Сделай Сам Свою Работу на 5

Святой Дух и Божественное действие 1 глава





ИСТИННАЯ ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ,

 

содержащая общее богословие новой церкви,
предречённой Господом у Даниила 7:13, 14

и в Откровении 21:1, 2,

 

Эммануила Сведенборга,

 

служителя Господа Иисуса Христа

 

Видел я в ночных видениях, и вот, с облаками небесными шёл Сын Человеческий. И Ему дана власть, слава и царство, и все народы, племена и языки будут служить Ему, Владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится.

Книга пророка Даниила 7:13, 14

 

Я, Иоанн, видел новое небо и новую землю. И видел я святой город, Новый Иерусалим, сходящий от Бога с небес, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И ангел сказал мне: пойдём, я покажу тебе невесту, жену Агнца. И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с небес от Бога. И сказал сидящий на престоле: вот, творю всё новое. И сказал мне: пиши, ибо слова эти истинны и достоверны.

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10

 

Вера новых небес и новой церкви

1. Прежде всего здесь излагается вера в общем и частном виде, которая послужит как бы лицом всего произведения, или воротами, через которые входят в храм, а также кратким описанием, в котором так или иначе содержатся все последующие частности. Сказано «Вера новых небес и новой церкви», потому что небеса, где пребывают ангелы, и церковь, состоящая из людей, образуют единое целое так же, как внутреннее и внешнее у человека; и поэтому человек церкви, пребывающий в добре любви от истин веры, а также в истинах веры от добра любви, в отношении своего духа — небесный ангел, а потому и попадает после смерти в небеса и наслаждается там счастьем в зависимости от того, как сочетаются эти истины и добро. Да будет известно, что в новых небесах, которые основывает нынче Господь, эта вера есть их лицо, ворота и краткое описание.



2. Вера новых небес и новой церкви в общем виде такова[1].

Господь от вечности, Иегова, пришёл в мир, чтобы покорить ады и прославить Своё человеческое. Без этого никто из смертных не мог бы спастись, и спасаются те, которые верят в Него.

Сказано «Вера в общем виде», потому что это общее начало веры, а общее начало веры — то, что будет присутствовать в ней как в целом, так и в частностях. Общее начало веры состоит в том, что Бог один по сущности и по личности, и в Нём Божественная Троица, и что Он — Господь Бог Спаситель Иисус Христос. Общее начало веры в том, что никакой смертный не мог бы спастись, если бы Господь не пришёл в мир. Общее начало веры — в том, что Он пришёл в мир, чтобы удалить от человека ад, и удалил его, сражаясь против него и одерживая над ним победы; таким образом Он покорил ад, привёл его к порядку и заставил повиноваться Себе. Общее начало веры — в том, что Он пришёл в мир, чтобы прославить Своё человеческое, которое Он воспринял в мире, то есть соединить его с Божественным, от которого всё произошло. Таким образом Он вечно удерживает ад в порядке и подчинении Себе. Поскольку это было возможно не иначе, как через искушения, допущенные Им в Его человеческое, вплоть до самого крайнего из них, а самым крайним было страдание на кресте, то Он перенёс и это. Таковы общие начала веры о Господе.



Относительно человека общее начало веры — в том, чтобы он верил в Господа, ибо, когда верят в Него, возникает связь с Ним, а через неё — спасение. Верить в Него — означает быть уверенным, что Он спасает. А поскольку такой уверенности не может быть у того, кто не живёт доброй жизнью, эта жизнь также подразумевается под верой в Него. Об этом же говорит Господь у Иоанна:

Такова воля Отца, чтобы каждый, кто верит в Сына, имел вечную жизнь.

Иоанн 6:40

 

И в другом месте:

Тот, кто верит в Сына, имеет вечную жизнь. Кто же не верит в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребывает над ним.



Иоанн 3:36

3. Вера новых небес и новой церкви в частном виде такова.

