|
Святой Дух и Божественное действие 3 глава
Если не составлено понятие о Боге, что Он есть изначальная субстанция и форма и что Его форма — самая человеческая, умы человеческие легко впадают в фантазии, подобные призракам, о Самом Боге, о происхождении человека и о создании мира. О Боге они тогда усваивают не иное понятие, как о природе вселенной в её началах, то есть будто бы Он есть пространство, пустота или ничто. О происхождении человека — как о соединении элементов в такую форму по случайности; о создании мира — что начало его субстанции и формы — от точек и затем геометрических линий, которые, поскольку не имеют свойств, сами собой ничего не представляют. В таких умах всё, что относится к церкви, подобно Стиксу или мраку Тартара.
21. (III) Божественное Бытие — это Бытие в себе и вместе с тем Проявление в себе.
Бог Иегова есть Бытие в себе, потому что Он Сущий, Сам, Единственный и Первый, от вечности и до вечности, от которого произошло и благодаря которому существует всё, что есть. Таким образом, и не иначе, Он есть начало и конец, первый и последний, Альфа и Омега. Нельзя говорить, что Его Бытие — от себя, потому что «от себя» предполагает предшествующее, и таким образом, время. Однако время неприменимо к Бесконечному, которого называют «от вечности». Кроме того, это предполагает наличие другого Бога, Бога в Себе, и поэтому происхождение Бога от Бога, или что Бог Сам Себя образовал; в таком случае Он не может быть несотворённым и бесконечным, ибо так Он ограничивается либо Самим Собой, либо кем-то другим.
Из того, что Бог есть Бытие в себе, следует, что Он — любовь в себе, мудрость в себе и жизнь в себе, и что Он есть тот Самый, от которого всё происходит и с которым всё должно быть связано, чтобы чем-либо быть. Что Бог есть Бог, поскольку Он есть жизнь в себе, очевидно из слов Господа у Иоанна (5:26) и у Исаии:
Я Господь, который сотворил все, один распростёр небеса и Сам разостлал землю (Исаия 44:24), и что только Он Бог, и нет иного Бога.
Исаия 45:14, 15, 21, 22; Осия 13:4
Бог — не только Бытие в себе, но и Проявление в себе, потому что если Бытие не проявляется, то оно ничем не является; равно и Проявление не бывает без Бытия; поэтому когда есть одно, то есть и другое. То же самое, если субстанция не была бы формой. О субстанции, если она не есть форма, ничего нельзя утверждать, поскольку она, как не имеющая качеств, является сама по себе ничем. Здесь говорится «Бытие» и «проявление», а не «сущность» и «существование», потому что нужно отличать Бытие от сущности и проявление от существования, как предшествующее от последующего, ведь предшествующее — более общее по отношению к последующему. К Божественному Бытию применимы бесконечность и вечность, тогда как к Божественным сущности и существованию применимы Божественная любовь и мудрость, а по ним следующая пара — всемогущество и вездесущесть, которые будут поэтому рассмотрены в своём порядке.
22. Природный человек собственным рассудком никак не способен узнать, что Бог — Сам, Единственный и Первый, называемый Бытие и Проявление в себе, из которого происходит всё, что есть и существует. Ибо собственным рассудком природный человек может усвоить лишь то, что относится к природе, поскольку это согласуется с его естеством, ведь с младенчества и детства ничего иного не входило в его рассудок. Но поскольку человек создан также и духовным, потому как будет жить после смерти, тогда уже среди духовных в их мире, Бог предусмотрел Слово, в котором открыл не только Себя, но и что есть небеса и ад, и что в том или другом каждый человек будет пребывать в вечности, в соответствии со своей жизнью и в то же время с верой. Кроме того, в Слове Он открыл, что Он есть Сущий, или Бытие, и Сам, и Единственный, который в Себе, а поэтому — Первый, или Начало, от которого все происходит.
