Сделай Сам Свою Работу на 5

Святой Дух и Божественное действие 6 глава





Когда они сказали это, ими овладела ревность по любви к истине, и они продолжали речь: «Как может человек воспринимать какую-либо любовь или мудрость, сохранять её и умножать, если не ощущает своей собственной? И как возможно его соединение с Богом любовью и мудростью, если ему не дано нечто для соединения с его стороны? Без взаимности невозможно никакое соединение, и эта взаимность соединения заключается в том, что человек любит Бога и делает то, что от Бога, как будто сам по себе, но верит, что это делает Бог. И потом, как человек может жить в вечности, не соединяясь с вечным Богом? Итак, как человек мог бы быть человеком, если бы не было в нём этого подобия?

Все одобрили сказанное и предложили сделать заключение из этого. Пришли к такому выводу: «Человек — вместилище Бога, а вместилище Бога есть образ Бога. Поскольку же Бог есть сама любовь и сама мудрость, человек — это вместилище того и другого. И в той степени, в которой вместилище принимает их, оно становится образом Бога. Человек есть подобие Бога потому, что ощущает в себе то, что в нём от Бога, как своё. Однако он из этого подобия становится образом Бога настолько, насколько признаёт, что любовь и мудрость, или добро и истина, в нём принадлежат не ему, а Богу, и поэтому исходят не от него, а от Бога».



Они перешли затем ко второму предмету обсуждения: «Почему человек рождается без знания своей любви, хотя даже животные и птицы, как благородные, так и низкие, знают с рождения, что требуется их любви?»

Для начала они подтвердили истинность этого утверждения различными наблюдениями, например тем, что человек рождается без всякого знания, не зная даже супружеской любви. Они опросили исследователей и услышали от них, что младенец при рождении не знает даже материнской груди и узнаёт о ней только потому, что мать или кормилица постоянно дает ему грудь. Он умеет только сосать, да и это умение получает от постоянного сосания в утробе матери. Далее, он не умеет ни ходить, ни складывать звуки в человеческую речь, ни даже выражать звуками склонности своей любви, как животные. Затем, он не знает, какая пища ему полезна, хотя животным это известно, а хватает всё, что попадётся, чистое ли, грязное, и тянет в рот. Исследователи рассказали, что без наставлений человек почти ничего не знает о том, как происходит половая любовь, и даже юноши и девушки не знают этого, если их не научат другие. Одним словом, человек рождается как тело, как червь, и остаётся таким, если другие не научат его знать, понимать и быть мудрым.



Затем они убедительно показали, что животные, как высшие, так и низшие: звери земные, птицы небесные, земноводные, рыбы и жучки, которые называются насекомыми, — рождаются со знанием всякой любви своей жизни. Например, они знают всё о том, чем и как им питаться, где жить, как заниматься половой любовью и размножаться и как выращивать потомство. Исследователи подтверждали это удивительными примерами, пришедшими им на память из того, что они видели, слышали и читали, пока жили в природном мире, где есть настоящие животные, а не видимости их. Когда истина была таким образом удостоверена, они обратились умом к отысканию и исследованию причин, лежащих в основе этой тайны, чтобы истолковать и разъяснить её. Все согласились в том, что именно только по Божественной мудрости человек есть человек, а животное есть животное, и несовершенство человека при рождении оборачивается его совершенством, а врождённое совершенство животного есть его несовершенство.

Затем северные приступили к изложению своего мнения. Они сказали, что человек, хотя и рождается без знаний, может любые из них приобрести. Если бы они были даны ему с рождения, он не мог бы уже научиться ничему, кроме того, что умел с рождения, то есть не мог бы приобретать знания. Они пояснили это таким сравнением: человек при рождении подобен незасеянной почве, которая тем не менее может принять всякое семя, взрастить его и оплодотворить. А животное подобно уже засеянной почве, поросшей травой и другими растениями, которая не может принимать семена, кроме тех, что в ней проросли. Если она и примет другие семена, они всё равно погибнут. Вот почему человеку, чтобы вырасти, требуются долгие годы, в течение которых как бы возделывается почва и на ней вырастают всякого рода злаки цветы и деревья. Животному же требуется немного времени, в течение которого его невозможно возделать для чего-то другого, что не дано ему с рождения.



