|
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
(Правовое государство: теория и практика. 2007. №1(7))
Современные тенденции в развитии мирового хозяйства, характеризующиеся глобализацией экономики, ее транснационализацией, научно-технологической ориентацией, обострением экологических проблем из-за «дефекта организации государственного управления»[184], усилением торгово-финансовой экспансии, объективно обусловливают необходимость консолидации хозяйственной деятельности заинтересованных государств с целью противостояния негативным процессам на основе экономической интеграции. Именно такое понимание интернационализации торговли и либерализации экономики позволило правоведам оценить, что «правило и стандарты ВТО будут способствовать повышению культуры торговли, совершенствуют партнерские отношения.. поднимут уровень гарантированности прав и свобод человека, особенно в экономической области.»[185].
В этой связи особую актуальность приобретает осмысление и разработка стратегии интеграции России в мировую хозяйственную систему, критериев, механизмов, методов и форм взаимодействия национальных хозяйствующих субъектов с международными экономическими организациями, зарубежными партнерами и конкурентами. Без такой стратегии и при отсутствии механизмов ее реализации Россия, как это и было доказано предшествующим десятилетним опытом ее развития, неминуемо окажется на задворках мирового хозяйства.
Разработке стратегии интеграционного включения России в мировую хозяйственную систему должен предшествовать комплектный стратегический анализ структуры мирохозяйственной системы, параметров ее функционирования, тенденций и императивов развития, социальных, научно-технологических факторов экономического роста, действующих и новых экономических и административно-правовых механизмов и критериев его регулирования. В результате этого анализа из всего многообразия социально-экономических аспектов функционирования мирового хозяйства могут быть выявлены главные функциональные закономерности его развития, которые формируют теорию и методологию внешнеэкономической стратегии национальной экономики, определяющие параметры и критерии ее сопряжения с мирохозяйственной системой.
Важным этапом рассматриваемой стратегии интеграции национальной экономики с мировым хозяйством являются прогнозы обоснования и оценки общественных потребностей, целей и интересов на долгосрочный период. Параллельно должны быть разработаны и проанализированы варианты достижения оптимальных уровней удовлетворения общественных потребностей (включая структурный, производственно-технологический, социально-демографический, экологический и др. аспекты), определяющие место национального хозяйства в мировой экономике.
На заключительном этапе предстоит обозначить комплекс механизмов, систем, методов и экономических институтов, обеспечивающих взаимодействие национальной экономики с мировой хозяйственной системой для решения национальных стратегических задач. Указанный комплекс экономических механизмов и методов должен быть построен с учетом возможностей эффективного функционирования хозяйствующих субъектов в процессе их взаимодействия с зарубежными партнерами, в том числе и путем подключения к каналам перераспределения дохода, получаемого от углубления интеграционных процессов.
Трансформируясь в сообщество правовых государств и ВТО Российская Федерация охотно приступила к выработке таких законодательных норм, которые позволяют решать в частности вопросы протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей, тарифной защиты внутреннего рынка сельхозпродукции и продовольствия, сертификации и качества продукции, расширение производства экологически чистых продуктов питания с целью занять в будущем достойное место на мировом рынке данных товаров и услуг.
Следует отметить, что до настоящего времени многие проблемы развития аграрного сектора не решались российским законодательством. В отличие от большинства развитых стран мира в России до сих пор не было комплексного закона, определяющего политику государства в аграрной сфере. Только в конце, 2006 года был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»,[186] который установит правовые основы осуществления государственной политики, регулирования агропродовольственных рынков, определит основные направления поддержки сельского хозяйства на среднесрочную перспективу.
