Торгово-экономического образования России. Уфа: РГТЭУ, 2006)
Управление сельским хозяйством – это насыщенная и многогранная деятельность всех государственных органов, так как сами преобразования в сельском хозяйстве инициированы государством.
Система управления аграрной отраслью должна, во-первых, обеспечивать проведение единой общегосударственной политики в решении проблем развития сельского хозяйства, тесную увязку действий между ведомствами, отвечающими за тот или иной участок работы. Во-вторых, она должна предусматривать четкое распределение полномочий и ответственности между различными уровнями руководства. В-третьих, она должна ориентироваться на органическое сочетание федеральных целевых программ с самостоятельностью, инициативой хозяйствующих субъектов в решении оперативных вопросов производства и сбыта продукции. И, в-четвертых, эту систему управления следует приблизить к сельскохозяйственному производству, по возможности исключить из нее лишние звенья, сделать ее максимально результативной в том смысле, что уполномоченные государственные органы должны преимущественно играть координирующую роль и воздерживаться от прямого администрирования.
Так государственное управление сельским хозяйством – это целенаправленная деятельность органов государственной власти РФ и её субъектов государства, направленная на социальное обеспечение населения высококачественными продуктами питания, поддерживающими его здоровый образ жизни, с целью обеспечения продовольственной безопасности и конкурентоспособности российского сельскохозяйственного товаропроизводителя на мировом аграрном рынке. Государственное управление аграрным сектором экономики в широком смысле подразумевает осуществление целого комплекса мероприятий политико-правового характера, имеющих целью обеспечить выполнение задач, направленных на удовлетворение потребностей населения страны в качественном продовольствии, иных потребностей, обеспечиваемых за счет сырья, получаемого в сельском хозяйстве. В этом заключается основное предназначение государственного управления сельским хозяйством.
Однако необходимо строго разграничивать такие понятия как «государственное управление» и «государственное регулирование» сельским хозяйством. Они получили широкое освещение, особенно в экономической, социальной, правовой литературе, через них рассматриваются различные аспекты регулирующего воздействия на процессы, как в социальной, так и иных сферах деятельности. Так, соотношение данных понятий позволило В.А. Козбаненко говорить о наличии трех подходов к пониманию:
Первый исходит из того, «что государственное управление и осуществляющие его государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти», «вместо термина «государственное управление» употребляется иной – «исполнительная власть», а «органы исполнительной власти по существу являются органами государственного управления». Но здесь же отмечается, что «исполнительная власть не тождественна государственному управлению», а последнее «есть «форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».
Второй подход сводится к замене термина «государственное управление» на просто «управление» либо «организацию управления». Так в положении об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, федеральные структуры, имеющие к этому отношение, называются в усеченном виде – «органами управления» лесным хозяйством, сельским хозяйством.
Третий подход заключается в радикальном пересмотре содержания понятия «государственное управление», либо даже в отказе от него. Считая, что «такое управление складывается во всех ветвях государственной власти», не исключая и законодательство, правосудие, прокуратуру». Предлагается «развести категории управления и исполнительной власти по наиболее характерным их признакам и на основе сравнительного анализа выяснить сущность государственного управления, его место в современном устройстве государства и его будущее». В результате же делается вывод о том, что «термин «государственное управление» постепенно исчезнет из лексикона российского права».
Но есть и иной взгляд на проблему соотношения рассматриваемых понятий. Он исходит из того, что государственное управление охватывает весь спектр властной деятельности государства, а регулирование выступает составной частью управления. С позиций политологического подхода к объяснению сущности происходящих в обществе процессов такой взгляд не вызывает возражений.
Государство осуществляет правовое воздействие посредством установления общеобязательных правил (норм права). Любое политическое, экономическое воздействие возможно посредством установления общеобязательных правил. Однако необходимо сделать оговорку относительно того, что государственное управление устанавливает общие принципы, законы. Государственное управление – это процесс, деятельность и оно не ограничиваться «установлением законов».
При всех издержках исторического прошлого, Конституция РФ 1993 года заложила основы самонастраивающейся демократической системы государственного управления в широком смысле этого слова. Вышеизложенное позволяет рассматривать государственное регулирование сельского хозяйства как деятельность государства и его органов по воздействию на систему аграрного предпринимательства, функционирующего преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, квот), а так же государственных заказов и иных административных методов.
