разнообразные геометрические последовательности, которые продолжаются до бесконечности; что бесконечное продвижение возможно в трёх степенях высоты, а именно: первая степень, которая называется природной, не может быть усовершенствована настолько, чтобы подняться до совершенства второй степени, которая называется духовной, а та — до совершенства третьей, которая называется небесной. То же соотношение существует между целью, причиной и действием. Действие не может усовершенствоваться так, чтобы быть своей причиной, и так же причина не может стать своей целью. Это можно пояснить на примере атмосфер, которые бывают трёх степеней. Ибо есть высшая аура, под ней эфир и воздух внизу; никакое из качеств воздуха не может быть возвышено до какого-либо из качеств эфира, а оно, в свою очередь, до какого-либо из качеств ауры; и тем не менее в каждом из них возможно возрастание совершенства до бесконечности. В духовном свете — что природная любовь, как у животных, не может быть возвышена до любви духовной, которая от сотворения заложена в людях. То же самое с природным разумом животных, рассмотренным относительно духовного разума людей. Однако, поскольку об этом до сих пор ничего не было известно, разъясним это в другом месте.

Из этого можно установить, что всё самое общее в мире — это постоянные образы бесконечности Бога Создателя. Это та бездна, или океан, по которому человеческий ум может как бы плавать; но пусть бережётся шторма, происходящего от природного человека, который может потопить корабль вместе с мачтами и парусами с кормы, где стоит этот природный человек, уверенный в себе.

33. (VI) Всё сотворённое конечно, а бесконечное присутствует в конечных как во вместилищах, и в людях, как в своих образах.

Всё сотворённое конечно, потому что всё существует от Бога Иеговы через солнце духовного мира, которое ближе всего к Нему; и солнце это состоит из субстанции, исходящей от Него Самого, сущность которой — любовь. Из этого солнца, посредством его тепла и света, была создана вселенная, от первого до последнего в ней. Однако здесь не место излагать по порядку процесс творения; впоследствии будет дано его описание в общих чертах. Сейчас важно знать, что одно образовано от другого и что таким образом введены были степени: три в духовном мире и три, соответствующие им, в природном мире, да ещё столько же в том бездействующем, из чего состоит земной шар. Откуда эти степени происходят и каковы они, подробно изложено в книге «Ангельская мудрость о Божественной любви и Божественной мудрости» (Амстердам, 1763) и в брошюре «О взаимоотношении души и тела» (Лондон, 1769). Именно благодаря этим степеням всё последующее является вместилищем предыдущего, а оно — своего предыдущего, и таким образом, по порядку вместилищем самого первого, из которого состоит солнце ангельских небес, и так конечное служит вместилищем бесконечного. Это согласуется также и с мудростью древних, по которой всё вообще и в частностях делимо до бесконечности. Общепринято понятие о том, что поскольку конечное не может охватить бесконечное, то конечное не может быть вместилищем бесконечного. Но из того, что в моих трудах изложено о творении, ясно, что Бог изначально ограничил Свою бесконечность субстанциями, которые от Него исходят и из которых состоят самые близкие к Нему сферы, образующие солнце духовного мира. Посредством этого солнца Он образует остальные сферы до самой последней, которая состоит из бездействующей материи. Так Он постепенно всё больше и больше ограничивает мир. Всё это приведено здесь с той целью, чтобы удовлетворить человеческий рассудок, который не успокоится, пока не увидит причины.

34. Что бесконечное Божественное присутствует в людях, как в своих образах, ясно из Слова, где мы читаем:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога сотворил его.

Бытие 1:26, 27

 

Из чего следует, что человек есть орган, принимающий Бога, и является таким органом соответственно качеству принятия. Человеческий ум, по которому и в соответствии с которым человек является человеком, устроен в виде трёх областей, соответствующих трём степеням. В первой степени содержится его небесное, в котором также пребывают ангелы высших небес, во второй степени — его духовное, в котором ангелы средних небес, а в третьей степени — его природное, в котором ангелы последних небес.