После этого говорили западные. Они сказали, что у человека нет врождённых знаний, как у животных, но есть врождённые способность и предрасположенность: способность к знанию и предрасположенность к любви. Человек рождается со способностью не только к знанию, но также к разумению и мудрости[18]. Кроме того, он рождается с самой совершенной предрасположенностью любить не только относящееся к себе и к миру, но и относящееся к Богу и к небесам. Следовательно, человек рождается организмом, который живёт разве что внешними чувствами, почти во тьме, без каких бы то ни было внутренних чувств, по той причине, что постепенно принимает жизнь и становится человеком: сначала природным, затем разумным и наконец духовным. Этого бы не происходило, если бы он рождался со всеми знаниями и склонностями любви, как животное. Врождённые знания и склонности любви ограничивают этот процесс, а врождённые способности и предрасположенности не ограничивают его. Благодаря этому человек может вечно совершенствоваться в знании, разумении и мудрости.

Слово передали южным, и они вынесли следующее суждение. Человек не может получить какие-либо знания от самого себя, он получает их от других, поскольку не имеет врождённых знаний. «И поскольку он не может получить какие-либо знания от самого себя, он не может также приобрести никакой любви, потому что где нет знания, там нет и любви. Знания и любовь — неразлучные спутники и их нельзя разделить, как волю и разум, как чувство и мысль или как сущность и форму. Таким образом, коль скоро человек принимает знание от других, так же и любовь следует за ним, словно спутница. Общая любовь, которая присоединяется к знанию, есть любовь к знанию, а затем любовь к разумению и к мудрости. Эти виды любви бывают только у человека, но не у животных; они втекают в него от Бога.

Мы согласны с нашими товарищами с запада, что у человека при рождении нет никакой любви, и поэтому нет никаких знаний, а есть только предрасположенность к любви, и поэтому способность воспринимать знания не от себя, а от других, то есть с помощью других. Мы сказали „с помощью других“ потому что и те ничего не получают от себя, но всё исходит от Бога. Согласны мы и с товарищами с севера, что человек, только что родившийся, подобен незасеянной почве, в которую тем не менее можно посеять как благородные растения, так и сорные. Поэтому-то и слово homo (человек) происходит от слова humus (почва), и Адам назван от слова adama, что означает «почва»[19]. Мы бы добавили, что у животных от рождения имеются природные виды любви и по ним соответствующие знания, которые, однако, не приводят их к познанию, мышлению, разумению и мудрости. Эти виды любви приводят их к этим знаниям подобно тому, как собаки водят слепых по улицам. В отношении разума животные и в самом деле слепы, а лучше сказать, подобны лунатикам, которые, если делают что-то, то делают это по слепому знанию, в то время как их разум спит».

Последними говорили восточные. «Мы согласны со сказанным нашими братьями, — сказали они, — что человек ничего не знает сам по себе, а только от других и с помощью других, чтобы он понимал и признавал, что всё, что он знает, разумеет и постигает мудростью, исходит от Бога. Никак иначе он и не мог быть рождён и создан Богом и сделаться Его образом и подобием. Ибо он становится образом Бога, поскольку признаёт и верит, что получал и получает всякое добро любви и милосердия и всякую истину мудрости и веры от Бога, но ни в малейшей степени от себя самого. А подобием Бога он становится, поскольку ощущает это в себе как своё собственное. Это ощущение в нём от того, что он не родится со знаниями, а приобретает их, и ему кажется, будто он приобретает их сам по себе. Бог дает такое ощущение человеку, чтобы он был человеком, а не животным, и своими собственными желанием, мышлением, любовью, знанием, разумением и мудростью приобретал знания и возвышал их до разумения, а с его помощью — до мудрости. Так Бог соединяет человека с Собой, а человек соединяет себя с Богом.

Это было бы невозможно, если бы Бог не предусмотрел рождение человека в полном незнании».