Суверенное государство вправе принимать все необходимые меры для исключения механизмов, нарушающих единство государственного управления аграрного сектора экономики. Современная российская государственность нуждается в разрешении проблемы отсутствия механизмов поддержания национальных интересов и выработке мер противодействия.
Особое место в государственном управлении аграрным сектором экономики России занимает суд, представляющий особую ветвь государственной власти. Как и в других сферах экономики и в ее аграрной части немыслимо эффективно управлять без независимого и бесстрастного судопроизводства. Она имеет такие широкие полномочия, которых нет ни у законодательной, ни у исполнительной власти; оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами – судами.
В современной России административная юстиция находится еще в стадии становления, поэтому подобные споры разрешаются путем: Во-первых «согласительных процедур», т.е., по существу, третейская форма разрешения споров. Во-вторых, Конституционным Судом РФ рассматриваются дела о проверке конституционности договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, договоры между органами государственной власти субъектов РФ. В-третьих Арбитражным Судом РФ. Эта форма применяется для правовых договоров между государством и различными юридическими лицами и гражданами-предпринимателями. В-четвёртых судами общей юрисдикции. Так разрешаются договорные споры между государственными органами и гражданами.
Государство, определяя аграрную политику, разрабатывая меры, направленные на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и реализацию аграрной реформы, придает большое значение совершенствованию аграрного законодательства формируемого для регулирования и охраны аграрных отношений.
На современном этапе развития сельского хозяйства задачами аграрного законодательства, по нашему мнению, должны выступать:
1) правовое регулирование производственной сельскохозяйственной деятельности с учетом объективных особенностей;
2) правовое обеспечение финансовой деятельности в аграрной сфере;
3)организационно-правовое обеспечение управления сельскохозяйственными предприятиями;
4) создание правовых основ для регулирования аграрных отношений органами местного самоуправления;
5) создание правовых предпосылок для социального развития села;
6) обеспечение аграрной безопасности.
Анализируя правовую базу новой аграрной политики, к сожалению, приходится сделать вывод, что все имеющиеся правовые акты либо являются декларативными, либо слишком недолгосрочными. Считаем, что стране нужен единый нормативный документ, регламентирующий, во-первых, принципы, направления аграрной политики (на долгосрочную перспективу), а так же все действия каждого участника таких правоотношений. К примеру, французский закон «О сельскохозяйственной деятельности» от 09.07.1999 MORAGRX9800053L, который уже среди целей законодательства охватывает гораздо больший круг вопросов. Французский закон «О сельскохозяйственной деятельности» включает в себя очень широкий круг вопросов – начиная с всевозможных выплат, вопросов регистрации, территориальных договоров, заканчивая конкретными указаниями правительству о том, что и в какие сроки необходимо выполнить как и когда отчитаться. На наш взгляд, нижеперечисленные цели могли бы значительно дополнить российское федеральное законодательство, тем самым, позволив регулировать более широкий круг социальных проблем:
– занятость в сельском хозяйстве молодежи, семейный характер, улучшение условий производства, повышение заработной, платы и уровня жизни крестьян, постепенный пересмотр и обеспечение пенсионного минимума крестьян;
– производство качественной и разнообразной сельскохозяйственной, пищевой и непищевой продукции, удовлетворяющей потребности рынков, отвечающей санитарным требованиям, расширение сельскохозяйственного и продовольственного экспорта, а так же укрепление платежеспособных рынков, валоризация земель при помощи внедрения систем производства, адаптированных к их возможностям, поддержание условии, благоприятствующих развитию сельскохозяйственной деятельности в горных районах;
– охрана природных ресурсов и биологического разнообразия, сохранение ландшафтов, проведение общественно полезных мероприятий, приносящих выгоду всем пользователям земельного пространства, расширение исследований в агрономической и ветеринарной области при бережном отношении к животным и их здоровью;
– создание условий для равноправного сосуществования в сельской местности крестьян и прочих сельскохозяйственных работников при сохранении добросовестной конкуренции между различными экономическими секторами.
Перечисленные задачи носят самый общий характер, однако их юридическое закрепление в федеральном законе позволит установить четкие ориентиры при разработке и принятии на их основе иных нормативных правовых актов, придаст всему аграрному законодательству целостный характер.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|