Однако целостный характер аграрному законодательству придаст скоординированные действия по разработке единого кодифицированного акта, включающего содержания всех национальных проектов и программ. Особое беспокойство на селе вызывает социальные вопросы. Социальное развитие села на современном этапе должно включать в себя: пенсионную реформу, реформирование образования, здравоохранения и культуры; стратегии жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства, трудовых отношений и обеспечения занятости населения.[187]
Сельское хозяйство должно выступать и объектом скоординированных действий всех трёх ветвей власти и в увязке мер, предпринимаемых со всех сторон государства. Государственное воздействие на сельскую экономику в условиях перехода к рыночным отношениям представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы. Задачами такого управления являются: отражение и в сельском хозяйстве процессов становления России в качестве демократического федеративного правового государства; признания прав и свобод человека и гражданина; обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Особое место в государственном управлении аграрным сектором экономики России должно занимать суд, представляющий важную ветвь государственной власти. Как и в других сферах экономики и в ее аграрной части немыслимо эффективно управлять без независимого и бесстрастного судопроизводства. Суд имеет такие широкие полномочия, которых нет ни у законодательной, ни у исполнительной власти.
Судебная защита сельскохозяйственных товаропроизводителей сегодня должна сформироваться как важнейшая государственная гарантия устойчивого развития рыночных отношений на селе. Для современного этапа развития общества крайне важно повышение эффективности в реализации государством функций по охране имущественных интересов аграрных предприятий и предпринимателей.
Опыт стран, имеющих эффективное сельское хозяйство, свидетельствует, что даже в условиях высокого уровня научного, технического и сервисного обеспечения необходима активная государственная поддержка отрасли.
На данном этапе необходимо комплексное социально-экономическое развитие села. В условиях рыночной экономики некоторые заводы, фабрики и предприятия закрылись, что создало рост безработных в городах, немалое число которых готовы вернуться в село, где более 25% пригодного жилья пустует (по статистике в России имеются более 15 тысяч деревней призраков). В такой ситуации принятие государственного решения о выделении земельных участков и предоставлении целевых льготных кредитов для таких граждан позволило бы минимизировать социальную напряженность в городе и пополнить отечественными трудовыми ресурсами российские деревни. Кроме того, это приведет к росту предпринимательства и, соответственно, среднего класса, а также выправления демографической ситуации в стране. Проявление подобной политической воли будет благоприятствовать решению проблем создания земельного рынка, сокращения не используемых десятков миллионов гектаров земли, снижения безработицы, а также станет важным фактором приостановления процесса деградации села. Кроме того, такая акция в отношении беднейших социальных слоев нашего общества значительно укрепит позиции правящей политической силы в предстоящих выборах 2008 года.
Для решения большого объема вопросов, накопившихся в сельском хозяйстве необходимо развивать и дополнить финансовое законодательство, задействовать налоговые, финансово-кредитные рычаги. Все эта работа не на один год. И здесь собственные задачи стоят также перед регионами и муниципалитетами. Им нужно привести свою правовую базу в соответствие с новыми требованиями земельного, жилищного, градостроительного законодательства, значительно увеличить количество аукционов по выделению земель под застройку, ускорить разработку планов развития поселений.
Нами не однократно были опубликованы материалы о положительной практике АПК Башкортостана. Говоря о развитии и современной интеграции в мировое хозяйство на региональном уровне можно привести в пример опыт Республики Башкортостан. Среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан отличается многоотраслевой экономикой, включающей мощный промышленный и строительный комплексы, развитые сельское хозяйство, финансово-кредитные и научно-технические институты. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 7 млн. гектаров. Основные сельскохозяйственные районы республики относятся к умеренной агроклиматической зоне.[188]
Сельское хозяйство специализируется на выращивании пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, гречихи, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей. Развито садоводство, тепличное хозяйство.
Проводимая в республике аграрная политика обеспечивает ежегодное наращивание объемов производства. В 2005 году произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 62 млрд. рублей[189].
По словам министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Г.В. Горобец приоритетный национальный проект «Развитие АПК» состоит из 3 разделов.
Первые два – ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе – полностью входят в сферу ответственности Минсельхоза РБ и Башпотребсоюза. Третий раздел – обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве – будет реализоваться в рамках ФЦП «Социальное развитие села».