Человеческий ум, построенный в соответствие с этими тремя степенями, является вместилищем Божественного влияния, тем не менее Божественное вливается не дальше, чем человек уровняет путь или откроет двери. Если человек сделает это до высшей, или небесной, степени, тогда он становится истинно образом Бога и после смерти — ангелом высших небес. Если же он уровняет путь или откроет двери только до средней, или духовной, степени, то такой человек, хотя и становится образом Бога, но не столь совершенным, и после смерти станет ангелом средних небес. А если он уровняет путь или откроет двери только до последней, или природной, степени, тогда такой человек, если признаёт Бога и поклоняется Ему с действительным почтением, становится образом Бога в последней степени, а после смерти — ангелом последних небес.

Но если человек не признаёт Бога и не поклоняется Ему с действительным почтением, то он сбрасывает с себя образ Бога и становится подобным какому-либо животному, несмотря на то, что наслаждается способностью понимать и потому говорить. Если при этом он закрывает высшую природную степень, которая соответствует высшей, небесной, то становится в отношении любви подобным зверям земным. Если же он закрывает среднюю природную степень, которая соответствует средней, духовной, то становится в отношении любви, словно лиса, а в отношении зоркости разума — словно вечерняя птица. А если также и последнюю природную степень он закрывает от её духовного, то становится в отношении любви как дикий зверь, а в отношении понимания истины — как рыба.

Божественную жизнь, которая, втекая от солнца ангельских небес, даёт возможность действовать людям, можно сравнить со светом от солнца мира и его проникновением в прозрачные предметы. Принятие жизни в высшей степени подобно проникновению света в бриллиант; принятие жизни во второй степени подобно проникновению света в хрусталь; а принятие жизни в последней степени подобно проникновению света в стекло или в прозрачную плёнку. Если же эта степень относительно своего духовного совсем закрыта, что бывает, когда отрицают Бога и поклоняются сатане, принятие жизни от Бога можно сравнить с истечением света на тёмные вещёства земли, такие, как гнилое дерево, болотный дёрн или навоз и тому подобные; ибо тогда человек становится духовным трупом.

 

 

* * *

35. Здесь я приведу такое воспоминание.

Как-то раз я был крайне удивлён, что есть столько людей, которые приписывают творение природе и поэтому считают, что от неё существует всё, что под солнцем, и всё, что над ним, говоря с сердечным признанием при виде чего бы то ни было: «Разве это не от природы?» А когда их спрашивают, почему они говорят, что это от природы, и почему не от Бога, то они, хотя и повторяют вместе с другими, что Бог создал природу и поэтому они могут равно утверждать, что видимое ими от Бога и что это от природы, тем не менее отвечают голосом изнутри, почти неслышно: «Что такое Бог, если не природа?» Все они убеждены, что вселенная создана природой, и от этого безумства, как от мудрости, кажутся себе столь достойными славы, что смотрят на всех, признающих создание вселенной Богом, как на муравьёв, ползающих по земле и топчущих проторенную дорожку, а на некоторых как на бабочек, летающих в воздухе. Они называют их учения снами, потому что те видят, что другим не видно, и говорят: «Кто видел Бога и кто не видит природы?»

В тот момент, когда я находился в крайнем удивлении по поводу множества таких людей, рядом со мной встал ангел и сказал мне: «О чём ты думаешь?»

Я ответил: «О множестве тех, кто верит, что природа происходит от себя и является, таким образом, создательницей вселенной».

«Весь ад состоит из таких, — сказал мне ангел, — и называются они там сатанами и дьяволами. Сатаны — те, которые убедили себя в пользу природы и поэтому отреклись от Бога, а дьяволы — те, которые жили порочно и из-за этого выбросили из сердца всякое признание Бога. Но я отведу тебя в школы, что есть на юго-западе, в которых находятся те, кто ещё не в аду».