Бог Иегова есть сама любовь и сама мудрость, или само добро и сама истина. Он сошёл в качестве Божественной истины, которая есть Слово и которая была Богом у Бога, и принял человеческое с той целью, чтобы привести в порядок всё в небесах, в аду и в церкви, так как в то время сила ада возобладала над силой небес, а на земле сила зла — над силой добра, и поэтому всеобщее проклятие грозно встало у дверей. Бог Иегова посредством Своего человеческого, то есть Божественной истины, устранил это грядущее проклятие и таким образом искупил ангелов и людей. А затем Он в Своём человеческом соединил Божественную истину с Божественным добром, или Божественную мудрость с Божественной любовью, и так возвратился, вместе со Своим прославленным человеческим и в нём, в Своё Божественное, в котором Он был от вечности. Всё это имеется в виду у Иоанна в следующем:

Слово было у Бога, и Бог был Словом: и Слово стало плотью.

Иоанн 1:1, 14

 

И у него же:

Я ушёл от Отца, и пришёл в мир; и снова покидаю мир, и иду к Отцу.

Иоанн 16:28

 

И далее в следующем:

Мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам разумение, чтобы мы узнали Истинного; и мы пребываем в Истинном, в Сыне Его Иисусе Христе. Он — истинный Бог и вечная жизнь.

1 Иоанн 5:20

 

Из всего этого ясно, что без пришествия Господа в мир никто не мог бы спастись. То же самое и в наше время, и поэтому если бы теперь Господь не пришёл в мир снова в Божественной истине, которая есть Слово, также никто не мог бы спастись.

Относительно человека частности веры таковы:

 

1) Бог один, и в Нём — Божественная Троица. Он — Господь Бог Спаситель Иисус Христос.

2) Спасительная вера — это верить в Него.

3) Нельзя делать зло, потому что оно дьявольское и от дьявола.

4) Нужно делать добро, потому что оно Божье и от Бога.

5) Делать добро человек должен, как если бы он делал его сам, а верить нужно, что это от Бога в нём и через него.

 

Две первые частности относятся к вере, две следующие — к милосердию, а пятая — к сочетанию веры и милосердия, то есть к связи Господа и человека.

 

 

Глава 1

Бог Создатель

4. Со времени Господа христианская церковь прошла через все возрасты, от детства до глубокой старости. Детством её было время, когда жили апостолы, проповедовавшие по всему миру покаяние и веру в Господа Бога Спасителя. Что именно эти два предмета составляли их проповедь, ясно из следующего отрывка Деяний апостолов:

Павел возвещал иудеям и грекам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Деян. 20:21

 

Примечательно, что несколько месяцев назад Господь созвал двенадцать своих учеников, которые теперь ангелы, и послал их по всему духовному миру с наказом проповедовать заново евангелие, поскольку та церковь, которую учредил через них Господь, нынче настолько близка к своему концу, что и следа жизни в ней почти не осталось. А произошло это потому, что Божественная Троица разделена была на три личности, каждая из которых есть Бог и Господь.

В результате всё богословие, а вместе с ним и церковь, названную по имени Господа христианской, охватило своего рода безумие. Безумие, потому что умы человеческие этим учением были доведены до такого помешательства, что не знали, один Бог есть или три. Уста говорят об одном, ум мыслит о трёх, поэтому уста и ум, или мысль и речь, противоречат друг другу, и из такого противоречия получается, что Бога нет вообще. В этом и ни в чём ином заключается источник поклонения природе, господствующего в наше время. Рассудите, если угодно: когда уста говорят об одном, а ум мыслит о трёх, разве не уничтожат друг друга эти два понятия, встретившись внутри? Поэтому, когда человек думает о Боге, если вообще думает о Нём, то не иначе как просто о слове «Бог», без какого-либо ощущения, связанного с познанием Его.

Поскольку понятие о Боге и все представления о Нём были таким образом разделены, я намереваюсь вести речь по порядку о Боге Создателе, о Господе Искупителе и о Святом Духе Действующем и, наконец, о Божественной Троице, для того, чтобы разделённое вновь стало целым. Происходит это, когда разум человека убеждается посредством Слова и света, из него исходящего, что есть Божественная Троица и что она — в Господе Боге Спасителе Иисусе Христе, как в человеке душа, тело и происходящее от него; и что поэтому остаётся в силе следующее в Афанасиевом символе веры:

Во Христе Бог и Человек, или Божественное и человеческое[2], — не двое, но в одной личности, и как рассудочная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос.