Основной задачей по направлению «Ускоренное развитие животноводства» является расширение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. С этой целью в ближайшее время будет разработано постановление Правительства РБ, предусматривающее субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Сегодня на рассмотрение в Минсельхоз РБ представлено более 20 крупных бизнес-проектов на сумму 9 млрд. рублей.
Направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» включает в себя развитие производства сельскохозяственной продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Кроме того, предусматривается создание и развитие заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, кредитной кооперации.
По нашему мнению, проводимые в настоящее время в России аграрно-правовые реформы равнозначны таким же мерам, которые были в свое время проведены в США, а также реформам П.А.Столыпина в России. Надо полагать, что заинтересованные лица в успешной реализации аграрной политики государства доведут начатые реформы до логического завершения. В обоснование такого оптимизма может быть в полной мере принято высказывание первого вице-премьера Правительства России Д.А. Медведева: «…что перед каждым проектом, в том числе и приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» должна стоять одна главная цель – улучшение качества жизни российских граждан.
Проект «Развитие АПК» является наиболее общим и абсолютно конкретным, ведь он касается не только труда, но и образа жизни 1/3 российских граждан. В рамках этого проекта поддерживается частный бизнес и он предусматривает 150 тыс. кредитов на общую сумму более 100 млрд. рублей, и это является первым случаем в истории нашей страны, когда в сельское хозяйство поступило такое количество денежных средств»[190].
КРЕСТЬЯНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВЫЗЫВАЕТ УВАЖЕНИЕ
(Аграрное и земельное право. 2006. №11)[191]
Принятые приоритетные национальные проекты по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина еще раз подтвердили об особой актуальности для России обеспечения продовольственной безопасности. Безусловно, большинство людей могут обходиться без швейцарских часов, японских «Toyota», но без хлеба насущного никто. Именно о вечности крестьянского труда, который фактически обеспечивает жизнедеятельность социума с начала человеческой цивилизации, с неопровержимыми аргументами рассказывает на страницах указанной газеты один из авторитетных руководителей субъектов РФ.
Общеизвестно, Республика Татарстан является лидером среди динамично развивающихся регионов в новых рыночных условиях. Возможно, плавная трансформация этой республики к новой экономической системе в конце XX начало XXI вв. произошла благодаря наличию высокого научного потенциала республики, прагматичности политического руководства и особого менталитета населения на земле древних булгар. Одновременно с успехами в других сферах наилучшим образом были проведены преобразования в одной из важной сфере национальной экономики – в сельском хозяйстве Татарстана. Если взглянуть в глубь истории, известно, что в Волжской Булгарии еще в X в. было развитое сельское хозяйство. Об этом писал великий русский историк К.М. Карамзин: «в 1023 г. в Суздальской земле разразился голод, жители искали помощь в изобильной стране Казанских Булгаров и Волгою привезли оттуда множество хлеба... Голод миновал»[192]. Эти факты доказывают, что между Древней Русью и Волжской Булгарией существовали дружественные и торговые экономические связи. Сельское хозяйство было развито, поскольку страна Булгар была расположена на плодородной земле Поволжья. И в настоящее время, будучи одним из самодостаточных субъектов РФ, многонациональный народ Татарстана вносит весомый вклад в обеспечение продуктами сельского хозяйства граждан России.
Мне, как исследователю-правоведу, причем познавшему с детства крестьянский труд, особенно импонирует прямой диалог с читателем автора данного интервью, в нем сквозит неравнодушие к проблемам российских сел, заметна обеспокоенность за то, что богатейшие земельные ресурсы порой используются не эффективно, в процессе производства не все товаропроизводители, в том числе АПК не всегда придерживаются правил охраны земельных и иных природных ресурсов. В этом плане любопытно высказывание Минтимера Шариповича о том, что «земля – это чудо, земля дает все, что нужно человеку для его жизни и деятельности. Нам надо беречь ее, сохранить для будущих поколений»[193].