Он взял меня за руку и отвёл. Я увидел домики, в которых располагалась школа, а посреди них один, в котором, по всей видимости, размещалось управление. Он был построен из чёрного как смола камня, отделанного небольшими пластинками наподобие стекла, сверкающими так, словно они были из золота и серебра; это те камни, что называются селенитом, или слюдой; в них здесь и там были вкраплены блестящие ракушки.

Мы подошли к дому и постучали, кто-то сразу же открыл дверь и сказал: «Добро пожаловать». Он подбежал к столу и принёс четыре книги, говоря: «Эти книги — мудрость, которой сегодня рукоплещут множество царств. Этой книге, или мудрости, рукоплещут многие во Франции, этой — многие в Германии, этой — некоторые в Голландии, а этой — некоторые в Британии». Далее он сказал: «Если хотите посмотреть, я сделаю так, чтобы эти четыре книги светились перед вашими глазами», — и затем излил славу своей известности, окружив ею книги так, что они тут же засияли будто бы светом. Но свет этот перед нашим взором немедленно исчез.

Затем мы спросили, что он сейчас пишет; он ответил, что сейчас извлекает из своих сокровищниц и излагает то, что является глубочайшей мудростью, вкратце следующее: (1) Природа от жизни, или жизнь от природы. (2) Центр от окружающего, или окружающее от центра. (3) О центре и окружающем природы и жизни.

Сказав это, он снова сел за стол, мы же обходили его обширную школу. У него на столе была свеча, поскольку там не было солнечного света, а только ночной свет луны, и что меня удивило, казалось, что свечу как бы носили вокруг, и она давала свет, но из-за того, что с неё не был снят нагар, она светила слабо. Когда он писал, мы видели разного рода изображения, которые перелетали со стола на стены. В ночном свете они выглядели, как прекрасные индийские птицы. Но, когда мы открыли дверь, в дневном свете они стали выглядеть, как вечерние птицы с перепончатыми крыльями, ибо они кажутся подобиями истины, в которые он подтверждениями превратил ложь, изобретательно связав её в цепь.

После того как увидели это, мы подошли к столу и спросили у сидевшего за ним, о чём он сейчас пишет.

Он сказал, во-первых: природа ли от жизни, или жизнь от природы, и при этом добавил, что может подтвердить и то, и другое и сделать так, чтобы это казалось истиной. Но из-за чего-то необъяснимого, пугающего, скрытого внутри него он осмеливался подтвердить только, что природа от жизни, то есть происходит из жизни, а не наоборот, что жизнь от природы, то есть происходит из природы.

Мы вежливо спросили, что такое необъяснимое, пугающее скрыто внутри него.

Он ответил, что духовенство может его назвать натуралистом, и поэтому атеистом, а миряне — человеком без здравого смысла, поскольку они либо верующие по слепой вере, либо видящие по взглядам подтверждающих её.

Но тогда мы, по своего рода негодованию из ревности за истину, сказали ему: «Друг, ты крайне заблуждаешься. Тебя сбила с толку твоя мудрость, которая представляет собой умение изыскано писать, а жажда известности побудила тебя подтверждать то, во что ты не веришь. Разве ты не знаешь, что человеческий ум может возвышаться над чувственным, которое в мыслях порождается телесными чувствами, и что, когда возвышен, он видит то, что от жизни — сверху, а то, что от природы — снизу? Что такое жизнь, если не любовь и мудрость? И что такое природа, если не их вместилище, при помощи которого они осуществляют свои действия, или служения? Могут ли жизнь и природа составлять одно, если не так же, как управляющее и служащее орудием? Разве может свет составлять одно с глазом, звук — с ухом? Откуда происходят эти чувства, если не от жизни, и откуда их формы, если не от природы? Что такое тело человека, если не инструмент жизни? Разве не устроено органично всё в нём в общем и в частностях для того, чтобы производить то, что желает воля и мыслит разум? Не от природы ли органы тела, и не от жизни ли любовь и мышление? И разве не различны они между собой совершенно? Теперь немного возвысь взор своего ума и увидишь, что возможность чувствовать и мыслить даёт жизнь и что чувствуют по любви, а мыслят по мудрости, они же обе принадлежат жизни, Ибо как было сказано, любовь и мудрость есть жизнь. Если ты теперь ещё немного возвысишь свою способность к разумению, то увидишь, что не может быть любви и мудрости, если у них нет где-либо источника, и что этот источник — сама любовь и сама мудрость, и потому сама жизнь; и всё это есть Бог, от которого происходит природа».