Благодаря этому откровению природный человек может подняться над природой, и таким образом над собой, и видеть то, что относится к Богу, однако лишь как бы издали, хотя Бог рядом с каждым человеком, ибо в нём Бог присутствует своей сущностью. По этой причине Он рядом с теми, кто любит Его, а любят его те, кто живут по Его заповедям и верят в Него; такие словно бы видят Его. Что есть вера, если не духовное ви´дение того, что есть? И что есть жизнь по Его заповедям, если не признание на деле, что от Него — спасение и вечная жизнь? Однако те, чья вера не духовна, а природна, то есть просто знание, и потому такова же их жизнь, хотя и видят Бога, но издали, да и то только когда говорят о Нём. Различие между теми и другими, как между стоящими в ясном свете, видящими людей рядом с собой, касающимися их, и теми, которые стоят в густом тумане, из которого они не могут рассмотреть, люди вокруг, деревья или камни; или как между теми, которые живут в городе на высокой горе и ходят туда-сюда, беседуя со своими согражданами, и теми, которые смотрят вниз с горы, и не различают, что они видят: людей, зверей или статуи. Или даже как между теми, которые стоят на некой планете и видят там своих, и теми, которые на другой планете с телескопами в руках разглядывают их и говорят, что видят там людей, хотя на самом деле не видят ничего, кроме общих очертаний суши, как отблесков лунного света, и морей, как тёмных пятен. Такова разница в ви´дении Бога и всего Божественного у тех, кто в вере и вместе с тем в жизни милосердия, и у тех, кто лишь в знании об этом пребывает, то есть между духовными и природными людьми. Те же, которые отрицают Божественную святость Слова и всё же несут с собой, как мешок за плечами, то, что относится к религии, не видят Бога, а только произносят слово «Бог», немногим отличаясь от попугаев.
23. (IV) Божественное Бытие и Проявление в себе не может произвести иное Божественное, которое было бы Бытием и Проявлением в себе; следовательно, другой Бог той же сущности невозможен.
До этого момента было показано, что один Бог, Создатель вселенной, есть Бытие и Проявление в себе, и таким образом Бог в Себе. Из этого следует, что Бог от Бога невозможен, потому что в Нём невозможно самое существенное Божественности, то есть Бытие и Проявление в себе. Одно и то же сказать: «рождённый» и «исходящий» от Бога; и то, и другое означает быть произведенным Богом, что мало отличается от «быть сотворённым». Поэтому введение в церковь веры в то, что есть три Божественные личности, каждая из которых в отдельности есть Бог и имеет одну и ту же сущность, причём один из них — рождённый от вечности, а третий — исходящий от вечности, — это совершенное истребление понятия о единственности Бога, а с ним и всякого понимания Божественного, и таким образом получается, что всё духовное в рассудке изгоняется вон. От этого человек перестаёт уже быть человеком, но становится настолько природным, что от животного отличается разве что способностью говорить; он против всего духовного в церкви, поскольку природный человек называет это бредом. Отсюда, и не из чего иного, бьют фонтаном чудовищные ереси о Боге. Вот почему Божественная Троица, разделённая на личности, принесла в церковь не только ночь, но и смерть.
Что для рассудка нестерпима одинаковость трёх Божественных сущностей, стало ясно мне от ангелов, которые сказали, что даже не могут произнести слов «три равных Божественности», а если кто и приходит к ним с намерением произнести такое, то не может не отвернуться от них; произнеся же, становится словно туловище от человека и бросается вниз, уходя затем в ад к тем, кто не признаёт никакого Бога. Истина в том, что прививать ребёнку или подростку понятие о трёх Божественных личностях, которое неизбежно несёт в себе понятие о трёх богах, — это значит лишать их всякого духовного вскармливания, а затем и всякой духовной пищи и, наконец, способности рассуждать духовно, и довести до духовной смерти тех, кто убедил себя в этом. В отличие от тех, которые верой и сердцем поклоняются одному Богу Создателю вселенной, Который вместе с тем Искупитель и Возродитель, и которые подобны городу Сиону времени Давида и городу Иерусалиму времени Соломона после постройки храма, церковь, которая верит в три личности, и в каждую, как в отдельного Бога, подобна городам Сиону и Иерусалиму, разрушенным Веспасианом, и сожжённому храму. Далее человек, который поклоняется одному Богу, в котором Божественная Троица, и потому Он есть одна личность, становится всё более и более живым и ангельским человеком; а тот, кто убедил себя по множественности личностей в множественности богов, становится постепенно словно изваянием с подвижными членами и с сатаной внутри, который говорит его устами.
