Сделай Сам Свою Работу на 5

В ИНТЕРЕСАХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ





.

В интервью Г.Г. Файзуллина рассматриваются проблемы повышения роли государства в обеспечении продовольственной безопасности России, анализируются проблемы местного самоуправления на территории Российской Федерации и задачи муниципальных органов, вытекающие из проекта Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", введение которого Госдума отложила на три года.

В соответствии с названным законом на местные и муниципальные органы власти возложена задача по организации сельскохозяйственного производства для обеспечения продовольствием жителей нашей страны, а так же организация работы по дальнейшему развитию всей социальной инфраструктуры населенных мест для создания комфортных условий работы, проживания и отдыха населения. В "Российской газете" от 28 июля 2005 года напечатана статья помощника Президента России Игоря Шувалова "Кремль и правительство не согласны с Госдумой", где он пишет, что администрация Президента России и Правительство Российской Федераций не согласны с Госдумой, что они отложили на три года введение Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".



Регионы по-разному относятся к вводу его в действие. Республика Башкортостан, благодаря стабильной продуманной работе Президента и Правительства по руководству экономикой, развивается более динамично и сегодня является бюджетообразующим регионом. Экономическая ситуация в Республике Башкортостан позволяет ввести в действие ФЗ №131 и ввод в действие этого закона как раз отвечает интересам товаропроизводителей. Руководство Республики Башкортостан много внимания уделяет благоустройству населенных пунктов, строительству дорог, газификации.

Автор из опыта личной работы знает проблемы, о которых он говорит в своем интервью. В 70-е и 80-е годы, до перехода на работу в Совет Министров Башкирской АССР, Г.Г Файзуллин работал заведующим организационным отделом исполкома Уфимского райсовета. Мы являлись коллегами по работе. Я тогда работал заведующим отделом по делам строительства и архитектуры, а затем заместителем председателя исполкома Уфимского райсовета. В то время Уфимский район являлся одним из крупнейших районов республики, где работали крупные сельскохозяйственные товаропроизводители и промышленные предприятия, которые в основном находились в р.п. Шакша. Район являлся многонациональным. В населенных пунктах дружно жили и трудились люди различных национальностей. Районом руководили А.П. Локотченко и А.З. Закиров. Оба имели ученые степени, являлись руководителями – специалистами с масштабным мышлением, знающими проблемы экономики, сельскохозяйственного и промышленного производства. Уфимский район входил в число лидеров по объему и качеству производимой сельскохозяйственной продукции. Руководством были подобраны и расставлены на местах грамотные, опытные руководители, специалисты, рабочие. Все это позволяло развивать, организовывать и обеспечивать рентабельную работу крупных сельскохозяйственных предприятий: совхоза "60 лет Союза ССР"; совхоза "Уфимский"; совхоза "Шемяк"; птицефабрики "Башкирская"; совхоза "Дмитриевский"; птицефабрики "Уфимская"; Учхоза БСХИ и других. Их руководители И.Д. Горлач, А.А. Овчеренко, Г.К. Дорожко, Р.З. Гилемханов, З.К. Юнусов и другие занимались не только организацией производства, но и созданием и развитием социальной инфраструктуры и благоустройством сельских населенных пунктов. Нельзя не отметить огромную организаторскую роль в благоустройстве и развитии социальной инфраструктуры сельских населенных мест исполкомов сельсоветов, общественных организаций и прежде всего профсоюзов. В то время Совет Министров Башкирской АССР, возглавляемый З.Ш. Акназаровым, практиковал проведение выездных семинаров, совещаний по организации и проведении благоустройства населенных мест. Проводились такие семинары-совещания и в Уфимском районе.





В результате проделанной работы в Уфимском районе была создана мощная социальная инфраструктура, обеспечивающая хорошие условия труда, проживания, учебы и отдыха трудящихся. В основном все населенные пункты района были связаны дорогами с твердым покрытием. Значительно повышен уровень газификации населенных пунктов. Интенсивно велось строительство школ, медицинских учреждений, клубов и домов культуры, водопроводных сетей, канализации и очистных сооружений. Степень благоустройства и инженерного обеспечения многих населенных пунктов приближалась к городским, а условия проживания в населенных пунктах д. Николаевка, с. Авдон, с. Михайловка, с. Алексеевка, с. Нурлино, п. Санатория Юматово также соответствовали городским.