Затем мы говорили с ним на вторую тему: «Центр от окружающего, или окружающее от центра» — и спросили, почему он стал об этом размышлять. Он ответил, что думал об этом с целью составить представление о центре и окружающем природы и жизни, и отсюда об источнике того и другого. Когда мы спросили, каково его мнение, он ответил, как и прежде, что он может доказать оба утверждения, но из опасения за свою репутацию он доказывает, что окружающее принадлежит центру, то есть происходит от центра. «Хотя я знаю, — сказал он, — что прежде солнца должно было быть что-то, что распределено было в окружающем, и оно само собой слилось в порядок, составив центр».

Тогда мы, возбуждённые ревностью, снова обратились к нему со словами: «Друг, ты безрассуден!» Услышав это, он отодвинулся от стола, посмотрел на нас с опаской, но затем с усмешкой продолжал слушать нас. «Что может быть безумнее, — продолжали мы, — чем утверждать, что центр происходит от окружающего? Мы понимаем, что для тебя центр — это солнце, а окружающее — вселенная. Значит, ты утверждаешь, что вселенная возникла без солнца?

Разве не солнце создаёт природу и всё ей присущее, и разве не зависит природа целиком от света и тепла, поступающих от солнца через атмосферу? Так откуда теплу и свету взяться прежде солнца? Но вопрос их происхождения мы обсудим позже. Разве атмосферы и вообще всё, что есть на земле, не являются её внешними частями, центром которых служит солнце? Что они без солнца? Могли бы они хоть миг существовать без него? Поэтому что они представляли бы собой до возникновения солнца? Могли бы они появиться? Разве существование не есть постоянное появление? Таким образом, если существование всего в природе — от солнца, то и появление всего — тоже. Это все видят и признают по собственному свидетельству.

Разве последующее не появляется и не существует от предыдущего? Если пространства были бы предыдущими, а центр — последующим, то не существовало бы предыдущее от последующего и не было бы это против законов порядка? Как может последующее образовать предшествующее, или внешнее — внутреннее, или более грубое — более чистое? Отсюда, как могут пространства, которые составляют окружающее, образовать центр? Каждому видно, что это против законов природы. Эти доводы мы привели по аналитическому рассуждению, чтобы показать, что окружающее появляется от центра, и не иначе, хотя всякий здравомыслящий видит это и без наших доказательств.

Ты сказал, что окружающее само собой слилось в центр. Разве случайно всё выстроилось в таком чудесном и удивительном порядке, что одно существует как следствие другого и всё вообще и в частности — ради человека и его вечной жизни? Разве природа по какой-либо любви и посредством какой-либо мудрости способна стремиться к целям, предусматривать причины и предвидеть следствия, чтобы всё это могло существовать в своём порядке? И разве природа способна обращать людей в ангелов, составлять из них небеса и делать так, чтобы они жили там вечно? Сложи всё сказанное воедино и подумай, тогда твоё понятие о происхождении природы от природы рухнет».

Затем мы спросили его, что он думал раньше и что думает теперь о третьем: о центре и окружающем природы и жизни; верит ли он, что центр и окружающее жизни — то же самое, что центр и окружающее природы?

Он сказал, что сомневается. Раньше он верил, что жизнь — это внутренняя деятельность природы, от которой происходят любовь и мудрость, в сущности составляющие жизнь человека, и что эту деятельность порождает своим теплом и светом солнечный огонь посредством атмосфер. Но теперь, после того что он слышал о жизни человека после смерти, он запутался, и его ум из-за этого уносится то вверх, то вниз. Когда вверх, он признаёт тот центр, о котором он раньше ничего не знал. Когда вниз, он видит тот центр, который прежде считал единственно возможным. И он верит, что жизнь происходит от центра, о котором он раньше не знал, а природа — от центра, который он считал единственно возможным, и у обоих центров есть своё окружающее.