24. (V) Многобожие в древние века, как и в наше время, возникает не от чего иного, как от непонимания Божественного Бытия.
Выше (8) было показано, что единственность Бога внутренне запечатлена в уме каждого человека, поскольку это понятие лежит в сердцевине всего, что в человеческую душу втекает от Бога. Причина же того, что оно не спускается в разум человека, состоит в том, что человеку недостаёт знаний, которые позволили бы ему взойти навстречу Богу. Ибо каждому необходимо приготовить путь Богу, то есть подготовить себя к принятию Его, а осуществляется это через знания. Знания, которых недостаёт разуму, чтобы дойти до той степени, когда он сможет увидеть, что Бог один, и не может быть Божественного Бытия, иначе как единственного, и что всё в природе — от Него, следующие: (1) До сих пор никто ничего не знал о духовном мире, где духи и ангелы, в который приходит после смерти каждый человек. (2) Равно, далее, что в том мире есть солнце, представляющее собой чистую любовь от Бога Иеговы, который в его центре. (3) Что от этого солнца исходит тепло, которое в сущности своей есть любовь, и свет, который в сущности своей есть мудрость. (4) Что поэтому всё, что есть в том мире, — духовно и воздействует на внутреннего человека, составляя его волю и разум. (5) Что Бог Иегова из своего солнца произвёл не только духовный мир и всё духовное в нём, которое бесчисленно и субстанциально, но и природный мир и всё природное в нём, которое также бесчисленно, но материально. (6) Что до сих пор никто не знал разницы между духовным и природным и даже о том, каково духовное в своей сущности. (7) А также что есть три степени любви и мудрости, в соответствии с которыми устроены ангельские небеса. (8) И что человеческий ум делится на те же степени с той целью, чтобы после смерти он мог подняться в одно из трёх небес, что происходит в соответствии с его жизнью и с верой в то же время. (9) И наконец, что всё это не могло бы появиться иначе как от Божественного Бытия, которое Само в себе, и поэтому первое и изначальное, от которого всё произошло. Таковы знания, которых до сих пор не хватало, однако с помощью них человек восходит к познанию Божественного Бытия.
Сказано: «человек восходит»; но подразумевается, что его поднимает Бог. Ибо у человека есть свобода выбора в приобретении знаний. И насколько он приобретает их из Слова посредством разума, настолько выравнивает путь, по которому Бог спускается и поднимает его. Знания, благодаря которым совершается восхождение человеческого разума, в то время как Бог держит его в руке и ведёт, можно сравнить со ступенями лестницы, которую видел Иаков, воздвигнутой на земле так, что её конец достигал небес, и ангелы по ней восходили, и Иегова стоял над нею. (Бытие 28:12, 13).
Совсем иначе, когда этих знаний недостаёт или человек относится к ним с презрением; тогда возвышение разума можно сравнить с лестницей, установленной на землю до окна первого этажа великолепного дворца, где живут люди, а не до окон второго этажа, где духи, и тем более не до окон третьего этажа, где ангелы. От этого человек остаётся в атмосферах и материальном природы, в которых содержит свои глаза, уши и нос. Отсюда он черпает понятия о небесах и о Бытии и Сущности Бога не иначе как присущие атмосфере и материи; мысля по этим понятиям, человек не может прийти ни к какому заключению относительно Бога: есть Он или Его нет, один или несколько; и уж тем более, каково Его Бытие и какова Его Сущность. Отсюда возникло многобожие в древние века, как и в наше время.
* * *
25. Здесь я добавлю следующее воспоминание[10].
Однажды, пробудившись от сна, я впал в глубокое размышление о Боге; взглянув наверх, я увидел над собой в небе ярчайший белый свет в форме овала. Когда я устремил взгляд на этот свет, он стал расходится в разные стороны и занимать окружающее пространство. И тогда вдруг небеса открылись передо мной, и мне явились великолепные виды, и ангелы, стоявшие кругом с южной стороны открывшегося пространства и беседовавшие между собой. Поскольку же я загорелся желанием услышать, о чём говорится, то сначала мне было дано услышать звук, который наполнен был небесной любовью, а затем речь, полную мудрости от этой любви.