После сказанного все пожелали составить заключение по обсуждаемым предметам, и вышло следующее: «Человек рождается без какого бы то ни было знания, чтобы мог прийти к любым знаниям, продвигаться в разумении и посредством них — в мудрости. Он рождается без какой бы то ни было любви, чтобы мог прийти к любой, применяя свои знания по разумению, и в том числе к любви к Богу посредством любви к ближнему. Так он может соединиться с Богом и благодаря этому стать человеком и жить вечно».

Затем они снова взяли бумагу и прочитали третий предмет для обсуждения. Вопрос был такой: «Что означает „дерево жизни“, „дерево познания добра и зла“ и „есть от них“?» Эту тайну попросили разъяснить тех, кто с востока, поскольку для этого требовалось более глубокое понимание, а живущие на востоке пребывают в огненном свете, то есть в мудрости по любви. Именно такая мудрость обозначается эдемским садом, в котором находились те два дерева.

«Мы истолкуем, — ответили они, — но поскольку человек ничего не берёт сам по себе, но только от Бога, мы будем говорить от Него и в то же время от себя, как от себя самих». «Дерево, — продолжали они, — означает человека, а его плод — добро жизни. Дерево жизни — это человек, живущий от Бога. А поскольку любовь и мудрость, милосердие и вера или добро и истина составляют жизнь Бога в человеке, дерево жизни означает человека, в котором всё это от Бога, то есть вечную жизнь. То же самое подразумевается под деревом жизни, от которого будет дано есть людям (Откр. 2:7; 22:2, 14).

Дерево познания добра и зла — это человек, который верит, что живёт сам по себе, а не от Бога, и поэтому любовь и мудрость, милосердие и вера, то есть добро и истина в нём, принадлежат ему, а не Богу. Он верит так, потому что мыслит и желает, говорит и действует так, что внешне кажется, будто сам по себе. И поскольку он сам себя убеждает даже в том, что он и есть Бог, сказано было змеем:

Бог знает, что в тот день, когда вы вкусите от плода того дерева, откроются глаза ваши, и вы будете, как Бог, знающие добро и зло.

Бытие 3:5

 

Есть от этих деревьев означает получать и присваивать. Есть от дерева жизни означает получить вечную жизнь, а есть от дерева познания добра и зла — получить проклятие. Змей означает дьявола в отношении любви к себе и гордыни собственной разумностью. Эта любовь и есть владелец этого дерева, а люди, пребывающие в гордыне от этой любви, изображаются такими деревьями. Поэтому люди, которые верят, что Адам был мудрым и делал добро сам по себе и это было его состояние непорочности, крайне заблуждаются, потому что сам Адам был проклят за такую веру. Вот что означает „есть от дерева познания добра и зла“. Из-за этого он лишился своего состояния непорочности, в котором находился, пока верил, что обладает мудростью и делает добро от Бога и нисколько от себя; именно это и означает „есть от дерева жизни“. Один лишь Господь, когда был в мире, был мудрым и делал добро Сам по Себе, поскольку сама Божественность с рождения была в Нём и Его. И поэтому Своим могуществом Он стал Искупителем и Спасителем».

По разъяснениям этих предметов они пришли к такому заключению: «Слова „дерево жизни“, „дерево познания добра и зла“ и „есть от них“ означают, что жизнь человека — это Бог в нём, когда человеку даны небеса и вечная жизнь, и что смерть человека — это его убеждение и вера, что жизнь человека — не Бог, а он сам, когда его удел — ад и вечная смерть, то есть проклятие».

Затем они взглянули на лист бумаги, оставленный ангелами, и увидели подписанное: «Придите по этим трём вопросам к единому мнению». Они сопоставили эти три вопроса и увидели, что они образуют единую последовательность. Эту последовательность или мнение они изложили так: «Человек был создан для принятия любви и мудрости от Бога, но так, чтобы казалось, будто от себя самого, ради принятия и соединения. Поэтому человек рождается без каких-либо знаний и любви и даже без способности любить и быть мудрым самому по себе. Таким образом, если он относит всякое добро любви и всякую истину мудрости к Богу, он становится живым человеком, но если он относит всё это к себе, он становится человеком мёртвым».

