Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОТЕКЦИОНИЗМА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ





(Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного, предпринимательского законодательства в субъектах РФ. Сборник научных трудов. Оренбург, 1997)

 

Государственный протекционизм в буквальном смысле означает следующее: "экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции"'. В условиях рыночной экономики понятие государственного протекционизма в аграрной сфере, на наш взгляд, предполагает целесообразное воздействие государства на отношения, складывающихся в отрасли агропромышленного комплекса преимущественно на основе применения экономических мер и методов. В настоящее время в Российском государстве происходит переход от директивного руководства аграрным сектором экономики к правовым методам. Но это отнюдь не означает полный отказ государства от управления сельским хозяйством вообще. Государство на то и государство, что реализует публичные интересы общества, регулирует и контролирует его.

Общеизвестно, что наиболее развитые страны мира наглядно демонстрируют широкий набор средств и методов государственного протекционизма и эффективно используют этот социальный институт для защиты национальных реформ и выхода из кризиса. Американское хозяйство в свое время тоже переживало очень тяжелый кризис, когда в 1932 году на пост президента был избран энергичный и решительный Ф.Рузвельт. Тогда покупательская способность фермеров и рабочих, ввиду падения цен на сельскохозяйственные продукты резко снизилась, произошло снижение их заработной платы, что привело к увеличению числа безработных. При таких условиях Ф.Рузвельт решил провести ряд мероприятий, которые, несомненно, порывали с традицией полной экономической свободы. Его NRA (National Recovery Administration) преследует цели возрождения нормального хозяйства при помощи мер воздействия со стороны правительства. В отдельных мероприятиях, осуществляемых Ф.Рузвельтом в отношении сельского хозяйства, мы видим также тенденцию поднять цены на продукты сельского хозяйства и сократить продукцию, чтобы таким образом улучшить экономическое положение сельских товаропроизводителей и фермеров и компенсировать им сокращение продукции.





Мероприятия в области сельского хозяйства знаменательны тем, что они представляют собой опыт уравновешивания интересов различных групп производителей при посредстве интервенции государства. С учетом мирового опыта государственная политика в этом отношении должна стать официальной, протекционистской, способной повернуть общественное сознание к нормальному восприятию многоукладной экономики и в аграрном ее секторе. Заметим, характерной особенностью сельского хозяйства является то, что в отличие от других отраслей экономики оно в большей степени нуждается в "покровительстве" со стороны государства. Возможно, это происходит оттого, что ведение сельского хозяйства во всех этапах развития человеческой цивилизации в немалой степени зависит от природно-климатических факторов. К сожалению, полностью устранить их и на технологически развитом этапе социального общества тоже невозможно. Во-вторых, от потребного количества продукции сельского хозяйства напрямую, в конечном счете, зависят успехи или неудачи других сфер социальной жизни общества.

Следует признать, что и государственное, всеохватывающее руководство сельским хозяйством в экстремальных условиях (переход с одного уклада на другой, в условиях войны, преодоления экономических бедствий) имеет большие возможности командно-приказным путем развивать общественное производство более интенсивно в определенном направлении. При такой ситуации государство располагает возможностью решать макро задачи путем концентрации всех сил общества на избранном направлении. Так и случилось в период индустриализации и коллективизации в нашей стране в 30-е годы. Как показала практика, на первых порах казавшиеся высокими темпы пошли на убыль, так как в этом случае экономический интерес производителя и потребителя отходит на задний план или вовсе отрицается. В результате производство сельского хозяйства отторгается от объективных потребностей и интересов и входит в полосу производства затратного характера, что ведет, в конечном счете, к его стагнации.



Отсутствие конкуренции делало экономику плохо восприимчивой к НТР, погашало стремления к совершенствованию производства, делало этот процесс уделом только сознательных героических порывов либо внеэкономического принуждения. Оплата труда при этом строилась на основе государственного нормирования, вела к уравниловке. Однако такое прямое вмешательство государства в аграрную сферу в условиях рыночной экономики в корне меняется. При переходе к рыночной экономике ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения определяет развитие общественно необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в то же время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара.

Тоталитарное государство, проповедующее лишь одну форму собственности и идеологии, несмотря на желания реформировать экономику, в том числе ее аграрный сектор, в прошлом не сумело достичь желаемых результатов, "главным образом из-за полного огосударствления сельскохозяйственного производства и совершенно недостаточного использования правовых средств, призванных обеспечить эффективный механизм этого производства, отсутствия должной правовой базы, которая создала бы уверенность у тружеников села в стабильном и долговременном характере претворяемой в жизнь на каждом этапе развития аграрной политики государства".