Если вдуматься в эти слова в правовом смысле они сформулированы в виде соответствующих статей международных правовых актов (Всеобщей Декларации прав человека, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и законодательстве субъектов Российской Федерации). Таким образом, автор интервью проводит важную мысль, что ведение сельского хозяйства, развитие села по стандартам современных требований, внедрение новых технологии, создание соответствующей инфраструктуры в сельском хозяйстве позволит крестьянам (землепашцам, животноводам) обеспечивать потребности граждан страны в продуктах питания и экспортировать в мировой рынок.
Еще в 1998 г. Президент Татарстана предвидел, что «в условиях рынка и демократии для огромной по масштабам и разнообразным по своим климатическим условиям страны остается только один путь – децентрализация и перераспределение полномочий в пользу регионов. Центру, чтобы добиться политической стабильности, необходимо сосредоточить в своих руках не максимальное, а оптимальное количество функций».
В самом деле неоднократно проведенные меры по сосредоточению в руках федерального центра всех политических и финансовых ресурсов не привели к желаемому результату. Учитывая это обстоятельство в рамках проводимых административных реформ, Президент РФ В.В. Путин на выездном заседании Государственного Совета РФ в Калининградской области и в состоявшемся САММИТ глав СНГ и в дни проведения 1000-летия Казани высказал в пользу делегирования ряд важных полномочий субъектам РФ. Такое решение главы государства было сделано с целью оптимального управления социально-экономическим развитием постсоветской России.
В условиях перехода к рыночной экономике попытка отстранить государство от управления экономикой привела к разрушению промышленности и сельского хозяйства, что усилило зависимость нашей страны от импорта продовольствия.
В настоящее время политическим руководством определены задачи государственного регулирования в сфере агропромышленного комплекса: стабилизация и развитие производства, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей на селе. Об этом подтверждает принятие и приоритетного Национального проекта «Развитие АПК».
На наш взгляд, представляют большой интерес для национально-территориальных образований России такие вопросы, как реализация права на национально-традиционные формы ведения сельского хозяйства в Российской Федерации.
Вопросы развития сельскохозяйственного производства, обеспечения продовольственной безопасности России в той или иной степени учеными правоведами изучались с давних времен через призму административного, конституционного и аграрного права, также представителями экономической, сельскохозяйственной и иных наук. Общеизвестно, что в нашей цивилизации зарождение самого государства и права, как полагают ученые, в немалой степени стало результатом разделения труда в сфере сельского хозяйства (отделение земледелия от скотоводства, в результате чего расслоение общества на классы и т.п.) более чем пять тысяч лет назад. Для современной России актуальность исследуемой проблемы для современного общества даже в условиях глобализации и интеграционных процессов не только не снижается, но и приобретает особую значимость. Для этого имеется ряд объективных причин: в виду наличия колоссальных земельных ресурсов Россия является потенциальным производителем для мирового аграрного рынка столь нужной для населения различных стран весьма качественного сельскохозяйственного продукта.
В нашей стране есть и соответствующая инфраструктура, технология и кадры для успешного осуществления агропродовольственной политики, отвечающим как внутренним, так и внешнеэкономическим интересам. Здесь можно было бы отметить две основные причины. Первая заключается в том, что Россия находится в преддверии вступления в ВТО. Следовательно, наши сельскохозяйственные товаропроизводители должны быть конкурентоспособными на мировом аграрном рынке. А вторая причина актуальности интервью связана с тем, что на первом этапе реформирования так называемые «младые реформаторы» фетишизировали рыночную экономику. Глава республики разделяет точку зрения, согласно которой сделан важнейший вывод о том, что бесспорным является факт взаимодействия государства и экономики с позицией общих закономерностей развития сложных систем, в основе эволюции которых лежат процессы самоорганизации. В то же время проводится мысль о необходимости профессионализма, менеджерских, а также высоких моральных качеств тех, кто влияет на производство в государственной службе. Как показывает практика, получается у тех, кто понимает, что властные полномочия должны служить публичным интересам общества. Именно в этой плоскости можно рассматривать «кадровые перестановки в руководстве страны Президента РФ В.В. Путина в целях оптимизации исполнительной власти за реализацию Национальных проектов и по части развития сельского хозяйства России. При этом, учитывается классический пример из истории США, преодолевшие великую депрессию в экономике в 30-х гг. прошлого столетия путем повышения роли государства в экономической жизни страны, известную нам как «новый курс» Ф. Рузвельта.
