ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА АПК РОССИИ
(Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах центральной и восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других странах СНГ, государствах Балтии: Тезисы докладов международного конгресса, Минск, 9-10 сентября 1999 г. Мн.: БГЭУ, 1999)
В новых условиях перехода от одной экономической системы к другой в нашей стране приобретает особую важность имеющийся опыт наиболее развитых рыночных государств. Принятие и внедрение достижений в области управления современной экономикой является оправданным с любой точки зрения. Поскольку экономические функции государства становятся более сложными, изменяются методы и формы государственного регулирования. Государство в новых условиях обязано обеспечивать благоприятную экономическую, правовую и социально-политическую среду для развития современного рыночного хозяйства
Общеизвестно, само понятие правового регулирования носит смысловую нагрузку (от англ. Law juridical legal regulation rules) — форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Если продолжить анализ нормативно-правовых актов наиболее передовых стран запада, с помощью которых государством обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в аграрной сфере экономики, то мы обнаружим, что доминирующее большинство из них диспозитивные.
Аналитики считают, только коренной поворот всей экономической политики государства к разумному протекционизму и всесторонней защите национального предпринимательства, полностью отвечающий интересам страны, способен изменить положение к лучшему.
По причине глубокого ошибочного курса реформирования аграрного сектора Россия с 6-го места в мире по потреблению населением продуктов питания скатилась на 40-е и оказалась зависимой от импорта сельхозпродукции.
"...Право играет важную роль в определении направлений развития американского сельского хозяйства. Более 20 % американского производства связано с выпуском, распределением и потреблением сельскохозяйственной продукции. Ни один сектор экономики не использует так широко земельные, водные и энергетические ресурсы. Далее в сельскохозяйственном праве сосредоточено большое количество правовых норм, что обусловлено особенностями сельского хозяйства.
Правовое регулирование в сельскохозяйственной сфере осуществляется посредством, как аграрного законодательства, так и гражданского, административного, финансового права. Отмечается и то, что общественные отношения, регулируемые нормами сельскохозяйственного права, очень сложны и многообразны.
Значение действующего законодательства, регулирующего многообразные отношения в сельском хозяйстве, является безусловным, поскольку очевидны достижения аграрного сектора экономики США.
Не случайно Дж. Давидсон выделил 6 факторов, обусловливающих уникальную природу сельскохозяйственного права как предмета законодательства, с помощью которых государство оказывает социальные, экономические и политические воздействия. В их числе:
1) собственность на землю и контроль за ней;
2) преобладающее значение государственного регулирования условий, в которых функционирует аграрный сектор экономики;
3) чрезвычайная экономическая конкурентоспособность сельского хозяйства;
4) огромное политическое, социальное и культурное значение семейных ферм;
5) особая значимость структурных изменений связанных с коммерциализацией сельского хозяйства..."
Организационно-структурные изменения в АПК, помимо создания соответствующей правовой базы, предполагают и переориентацию роли государства при переходе к рыночной экономике. В условиях общецивилизационной трансформации происходит фундаментальное изменение роли государства в общественном развитии. Государство перестает быть лишь политическим институтом, выражающим отношения между классами, и превращается в инструмент выполнения общих политических, экономических и социальных функций.
Роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует и исторической традиции России. Этому же способствуют кризисная обстановка в стране, необходимость жестких мер мобилизационного характера, связанных с поиском выхода из сложившейся ситуации и осуществлением серьезных структурно-технологических и институциональных перемен.
В своей аналитической статье профессор Г.Е. Быстров акцентирует необходимость принятия на государственном уровне "новой экономической политики для России", провозглашенной ведущими учеными экономистами России и США, в которой должен быть блок об обеспечении продовольственной безопасности нашей страны.
Отказ от командно-административной системы управления экономикой не означает полное отстранение государства от экономики вообще. Государство, по своей сути, ориентировано на реализацию публичных интересов общества, регулирование процессов их удовлетворения. Попытка псевдореформаторов полностью устранить государство от регулирования экономики привела к разрушению ее как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, стала основной причиной все более усиливающейся зависимости нашей страны от импорта продовольствия.
В связи с этим задачами государственного регулирования в сфере агропромышленного комплекса являются стабилизация и развитие производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей на селе.
Нынешнее руководство Российского государства постепенно берет курс на максимальное сочетание рыночного механизма с возможностями воздействия на экономику со стороны государства. Наукой доказано, что все системы рыночных стран прошли через это. Именно с помощью "нового курса" Ф. Рузвельта в свое время был преодолен глубокий кризис в экономике США. С тех пор это государство не отходит от протекционистической политики, особенно в области сельского хозяйства. Глубокое осознание общественностью и учеными России катастрофического положения аграрного сектора экономики определило необходимость обсуждения на всероссийском уровне проблемы правового регулирования государственного протекционизма в области возрождения и развития национально-традиционных форм ведения сельского хозяйства в стране. Именно этой проблеме посвящена проведенная в Уфе в феврале 1998 года всероссийская научно-практическая конференция.
Главным направлением радикальной реформы в аграрном секторе экономики страны признано сохранение и укрепление целостности производственно-технических комплексов с одновременным развитием отношений собственности. Мы полагаем, в настоящее время создана правовая основа для коренных организационно-структурных изменений АПК применительно к рыночной экономике. С помощью радикального реформирования в области сельского хозяйства достигнуто становление многоукладного порядка, сформировался класс собственников, способный в жестких условиях конкуренции эффективно развивать сельскохозяйственное производство.
Во многих целевых федеральных и республиканских программах, а также принятых нормативно-правовых актах содержатся стратегические задачи перевода аграрного сектора экономики на рыночные отношения, что позволит России в перспективе стать равноправным членом сообщества наиболее развитых рыночных стран.
И не случайно, научные доклады, сообщения и обзоры посвящены актуальным проблемам сельского хозяйства настоящего времени, а выводы, содержащиеся в них, имеют большое теоретическое и практическое значение. Представляют большой интерес такие вопросы, как реализация права на национально-традиционные формы ведения сельского хозяйства в Российской Федерации, проблемы правового регулирования государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях, о роли органов всех ветвей власти по созданию правовой базы и механизма реализации социально-экономических преобразований в АПК, а также правовой защиты отечественного товаропроизводителя в аграрном секторе экономики страны, и ряд других, не менее важных проблем.
Среди важнейших задач, которые ставит перед собой наше государство — обеспечение продовольственной безопасности страны. Достижение этой приоритетной стратегической задачи должно проявляться в принятии и совершенствовании законодательства о продовольственной безопасности. Государственные программы по поддержке сельского хозяйства России, в том числе ее национально традиционных отраслей, должны привести к стабилизации положения в сельском хозяйстве. Реализация комплекса указанных мер будет способствовать, по нашему мнению, решению актуальных проблем кредитования сельскохозяйственных производителей, поддержке уровня производства и доходов сельского хозяйства, сглаживанию социальных противоречий рыночной экономики и приведет к достижению социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|