«Хорошо, — сказали мы, — только если ты будешь смотреть из центра и окружающего жизни на центр и окружающее природы, а не наоборот». Мы научили его, что над ангельским небом есть солнце, которое есть чистая любовь; по виду оно огненное, как солнце мира, и от тепла, исходящего от этого солнца, ангелы и люди получают свою волю и любовь, а от его света — разум и мудрость. Всё, что исходит от этого солнца, называется духовным, а то, что исходит от солнца мира служит ёмкостью, или вместилищем, жизни и называется природным. Поэтому окружающее центра жизни называется духовным миром и существует от своего солнца, а окружающее центра природы называется природным миром и существует от своего солнца. Таким образом, поскольку о любви и мудрости нельзя говорить в терминах пространства и времени, а вместо них говорят о состояниях, следовательно, окружающее солнца ангельских небес не является протяжённым в пространстве, но присутствует в окружающем природного солнца, в частности, в живых существах, по способности принимать, которая определяется формами и состояниями.

Тогда он спросил: «Откуда происходит огонь солнца мира, природного солнца?»

Мы ответили, что он происходит от солнца ангельских небес, которое состоит не из огня, а из Божественной любви, исходящей от ближайшего окружения Бога, который находится в середине этого солнца. Поскольку он удивился этому, мы пояснили: «Любовь в своей сущности есть духовный огонь, и потому в духовном смысле Слова огонь означает любовь. По той же причине священники в церкви молятся, чтобы сердца людские наполнились небесным огнём, под которым подразумевается любовь. Огонь алтаря и подсвечников в скинии изображал не что иное как Божественную любовь. Тепло крови или жизненное тепло людей и вообще живых существ происходит не от чего иного, как от любви, которая составляет их жизнь. Потому-то человек горячится, пылает, воспламеняется, когда его любовь возрастает до ревности или переходит в гнев и страсть. Из того, что духовное тепло, то есть любовь, вызывает в человеке тепло природное до той степени, что разогреваются и загораются его лицо и члены, можно заключить, что огонь природного солнца происходит именно от огня духовного солнца, то есть от Божественной любви. И далее, поскольку окружающее, как мы сказали, происходит от центра, а не наоборот и центр жизни, то есть солнце ангельского неба, — это Божественная любовь, непосредственно исходящая от Бога, который находится в середине этого солнца, и окружающее этого центра, называемое духовным миром, происходит от того же источника; поскольку это солнце порождает солнце мира, а с ним и его окружающее, называемое природным миром, ясно, что вселенная создана Богом». После чего мы направились к выходу, и он проводил нас за пределы своей школы, говоря с нами о небесах и аде и о Божественных предначертаниях, проявляя свои новые способности к постижению.

 

IV


Сущность Бога, то есть Божественная любовь и Божественная мудрость

36. Мы установили различие между Бытием и сущностью Бога как между бесконечностью Бога и Его любовью, так как бесконечность связана с Бытием Бога, а любовь — с Его сущностью. Как было сказано, Бытие Бога — более общее понятие, чем Его сущность; так же и бесконечность Его — более общее понятие, чем Его любовь. По этой причине прилагательное «бесконечный» применяется к существенным качествам и атрибутам Бога, о которых всегда говорят, что они бесконечны: Божественная любовь бесконечна, Божественная мудрость бесконечна и то же самое — Божественное могущество. Не потому, что Бытие Бога первично, но потому, что оно входит в сущность и соединяется с ней, определяет, формирует и возвышает её. Этот раздел главы, как и предыдущие, будет рассмотрен по пунктам.

 

(I) Бог есть сама любовь и сама мудрость, которые составляют Его сущность.

(II) Бог есть само добро и сама истина, поскольку добро принадлежит любви, а истина — мудрости.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.