Президент Татарстана знает проблемы сельского хозяйства не понаслышке, был и главным инженером РТС, управляющим крупной «Сельхозтехники» и Министром сельского хозяйства ТАССР. В интервью много теплых слов сказано в адрес старшего поколения, которое в тяжелые для страны годы сумело не только отстоять продовольственную независимость государства, но и заложило фундамент социально-экономического развития страны.
В своих научных исследованиях, преимущественно посвященных сельскому хозяйству как важнейшей части национальной экономики, автор настоящей статьи рассматривает место и роль государства в проведении аграрных преобразований в Российской Федерации на современном этапе, которые охватывают последнее десятилетие. На базе имеющегося эмпирического материала им описаны основные направления законотворческой деятельности государства в условиях перехода аграрного сектора к рыночной экономике. Как автор интервью, я констатирую, что для достижения результативности сельскохозяйственного производства в условиях многоукладной экономики важно сочетание рыночных механизмов с управленческой деятельностью государства. С его точки зрения, сегодня сохраняют свое значение структурные преобразования в аграрной сфере, что во многом является первоопределяющим фактором совершенствования управленческой деятельности государства аграрным сектором экономики.
В своих научных исследованиях федеральным органам исполнительной власти мною предложена модель системы управления, которая характерна для страны, признающей принципы правового управления агропромышленным комплексом. Как показывает анализ законодательства РФ и монографическая литература, все так называемые развитые рыночные страны широко используют достижения современного научно-технического прогресса, выработанные к концу XX в. интеллектуальной силой общества, взаимозависимых друг от друга социально-экономических систем. В них отмечено, что государственные органы власти и управления способны позитивно повлиять на процессы преобразования аграрного сектора многоукладной экономики страны.
Многие аналитики признают, что в сложных экономических и политических условиях процесса перехода сельского хозяйства России к рынку нельзя преувеличивать возможности рыночных сил, а также монетарных и прочих методов. В постиндустриальном обществе требуется развитие системы государственного управления именно через три ветви государственной власти, благодаря которым используется весь спектр «рычагов» воздействия на экономику.
Принятые законы нужно реализовывать с целью достижения экономического результата в интересах населения страны, именно для этого создаются исполнительные органы государства. Следует признать, что на первом этапе реформирования экономической системы были допущены крупные просчеты. В результате государство было отстранено от своих экономических функций. Это произошло потому, что «лжереформаторы» отрицали и подвергли демонтажу всю управленческую систему экономики. Особенно пострадало от такой политики сельское хозяйство страны. В новых условиях под мнимым предлогом осознанного демонтажа всего коллективного во имя торжества «саморегуляции рыночной экономики», как правило, регулирующая деятельность государства, не реализуется. Так, почти не реализуются такие важные функции, как учет, контроль и отчетность без чего нет и не может быть конечного результата, т.е. достижения тех задач, ради которых и принят тот или иной нормативный правовой акт.
Дальнейшее ослабление управляемости аграрным сектором экономики может привести к непредсказуемым последствиям и поставить под вопрос единство и целостность самого государства, ибо от обеспечения продовольственной безопасности страны зависит и сохранение генофонда нации и возможность реализации задач по вхождению России как развитой агропромышленной инфраструктуры в мировое аграрное хозяйство в статусе его полноправного партнера.