Они написали это на чистом листе бумаги и положили его на стол. Вдруг появились ангелы в снежно-белом облаке и унесли бумагу в небеса. Когда она была прочитана, сидевшие в креслах услышали голоса, доносившиеся оттуда: «Хорошо, хорошо, хорошо!» В тот же момент явился некто, словно прилетел, с парой крыльев на ногах и ещё парой — у висков. Он принёс награды: тоги, шапки и лавровые венки. Спустившись, он вручил тем, которые были на севере, опаловые тоги, а тем, которые на западе, — алые; тем, которые были на юге, — шапки, украшенные по верху золотыми и жемчужными лентами, а с приподнятой левой стороны — бриллиантами, огранёнными в виде цветов. Тем, которые были на востоке, он дал лавровые венки с рубинами и сапфирами. Все участники состязания в мудрости, украшенные наградами, с радостью пошли домой.

 

 

V


Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога

49. Мы рассмотрели Божественную любовь и Божественную мудрость и сделали вывод, что они составляют Божественную сущность. Перейдём теперь к рассмотрению всемогущества, всезнания и вездесущести Бога, происходящих от Божественной любви и Божественной мудрости точно так же, как могущество и присутствие солнца в этом мире — от его тепла и света в целом и во всех частностях его. Тепло от солнца духовного мира, в центре которого Бог Иегова, есть в сущности своей Божественная любовь, а свет от него — Божественная мудрость. Отсюда ясно, что как бесконечность, безмерность и вечность относятся к Божественному Бытию, так всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной сущности. Однако эти три общие свойства, относящиеся к Божественной сущности, до настоящего времени не были поняты, поскольку неизвестны были способы их реализации, то есть законы порядка. Эта тема будет освещена в следующих разделах.

 

(I) Всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной мудрости от Божественной любви.

(II) Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога невозможно понять, не зная, что такое порядок, а также что Бог есть порядок и что при создании Он ввел порядок как во вселенную в целом, так и во все её составляющие.

(III) Всемогущество Бога исходит во вселенную и действует в ней, как в общем, так и в частностях, по законам Его порядка.

(IV) Бог всезнающ, то есть Он постигает, видит и знает в общем и в мельчайших подробностях всё, что происходит в соответствии с порядком; а из этого также и то, что происходит против порядка.

(V) Бог присутствует везде от первого до последнего в Его порядке.

(VI) Человек создан как форма Божественного порядка.

(VII) Человек от Божественного всемогущества имеет власть над злом и ложью, а от Божественного всезнания — мудрость о добре и вере и пребывает в Боге от Божественной вездесущести настолько, насколько он живёт в соответствии с Божественным порядком.

 

Теперь нужно развернуть каждое из этих утверждений отдельно.

50. (I) Всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной мудрости от Божественной любви.

Что всемогущество, всезнание и вездесущесть относятся к Божественной мудрости, как следствию Божественной любви, а не к Божественной любви посредством Божественной мудрости, — это небесная тайна, которая ещё не озаряла ничей разум, поскольку до сих пор никто не знал, что представляют собой в сущности любовь и происходящая от неё мудрость, не говоря уже о влиянии первой на вторую. Любовь в общем и в частностях втекает в мудрость и пребывает в ней, как царь в своём царстве или хозяин в своём доме, оставляя на её рассмотрение все судебные дела. Поскольку праведность принадлежит любви, а суд — мудрости, любовь передает всё управление мудрости. Более подробно этот вопрос будет освещён позже, а пока примем это как правило. Что Бог всемогущ, всезнающ и вездесущ по мудрости Его любви, подразумевается в следующем месте у Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. Всё через Него было сделано, и без Него ничто не было сделано из того, что было сделано. В Нём была жизнь, и жизнь была светом людей. И мир через Него был создан. И Слово стало плотью.

Иоанн 1:1, 3, 4, 10, 14

 

Под «Словом» здесь понимается Божественная истина, или, что равносильно, Божественная мудрость. Поэтому оно названо также жизнью и светом; жизнь и свет — не что иное, как мудрость.

51. Поскольку в Слове праведность относится к любви, а суд — к мудрости, привёдем несколько отрывков, чтобы показать, что через любовь и мудрость Бог управляет миром.

Иегова, праведность и суд — основание Престола Твоего.

