ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ
ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
(«Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики». Материалы
Научно-практической конференции
Февраля 2007г. Уфа, 2007)
Конституция Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления использовать все имеющиеся у них возможности — материально-финансовые и организационные — для утверждения и развития свободы экономической деятельности на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Одной из видов такой деятельности является производственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Функции органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию агропромышленного сектора различаются. Значительную роль в регулировании и координации деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей призваны сыграть органы местного самоуправления. Они должны быть независимы от государства[180].
Государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но и возлагает на них исполнение ряда собственных функций, сопряженное, прежде всего, с постоянными контактами с населением. При этом особенно важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за их исполнением.
Содержание деятельности органов местного самоуправления распадается на два направления – властное и экономическое, поскольку методы деятельности этих органов по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми они вынуждены контактировать[181].
Субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на муниципальные предприятия и учреждения, а также на предприятия и учреждения иных форм собственности. Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными. Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия, права же на регулирование хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку речь здесь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений не просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принятых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны.
Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя вопросы как общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна быть положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления. И в связи с этим основной вид деятельности органов местного самоуправления – подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.
На основании вышеизложенного, можно определить, что функциями органов местного самоуправления по регулированию деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей деятельности являются основные направления (включающие соответствующие формы и методы) властно-экономических полномочий органов местного самоуправления по воздействию на основе правовых норм на производственно-хозяйственную активность предприятий, основным видом которых является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
С целью регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей органами местного самоуправления применяются предусмотренные законодательством и вырабатываемые практикой разнообразные формы и методы, которые отчетливо подразделяются на две группы. Первую составляют те из них, которые распространяются только на предприятия и организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данных форм и методов состоит в том, что они отражают субординационный характер взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами производственной деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими же органами утверждаются их учредительные документы — уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.
Говоря о функциях органов местного самоуправления по регулированию деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимо также учитывать, что «государство может делегировать им выполнение определенных государственных функций по регулированию агропромышленного комплекса с выделением необходимых средств»[182]. В этом случае органы местного самоуправления выступают в качестве реализаторов государственной аграрной политики от имени государства.
К ведению местного самоуправления относится контроль за использованием земель и водных объектов местного значения на территории муниципального образования, создание условий, в том числе методами контроля за соответствующими предприятиями, для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.
Второй вид объединяет формы и методы, где властная сущность органов местного самоуправления не носит административно-обязательного характера или не проявляется вовсе. С.В. Киселев отмечает: «Среди главных механизмов, посредством которых осуществляется регулирование аграрного сектора, – экономические рычаги»[183].
Опираясь на них, органы местного самоуправления оказывают помощь и содействие сельскохозяйственным предприятиям в их работе, создают стимулы для развертывания производственно-хозяйственной деятельности вглубь и вширь. На территории того или иного муниципального образования возникают, проверяются практикой, закрепляются наиболее перспективные формы и методы взаимодействия между органами власти и соответствующими предприятиями.
В условиях создания социально ориентированной рыночной экономики с преобладанием в ней предпринимательского способа хозяйствования основной и самой перспективной правовой формой сотрудничества органов местного самоуправления является договор. На основе договоров строятся, например, отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию этих органов как властных структур.
Подтвердил свою жизнеспособность и получивший закрепление в ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный заказ. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
В целом, в России складывается система местного самоуправления, которая одновременно является не только уровнем публичной власти и институтом гражданского общества, но и механизмом реализации государственных задач. В связи с этим, особую роль играет институт передачи отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации, требующий, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создания специального механизма, определяющего последовательность и правомерность действий, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления.
При рассмотрении всех вариантов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, мы руководствуемся, в первую очередь, приоритетом интересов социально-экономического развития муниципального образования, а также возможностью более эффективного осуществления этих полномочий органами местного самоуправления.
Следует заметить, что многие вопросы, входящие в компетенцию муниципальных властей, местные органы могут решать, лишь опираясь на эффективную и рентабельную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку только при этом они способны принимать участие в образовании бюджетов органов местного самоуправления и содействовать реализации социальных программ муниципалитетов. Наличие соответствующей инфраструктуры и условий труда и отдыха являются важным фактором для успешной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Установление тесных связей между сельскохозяйственными предприятиями и органами местного самоуправления могут способствовать улучшению деятельности и тех и других. Практика показывает, что от надлежащей организации местными органами власти медицинского, социально-культурного и бытового обслуживания населения, в значительной мере зависят эффективность работы предприятий, закрепление в них рабочей силы и специалистов, рациональное использование имеющихся ресурсов.
На наш взгляд, можно выделить следующие принципы управления сельским хозяйством на муниципальном уровне:
Принцип полновластия, который означает, что органы местного самоуправления, наделенные некоторыми государственными полномочиями, решают в пределах предоставленных им прав все вопросы местного значения, исходя из интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства в целом;
Принцип невмешательства органов местного самоуправления в оперативную деятельность сельскохозяйственных предприятий;
Принцип координации усилий и сотрудничества всех хозяйствующих субъектов с органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляя свои права и обязанности, должны усилить свое влияние на развитие сельского хозяйства; оказывать необходимую помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в их работе. Свои функции по отношению к сельскохозяйственным предприятиям, органы местного самоуправления не должны осуществлять путем администрирования и вмешательства в производственную и хозяйственную деятельность. В новых условиях повышается значимость заключения договоров, контрактов между органами местного самоуправления и сельскохозяйственными товаропроизводителями по различным вопросам, связанным с эффективным функционированием, как муниципалитетов, так и хозяйствующих субъектов.
Также необходимо обратить особое внимание на необходимость усиления координационных функцийорганов муниципальной власти, которые в настоящее время еще недостаточно координируют работу агропромышленного комплекса.
Укрепление материально-финансовой базы органов местного самоуправления, наделение их широкими и конкретными правами во всех, без исключения, областях деятельности позволит им активнее и эффективнее влиять на социально-экономические процессы, происходящие на их территории, в том числе на становление и развитие интегрированной аграрной экономики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|