Сделай Сам Свою Работу на 5

В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ





(Актуальные проблемы правовой реформы (Межвузовский научно-теоретический семинар) / Под ред. Председателя Госсобрания – Курултая, д.ю.н., профессора К.Б. Толкачева. Уфа, 1996)

 

Официальное принятие концепции плюрализма собственности на конституционном уровне Российской Федерации и ее субъектов (в том числе в Республике Башкортостан)[12] предопределило создание соответствующей правовой базы возникновения в сельскохозяйственной отрасли экономики совершенно новых форм организации сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) хозяйств, производственная деятельность которых базируется на частной собственности.

В сельской местности, как России, так и Башкортостана идет процесс становления нового уклада жизни. Сельские труженики все большее предпочтение оказывают свободному предпринимательству на принципах экономической выгоды. По данным Госкомстата Республики Башкортостан, по состоянию на 1 января 1994 г. в Башкортостане создано 4640 крестьянских (фермерских) хозяйств. Им для организации на принципах самостоятельного хозяйствования с правами юридического лица выделено 108,8 тыс. гектаров пашни[13]. Несмотря на экономические трудности, объективно возникшие в переходный период, осуществляется политика возможного государственного протекционизма в развитии альтернативных форм организации сельскохозяйственного производства на селе. Это наглядно подтверждает принятие различных государственных программ по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и предпринимательства. Наиболее социально значимой из них является Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы. Долгосрочная программа поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций в условиях рыночной экономики подготовлена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.01.92 г. №44 "О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств". Программа содержит наиболее важные направления государственного протекционизма фермеров, которые в дальнейшем детально прорабатываются нормативно-правовыми актами.



Осуществление программы государственной поддержки предусмотрено в среднесрочный период, т.е. до 1995 года, а в 1996-2000 годах предполагается реализация долгосрочной поддержки фермерства. Именно подобная концепция государственного протекционализма в России привела к тому, что и в Республике Башкортостан на уровне правительства начали серьезно заниматься государственной поддержкой крестьянских (фермерских) хозяйств. В сентябре 1994 года подписано соглашение о взаимном сотрудничестве кабинета министров Республики Башкортостан и АККОБ. Этим соглашением предусмотрено разработать и принять программу развития и государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций на 1994-1996 годы. На поддержку и развитие фермеров правительство Республики Башкортостан планирует выделить 10% кредитных ресурсов, предусмотренных для аграрного сектора[14].



В то же время ряд противоречий между законами Российской Федерации и Республики Башкортостан по части введения института частной собственности на землю не позволяют нашей республике быть в полном смысле в едином экономическом пространстве России. Логика экономических реформ, необходимость при рыночных отношениях свободного перемещения товаров, услуг их финансовых средств, потребность всех хозяйствующих субъектов в вовлечении в гражданский оборот всех средств производства, в том числе и обрабатываемые земли, диктует необходимость приведения земельного кодекса РБ в соответствие с законами о земле, собственности Российской Федерации.

В настоящее время необходимо разработать концепцию правового обеспечения развития фермерства. Исследуя характер правовых норм в законодательстве РБ, мы пришли к выводу об опережении законотворческого процесса над научными исследованиями, научно-практическими разработками и творческими изысканиями по поводу сельскохозяйственной реформы. Правовое регулирование в этой области сегодня осуществляется без четкой концепции. По нашему мнению, необходимо провести научно-правовое осмысление по следующим направлениям:



- место фермеров в аграрной экономике РФ;

- реальные пути оптимизации развития крестьянских (фермерских) хозяйств, в особенности применительно к отдельным территориям;

- обобщение предложений по совершенствованию правового механизма осуществления сельскохозяйственных реформ;

- юридическая помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- правовые меры по развитию агросервиса и иных услуг на селе.

Необходимо также дать анализ аграрно-правовых концепций (подходов) многих ученых правоведов; определить степень разработанности поднимаемых проблем в Башкирии; выработать рекомендации по защите правовыми методами интересов фермеров; разработать пути расширения государственной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Изучая федеральное и республиканское законодательство, мы пришли к выводу о "половинчатой воле" законодателя при использовании им термина крестьянского (фермерского) хозяйства, что наводит на мысль о том, что данная категория будет носить временный, рассчитанный лишь на переходный период, характер. Однако главным является смысловая нагрузка указанного словосочетания. Под крестьянским (фермерским) хозяйством понимается самостоятельно-хозяйствующий на земле субъект сельскохозяйственных отношений, наделенный правами юридического лица. В силу этого следует признать, что крестьянское (фермерское) хозяйство является одной из организационно-правовых форм предпринимательства (предприятий) в области сельхозпроизводства.