Но жизнь не стоит на месте и вся эта громадная социальная нагрузка в условиях рыночной экономики стала мешать эффективной работе хозяйствующих субъектов. Расходы на содержание социальной инфраструктуры на селе легли тяжелым бременем на сельских товаропроизводителей, утяжеляя себестоимость их продукции, делая эту продукцию неоправданно дорогой и по этой причине неконкурентоспособной на рынке в новых экономических условиях. И то, что мы вчера считали достижением, потянуло назад развитие сельскохозяйственных предприятий. Все это наглядно можно увидеть на примере уже названных мной крупных сельхозпредприятий Уфимского района, где экономика и финансовое состояние целого ряда предприятий буксует. К сожалению, многие предприятия не работают должным образом до сих пор. Сокращаются рабочие места, люди не работают, пьянствуют, употребляют наркотики, ведут аморальный образ жизни. Все это мешает движению вперед, ухудшает условия жизни трудящихся. Руководству республики, через соответствующие органы, необходимо усилить контроль над устранением этих негативных явлений, ведущих к деградации наших людей, как личностей. Но выход из этой кризисной ситуации есть. Ведь работает в таких же условиях, в такое же перестроечное время динамично и рентабельно ГУСП "Алексеевское".

Разработка и исполнение программы выхода из такой кризисной ситуации с привлечением всего районного актива, местных руководителей, общественных организаций с системным анализом исполнения поставленных задач позволит вернуть все предприятия района на былой уровень.

Н. Кириллов,

заместитель начальника УКС ФГУП "Башгипроагропром"

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

(Файзуллин Г.Г. Правовое обеспечение развития фермерства. Издание Башкирского государственного университета. Уфа, 1996)

 

Вслед за Российской Федерацией в целом и в одном из ее крупных субъектов – Республике Башкортостан проводятся экономические и правовые реформы для перевода сельского хозяйства на условия рыночной экономики. В предложенной монографии кандидата юридических наук Файзуллина ГГ. делается первая попытка переосмыслить складывающееся законодательство Республики Башкортостан по созданию альтернативных форм хозяйствования на селе.

Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства пробивают себе дорогу с большим трудом. Временами кажется, что развитие фермерских хозяйств застопорилось и, возможно, многие из них обанкротятся. Однако, в целом по Российской Федерации число фермерских хозяйств продолжает расти. Возросло количество земли, предоставленной фермерским хозяйствам, увеличилась их доля в составе валового сельскохозяйственного производства. Выяснилось что фермеры работают более эффективно, чем многие колхозы и совхозы, рассчитывающие только на государственную поддержку.

Позиция автора монографии совершенствование законодательства о фермерских хозяйствах и создания организационно-правовых гарантий их деятельности. Если мы отказываемся от приказной экономики и идем к рыночной то единственно правильное направление – это открыть возможность для свободного развития всех форм организации сельскохозяйственного производства, в том числе и для развития фермерских хозяйств.

В ходе экономических реформ в аграрном секторе стало ясно, что без повышения роли права на современном уровне регулирования отношений по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств практически невозможно. Все это вызывало создание новой правовой основы хозяйственной деятельности, усиливало значение законов в правовом регулировании фермерских хозяйств.

Целью данной монографии является использование в практической работе по реформированию аграрного сектора основ складывающегося законодательства.

Автор книги знаком с фермерством не только по книгам, он имеет богатую практику, постоянно общается с фермерами.

Следует отметить, что Г.Г. Файзуллин был в числе организаторов проведения в 1993 году первой научно-практической конференции "Организационно-правовые проблемы фермерских хозяйств в Республике Башкортостан", материалы которой были опубликованы в печати.

К достоинствам предлагаемой монографии, безусловно, относятся не только выработанная концепция правового обеспечения развития фермерских хозяйств, но и то, что автор развивает понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства, проводя отграничение крестьянских (фермерских) хозяйств от других организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства.

В научном исследовании к.ю.н. Файзуллина Г.Г. впервые ставится вопрос о соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации о земле, о становлении и развитии фермерских хозяйств. Автор тщательно проанализировал противоречия законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации в целом, и высказал свою точку зрения по данной проблеме. Она заключается в том, что законы Республики Башкортостан не могут только копировать законы России, в них должны быть учтены особенности регионального и национального характера.