В последнее время в обществе дискутируются проблемы, связанные с наделением россиян земельной собственностью[194]. В феврале 2006 г. Президент России провел пресс-конференцию. Из заданных вопросов первым был земельный вопрос, что подтвердил особую актуальность данного вопроса для граждан страны. Во всех публикациях, выступлениях на различных научных форумах, а также жалобах граждан в различные органы государства, отмечая социальную значимость проведенных земельных реформ, в стране высказывается критика в адрес исполнительной власти. Законодатель, в рамках демонополизации общегосударственной собственности на землю, наделил крестьян земельными долями. Такая акция государства привела к установлению социальной справедливости в отношении граждан России, которые в течении более полувека 20 столетия не имели на правах частной собственности земли.
Есть основание полагать о необходимости применения американского опыта по созданию среднего класса на сельских территориях. Так, еще в 1862 г. в США был принят Гомстентдакт – закон о земельных наделах, согласно которому за символичную плату – за 10 долларов каждый гражданин этой страны мог получить 160 акров (65 га) земли, которая переходила в полную собственность фермера, обрабатывающего ее в течении 5 лет. Не в этом ли решении Правительства США кроется нынешний успех этого государства.
После обращения Д.А. Медведева читателям российской газеты в адрес Первого вице-премьера Правительства РФ автором настоящей статьи был отправлен в его сайт пакет предложений для включения в проект Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». В них шла речь о выдаче свидетельства о праве частной собственности на земельный участок лицам, имеющим земельный пай. По нашему мнению, такая акция должна быть осуществлена по решению федерального центра и за счет федерального бюджета всем гражданам России, которым земельный пай был выделен после реорганизации прежних сельскохозяйственных предприятий {колхозов и совхозов). Причем за счет бюджетных средств, выделенных согласно Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.». От 3 мая 2006 г. №10-Ф1103/112-882 нами получен ответ из Министерства сельского хозяйства РФ, что внесенные предложения будут учтены при принятии упомянутого выше федерального закона по сельскому хозяйству.
По мнению как автора интервью, так и ученых юристов, эффективность государственного управления зависит от разумного сочетания позитивных факторов, накопленных различными общественно-экономическими формациями на протяжении всей истории развития общества. Для достижения результативности сельскохозяйственного производства в условиях многоукладной экономики, мы тоже считаем важным сочетания рыночных механизмов с управленческой деятельностью современного правового государства.
Как показывает деятельность федеральных и региональных властей в ходе преобразований в сфере сельского хозяйства в постиндустриальном обществе, им удалось совершенствовать государственное управление путем максимального использования потенциала трех ветвей власти, каждая из которых, будучи независимой друг от друга, призвана выполнять общие задачи аграрной политики государства.
Тезис «Россия сильна сильными регионами» именно к таковым относятся Республика Татарстан и Республика Башкортостан, потому что в них сосредоточены немалые основные фонды и трудовые ресурсы.
Как правильно отмечено в интервью, основная деятельность сельхозтоваропроизводителей многоукладной сельскохозяйственной экономики осуществляется вдали от урбанизированных центров, и поэтому от эффективной деятельности региональных государственных и муниципальных органов по большому счету зависит быть или не быть зависимым от продовольственной безопасности как части национальной безопасности России. Основная задача органов государственной власти субъектов России заключается в том, чтобы обеспечить потребности населения в продуктах питания по стандартам наиболее развитых рыночных стран. Имеется положительный опыт. Как отмечает автор, передовым примером служит деятельность многоукладного агропромышленного комплекса Республики Татарстан, которая стабильно занимает одну из ведущих позиций по производству сельскохозяйственной продукции в России. Благодаря постоянной поддержке Президента Республики, активно развивается производство для получения качественной сельскохозяйственной продукции, активно внедряются новейшие технологии.
Вывод автора интервью и ученых-юристов совпадает. Понятно, без государственного протекционизма и повышения эффективности местных органов самоуправления в сфере сельского хозяйства нельзя достичь обеспечения продовольствием наших граждан. А это требует, помимо прочего, и создание адекватной к рыночной экономике правовой базы, считает автор интервью. С этим трудно спорить.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|