Ангелы разговаривали между собой об одном Боге, о связи с Ним и, отсюда, о спасении. Говорили они невыразимое, что по большей части не может быть передано в словах какого-либо природного языка. Но так как я не раз бывал в обществе ангелов непосредственно в небесах и в это время обладал одним языком с ними, поскольку был в одинаковом с ними состоянии, то теперь мог понимать их и извлекать из их речи то, что может быть разумно выражено словами природного языка.
Они говорили, что Божественное Бытие одно, одно и то же, само по себе и неделимо. Они разъясняли это при помощи духовных понятий, говоря, что Божественное Бытие не может распасться на несколько составляющих, каждая из которых была бы Божественным Бытием, и тем не менее оставаться одним, одним и тем же, самостоятельным и неделимым. Ибо каждая часть будет мыслить по своему Бытию от себя, и отдельно сама по себе; и если бы даже при этом от других и при помощи них, единодушно, то было бы несколько единодушных Богов, а не один Бог. Ибо единодушие, будучи согласием многих и вместе с тем каждого от себя и самого по себе, не согласуется с единственностью Бога, но лишь со множественностью: они не сказали «Богов», потому что были не в состоянии; ибо этому сопротивлялись свет небес, от которого их мышление, и та аура, в которой распространялась их речь.
Они сказали также, что когда они хотят сказать «Боги» и о каждом, как о личности Самой по Себе, тотчас при попытке произнести получается «один», а вернее, «единственный Бог». Они добавили, что Божественное Бытие есть Божественное Бытие в себе, а не от себя, потому что «от себя» предполагает Бытие в себе от чего-то предыдущего, и таким образом предполагает Бога от Бога, что невозможно. То, что от Бога, называется не Богом, а Божественным. Ибо что такое Бог от Бога, или Бог, рождённый Богом от вечности, и что такое Бог от Бога, исходящий через рождённого от вечности Бога, если не слова, в которых совсем нет света с небес?
Далее они сказали, что Божественное Бытие, которое есть Бог в себе, всегда одно и то же. Одно и то же не просто, а бесконечно, то есть одно и то же от вечности и в вечность, одно и то же везде и одно и то же у каждого и в каждом; но всякое разнообразие и изменчивость — в принимающем, они обусловливаются состоянием принимающего.
Чтобы пояснить, что Божественное Бытие, которое есть Бог в себе, есть само по себе, они сказали: «Бог есть Сам по себе, поскольку Он — сама любовь и сама мудрость, или само добро и сама истина, и потому сама жизнь; если бы они не были Самим по себе в Боге, они были бы ничем как в небесах, так и в мире, поскольку ничто из них не имело бы отношения к Самому по себе. Всякое качество становится именно таким качеством от того, что есть Само по себе, по которому оно существует и с которым соотносится, чтобы быть таковым. Это Само по себе, то есть Божественное Бытие, не есть в каком-либо месте, но у тех и в тех, которые располагаются в соответствии с принятием, поскольку ни место, ни передвижение с места на место не может быть применено к любви и мудрости, или к добру и любви, и поэтому к жизни, которые есть Само по себе в Боге, и даже Сам Бог; отсюда — вездесущесть. Потому и говорит Господь, что Он среди них, и затем — Он в них и они в Нём.
И поскольку Он не может быть принят никем, как Он есть в Себе, то Он является, как Он есть в своей Сущности, как солнце над ангельскими небесами, от которого то, что исходит в виде света, есть Он Сам относительно мудрости, а в виде тепла — Он Сам относительно любви. Это солнце не есть Он Сам, оно представляет собой Божественную любовь и Божественную мудрость, исходящие от Его непосредственной близости во все стороны от Него и взгляду ангелов являющиеся как солнце. Он Сам в этом солнце — Человек, Господь наш Иисус Христос, как относительно Божественного начала, так и относительно Божественного человеческого, потому что Само по себе, то есть сама любовь и сама мудрость, было Его душой от Отца, а потому Божественной жизнью, которая есть жизнь в себе. Иначе в любом из людей; в них душа не является жизнью, но лишь принимающей жизнь. Господь также нас учит этому, говоря:
Я есть Путь, Истина и Жизнь.
Иоанн 14:6
И в другом месте:
Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
Иоанн 5:26
Жизнь в Самом Себе есть Бог».