Пс. 88:15

Хвалящийся пусть хвалится тем, что Иегова творит суд и справедливость на земле.

Иерем. 9:24

Высок Господь, ибо Он наполнил Сион судом и правдой.

Исаия 33:5

Пусть, как вода, течет суд, и справедливость — как сильный поток.

Амос 5:24

Праведность Твоя, Иегова, как горы Божьи, и суды Твои — бездна
великая!

Пс. 35:7

Иегова выводит, как свет, праведность твою и суд твой, как полдень.

Пс. 36:6

Иегова будет судить праведно людей Своих и нищих Своих на суде.

Пс. 71:2

Поучаясь судам правды Твоей, семикратно в день восхвалю Тебя за суды правды Твоей.

Пс. 118:7, 164

Я обручу тебя мне в праведности и суде.

Осия 2:19

Сион будет искуплен праведностью, а обращённые его — судом.

Исаия 1:27

Он будет сидеть на престоле Давида и царствовать в царстве его, чтобы утвердить его в суде и праведности.

Исаия 9:7

Восставлю Давиду отрасль праведную, и будет он царствовать как царь, и будет производить суд и справедливость на земле.

Иерем. 23:5; 33:15

 

И в других местах сказано, что нужно вершить суд и справедливость: Исаия 1:21; 5:16; 58:2; Иерем. 4:2; 22:3, 13, 15; Иезек. 18:5; 33:14, 16, 19; Амос 6:12; Михей 7:9; Втор. 33:21; Иоанн 16:8, 10, 11.

52. (II) Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога невозможно понять, не зная, что такое порядок, а также что Бог есть порядок и что при создании Он ввел порядок как во вселенную в целом, так и во все её составляющие.

Сколь многочисленны и велики заблуждения, овладевшие умами людей и вследствие того церковью через головы её реформаторов из-за непонимания порядка, в котором Бог создал вселенную в целом и в частностях, можно судить хотя бы по перечислению их на следующих страницах. Но сначала для объяснения, что такое порядок, я приведу его общее определение: порядок — это качество расположения, ограничения и взаимодействия частей, субстанций или элементов, составляющих форму; отсюда и состояние, а состояние совершенствуется мудростью по её любви, несовершенство же вводится безумством рассудка от вожделения. В этом определении используются термины субстанции, формы и состояния. Под субстанцией я подразумеваю также и форму, потому что всякая субстанция есть форма, а качество формы есть её состояние, совершенство и несовершенство которого зависит от порядка. Всё это — метафизика, поэтому, конечно, туманно. Однако в последующем изложении этот туман будет рассеян наглядными примерами, поясняющими предмет.

53. Бог есть порядок, потому что Он — сама субстанция и сама форма. Он есть субстанция, потому что от Него происходит всё, что существует, появилось и появляется. Он есть форма, потому что все качества субстанций возникли и возникают от Него, а источником качеств может быть только форма. Теперь, раз Бог — сама, единственная и изначальная субстанция и форма и вместе с тем сама и единственная любовь и сама и единственная мудрость, и поскольку мудрость по любви составляет форму, а состояние и качество её зависит от порядка в ней, значит Бог есть сам порядок, и поэтому Он Сам по Себе вводит порядок во вселенную в целом и во все её частности. Порядок, который Он вводит, — самый совершенный, потому что всё, созданное Им, было хорошо, как написано в Книге Создания. В соответствующем месте будет показано, что зло появилось вместе с адом, то есть уже после создания. Но сейчас рассмотрим то, что ближе всего к разуму, легче всего объясняется и спокойнее воспринимается.

54. Для объяснения порядка, в котором создана вселенная, потребовалось бы много страниц. Эта тема будет кратко рассмотрена в следующем разделе, посвященном созданию (75—80). Необходимо понять, что все частности вселенной были созданы в своих порядках, чтобы продолжать самостоятельное существование. Эти частные порядки были введены изначально так, что сочетались с порядком мироздания, чтобы они могли существовать в этом общем порядке и составлять с ним единое целое. Приведём примеры.