 

 

I

 

Единственность Бога

5. Поскольку признание Бога, происходящее от познания Его, — это самая сущность и душа всего богословия в целом, необходимо начать с единственности Бога. Об этом будет сказано по порядку в следующих разделах:

 

(I) Все Священное Писание и все учения церквей христианского мира на его основе учат, что Бог один.

(II) Есть всеобщее влияние от Бога на души людей, что Бог есть и что Он один.

(III) По этой причине во всём мире нет ни одного народа с религией и здравым смыслом, который не признавал бы Бога и что Бог один.

(IV) Каков этот единый Бог, в этом племена и народы расходились и сейчас расходятся по многим причинам.

(V) Рассудок человеческий может, если захочет, постичь или заключить по многим вещам в мире, что есть Бог и что Он один.

(VI) Если бы Бог был не один, вселенная не могла бы быть создана и сохранена.

(VII) Всякий человек, не признающий Бога, отлучён от церкви и проклят.

(VIII) У человека, который признаёт не одного Бога, а нескольких, нет устойчивости в том, что относится к церкви.

 

Эти утверждения далее будут разъяснены каждое в отдельности.

6. (I) Всё Священное Писание и все учения церквей христианского мира на его основе учат, что Бог один.

Всё Священное Писание учит, что Бог есть, потому что в своём самом внутреннем оно есть не что иное, как Бог, то есть Божественное, исходящее от Бога. Ибо Священное Писание продиктовано Богом, а от Бога ничто не может исходить, кроме того, что является Им Самим, и это называется Божественным; именно Божественное составляет самое внутреннее Священного Писания. Между тем в своих более низких формах, производных от самого внутреннего, Священное Писание приспособлено для постижения ангелов и людей. Божественное также присутствует в этих производных, но в ином виде, в котором оно называется небесным, духовным и природным Божественным. Это не что иное, как покровы Бога, поскольку Самого Бога, как Он есть в самом внутреннем Слова, никто из сотворённых видеть не может. Ибо Он сказал Моисею, когда тот молился, чтобы видеть ему славу Иеговы, что никто не может увидеть Бога и жить. То же относится и к самому внутреннему Слова, в котором Бог присутствует в Своём Бытии и в Своей Сущности.

Тем не менее Божественное, составляющее самое внутреннее Священного Писания и окружённое тем, что приспособлено к постижению ангелов и людей, сияет, словно свет сквозь хрустальные формы, хотя и различно, в зависимости от состояния ума, которое человек выработал либо от Бога, либо от самого себя. Перед каждым, кто образовал состояние своего ума от Бога, Священное Писание — как зеркало, в котором он видит Бога; однако каждый по-своему. Это зеркало составляют истины, которые он узнал из Слова и усвоил, живя по ним. Из всего этого в первую очередь ясно, что Священное Писание есть полнота Бога.

Что Священное Писание учит не только тому, что Бог есть, но и что Бог один, можно видеть по истинам, которые, как было сказано, составляют то зеркало; они связаны в единое целое и не дают человеку возможности думать о Боге иначе как об одном. Вот почему каждый, чей рассудок сколько-нибудь проникся святостью из Слова, знает, словно бы от себя, что Бог один, и воспринимает как безумие разговоры о том, что богов несколько. Ангелы рта раскрыть не могут, чтобы сказать «боги», поскольку небесная аура, в которой они живут, сопротивляется этому. Священное Писание учит, что Бог один, не только в таком общем виде, как было сказано, но во многих местах также и в частностях, как то:

Слушай, Израиль: Иегова, Бог наш, есть один Иегова.

Втор. 6:4; Марк 12:29

У тебя только Бог, и нет иного Бога кроме Меня.

Исаия 45:14, 15

Не Я ли Иегова, и нет иного Бога кроме Меня?

Исаия 45:21

 

Я — Иегова, Бог твой, и ты не должен признавать другого Бога, кроме Меня.

Осия 13:4

Так говорит Иегова, Царь Израиля: Я Первый и Последний, и кроме Меня нет Бога.

Исаия 44:6

В тот день Иегова будет Царём над всею землёю; в тот день будет Иегова один, и имя Его одно.

