|
Отв. ред., д.ю.н., профессор В.Н. Яковлев. Ижевск, 1999)
В 1990-1998 гг. велась постоянная работа по совершенствованию законодательства в сфере аграрных отношений. Особо следует выделить нормы Конституции России и Конституции Республики Башкортостан, в которых содержатся соответствующие статьи, признающие и защищающие равных образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
Развитию предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве способствовало записанное в ст. 34 Конституции РФ положение о том, что “каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности”. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Аналогичные принципы по созданию соответствующей правовой базы для многоукладности сельской экономики заложены в Конституции Республики Башкортостан. Это прежде всего ст. 9 Основного закона, в которой “признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности”.
Происшедшие в последние годы изменения в отношениях собственности в сельском хозяйстве в нашей стране обусловили и весьма активный процесс структурных преобразований в сельскохозяйственном производстве. Этот процесс усилился в 1992 г. после принятия Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. и пакета нормативно-правовых актов правительства Российской Федерации, в том числе постановления правительства РФ №86 от 29 декабря 1991 г. “О порядке реорганизации колхозов и совхозов”. Определенную роль в структурном изменении сыграли и ведомственные нормативные акты, регулирующие реорганизацию колхозов и совхозов. Как показали последующие события, поспешность следовать за центром в реформировании и реорганизации колхозов и совхозов во многих регионах привела к резкому сокращению посевных площадей, следовательно, сокращению сельскохозяйственной продукции и другим негативным факторам, разрушающим наиболее стабильные сельскохозяйственные комплексы в стране. Задача заключается в том, каким образом, не уничтожая прежние сложившиеся сельскохозяйственные структуры колхозов и совхозов, создавать новые субъекты рыночной экономики. “Развиваясь, они должны перестроить колхозы, совхозы, изменить их функции. Им предстоит стать союзом кооперативов, арендаторов, фермеров. Нарождающийся сейчас уклад станет преобладающим в сельском хозяйстве”, – писал еще в 1990 г. известный академик А.М. Емельянов.
Как известно, подход руководителей Республики Башкортостан к реорганизации колхозов и совхозов привел к сохранению наиболее рентабельных и жизнеспособных и позволил постепенно трансформироваться в статусе товаропроизводителей в рыночной экономике. Никто не мыслит современного сельскохозяйственного производства без значительных бюджетных дотаций. Финансовая помощь государства хозяйствам в форме кредитов с условием последующего погашения должна предоставляться наиболее жизнеспособным и перспективным хозяйствам. Без такого механизма при отсутствии эквивалентных отношений и паритетного товарообмена между селом и городом произойдет разорение даже наиболее рентабельных сельскохозяйственных предприятий.
На наш взгляд, устойчивое и стабильное развитие сельского хозяйства в нашей стране возможно обеспечить с учетом наиболее оптимальных моделей рыночных стран по развитию сельскохозяйственного производства.
Изменения в экономической политике требуют создания особой правовой системы, максимально полно отражающей основы рынка. Можно выделить три основные задачи, стоящие на современном этапе перед законодателем. Во-первых, необходимо создать и реализовать действенные правовые механизмы, обеспечивающие товаропроизводителям свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. Второе – обеспечение свободы выбора форм собственности и форм хозяйствования, а также равного функционирования. И, наконец, третье – демонополизация с помощью многообразных правовых рычагов экономической системы.
“Достижение устойчивости и стабильности сельского хозяйства является общегосударственной проблемой, обусловленной, прежде всего объективными причинами, в частности – зависимостью сельского хозяйства от складывающихся природно-климатических и связанных с ними социально-экономических факторов. Необходимость преодоления этой зависимости формирует политический интерес государства к результатам сельскохозяйственного производства. Государство фактически путем проведения организационно-экономических и правовых решений устраняет действие вышеуказанных объективных причин и обеспечивает стабильное и устойчивое развитие сельского хозяйства, тем самым отстаивая национальные интересы продовольственной безопасности страны”.
Реформа в аграрном секторе экономики предусматривает комплексное переустройство АПК, наличие многоукладности сельскохозяйственного производства, многообразие форм собственности на землю, государственный протекционизм сельского хозяйства, его обеспечение современной технологией применительно к рыночной экономике и ряд других важных мероприятий. Весь комплекс этих проблем содержится в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 гг. В указанной программе намечены одиннадцать направлений использования средств федерального бюджета, выделяемых на государственную поддержку сельского хозяйства страны, определено, на какие цели направляются средства государственной поддержки из федерального бюджета, бюджетов ее субъектов, а также местных бюджетов. Для нашей республики большую значимость имеет подготовленная и принятая правительством республики совместно с учеными концепция Программы социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2005 г., которая нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики в республике. Многие эксперты как федерального, так и республиканского уровня признают, что в Башкортостане последовательно проводятся экономические и политические реформы. Создана правовая база для реформирования аграрного сектора республики. Приняты законы о собственности, земельной реформе, о крестьянских (фермерских) хозяйствах, о пчеловодстве. На подходе новый Земельный кодекс и законы о коневодстве, о личном подсобном хозяйстве. Общеизвестно, что от эффективного управления агропромышленным комплексом в первую очередь зависит социальная стабильность в обществе. Однако глубокий кризис в аграрном секторе России не может не сказаться в этой отрасли нашей республики. Все это обязывает общество искать наиболее правильные выходы из этой ситуации, найти новые подходы для поднятия” сельского хозяйства на уровень сегодняшних требований.
В связи с необходимостью реформирования аграрного сектора экономики Президент Республики Башкортостан считает одной из приоритетных задач – создание в республике современной инфраструктуры в сельском хозяйстве. В Послании Президента РБ Государственному Собранию – Курултаю поставлена задача перед парламентариями принять конкретную программу развития агропромышленного комплекса и перейти на этой основе к оптимальной системе земледелия для интенсификации сельскохозяйственного производства.
Весьма актуально прозвучало и выступление главы государства 9 сентября 1998 г. на сессии Законодательной палаты Госсобрания РБ по вопросу “Законодательное обеспечение продвижения по пути реформ”. В нем Президент фактически ориентирует законодателей на необходимость разработки государственной концепции по реформированию аграрного сектора экономики. Поставлена конкретная задача по разработке Закона РБ “О государственном регулировании АПК”. Впервые на уровне Президента высказана мысль о необходимости законодательного обеспечения возрождения и развития традиционных отраслей сельского хозяйства, в том числе коневодства, овцеводства, пчеловодства, кумысоделия.
Сообщество людей как существ разумных
может существовать и функционировать
лишь при том совершенно обязательном условии,
что важнейшим, а в чем-то и центральном
звеном их бытия, их жизни будет право.
С.С. Алексеев
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|