Человек со всем, что ему принадлежит, создан в своём собственном порядке: в своём порядке голова, в своём порядке тело, сердце, лёгкие, печень, поджелудочная железа и желудок, все органы движения, то есть мышцы, и каждый орган чувств, например глаз, ухо или язык. В теле нет ни единого капилляра или волокна, не имеющего своего порядка. И при этом все эти неисчислимые части соединяются в общее тело и входят в его состав так, что образуют вместе одно целое. То же и со всеми остальными созданиями, которых для примера достаточно просто перечислить. Всякий зверь земной, всякая птица небесная, всякая рыба морская, всякое пресмыкающееся и даже всякий червь или личинка созданы в своём порядке. Равно и всякое дерево, куст, полевое и огородное растение — в своём порядке, и, более того? — любой камень, минерал, вплоть до мельчайшей пылинки.

55. Всем понятно, что нет империи, царства, провинции, республики, города или дома, которые бы не поддерживались законами, вводящими порядок, то есть форму правления в них. В любом случае законы справедливости занимают самое высокое место, государственные законы — второе место, а экономические — третье. Если взять для сравнения человека, то законы справедливости составляют голову, государственные законы — тело, а экономические — одежду; они поэтому-то и меняются, как одежда. Что же касается порядка, установленного Богом для церкви, то он состоит в том, что Бог пребывает в ней в целом и во всех её частях, а также в ближнем, на которого этот порядок направлен. Законы этого порядка — вся совокупность истин Слова. Законы, относящиеся к Богу, составляют голову; законы, относящиеся к ближнему, — тело, а обряды — одежду. Ибо если бы в эти обряды не заключалось всё остальное в соответствии с порядком, это было бы всё равно, что раздеть тело, выставив его на жару летом или на мороз зимой; или всё равно, что лишить церковь стен и крыши, выставив святилище, алтарь и кафедру на волю погодных условий.

56. (III) Всемогущество Бога исходит во вселенную и действует в ней, как в общем, так и в частностях, по законам Его порядка.

Бог всемогущ, потому что всё может Сам по Себе, а все другие — от Него. Мочь и желать для Него — одно, а поскольку Он не желает ничего, кроме добра, Он и делать не может ничего, кроме добра. В духовном мире никто не может действовать против своей воли, и причиной тому Бог, для которого мочь и желать — одно. Бог есть само добро, поэтому когда Он творит добро, Он пребывает в Себе, и из Себя выйти не может. Из этого ясно, что Его всемогущество реализуется и действует в сфере, на которую распространяется добро, а она бесконечна. Ибо эта сфера из самого внутреннего наполняет всю вселенную и вс, что в ней есть, и из самого внутреннего управляет всем, что снаружи, в той степени, в которой оно соединено с ней согласно своему порядку. А то, что не соединено, эта сфера всё равно поддерживает и содействует любым усилиям по возвращению этого в согласие с общим порядком, в котором пребывает Бог с Его всемогуществом и в соответствии с которым Он действует. Если же что-то возвратить не удаётся, это выбрасывается от Него наружу, но тем не менее поддерживается Им из самого внутреннего.

Из всего этого можно заключить, что Божественное всемогущество никоим образом не может выйти из себя самого и прикоснуться к злому или поощрять зло от себя, потому что зло отвращается от него. Поэтому и получается так, что зло совершенно отделяется от Бога и бросается в ад, который разделён с небесами, где Он пребывает, огромной пропастью. Из этого немногого можно видеть, сколь безумны те, кто думают, а тем более верят и, хуже того, учат, что Бог может кого-то осудить, проклясть, ввергнуть в ад, предопределить для его души вечную смерть, мстить за несправедливости, гневаться или наказывать. Ведь Он даже не может отвернуться от человека или строго посмотреть на него. Эти или подобные действия противны Его сущности, а что противно Его сущности, то противно Ему Самому.