Проблема оптимизации взаимодействия государства и экономики имеет свою длительную историю и остается актуальной и сегодня для всех государствообразующих обществ – говорит профессор Ф.М. Раянов. – Чтобы составить правильное представление об оптимальном взаимодействии государства и экономики, необходимо оперировать таким фундаментальным понятием, как "гражданское общество"6. Одним из важных условий создания гражданского общества является принятие такого универсального принципа, как многообразие (собственности, хозяйствования, идеологии). Общеизвестно, что бывший СССР хотя и в технологическом плане в целом отвечал параметрам наиболее развитых стран, но монопольная форма одной собственности не позволяла осуществлять восприятие принципов гражданского общества. Практически во всех развитых странах учитывается особое место немонополизированного, по своей сути, аграрного сектора в рыночной экономике современного типа и осуществляется государственная поддержка цен и доходов сельскохозяйственных производителей, принимаются меры по обеспечению паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Скажем, в конце 80-х годов доля государственных субсидий в общих доходах сельскохозяйственных производителей составляла: в США – 36%, Канаде – 56%, Южной Корее – 50%. Общеизвестно, что от эффективного управления агропромышленным комплексом в первую очередь зависит социальная и политическая стабильность в обществе. Об этом наглядно свидетельствует обострение финансовой ситуации в стране, происходящей по вине государства, которое сегодня является самым крупным должником аграрного сектора экономики и не может рассчитываться с сельскими товаропроизводителями за продукцию. Все это говорит о злободневности приоритетности государственной поддержки села. Экономическое регулирование аграрного рынка заключается в скорейшем принятии следующих мер: а) стимулирование самообеспечения страны сельхозпродукцией; б) выход на эквивалентные отношения между сельским хозяйством и промышленностью; в) поддержка доходов сельских товаропроизводителей с расчетом возможности их дальнейшего расширенного воспроизводства; г) формирование единого экономического пространства внутри государства; д) получение АПК статуса экспортера отечественной продукции на зарубежный рынок. Как отмечено учеными и представителями АПК России, экономическое регулирование аграрного рынка основывается на государственном протекционизме, предусматривающим субсидирование расширенного воспроизводства, налоговое и кредитное стимулирование.

Осуществляемая аграрная реформа с необходимостью требует коренных изменений в государственном регулировании сельского хозяйства. Оно должно учитывать такие новые предпосылки как многообразные формы собственности, свободу предпринимательства, применение договорных цен, либерализацию внешнеэкономической деятельности. По своему содержанию это воздействие носит в основном экономический характер, но его осуществление возможно только при соответствующем юридическом оформлении в них конкретных прав и обязанностей как органов государственной власти и управления, так и сельскохозяйственных производителей, вступающих друг с другом в различные отношения, которые, будучи урегулированными нормами права, выступают и как правовые отношения.

Перевод сельскохозяйственных товаропроизводителей на рыночные отношения руководителями аграрной реформы рассматривается как ослабление протекционистской политики, свертывание мер государственного регулирования и поддержки продовольственного рынка. При этом они исходят из ложной концепции, согласно которой сельское хозяйство представляет саморегулирующую систему, которая без ущерба для своего развития способна оставаться мощным источником поставки финансовых и трудовых ресурсов для других отраслей народного хозяйства. В истекшем пятилетии это также нашло подтверждение. Через возрастающий диспаритет цен и различные платежи из сельскохозяйственных предприятий изымается не только прибавочный, но и значительная часть необходимого продукта. Это приводит к возрастанию невозмещенной части потребленных и использованных средств и предметов труда, резкому отставанию уровня оплаты труда от ее среднего уровня в смежных отраслях АПК.

В условиях рыночной экономики характерно и то, что подлинно федеративные отношения, установленные Конституцией РФ позволяют субъектам Российской Федерации, в том числе и Башкортостану, создать собственную систему законодательства, принятого в рамках их ведения. Собственная система законодательства Республики Башкортостан – это все же благо, которое может существенно помочь в отлаживании общественной жизни. Именно с помощью создания отраслевых законов в республике возрождаются национально традиционные отрасли сельского хозяйства. В настоящее время правовое регулирование таких отраслей сельского хозяйства, как пчеловодство, коневодство и т.д. будет осуществлено на основе республиканского законодательства. Для этого принят Закон РБ "О пчеловодстве в РБ". Предпринимаются и меры возрождения коневодства в республике. Об этом свидетельствует то, что в начале января 1997 года состоялось заседание Комитета Законодательной палаты Государственного собрания Республики по аграрным вопросам, продовольствию, экологии, природным ресурсам и природопользованию, на котором был обсужден вопрос о состоянии и перспективах развития коневодства в республике. Отмечалось, что конезавод 119, другие пчелосовхозы находятся в трудном экономическом положении и нуждаются в государственной поддержке. В принятом постановлении депутаты наметили пути выхода из кризиса в этой важной отрасли сельского хозяйства. Создана рабочая группа по разработке Закона РБ "О коневодстве", призванного регулировать развитие коневодства в республике.

 

 

БАШКОРТОСТАН, РОССИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.