Зах. 14:9

7. Известно, что учения церквей в христианском мире учат, что Бог один. Это потому, что все их учения — из Слова и связаны воедино постольку, поскольку один Бог признается не только устами, но и сердцем. Для тех, кто исповедует одного Бога лишь на словах, а в сердце — трёх, как бывает теперь со многими в христианском мире, Бог — не более чем устное выражение; и все их богословие — не что иное, как золотой идол, запертый в ларце, ключ от которого есть только у глав духовенства. А когда они читают Слово, то не воспринимают никакого света в нём и от него, и даже что Бог один. Для таких Слово местами как бы стёрто, а в том что касается единст­венности Бога — вымарано. Именно такие описаны Господом у Матфея:

Слушая, будете слышать и не поймёте, и смотря, будете видеть и не разглядите. Глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами своими и не услышать ушами, и не уразуметь сердцем, и не обратиться, и чтобы Я не исцелил их.

Матф. 13:14, 15

 

Таковы все, избегающие света: они входят в комнаты без окон, и ходят ощупью вдоль стен в поисках пропитания и денег, и, наконец, приобретают зрение, как у сов, и видят во тьме. Они подобны женщине, у которой несколько мужей и которая не жена, а развратная блудница. И ещё они подобны девице, которая принимает кольца от нескольких сватающихся, а после свадьбы проводит ночи как с одним, так и с остальными.

8. (II) Есть всеобщее влияние[3] от Бога на души людей, что Бог есть и что Он один.

Что есть влияние от Бога на души людей, очевидно по всеобщему признанию, что всё добро, если это добро в себе, которое присутствует в человеке и делается им, — от Бога. То же самое и всё, что относится к милосердию и к вере. Ибо мы читаем:

Не может человек взять ничего, если это не дано ему с неба.

Иоанн 3:27

 

А Иисус говорит:

Без меня не можете делать ничего.

Иоанн 15:5

 

То есть ничего из относящегося к вере и милосердию. Это влияние на души людей существует по той причине, что душа — самое внутреннее и высшее в человеке; Божественное втекает в неё и оттуда нисходит в нижние области, оживляя их соответственно принятию его. Правда, истины, которые составляют веру, проникают через слух и таким образом насаждаются в уме, то есть в более низкой области, чем душа. Но при помощи этих истин человек лишь располагается к принятию влияния от Бога через душу; и каково это расположение, таково и принятие, и таково преобразование природной веры в духовную веру.

Влияние от Бога на души людей, что Бог один, существует потому, что всё Божественное, взятое как в общем, так и в частностях, есть Бог. А поскольку всё Божественное связано в единое целое, оно не может не внушать человеку понятие об одном Боге. И это понятие крепнет день за днём по мере того, как человек поднимается Богом в свет небес. Ангелы же в своём свете не могут заставить себя произнести «боги». По той же причине и речь их в конце каждого предложения завершается в отношении мелодики на одном и том же. Происходит это не от чего иного, как от влияния на их души, что Бог один.

Хотя в души всех людей втекает понятие, что Бог один, многие думают, что Его Божественность разделена на несколько частей с единой сущностью. Причина в том, что влияние, по мере того как оно нисходит, попадает в формы, которые ему не соответствуют, и сама форма видоизменяет его, как это бывает со всем, что принадлежит к трём царствам природы. Один и тот же Бог дает жизнь и человеку, и зверю, но именно принимающая форма делает зверя зверем, а человека — человеком. То же самое бывает и с человеком, когда он своему уму придаёт звериную форму. Влияние солнца на любое дерево одинаково, но это влияние изменяется в зависимости от вида каждого из них. Виноградная лоза получает то же самое, что и терновник; но если терновник привить на лозу, влияние станет противоположным и будет проявляться в соответствии с формой терновника.

То же происходит и с предметами царства минералов. Свет, падающий на известняк и на алмаз, один и тот же; однако сквозь алмаз он просвечивает, а в известняке гасится. Что касается человеческих умов, то они различаются в соответствии со своими формами, которые становятся внутренне духовными по мере веры в Бога и вместе с тем жизни от Бога. Эти формы делаются прозрачными и ангельскими верой в одного Бога и, наоборот, тёмными и звериными — верой в нескольких Богов, которая мало чем отличается от веры в отсутствие Бога.