57. Ныне господствует мнение, что всемогущество Бога подобно абсолютной власти царя в этом мире, который может по своему произволу творить, что пожелает: оправдывать и обвинять кого угодно, виновного делать невиновным, предателя объявлять верным, возносить недостойного и незаслуживающего выше достойных и заслуживающих и даже под всяким предлогом отбирать у своих подданных их добро, приговаривать их к смерти и тому подобное. Вследствие этого мнения, веры и учения о Божественном всемогуществе в церковь проникло так много лжи, ошибок и химер, которые стали отправными точками, положениями и выводами её веры. И ещё столько может проникнуть, сколько сосудов можно наполнить из обширного водоёма или сколько змей может выползти из своих нор и наслаждаться солнечным теплом в пустыне Аравии. Что нужно, кроме двух слов «всемогущество» и «вера», чтобы распространить среди простых людей выдумки, догадки и вздор, привлекательные для телесных чувств? От обоих этих слов изгоняется рассудок, а когда рассудок изгнан, чем человеческое мышление превосходит мышление птиц, летающих над головой? Или что тогда остаётся от духовного, которым человек отличается от животных, кроме того запаха в зверинцах, который свойственен диким зверям, но не людям, если только они не подобны им.

Если Божественное всемогущество простирается на делание и добра, и зла, какова тогда разница между Богом и дьяволом? Не такова ли эта разница, как между двумя правителями, один из которых царь и тиран, а второй — тиран, власть которого ограничена и которого поэтому нельзя назвать царём? Или как между тем пастухом, которому позволено содержать наряду с овцами леопардов, и тем, которому это не позволено. Всякому известно, что добро и зло противоположны, и если Бог по своему всемогуществу мог бы желать и делать по желанию и то, и другое, Он бы на самом деле не делал ничего. Тогда бы Он никаким могуществом не обладал, не то что всемогуществом. Это всё равно, что два колеса, вращающиеся в разные стороны; отчего получилось бы, что оба колеса остановились бы и просто стояли на месте. Или как корабль, борющийся с сильным течением, который без якоря был бы унесён прочь и утонул. Или как человек с двумя противоположными желаниями, из которых одно должно быть исполнено, а другое — подавлено; если бы исполнялись оба желания одновременно, он бы повредился умом или у него закружилась бы голова.

58. Если бы, согласно современной вере, Бог обладал абсолютным всемогуществом делать как добро, так и зло, разве не мог бы Он, и даже с лёгкостью, вознести в небеса тех, кто в аду, преобразовать дьяволов и сатан в ангелов и мгновенно очистить любого нечестивого человека на земле, обновить, освятить и возродить его, превратить его из сына гнева в сына милости, то есть оправдать его, просто присудив и вменив ему праведность Своего Сына? Но Бог не может сделать этого по Своему всемогуществу, потому что это против законов Его порядка во вселенной и вместе с тем против законов порядка, наложенного Им на каждого человека, которые должны взаимно соединяться. Что всё это так, будет показано далее в этой книге.

Из этого глупого мнения и верования о всемогуществе Бога получается, что Бог может преобразовать любого человека-козла в человека-овцу и по Своему благоусмотрению перевести его с левой стороны на правую; и по Своему благоусмотрению превратить духов дракона в ангелов Михаила; и что Он может наделить человека, разум которого подобен кроту, орлиным зрением; одним словом, сделать человека из филина голубем. Всё это невозможно Богу, потому что противоречит законам Его порядка, но Он постоянно желает и пытается это сделать. Если бы это было для Него возможно, Он не позволил бы Адаму послушаться змея, сорвать плод с дерева познания добра и зла и поднести ко рту. Если бы это было возможно, Он бы не позволил Каину убить своего брата, Давиду — пересчитать народ, Соломону — построить святыни для идолов, а царям Иудеи и Израиля — осквернить храм, что они делали неоднократно. Напротив, если бы это было возможно Богу, Он спас бы весь род человеческий без исключения искуплением Своего Сына и искоренил бы весь ад. Древние язычники наделяли таким всемогуществом своих богов и богинь, и отсюда возникли их мифы, например о Девкалионе и Пирре, которые бросали камни за спину, и эти камни становились людьми, или об Аполлоне, превратившем Дафну в лавровый куст, о Диане, превратившей охотника в оленя, или ещё об одном из их божеств, превратившем дев Парнаса в сорок. Так же верят во всёмогущество Бога и сегодня; отсюда распространяются все фантастические и поэтому еретические понятия во всех уголках мира, где существует религия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.