Автор работы совершенно прав, что развитие фермерских хозяйств неразрывно связано с последовательным осуществлением земельной реформы. Одним из важнейших вопросов в этой области является вопрос о праве собственности на землю. Рассматривая этот вопрос в историческом плане, автор приходит к выводу о необходимости юридического преодоления монополии государственной собственности на землю в Республике Башкортостан. В монографии критически анализируется состояние земельного законодательства, осуществление земельной реформы в республике, предлагаются определенные условия передачи земли фермерским хозяйствам. Автор вносит предложение усилить в законодательстве определенные гарантии для земель сельскохозяйственного назначения: во-первых, установлением повышенных санкций за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения; во-вторых, закреплением права за соответствующими государственными органами принудительного изъятия земли из владения недобросовестных субъектов земельных отношений с компенсацией стоимости земель по рыночным ценам; в-третьих, необходимостью ускорения принятия банковского и залогового законодательств, открывающих возможность развития сети земельных банков, залоговых отношений на селе.

Общеизвестно, что развитие фермерских хозяйств может осуществляться лишь при осуществлении государственного протекционизма. Автор, на мой взгляд, подвергает справедливой критике существующее пассивные отношение некоторых государственных органов к развитию фермерства. Им следует учесть, что колхозы и совхозы в длительное время находились на иждивении государства, а фермерские хозяйства с самого начала существуют на самовыживании, на непрерывном преодолении возникающих препятствий при их организации, выделении им земельных участков, снабжении ГСМ, реализации сельскохозяйственной продукции.

Положительной является разработка автором монографии целой системы конкретных мер по обеспечению развития фермерских хозяйств, которая могла бы реализовать государство. Автор справедливо считает, что для этого должна быть разработана единая государственная программа. Кстати, сегодня она утверждена постановлением Кабинета Министров от 22 августа 1995 года №304 "О мерах по развитию государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и их ассоциаций в 1996- 2000 гг."[206] Разумеется, такая программа может внести корректировку курса государства и усилить поддержку отечественного сельского товаропроизводителя в лице фермерских хозяйств. Особенно важно создание доброжелательного морально-психологического климата вокруг фермерских хозяйств, финансово-кредитная поддержка, система налогообложения и т.д. Общеизвестно, что фермерские хозяйства нуждаются в более прочных организационно-правовых гарантиях их деятельности, которые включают в себя в первую очередь, меры по совершенствованию законодательства в области организации и деятельности фермерских хозяйств. Автор подверг анализу, как федеральное законодательство, так и законодательство республик, в т.ч. РБ, и пришел, на мой взгляд, к верному решению, предложив обновить законодательство и подготовить единый, доступный для всех законодательный акт, регулирующий все вопросы в организации деятельности фермерских хозяйств.

В предложенной монографии красной нитью проходит мысль, что составной частью концепции развития фермерских хозяйств является создание системы защиты их прав и законных интересов. Понятно, что в условиях перехода к рыночным отношениям основной формой защиты прав и интересов фермерских хозяйств является судебная защита. В книге обобщена практика рассмотрения споров с участием фермерских хозяйств в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, показаны недостатки практики рассмотрения гражданских дел данной категории.

Вместе с тем автор монографии более широко подходит к проблемам защиты прав и интересов крестьянских (фермерских) хозяйств. Общеизвестно, в условиях рынка важную роль играют такие организационно-правовые меры как привлечение к обслуживанию крестьянских хозяйств аудиторских и страховых фирм, использование третейских судов. Заслуживают внимания предложения автора о необходимости сближения федерального и республиканского законодательства по основополагающим ключевым моментам, о необходимости отмены в Республике Башкортостан ограничений по купле-продаже земельных участков, об универсализации законодательства и тенденции сближения его с общемировой практикой, о необходимости обеспечения прорыва в решении ряда узловых проблем села через разработку целевых конкретно-направленных программ, об упорядочении организационно-правовых гарантий путем их консолидации в одном унифицированном нормативном акте.

Гарантом деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, по мнению автора, должны быть государственные органы и органы местного самоуправления. Их деятельность в отношении фермерских хозяйств критически проанализирована в научной работе. На конкретных примерах показаны недостатки в их работе.

На мой взгляд, приведенный в конце монографии ряд образцов документов, а также практических советов по созданию фермерских хозяйств в соответствии с действующим законодательством также будет полезным для желающих организовать фермерские хозяйства или открыть свое дело, связанное с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Член-корреспондент Академии наук РБ,

доктор юридических наук,

профессор Ф.М. РАЯНОВ

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.