Они добавили, что те, кто пребывает хоть в каком-нибудь духовном свете, могут понять из этого, что Божественное Бытие, коль скоро Оно одно, одно и то же, само по себе, и поэтому неделимо, не может быть в нескольких; и если будут говорить, что может быть, возникнут явные противоречия в сопутствующих понятиях.
26. После того, как я услышал всё это, ангелы уловили в моих мыслях общие понятия христианской церкви о Троице личностей в единстве и об Их единстве в троичности Бога; а затем также о рождении Сына Бога от вечности. Тогда они сказали: «О чём ты думаешь? Разве то, о чём ты думаешь, не от природного света, с которым наш духовный свет не согласуется? Так, если ты не отбросишь понятия такого мышления, мы закроем для тебя небеса и удалимся».
Но я сказал в ответ: «Проникните, прошу вас, глубже в моё мышление и вы, возможно, увидите согласованность». Они так и сделали, и увидели, что под тремя личностями я понимаю три исходящих Божественных атрибута, а именно создание, искупление и возрождение; и что это атрибуты одного Бога; и что под рождением Сына Бога от вечности я понимаю то, что Его рождение предвидено от вечности и предусмотрено во времени. Думать, что некий Сын рождён Богом от вечности, — это не выше природного и рассудочного, а против природного и рассудочного. Даже наоборот: Сын, рождённый Богом через Деву Марию во времени есть единственный и единородный Сын Божий; верить иначе — чудовищная ошибка. И тогда я рассказал им, что мои природные мысли о личностях Троицы и их единстве и о рождении Сына Божьего от вечности были у меня от учения церкви о вере, которое получило своё имя от Афанасия.
Тогда ангелы сказали: «Хорошо» — и попросили меня, чтобы я сказал с их слов, что если кто-либо не обращается к Самому Богу небес и земли, то он не может идти на небеса, потому что небеса — это небеса от этого единственного Бога, и Бог этот — Иисус Христос, который есть Господь Иегова, Создатель от вечности, Искупитель во времени, а в грядущую вечность — Возродитель; таким образом, Он вместе и Отец, и Сын, и Святой Дух; это — Евангелие, которое нужно проповедовать.
После этого небесный свет, который был виден вначале над открытым пространством, вернулся и постепенно спустился оттуда, наполнив внутреннее Моего ума и осветив мои понятия о Троичности и Единственности Бога. И тогда я увидел, что те понятия, которые я поначалу об этом составил и которые были чисто природными, отделились, как отделяется мякина от пшеницы при работе веялки, и были унесены, словно ветром, на север небес и там рассеялись.
III
Бесконечность, или безмерность и вечность, Бога
27. Есть два свойства природного мира, делающие всё, что в нём есть, конечным; одно из них — пространство, другое — время. А поскольку этот мир был создан Богом и вместе с этим миром были созданы расстояния и времена, которые ограничивают его, то необходимо рассмотреть два источника этих свойств, а именно безмерность и вечность. Ибо безмерность Бога относится к расстояниям, а вечность — к временам, бесконечность же включает в себя и безмерность, и вечность. Но так как бесконечность выходит за пределы конечного, а познание её — за пределы конечного ума, то, чтобы бесконечность в некоем смысле можно было постичь, нужно построить рассуждения о ней в такой последовательности.
(I) Бог бесконечен, потому что Он есть и проявляется в Себе, и всё во вселенной есть и проявляется от Него.
(II) Бог бесконечен, потому что Он был прежде мира, и поэтому — прежде чем появились расстояния и времена.
(III) Бог после создания мира пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени.
(IV) Бесконечность, рассмотренная относительно расстояний, называется безмерностью, а относительно времён — вечностью, но, вне зависимости от такого рассмотрения, в безмерности Бога нет ничего от пространства, а в Его вечности нет ничего от времени.
(V) Бесконечность Бога Создателя просвещённый рассудок может увидеть по очень многому в мире.
(VI) Всё сотворённое конечно, а бесконечное присутствует в конечных как во вместилищах, и в людях, как в своих образах.
Теперь всё это будет объяснено в частностях.
28. (I) Бог бесконечен, потому что Он есть и проявляется в Себе, и всё во вселенной есть и проявляется от Него.