9. (III) По этой причине во всём мире нет ни одного народа с религией и здравым смыслом, который не признавал бы Бога и что Бог один.

Как следствие Божественного влияния на души людей, о котором только что говорилось, у каждого человека есть как бы внутренний голос, говорящий, что Бог есть и что Он один. Однако есть отрицающие Бога и признающие Богом природу, а также признающие множество Богов и поклоняющиеся изображениям, как Богам. Это потому, что такие набили внутреннее своего рассудка, или свой разум, мирским и плотским и этим изгладили из памяти своё изначальное, или детское, понятие о Боге, перебросив при этом религию с груди за спину. Христиане признают одного Бога, но каким образом, ясно видно из их символа веры. Вот он:

Вот католическая вера: мы почитаем одного Бога в Троице, и Троицу — в единстве. Есть три Божественные личности: Отец, Сын и Святой Дух, и всё же нет трёх богов, но есть один Бог. Есть одна личность Отца, иная — Сына и иная — Святого Духа, а Божественность их — одна, слава их — равная, величие их — совечно. Итак, Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог. Но, так же как христианская истина заставляет нас исповедовать каждую личность отдельно как Бога и Господа, католическая религия запрещает нам говорить о трёх богах или трёх господах.

Такова христианская вера относительно единственности Бога. Но в разделе о Божественной Троице будет показано, что троичность Бога и единственность Бога в этом исповедании не согласуются.

Остальные народы мира, имеющие религию и здравый смысл, согласны в том, что Бог один: все мусульмане в своих империях, африканцы во множестве царств своего континента, азиаты в нескольких своих и, наконец, современные евреи. Самые древние в золотом веке, у которых была религия, поклонялись одному Богу, которого они называли Иегова. То же самое и древние народы последующих веков, до того времени, когда появились монархические империи, и мирские, а затем плотские виды любви стали закрывать высшие области разума, прежде открытые и служившие тогда как бы храмами и святилищами для поклонения одному Богу. Чтобы снова открыть их и восстановить поклонение одному Богу, Господь Бог учредил церковь среди потомков Иакова и первой из всех Заповедей их религии сделал эту:

Да не будет у тебя других богов перед лицами Моими.

Исход 20:3

 

Кроме того, имя Иегова, которым Он заново перед ними Себя назвал, означает высшее и единственное Сущее, от которого всё во вселенной есть или появляется. Древние язычники верховным богом признавали Юпитера, названного так, возможно, от имени Иегова[4]. Многих других, составлявших его свиту, они также наделяли божественностью; однако же мудрые люди последующей эпохи, такие как Платон и Аристотель, допускали, что это не боги, а всё многообразие свойств, качеств и атрибутов одного Бога, которые называются богами, поскольку в каждом из них есть что-то божественное.

10. Любой здравый рассудок, даже не религиозный, видит, что всякое составное, если оно не зависит от чего-либо одного, само по себе распадется; например, человек, который состоит из многих членов, внутренних органов, органов чувств и движения, если бы все они не зависели от одной души, или само тело, если бы оно не зависело от одного сердца. Подобно тому и царство, если бы не один в нём царь; дом, если бы не один хозяин; и всякая служба, коих в каждом царстве множество видов, если бы не один начальник. Как могла бы армия устоять против врагов без полководца, у которого высшая власть, и подчинённых ему командиров, каждый из которых имеет свою власть над солдатами? То же случилось бы и с церковью, если бы она не признавала одного Бога, или с ангельскими небесами, которые составляют как бы голову земной церкви; и там, и здесь Господь есть сама душа. Вот почему небеса и церковь называются Его телом; если бы они не признавали одного Бога, то были бы подобны безжизненному телу, которое за бесполезностью выбрасывается и сжигается.

11. (IV) Каков этот единый Бог, в этом племена и народы расходились и сейчас расходятся по многим причинам.