Сравнительный анализ федерального и республиканского законодательства позволил нам сформулировать ряд замечаний по поводу законотворческого процесса. Необходимо сближать законодательство Российской Федерации и Республики Башкортостан по основополагающим моментам, в частности по вопросу о собственности на землю, одновременно отказавшись от некоторой излишней детализации там, где это можно решить на уровне республик с учетом их специфики и местных особенностей. Выдвинуто требование к законодателям устранить разительные противоречия, но не копировать "копейка в копейку" аналогичные законы целыми кусками, главами, разделами и т.д. Аграрная реформа в Российской Федерации набирает темпы. Происходят коренные преобразования отношений собственности и формы хозяйствования на селе. Наряду со сложившимися ранее формами собственности заявляет о себе и частная собственность граждан и юридических лиц на землю и другое имущества, движимое и недвижимое. Однако в целом же аграрная реформа пока не привела к преодолению кризиса на селе, который, к сожалению, продолжает углубляться и нарастать.

Снижается производительный потенциал села. Резко падает приобретение машин, оборудования, минеральных удобрений и других материально-технических ресурсов, необходимых для сельскохозяйственного производства, ухудшается плодородие почв. Сокращаются инвестиционные возможности агропромышленного комплекса. В бедственном состоянии находится социальная сфера деревни, сельская культура.

Много объективных причин для накопления негативных явлений в деревне. Одной из них является несовершенство, неполнота, противоречивость и проблемность законодательства, которое призвано обеспечить осуществление аграрной реформы в стране, не дающей пока действенных результатов. Неоправданно затянулась разработка программы аграрной реформы.

На базе новых Конституций РФ 1993 года и Конституции РБ 1994 года незамедлительно, на наш взгляд, должны быть приняты Основы земельного законодательства, а в соответствии с ним законы РБ и РФ "Об акционерных обществах", "О сельскохозяйственной кооперации", "О личных подсобных хозяйствах граждан" и другие, обеспечивающие переход страны к рыночной экономике, в том числе и проведении коренной аграрной реформы.

Существенные изменения и дополнения надлежит внести в законодательство Российской Федерации "О собственности", что способствовало бы устранению имеющихся в них в настоящее время многочисленных противоречий, дублирования в одном и том же вопросе (например, по вопросу о том, кто является субъектом права собственности на имущество товариществ (обществ) и кооперативов и т.д.).

В значительном улучшении нуждается и правоприменительная практика в центре и на местах, недостатки которой сводят на нет многие прогрессивные начинания, заложенные в юридических нормах. Юристам-аграрникам неоднократно предложено наладить мониторинг земель и вести надлежащим образом государственный земельный кадастр. В настоящее время Госкомзем РБ начал реализовывать эти задачи.

Большинство юристов-аграрников стоят за закрепление в законодательстве РБ права на частную собственность, на землю при условии предусмотрения при этом учреждающих мер правового воздействия по отношению к правонарушителям, установления действенных санкций за злоупотребление, за порчу земель сельскохозяйственного назначения и т.д. Считаем перспективным нарабатывать правовую базу по учреждению сети земельных банков и по развитию земельно-залоговых отношений, а также по организации в РБ Агентства по делам фермеров и мелкотоварному предпринимательству.

Безусловно, требуется усовершенствование налоговой политики под лозунгом: максимум льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям, возделывающим земельные участки.

Юристами-аграрниками проанализирована практика защиты прав и интересов фермеров правоохранительными и судебными органами. Обращено внимание на специфику мер защиты в области правоотношений. В качестве гарантий правовой защищенности предложено: уменьшить размер госпошлины для фермеров, установить оплату услуг адвокатов через ассоциации К(Ф)Х, а в оговоренных случаях – бесплатно за счет государства и др. с законами о земле, собственности Российской Федерации. Только в случаях наделения крестьян правомочием собственника на землю можно ожидать эффективной работы фермеров по наращиванию производства сельскохозяйственной продукции. Все это предполагает необходимость дальнейшего совершенствования Закона РБ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Назрела проблема активизировать разработку и принятие второй части гражданского кодекса, законодательных актов о крестьянских (фермерских) хозяйствах, об акционерных обществах, ценных бумагах, биржах.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.