Итак, было выяснено, что Бог один и что Он есть Само по себе и изначальное Бытие всего; а также, что всё вообще, что появляется и существует во вселенной — от Него. Отсюда следует, что Он бесконечен. Что человеческий рассудок по очень многому во вселенной может видеть это, будет показано в последующем. Но хотя человеческий ум по всему этому может признать, что высшее Существо, или высшее Бытие, бесконечно, тем не менее он не может познать, каково Оно, и не может поэтому определить Его иначе как бесконечное Всё, которое существует в себе, а значит, является самой и единственной субстанцией; и поскольку о субстанции ничего нельзя утверждать, если она не есть форма, то это — сама и единственная форма. Однако что это значит? Так всё равно не ясно, каково бесконечное. Ведь человеческий ум сам по себе, пусть даже в высшей степени аналитический и возвышенный, конечен, и от конечности в нём никак нельзя избавиться. По этой причине он никак не может быть столь вместительным, чтобы увидеть бесконечность Бога, как она есть в себе, и, следовательно, Бога. Но он может увидеть Бога в тени, сзади, как было сказано Моисею, когда он молился, чтобы увидеть Бога: Моисей был поставлен в расселине скалы, и видел Его сзади (Исход 33:20—23). То, что сзади, нужно понимать как то, что видимо в мире, и в особенности то, что постигается из Слова.
Отсюда ясно, насколько напрасно желание познать, каков Бог в Своём Бытии, или в Своей субстанции; но достаточно признать Его по конечному, то есть сотворенному, в котором заключено бесконечное. Человека, который ищет большего, можно уподобить рыбе, вынутой на воздух, или птице, помещённой под воздушный насос, которая, когда выкачивается воздух, задыхается и наконец умирает; а ещё его можно сравнить с захваченным штормом кораблём, который уже не слушается руля и несётся на скалы и мели. Так бывает с теми, кто хочет познать бесконечность Бога изнутри и кому недостаточно того, что они могут признать её извне по явным свидетельствам. Написано было о неком философе из древних, что, не будучи в состоянии в свете своего ума увидеть или постичь вечность мира, он бросился в море; так что было бы, если бы он захотел постичь бесконечность Бога?
29. (II) Бог бесконечен, потому что Он был прежде мира, и поэтому — прежде чем появились расстояния и времена.
В природном мире есть времена и расстояния, но в духовном мире они есть только по видимости, тогда как на самом деле их нет. Времена и расстояния привнесены были в миры для того, чтобы одно отличалось от другого, большое от малого, многое от немногого и, следовательно, одно количество от другого, и, таким образом, одно качество от другого; а также, чтобы телесные чувства через них могли различать свои предметы, а чувства умственные — свои, и чтобы так на них оказывалось воздействие, чтобы думать и выбирать. В природном мире времена введены посредством того, что Земля вращается вокруг своей оси, и это вращение продвигается относительно Зодиака из одного положения в другое. Чередования эти становятся видимыми по солнцу, от которого весь земной шар получает своё тепло и свой свет. Отсюда времена суток, то есть утро, день, вечер и ночь, и времена года, то есть весна, лето, осень и зима; времена суток — по свету и темноте, а времена года — по теплу и холоду. Расстояния же в природном мире введены посредством того, что Земля свёрнута в виде шара и наполнена материей, части которой между собой различны, и в том числе по протяжённости. В духовном же мире нет материальных расстояний и соответствующих им времён, но там есть их видимости, и видимости эти существуют в соответствии с различиями в состоянии ума духов и ангелов. Поэтому времена и расстояния там образуются вместе со склонностями их воли и, отсюда, с мыслями их разума; но эти видимости настоящие, поскольку неизменны относительно их состояния.