Первая причина в том, что знание о Боге, а значит, и признание Бога, невозможно без откровения; так же и знание о Господе и следующее из него признание, что в нём вся полнота Божества обитает телесно, возможно, не иначе как из Слова, которое есть венец откровений. Ибо потому, что дано откровение, человек может идти навстречу Богу и принимать влияние, и так из природного становиться духовным. Раннее откровение распространялось по всему миру, и природный человек переиначивал его самыми разными способами. В этом источник споров, расколов, ересей и схизм в религиях.

Вторая причина в том, что природный человек не может воспринять и применить к себе ничего из известного о Боге, а только известное о мире. Поэтому среди принципов христианской церкви есть тот, что природный человек против духовного, и они борются между собой. Отсюда следует, что те, кто узнал из Слова или из другого откровения, что Бог есть, расходились и сейчас расходятся в том, каков Бог, и о единственности Его.

По этой причине те, чьё умственное зрение зависело от чувств тела, но которые тем не менее хотели видеть Бога, создавали себе изображения из золота, серебра, камня и дерева, чтобы через них, как видимые предметы, поклоняться Богу. Другие же, которые отвергли идолов в своей религии, сделали для себя образами Бога солнце, луну, звёзды и различные земные предметы. А те, которые считали себя разумнее обычных людей, но при этом оставались природными, по безмерности и вездесущести Бога в создании мира признавали Богом природу, некоторые из них — природу в её самом внутреннем, а некоторые — в её самом внешнем. Некоторые, чтобы отделить Бога от природы, выдумали понятие о чём-то наиболее общем и назвали это Бытием мироздания; а поскольку они ничего больше о Боге не знали, это Бытие стало у них существом, о котором можно лишь размышлять, и не более того.

Всякому понятно, что знания человека о Боге — это отражения Бога, и что те, кто не знает о Боге ничего, смотрят на Бога не в зеркало, которое у них перед глазами, а в зеркало, обращённое в противоположную сторону, или с задней его стороны, которая покрыта ртутью или чёрным клеем и не отражает образ, а загораживает его. Вера в Бога входит в человека передним путём, то есть из души в верхние отделы разума, а знания о Боге входят задним путём, поскольку их черпают из откровений Слова разумом через телесные чувства. Влияния эти встречаются в среднем разуме, и там природная вера, которая представляет собой просто убеждённость, становится духовной, то есть настоящим признанием. Поэтому человеческий разум — это как бы рынок, на котором происходит обмен.

12. (V) Рассудок человеческий может, если захочет, постичь или заключить по многим вещам в мире, что Бог есть и что Он один.

Эта истина может быть подтверждена неисчислимым множеством того, что есть в обозримом мире. Ибо вселенная — словно театр, в котором постоянно демонстрируются свидетельства того, что Бог есть и что Он один. Для пояснения этого я приведу следующее воспоминание о духовном мире.

Однажды при моём разговоре с ангелами присутствовали некие духи, только что прибывшие из природного мира. Увидев духов, я поздравил их с прибытием и рассказал многое, им неизвестное, о духовном мире. После этой беседы я спросил их, какие знания о Боге и о природе они принесли с собой из мира.

«Те, что природа действует во всём, что происходит в сотворенной вселенной, — сказали они, — что Бог после творения дал природе и закрепил за ней эту способность и власть и что Бог только поддерживает и сохраняет всё, чтобы не иссякло. Следовательно, всё, что на земле теперь рождается или возрождается, относится к природе».

Но я ответил, что природа не действует ни в чём сама по себе, лишь Бог через природу, и когда они потребовали доказательств, я сказал[5]: «Те, кто верит в Божественное действие в каждой частности природы, могут по всему множеству того, что видят в мире, намного больше утвердиться в пользу Бога, чем в пользу природы. Ибо те, кто находит свидетельства в пользу Божественного действия в каждой частности природы, внимательно наблюдают то удивительное, что производят как растения, так и животные. В воспроизводстве растений они наблюдают, что из маленького семени, брошенного в землю, вырастает корень, а из корня — стебель, а затем ветви, почки, листья, цветы и плоды, и так до новых семян, будто бы семя знает последовательный порядок или процесс развития, в котором оно должно обновлять себя. Какой разумный человек мог бы вообразить, что солнце, которое есть чистый огонь, знает это или может наделить своё тепло и свой свет способностью производить такое действие и стремиться к таким целям? Человек, возвышенный разумом, когда видит такие явления и тщательно исследует их, иначе и думать не может, как о том, что они от Того, у которого бесконечная мудрость, то есть от Бога. Те, которые признают Божественное действие в частностях природы, убеждаются, когда видят эти явления; и наоборот, те, которые не признают, видят глазами разума, расположенными не на лице, а на затылке. Это те, кто извлекают все понятия своего мышления из чувств тела и подтверждают их обманы, говоря: «Разве ты не видишь, что солнце производит всё это при помощи своего тепла и света? Что есть то, чего ты не видишь? Разве это существует?»

Те, которые утверждаются в пользу Божественного, обращают внимание на то удивительное, что видят в воспроизводстве животных. Вспомним во-первых о яйцах: в них скрывается птенец в своём семени вместе со всем, что нужно для его формирования и для всего последующего развития после вылупления, пока он не станет птицей по образу родителей. Далее, если рассмотреть летающих созданий вообще, ум, мыслящий глубоко, придёт в изумление от того, что у самых малых и самых больших из них, видимых и невидимых, то есть и у мельчайших насекомых, и у птиц, и у крупных зверей есть органы чувств, а именно зрение, обоняние, вкус и осязание, а также органы движения, то есть мышцы, чтобы летать и ходить, и внутренние органы, связанные с сердцем и лёгкими, которые приводятся в действие мозгами. Это видят и те, кто приписывает всё природе, но такие мыслят только о том, что это существует, и говорят, что это произведения природы. Они говорят так потому, что отвращаются умом от размышлений о Божественном, а те, кто отворачивается от Божественного, видя удивительные вещи в природе, не могут мыслить о них разумно, а тем более духовно, но мыслят чувственно и материально. Таким образом они мыслят в природе из природы, а не возвышаясь над нею, и тем только отличаются от животных, что наделены разумностью, то есть могут познавать, если захотят.

Кто отвращается от размышлений о Божественном и делается из-за этого чувственно-плотским, не думает о том, что зрение глаза настолько грубо и материально, что нескольких насекомых видит как один плохо различимый предмет. А между тем каждое из них приспособлено для чувствования и передвижения и потому наделено волокнами и сосудами, маленьким сердцем, лёгочными каналами, мельчайшими внутренностями и мозгом. Всё это состоит из самого простого, что есть в природе, и такие структуры соответствуют жизненному началу низшей степени, ибо даже мельчайшие из них приводятся в действие каждая в отдельности. Поскольку зрение глаза настолько грубо, что несколько таких насекомых с неисчислимым множеством своих частей кажутся чем-то небольшим и плохо различимым, и всё же люди чувственные на основании такого зрения мыслят и судят, то ясно, как огрубели их умы и в какой тьме они пребывают относительно всего духовного.

Каждый может, если хочет, в том, что видит в природе, найти свидетельства в пользу Божественного и утверждаться в них каждый раз, когда размышляет о Боге, о Его всемогуществе в создании вселенной и о Его вездесущести в сохранении её. Например, когда наблюдает летающих созданий небесных, любой вид которых знает свою пищу, и где её найти, узнаёт своих сородичей по звуку и внешнему виду, и среди других птиц они различают, какие им друзья, а какие враги; они знают, как совокупляться под своими перьями, сочетаются браком, искусно строят гнёзда, откладывают туда яйца, высиживают их; знают, сколько времени нужно высиживать и по прошествии какого срока вылупляются птенцы, любят их нежнейшим образом, берегут под своими крыль­ями, приносят еду и кормят их, и так до тех пор, когда они сами станут себе хозяевами и смогут делать то же самое. Каждый, кто желает размыслить о Божественном влиянии через духовный мир на природный, может его в том увидеть; и может также, если хочет, в сердце своём сказать: «Такие знания не могут быть даны им солнцем через его тепло и свет; ведь солнце, от которого природа берёт своё начало и сущность, — это чистый огонь. Следовательно, тепло и свет, истекающие от него, совершенно мертвы». И так можно заключить, что знания эти — от Божественного влияния через духовный мир на самое внешнее в природе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.