Общее мнение о состоянии души после смерти, и отсюда об ангелах и духах, состоит в том, что они не пребывают в каком-либо измерении и поэтому ни в пространстве, ни во времени. Следуя такому понятию, о душах после смерти говорят, что они в некоем Pu[11], или «где», и что духи и ангелы — нечто воздушное, о коем можно думать лишь как об эфире, воздухе, дыхании или ветре. Тогда как на самом деле они — осязаемые люди и между собой живут точно так же, как люди в природном мире, среди расстояний и во временах, которые, как было сказано, определяются в соответствии с состоянием их умов. Если бы было иначе, то есть при отсутствии расстояний и времён, та вселенная, куда прибывают души и где живут ангелы и духи, могла бы пройти сквозь игольное ушко или сосредоточиться на кончике одного волоса. Это было бы возможно, если бы там не было субстанциального пространства, а поскольку оно там есть, то ангелы живут там друг от друга отдельно и на расстоянии, и даже на большем расстоянии, чем люди между собой, у которых пространство материально. Но времена там не делятся на дни, недели, месяцы и годы, потому что солнце там не представляется ни встающим, ни заходящим, ни движущимся по кругу, а остаётся неподвижным на востоке в среднем положении между зенитом и горизонтом. И расстояния у них есть, потому что всё, что в природном мире материально, в том мире — субстанциально. Но об этом многое будет сказано в разделе этой главы о создании.
Из вышесказанного можно понять, что расстояния и времена ограничивают всё вообще и в частностях, что есть в обоих мирах, и поэтому люди конечны не только относительно тела, но и относительно души; а равно ангелы и духи. Из всего этого можно заключить, что Бог бесконечен, то есть не конечен. Поэтому Он как Создатель, Устроитель и Творец вселенной ограничил всё, и ограничил при помощи своего солнца, в середине которого Он пребывает и которое состоит из Божественной сущности, исходящей от Него в виде сферы. В этом солнце и от него источник конечности; и в своём распространении оно доходит до последнего в природе мира. Что Он в Себе бесконечен, следует из того, что Он не сотворён. Бесконечное же кажется человеку словно бы ничем по той причине, что человек конечен и мыслит из конечного. Поэтому, если конечное, которое присуще мышлению его, было бы удалено, он постиг бы, что оставшееся как бы ничего собой не представляет. Истина же в том, что Бог есть всё в бесконечности, а человек, сравнительно, сам по себе ничем не является.
30. (III) Бог после создания мира пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени.
Что Бог и Божественное, исходящее непосредственно от Него, не находится в пространстве, хотя Он вездесущ и рядом с каждым человеком в мире, каждым ангелом в небесах и каждым духом под небесами, этого не может охватить чисто природное понятие, но духовное понятие до некоторой степени может. Чисто природное понятие не может охватить этого потому, что в нём присутствует пространство, ведь это понятие составлено из того, что есть в мире, в чём все вообще и в частностях, наблюдаемое глазами, есть пространство. Всё большое и малое здесь — это расстояния, всё длинное, широкое и высокое — расстояния, словом, всякое измерение, очертание и форма здесь — это расстояния. Однако человек может это до некоторой степени воспринять природным мышлением, если только допустит в него нечто от духовного света. Но сначала скажем кое-что о понятии духовного мышления. Оно ничего не извлекает из пространства, а всё ему принадлежащее извлекает из состояния. О состоянии говорят относительно любви, жизни, мудрости, склонностей, радостей и вообще относительно добра и истины. Истинно духовное понятие обо всём этом не имеет ничего общего с пространством; оно выше, и смотрит на понятия пространства под собой, как небеса смотрят на землю.
Бог пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени по той причине, что Бог всегда один и тот же, от вечности и в вечность, и потому как до создания мира, так и после него; и в Боге, и пред Богом до создания не было расстояний и времен, а только после того; потому Бог, раз Он один и тот же, пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени, откуда следует, что природа отделена от Него, но Он тем не менее вездесущ в ней. Это почти так же, как и жизнь, присутствуя во всём субстанциальном и материальном в человеке, всё же не смешивается с ним; это ещё можно сравнить со светом в глазах, со звуком в ушах, вкусом на языке или с эфиром в землях и водах, в котором содержится и вращается земной шар, и так далее. Если эти действующие начала отнять, субстанциальное и материальное в тот же момент разрушится или рассыплется. Даже человеческий ум, если бы Бог не присутствовал в нём в любом месте и все время, лопнул бы, как пузырь в воздухе; и оба мозга, в которых ум действует из их начал, превратились бы в пену, и таким образом всё человеческое стало бы прахом земли и запахом, витающим в атмосфере.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|